Логопедический досуг для воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «С мячиком играем – речь развиваем!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу впервые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_dosuga_s_myachikom_igraem-rech_razvivaem.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические игры с мячом для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в процессе использования дидактических игр с мячом.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик и желание у детей участвовать в дидактических играх с мячом;
- познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями мячей предназначенных для спортивных игр;
- способствовать развитию лексико-грамматического строя речи;
- формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь, вызывать желание совершенствовать свою речь;
- развивать координаторные способности, двигательную активность и межанализаторное взаимодействие.
- развивать любознательность как основу познавательной активности у дошкольников;
- формировать правильное и осмысленное употребление слов в речи.
Оборудование: резиновый мяч, тряпичный мяч, набор пластмассовых мячей (зеленые, синие, красные), мячи, предназначенные для различных видов спорта.
Организационный момент. Логопед загадывает загадку:
По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в... (мяч).
Ход мероприятия.
1. Беседа.
Логопед показывает мяч и спрашивает у детей: «Что вы о нём знаете?»
- Люди с Древних времён играют с мячом. Раньше играли с мячиком из тряпок, из лыка. Их могли набить песком. Были мячи из шерсти. Сейчас мы играем с резиновыми мячами, кожаными. Они лёгкие, упругие. Бывают разного цвета, размера и назначения.
Логопед показывает детям разные мячи и спрашивает о них: «А что можно делать с этим мячом? А в какую игру играют футбольным мячом? И т. д.»
2. Дидактические игры с мячом.
Игра «Назови одним словом».
Мяч бросаю, не зевай –
Одним словом называй!
Чашка, тарелка, вилка, кастрюля – (посуда).
Машинка, кукла, паровоз, кубики – (игрушки).
Кроссовки, туфли, сапоги, босоножки – (обувь).
Платье, футболка, носки, куртка – (одежда).
Автобус, самолет, корабль, поезд – (транспорт).
Жук, бабочка, муравей, стрекоза – (насекомые).
Аист, ласточка, голубь, ворона – (птицы).
Волк, лиса, заяц, медведь – (дикие животные).
Корова, баран, собака, коза – (домашние животные).
Дуб, береза, клен, сосна – (деревья).
Малина, клубника, черника, смородина – (ягоды).
Игра «Животные и их детеныши»
Человеческие дети
Знают всех зверят на свете.
у тигра – тигренок у льва – львенок у слона – слоненок у оленя – олененок у лося – лосенок у лисы – лисенок у медведя – медвежонок у верблюда – верблюжонок у волка – волчонок | у зайца – зайчонок у кролика – крольчонок у белки – бельчонок у коровы – теленок у лошади – жеребенок у свиньи – поросенок у овцы – ягненок у курицы – цыпленок у собаки – щенок |
Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Кто в берлоге, кто в норе?
Кто в гнезде, а кто в дупле?
Мяч скорей ты мне бросай
И домики называй!
белка живет – в дупле лиса живет – в норе медведь живет – в берлоге собака живет – в конуре | пчелы живут – в улье волк живет – в логове птицы живут – в гнезде рыбы живут – в воде |
Игра «Кто как подает голос?»
Отвечай, да поскорей
Назови язык зверей.
корова – мычит тигр – рычит змея – шипит мышка – пищит собака – лает | волк – воет утка – крякает гусь – гогочет свинья – хрюкает лягушка - квакает |
Игра «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет,
Кто ползет, а кто идет.
Летают - (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)
Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)
Ползают – (змеи, гусеницы, черви)
Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)
Игра «Где мяч?»
Вариант 1: Ребенок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч около правой ноги, положи мяч перед собой, сзади от себя», т. д.
Вариант 2: Ребенок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом, за шкафом).
Игра «Скажи наоборот»
Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот.
