Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)

Михайлова Светлана Леонидовна

Логопедическая работа в дошкольных учреждениях занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. Использование различных игр и упражнений  для профилактики дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза речевого потока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний детьми. Интерес к проблеме раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма и чтения у детей обусловлен тем, что письмо играет важную роль в деятельности человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе обучения. И период начального обучения грамоте в дошкольном возрасте включает в себя представления об акустическом, артикуляторном, оптическом, и кинестетическом образе слова.

Логопедическая работа в дошкольных учреждениях занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка.

Учителя-логопеды уделяют особое внимание коррекции дефектов звукопроизношения и профилактике нарушений письменной речи – дисграфии. Также обязательно у детей развиваем двигательные функции рук и графомоторные навыки, формируем и навыки языкового анализа и синтеза, в большинстве случаев при занятии с логопедом дети с ОНР овладевают и  навыками символизации устной речи с помощью букв.

Что же такое дисграфия?

-это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематического и лексико- грамматического строя речи. а также в процесс письма активно включается еще и глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, рече -двигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.

Если мы проследим за развитием речевого слуха, то увидим, что уже на первом году жизни ребенок проявляет внимание к резким звукам, прислушивается к разному шуму. Уже в три - четыре месяца ребенок без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой (например, к голосу мамы), с удовольствием слушает песни и музыку, начинает лепетать, подражать этим звукам. К концу первого года жизни ребенок  при нормальном развитии фонематического слуха различает часто употребляемые слова.

        На втором году жизни, несмотря на то, что речь ребенка еще несовершенна, фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различить все фонемы родного языка, в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых (к концу второго года) , но пока собственную речь контролировать не способен.

Самое главное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в своей собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется  к концу третьего года жизни, то малыш не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

        На четвертом году жизни фонематический слух становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками  анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Выделяют пять видов дисграфии:

1. Артикуляторно- акустическая.

Она связана с нарушением звукопроизношения у детей, со стойкими звуковыми заменами в устной речи ребенка, опираясь на которое ребенок фиксирует неправильное произношение на письме (как говорю, так и пишу). Это значит, что до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя. При письме же наблюдаются однотипные звуковые замены, (если ребенок говорит «ЛАКЕТА» вместо  «РАКЕТА», то так он и пишет).

2. Акустическая дисграфия:

В ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв, т.е. в устной речи ребенок произносит звуки правильно, но при письме он их заменяет на буквы фонетически близкие этим звукам. Чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие и глухие (п - б; в – ф; д –т; ш-ж и т.д.), свистящие и шипящие (с – ш; з – ж и т.д.), аффрикаты и входящие в него компоненты (ц - с; ч – ть; ц - т). Напрмер, ребенок напишет вместо «БОЛОТО» - «ПОЛОТО».

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Выражается в том, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова, разделить слова на слоги, ребенок часто пропускает буквы и слоги в словах, переставляет их местами, недописывает слова или вставляет лишнее. Слитно пишет несколько слов. В итоге запись слов, не говоря уже о фразах становится невозможной ( «трактор» - записывается как «трктор», «стол» - столол, «лампа» - «ла  мпа» и т.д.)

4.Оптическая дисграфия :

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявляется в трудности усвоения зрительных образов букв, многие из которых кажутся ребенку похожими. Ведь все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов, которые по - разному комбинируясь в пространстве и образуют буквы. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Ребенок их заменяет (И – заменяет Ш; Ц- Щ; А- М; В- Д Ш- Т), ребенок недописывает элементы буквы, или зеркально изображает их.

5. Аграмматическая дисграфия :

Этот вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы  вопреки правилам грамматики. Аграмматизмы на письме встречаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Ребенок никак не может овладеть функцией словообразования и словоизменения. Не может правильно изменять слова по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой (« Грибы расти под елка», «красивый сумка»).

6. Смешанная форма дисграфии :

Это несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.

Достижение эффективности в коррекционно - развивающей работе по устранению различных форм дисграфии возможно за счет взаимодействия всех сторон  педагогического процесса, в частности, учителя, учителя- логопеда, психолога, родителей.

Родителям всегда хочется сказать , что дисграфия никогда не возникает из ничего.

Работа по ее устранению должна начинаться не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучению грамоте.

Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи , так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Нужно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К ранней профилактике дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций. Которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Несомненна связь фонематических и лексико - грамматических представлений. При планомерной работе  по развитию фонематического слуха дети намного лучше  воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы,  предлоги при стечении согласных и тд.

Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно  становление его высшей ступени – звукового анализа , операции разделения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков слогов и слов. А без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа дети с ОНР не овладевают грамотным чтением и письмом.

Формирование фонематических процессов важно особенно на начальных этапах развития ребенка в дошкольном возрасте. Дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза речевого потока – часто встречающийяся у детей вид дисграфии.

Поэтому дисграфия данного вида связана с нарушениями реализации фонетического принципа.

Развитие фонематического восприятия ребенка приходит несколько стадий:

- дофонетическая стадия: полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей;

- начальная стадия овладения  восприятием фонем: различается акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам. Слово воспринимается глобально. Дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением, но неправильное  произнесение слов еще не узнается.

