Системное недоразвитие речи у ребенка с интеллектуальными нарушениями
консультация по логопедии
Системное недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья.В процессе диагностики могут быть выявлены разные степени выраженности системного недоразвития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью). Основным ожидаемым результатом освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с ОВЗ является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности, в соответствии с его психическими и физическими возможностями, в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnoe_nedorazvitie_rechi_u_rebenka_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Повалюхина И.А.
Системное недоразвитие речи (далее - СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Р.И. Лалаева выделила три степени выраженности системного недоразвития речи (СНР) при умственной отсталости: тяжелую, среднюю и легкую. В процессе диагностики могут быть выявлены разные степени выраженности СНР у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
1) СНР тяжелой степени:
- грубо нарушен объем, точность, активность, переключаемость движений губ, языка;
- полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение четкости, внятности;
- затрудненное воспроизведение структуры малознакомых слов, фраз, нарушение структуры слов;
- грубое недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм);
- фраза состоит из 1-4 лепетных усеченных слов, часто малопонятна, вне конкретной ситуации понятной быть не может;
- словарный запас ограничен бытом и ближайшим социальным окружением;
- несформированность процессов словообразования;
- выраженные аграмматизмы, нарушение сложных и простых форм словоизменения;
- отсутствие или грубое недоразвитие связной речи;
- моторика развита слабо;
- нарушение формирования навыков письменной речи вследствие интеллектуальной недостаточности и грубого речевого недоразвития или алексия, аграфия (полная неспособность овладения навыками письма и чтения).
2) СНР средней степени:
- нарушение точности, переключаемости движений органов артикуляции, точных дифференцированных движений языка;
- полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения, нарушение дифференциации автоматизированных звуков;
- затруднения в воспроизведении структуры сложных слов и фраз;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- фраза простая, часто аграмматичная, нередко фразы неполные по составу;
- недостаточная сформированность связной речи;
- моторика развита недостаточно;
- выраженная дислексия, дисграфия.
3) СНР легкой степени:
- нарушение звукопроизношения отсутствует или носит мономорфный характер;
- фонематическое восприятие и фонематический анализ, в основном, сформированы;
- имеются трудности определения последовательности и количества звуков на сложном речевом материале;
- словарный запас ограничен;
- в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном обследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования существительного и прилагательного в косвенных падежах множественного числа;
- нарушение сложных форм словообразования;
- в пересказах отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены лишь некоторые смысловые отношения;
- нерезко выраженные дисграфии, дислексии.
Таким образом, речевые нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются различной структурой дефекта и степенью выраженности.
Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов
познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента образовательной программы дошкольного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями определяет специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетания которых определяет особые образовательные потребности детей.
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с интеллектуальными нарушениями проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка.
Современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями позволяют выделить особенные образовательные потребности.
К таким потребностям относятся:
- выделение пропедевтического (подготовительного) периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Основным ожидаемым результатом освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с ОВЗ является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности, в соответствии с его психическими и физическими возможностями, в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.
Список литературы
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...
Постановка проблемы нарушения связной речи у детей с системным недоразвитием речи
Под системным недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприят...
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Рабочая программа по логопедии "Коррекция системного недоразвития речи у обучающихся 1-7 классов с нарушением интеллекта"
Увеличение количества учащихся с системным недоразвитием речи, испытывающих значительные трудности в усвоение программного материала, очень незначительное количество специальной литературы, отсутстви...
Индивидуальное занятие с Ребенком с системным недоразвитием речи
Индивидуальное занятие по развитию речи, включает: 1. Развитие артикуляционной и мелкой моторик, а так же дыхания.2. Проговаривание гласных звуков [а,о,у,и] и согласных губно-губных [ п,б,м] и гу...
Буклет: Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3- 4 года обучения
Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словобразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3-4 года обучения...
Выступление на ГМО учителей - логопедов "Использование методики Воробьёвой В.К. для развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи".
Распространение опыта среди коллег по данной теме....