Формирование фонетической стороны речи у детей с двуязычием
консультация по логопедии (старшая группа)
Данный материал будет интересен педагогам, которые занимаются с двуязычными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvuyazychie.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонетической стороны речи
у детей с двуязычием
Многие исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей отмечают недоразвитие фонетической стороны речи у ребёнка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. Профилактика данных ошибок является постановка и закрепление правильной артикуляции звуков русской речи.
У детей из семей мигрантов, то есть выходцев из разных регионов и носителей различных языков, можно выделить ряд характерных особенностей звукопроизношения. Во-первых, у таких детей отсутствуют мягкие варианты фонем [т'], [д’], [к’], [г’]. При этом эти фонемы либо заменяются на другие, либо употребляются без смягчения. Во-вторых, в родном языке детей нет звука [л’], употребляемого в обратных слогах, но в сочетаниях ля, лю, ли, лё, ле этот звук произносится верно. Также сюда можно отнести смягчение отдельных согласных звуков, если они произносятся в сочетании с гласным [ы].
Постановка данных звуков чаще всего может быть осуществлена по подражанию или при постановке [т'], [д’] и заднеязычных [к’], [г’] с механической помощью. Автоматизация звуков проводится в обычном порядке: в слогах, словах, во фразах, стихотворениях и связных текстах. Далее представлен речевой материал для автоматизации тех звуков, которые чаще всего нарушаются у детей с двуязычием.
Автоматизация звука [к’].
В ударной позиции: кит, кисть, киви, килька, кинуть, кислый, очки, коньки, букет, кепка, охотники, кегли, кекс, пакет, кеды, этикетка, налегке, вдалеке.
В безударной позиции: кино, кивать, кипяток, кивок, кисель, кипеть, яблоки, домики, маки, тонкий, веники, сладкий, кенгуру, глубокий, кефир, океан, Китай.
Игра «Один – много».
Лягушка - … Мячик - … Зайка - …
Ветка - … Линейка - … Сосулька - …
Кошка - … Домик - … Клубок - …
Коробка - … Нитка - … Рука - …
Вилка - … Носок - … Полка - …
Ложка - … Шапка - … Куртка - …
Тарелка – … Бочка - … Юбка - …
Чашка - … Бабочка - … Мышка - …
Сумка -… Молоток - … Палка - …
Булка - … Иголка - … Синичка - …
Беседка - … Кубик - … Ящик - …
Игра «Скажи наоборот».
Большой – маленький
Высокий – низкий
Широкий – узкий
Длинный – короткий
Во фразах и стихах.
Булки, пироги пеки Ест киска суп из миски,
Не из снега, из муки. Сыта киска, пуста миска.
Автоматизация звука [г’].
В ударной позиции: гимн, гибкий, гиря, богиня, сапоги, ангина, утюги, герб, гений, гетры, Гена.
В безударной позиции: гитара, гигант, деньги, гимнастка, герань, геркулес, бегемот, география, генерал, герой.
Игра «Один – много».
Дорога - …
Книга - …
Шаг - …
Радуга - …
Бумага - …
Сапог - …
Во фразах и чистоговорках.
Гена играет гимн на гитаре.
У Ангелины подгибаются ноги.
В избушке у бабушки Яги
Ватрушки и пироги.
Автоматизация звука [т’].
В ударной позиции: утята, лентяй, котята, ботинки, цвети, везти, тихо, паутина, картина, артист, стенка, тесто, постель, тело, метель.
В безударной позиции: пластилин, чистит, бантик, ластик, части, стихи, гости, кости, лапти, пастила, стекло, мультик, ветер, дятел, телефон.
Игра «Скажи ласково».
Кот - …
Мост - …
Хвост - …
Бант - …
Лист - …
Зонт - …
Игра «Делайте, как я».
Везу – везите
Сплю - …
Гуляю - …
Отдыхаю - …
Смеюсь - …
Мою - …
Во фразах и чистоговорках.
У Кости интересные картинки.
Помогите тете Моте
Утят найти в болоте.
Автоматизация звука [д’].
В ударной позиции: один, диво, диктор, диск, редиска, впереди, дожди, трудись, родители, день, дело, девочка, десять, дерево, девять, дети, одежда.
В безударной позиции: диктант, диван, директор, диета, дикарь, площади, жадина, деревня, декабрь, детеныш.
Игра «Один – много».
Желудь - …
Гвоздь - …
Лебедь - …
Во фразах и чистоговорках.
Не буди медведя – обидит.
Дима сидит на диване,
Дима дома один.
Автоматизация звука [л’].
В конце слова: сталь, даль, медаль, рояль, ель, июль, цель, метель, щавель, табель, шинель, учитель, апрель, родитель, победитель, картофель.
В середине слова: пальто, альбом, пальчик, спальня, кольцо, больной, бульон, сосулька, колокольчик, будильник.
Игра «Один – много».
Уголек - …
Кулек - …
Мотылек - …
Игра «Скажи ласково».
Капля - …
Мыло - …
Вафля - …
Игра «Скажи наоборот».
Здоровый - …
Маленький - …
Слабый - …
Во фразах и чистоговорках.
В кастрюле булькает бульон.
Валька лечит больного бульдога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»
Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)
Задачи:ü учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü ...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Звуки [С] – [З]
Дифференциация звуков С-З....
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...
Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»
Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....
«Формирование лексической стороны речи у детей с двуязычием»
laquo;Формирование лексической стороны речи у детей с двуязычием»...