- правильные образы звучания фонем  преобладают в  восприятии, но ребенок продолжает  узнавать неправильно произнесенное слово, т.к. сенсорные эталоны фонематического  восприятия еще нестабильны.

- завершающая стадия развития фонематического восприятия: ребенок слышит и говорит правильно. перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова. До этого момента фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно при наличии оптимальных условий речевого окружения.

- следующий этап  анализ звуковой стороны слов( наступает только благодаря целенаправленному обучению). Достижение данного этапа развития фонематического восприятия является необходимой предпосылкой овладения фонематическим анализом.

Способность к развитию фонематического анализа и синтеза не является врожденной, а воспитывается у детей в процессе их обучению грамоте.

Использование различных игр и упражнений является наиболее продуктивным средством обучения ,

Приемы, помогающие детям лучше запомнить зрительный образ буквы (по И. Л. Колесниковой)

- лепка из пластилина;

- выкладывание из палочек, спичек, мозаики;

- вырезание из цветной бумаги;

- лепим букву из теста или выдавливаем ее с помощью трафаретов;

- отгадывание букв с закрытыми глазами на ощупь;

- рисование буквы в воздухе.

2. Игры с буквами:

- найти нужный элемент буквы, классифицировать буквы алфавита по количеству элементов. На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Элементы: овалы, полуовалы, палочки, точки, крючки.

«Перепечатай с фланелеграфа». На доске выкладываются печатные буквы, которые по сложности разложены от одного элемента и т.д. ребенок должен их перепечатать себе на лист бумаги или в тетрадь.

«Нарисуй дорожку». Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать дорожку от одной буквы до другой нужной нам в любом заданном слове.

«Узнай что за буква». Детям на бумаге раздается половинки от букв, они должны догадаться какую букву вы хотели написать и дописать ее.

«Правильно - неправильно». Педагог на листке бумаги записывает буквы, а ребенок должен отгадать правильно ли они написаны, не пропущены ли элементы, не повернулась ли та или иная буква в другую сторону.

«Найди букву потеряшку». Перед детьми  напечатанный текст из разных букв, они должны зачеркнуть нужную букву не пропустив ее.

«Зашифрованные слова». На картинке спрятано зашифрованное слово, чтобы его отгадать необходимо назвать на картинке все слова и указать первый звук в слове. Затем ребенок записывает соотнося букву и звук, первый звук - первая буква и так до конца слова.

«Подбери пару». Детям предлагают наборы картинок и написанные слоги на бумаге. Ребенок называет слово, выделяет первый слог и ищет этот слог, написанный на бумаге, или наоборот сначала читает слог и ищет к нему подходящую картинку.

«Буквоедик». Детям предлагаются слова, в которых не  хватает первой или последней буквы, слова короткие, необходимо догадаться, что за слово и какую букву съел «буквоедик».

Игры на развитие навыков узнавания неречевых звуков:

«Что звучало?». На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, барабан, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.д. Педагог предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребёнку нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звенело. Название каждого предмета проговаривается. Количество звенящих игрушек можно увеличивать.

«Что я делаю, скажи?». Перед ребенком выставляются предметы: ножницы, кусок бумаги, чашка с водой, стакан, книга и т.д. Ребенку предстоит по слуху определить, что происходит, что он слышит и рассказать об этих действиях, без зрительной опоры. Мы можем переливать воду, шуршать бумагой, резать бумагу, шелестеть страницами книги и т.д.

«Звенящие игрушки». В одинаковые баночки насыпаются предметы различной величины и звучания. Это могут быть: фасоль, горох, монетки, песок, соль, крупа и прочее. Ребенку предлагается  сначала внимательно прослушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке. Затем ребенок закрывает глаза и угадывает: какая баночка звучала?

«Повтори за мной». Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте.

«Отгадай, кто тебя позвал».

А) перед ребенком выкладываются игрушки животных,  после этого проговаривается их звучание, как они кричат. После игрушки закрываются ширмой и детей просят угадать, кто сейчас кричал.

Б) угадывание, кто из животных позвал ребенка без опоры на картинки, с опорой только на слуховой опыт.

В) отгадывание звучание голоса. Вокруг ребенка встают знакомые ему дети или взрослые, ребенок должен отгадать, кто их них его позвал.

«Громко – тихо». Игра заключается в том, чтобы ребенок слышал громкую и тихую речь. Взрослый называет что-то громко: ребенок хлопает в ладоши, тихо - ребенок приседает.

«Мы играем в сказку». Вместе с детьми вспоминаем сказки, распределяем роли, после того, как отгадали, кто каким голосом говорит. Например, сказка «Три медведя». Тренируемся с детьми  произносить слова с определенной высотой голоса. «Кто сидел на моем стуле?» эту фразу можно произнести  поочередно различным по высоте голосом, как папа мишка, как Настасья Петровна и как Мишутка.

«Далеко или близко». Детям предлагается определить далеко или близко сидит звучащий объект: игрушка или ребенок. Затем самостоятельно воспроизвести громко или тихо звучание предмета.

«Что случилось». Совместно с ребенком воспроизводим изменение характера, тембра и эмоциональной окраски одного звука.