широкий – (узкий) большой – (маленький) старый – (молодой) горячий – (холодный) хороший – (плохой) умный – (глупый) | веселый – (грустный) острый – (тупой) легкий – (тяжелый) добрый – (злой) радостный – (печальный) ясный – (пасмурный) |
Игра «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?
шкаф из дерева – (деревянный) бутылка из стекла – (стеклянная) рукавички из меха – (меховые) тазик из меди – (медный) | медвежонок из плюша – (плюшевый) ваза из хрусталя – (хрустальная) сок из клюквы – (клюквенный) сумка из кожи – (кожаная) |
Игра «Чья голова?»
Чья у зверя голова?
Подскажи скорей слова.
у вороны – (воронья) у рыси – (рысья) у рыбы – (рыбья) у кошки – (кошачья) у зайца – (заячья) | у лошади – (лошадиная) у лебедя – (лебединая) у оленя – (оленья) у лисы – (лисья) у собаки – (собачья) |
Игра «Что бывает круглым?»
Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)
Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)
Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)
Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)
Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).
Игра «Вправо – влево»
Если все мы встанем в круг,
Мяч тебе я брошу, друг!
Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного:
Был один, а станет много.
стол – столы двор – дворы нос – носы гора – горы мост – мосты дом – дома день – дни | стул – стулья перо – перья носок – носки утенок – утята слоненок – слонята лоб – лбы ухо – уши |
Игра «Веселый счет»
Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.
один стол – пять столов один слон – пять слонов один гусь – пять гусей один лебедь – пять лебедей одна майка – пять маек одна шишка – пять шишек | один утенок – пять утят один заяц – пять зайчат одно платье – пять платьев одна пуговица – пять пуговиц одна книга – пять книг одна конфета – пять конфет |
Игра «Назови ласково»
В мячик дружно мы играем,
Слова ласково называем.
солнце – солнышко дождь – дождик дерево – деревце цветок – цветочек гриб - грибочек облако - облачко | лист – листочек лавка – лавочка мяч – мячик конфета – конфетка стол – столик стул - стульчик |
Игра «Кто, чем занимается?»
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
строитель – (строит) повар – (варит) носильщик – (носит) уборщица – (убирает) художник – (рисует) | фотограф – (фотографирует) продавец – (продает) парикмахер – (стрижет) врач – (лечит) учитель – (учит) |
3. Подведение итогов.
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали?
(Дети передают из рук в руки мячик и отвечают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - практикум для родителей воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Развитие навыков звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей 7-го года жизни с ОНР»
Представленный материал отражает основное содержание консультации в виде практического занятия учителя-логопеда для родителей воспитанников 7-го года жизни с ОНР по формированию у них навыков звуковог...
Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Дарите людям доброту"
Представляю Вашему вниманию конспект речевого досуга в котором затрагиваются нравственные вопросы: "Что такое доброта?", "Что значит быть добрым человеком?", "Какие добрые пос...
Досуг для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Правила дорожные для детей несложные»
Проведение досуга направлено на формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Задачами данного мероприятия является закрепление знаний о правилах ...
Сценарий практико–ориентированной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) «Старинные русские меры длины»
Цель: познакомить детей с некоторыми старинными русскими мерами длины (ладонь, локоть, пядь, шаг) и способами измерения с их помощью.Цель (детская): найти приз, выстроив маршрут поиска, использу...
Тематическое занятие ко Дню защитника Отечества для воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Готовый сценарий для детей 6 - 7 лет с речевыми недостатками....
Сценарий игровой обучающей ситуации с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).
Игра-квест "За космическими сокровищами" позволило пополнить мою копилку инновационными решениями обычных занятий. Игра заинтересовала детей, ведь искать "клады" - это так весело! ...
КОНСПЕКТ НООД по художественно-эстетическому направлению с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Цель: познакомить с техникой - торцевания из салфеток; (изготовление аппликации, применяя технику торцевания).Программные задачи: учить детей понимать и передавать пространственное отношение (сверху, ...