Формирование фонетической стороны речи у детей с двуязычием
консультация по логопедии (старшая группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Данный материал будет интересен педагогам, которые занимаются с двуязычными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvuyazychie.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонетической стороны речи

у детей с двуязычием

Многие исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей отмечают недоразвитие фонетической стороны речи у ребёнка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. Профилактика данных ошибок является постановка и закрепление правильной артикуляции звуков русской речи.

У детей из семей мигрантов, то есть выходцев из разных регионов и носителей         различных языков, можно выделить ряд характерных особенностей звукопроизношения. Во-первых, у таких детей отсутствуют мягкие варианты фонем [т'], [д’], [к’], [г’]. При этом эти фонемы либо заменяются на другие, либо употребляются без смягчения. Во-вторых, в родном языке детей нет звука [л’], употребляемого в обратных слогах, но в сочетаниях ля, лю, ли, лё, ле этот звук произносится верно. Также сюда можно отнести смягчение отдельных согласных звуков, если они произносятся в сочетании с гласным [ы].

Постановка данных звуков чаще всего может быть осуществлена по подражанию или при постановке [т'], [д’] и заднеязычных [к’], [г’] с механической помощью. Автоматизация звуков проводится в обычном порядке: в слогах, словах, во фразах, стихотворениях и связных текстах. Далее представлен речевой материал для автоматизации тех звуков, которые чаще всего нарушаются у детей с двуязычием.

Автоматизация звука [к’].

В ударной позиции: кит, кисть, киви, килька, кинуть, кислый, очки, коньки, букет, кепка, охотники, кегли, кекс, пакет, кеды, этикетка, налегке, вдалеке.

В безударной позиции: кино, кивать, кипяток, кивок, кисель, кипеть, яблоки, домики, маки, тонкий, веники, сладкий, кенгуру, глубокий, кефир, океан, Китай.

Игра «Один – много».

Лягушка - …                  Мячик - …                     Зайка - …

Ветка - …                       Линейка - …                  Сосулька - …

Кошка - …                      Домик - …                     Клубок - …

Коробка - …                   Нитка - …                      Рука - …

Вилка - …                       Носок - …                      Полка - …

Ложка - …                      Шапка - …                     Куртка - …

Тарелка – …                   Бочка - …                       Юбка - …

Чашка - …                      Бабочка - …                   Мышка - …

Сумка -…                       Молоток - …                  Палка - …

Булка - …                       Иголка - …                     Синичка - …

Беседка - …                    Кубик - …                      Ящик - …

Игра «Скажи наоборот».

Большой – маленький

Высокий – низкий

Широкий – узкий

Длинный – короткий

Во фразах и стихах.

Булки, пироги пеки                                Ест киска суп из миски,

Не из снега, из муки.                              Сыта киска, пуста миска.

Автоматизация звука [г’].

В ударной позиции: гимн, гибкий, гиря, богиня, сапоги, ангина, утюги, герб, гений, гетры, Гена.

В безударной позиции: гитара, гигант, деньги, гимнастка, герань, геркулес, бегемот, география, генерал, герой.

Игра «Один – много».

Дорога - …

Книга - …

Шаг - …

Радуга - …

Бумага - …

Сапог - …

Во фразах и чистоговорках.

Гена играет гимн на гитаре.

У Ангелины подгибаются ноги.

В избушке у бабушки Яги

Ватрушки и пироги.

Автоматизация звука [т’].

В ударной позиции: утята, лентяй, котята, ботинки, цвети, везти, тихо, паутина, картина, артист, стенка, тесто, постель, тело, метель.

В безударной позиции: пластилин, чистит, бантик, ластик, части, стихи, гости, кости, лапти, пастила, стекло, мультик, ветер, дятел, телефон.

Игра «Скажи ласково».

Кот - …

Мост - …

Хвост - …

Бант - …

Лист - …

Зонт - …

Игра «Делайте, как я».

Везу – везите

Сплю - …

Гуляю - …

Отдыхаю - …

Смеюсь - …

Мою - …

Во фразах и чистоговорках.

У Кости интересные картинки.

Помогите тете Моте

Утят найти в болоте.

Автоматизация звука [д’].

В ударной позиции: один, диво, диктор, диск, редиска, впереди, дожди, трудись, родители, день, дело, девочка, десять, дерево, девять, дети, одежда.

В безударной позиции: диктант, диван, директор, диета, дикарь, площади, жадина, деревня, декабрь, детеныш.

Игра «Один – много».

Желудь - …

Гвоздь - …

Лебедь - …

Во фразах и чистоговорках.

Не буди медведя – обидит.

Дима сидит на диване,

Дима дома один.

Автоматизация звука [л’].

В конце слова: сталь, даль, медаль, рояль, ель, июль, цель, метель, щавель, табель, шинель, учитель, апрель, родитель, победитель, картофель.

В середине слова: пальто, альбом, пальчик, спальня, кольцо, больной, бульон, сосулька, колокольчик, будильник.

Игра «Один – много».

Уголек - …

Кулек - …

Мотылек - …

Игра «Скажи ласково».

Капля - …

Мыло - …

Вафля - …

Игра «Скажи наоборот».

Здоровый - …

Маленький - …

Слабый - …

Во фразах и чистоговорках.

В кастрюле булькает бульон.

Валька лечит больного бульдога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....

«Формирование лексической стороны речи у детей с двуязычием»

laquo;Формирование лексической стороны речи у детей с двуязычием»...