А – плачет девочка;        А – показываем горло врачу;        А -  поет певица;

А - качаем малышку;        А - укололись иголкой.

«Что случилось со зверюшками…»

Взрослый предлагает ребенку сказать «МЯУ» или «ГАВ» и т.д. громко, тихо, низким голосом, высоким. И отгадывает, что случилось с котенком почему он так мяукает?

«Волшебный кубик». Взрослый предлагает ребенку несколько кубиков, на гранях, которых наклеены картинки. Ребенок бросает кубик, повторяя: «вертись, кружись, на бочок кубик ложись». После чего он должен изобразить, что нарисовано на картинке, произнести соответствующий звук. Гудение самолета, поезд, комарик пищит, кот фыркает, шарик спускается и т.д.

«Угадай, кто идет». Подражание ходьбе животных с сопровождение музыкальных инструментов. Сначала проговариваем, как ходят данные животные, затем озвучиваем эту ходьбу с помощью бубна, барабана  или металлофона… После можно попросить ребенка изобразить кого-то из этих животных, остальные дети отгадывает кто это из зверей.

«Отгадай и покажи».

А) детям предлагаются картинки с изображением различных предметов (схематично), затем постучав о данный предмет, это может быть: стаканчик, шкатулка, коробка, банка, ведерко, ребенок должен показать карточку с изображением этого предмета.

Б) ребенку предлагается прослушать определенный ритмический рисунок и поднять карточку с его схематическим изображением. Плюс- это короткий звук. Минус длинный. Сколько раз хлопнули столько и значков нарисовано.

Затем задание усложняется: необходимо самостоятельно, прослушав ритм нарисовать столько знаков, сколько они услышали.

Игры на определения  наличия заданного звука в слове:

«Хлопни , если услышишь…».  Ребенку называется по очереди гласные звуки. Ребенок, слушая их, должен хлопнуть только тогда, когда услышит заданный звук. Кроме хлопков можно использовать флажки, приседания, подъем руки вверх  и прочие зрительные символы. Называть звуки стоит медленно с паузами и четко.

«Покажи звук» (по Ткаченко). Выделение согласного в звуковом потоке. Мы называем определенный согласный, который ребенок должен выделить.

Обозначаем его определенным символом – жестовым. Затем произносим звуковой ряд, ребенок выделяет согласный звук, обозначая жестом.

М – корова мычит (указательными пальцами изображаем рога).

Н – телевизор гудит (палец к носу).

В - вьюга воет, деревья качает( машем руками над головой).

Ф – из шарика выходит воздух (округленные ладошки распрямляем и прижимаем друг к другу).

К – стреляет игрушечный пистолетик.

Т -  работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами).

П - лопнула хлопушка ( пальцы правой руки сжать и разжать).

Х – греем руки (подышать на ладошки).

С - качаем насос(ладони движутся вверх вниз).

«Выбери картинки». Вы предлагаете ребенку набор картинок, из которых он должен выбрать картинки , в названии которых имеется соответствующий звук. После мы проверяем, что отобрал ребенок, называем слова.

«Чудо – дерево». Ребенку предлагаются игрушки, картинки и украшения. Ребенок должен выбрать и повесить на дерево лишь те, в названии которых имеется соответствующий звук.

«С использованием лексических тем…». Вы предлагаете ребенку картинки с изображением предметов на заданную лексическую тему. Например, тема «Овощи» или «Фрукты», следовательно картинки будут с изображением овощей и фруктов.

Ребенок выбирает лишь те картинки, в названии  которых есть заданный звук.

«Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 6 предметов, в названии которых присутствует и отсутствует заданный звук. Дети выполняют задание по нахождению картинки с нужным звуком и закрывают ее кружочком. Выигрывает тот ребенок, который первым правильно выполнил задание.

«Помоги Незнайке». Игра с мячом. Незнайка пришел к детям за помощью. Он не знает слов с нужным звуком. Детям необходимо подобрать любое слово, где есть нужный звук и бросить мяч Незнайке. Игра проводится в кругу, дети должны по очереди называть слова, а кто не вспомнил садится в круг и так играем до конца.

Игры и упражнения на выделение первого, последнего звука в слове и нахождение местоположения звука в слове.

« Назови первый звук». Педагог произносит слова детям медленно четко, если первый звук гласный протяжно произнося его или выделяя голосом. Ребенок должен назвать первый звук в словах.

Например: ослик, утка, уголь, озеро, осень, аист, утро, иней, азбука…

Или согласный: ноги, гном, монета, мох, маска и т.д.

«Назови и подбери». Детям выдаются картинки. Они должны назвать первый звук в данных словах на картинках и разложить по стопочкам. Первая стопочка - первый звук в слове «а», вторая стопочка – первый звук в слове «у».

Вариантов игры может быть множество, в зависимости от звуков, которые необходимо назвать.

«Подбери букву». Детям выдаются картинки, они должны определить первый звук в слове и подобрать из разрезной азбуки соответствующую букву.

«Лото». Детям предлагаются карточки с картинками не более 6 штук. Взрослый называет слово, ребенок должен закрыть картинку нужной буквой с которой начинается слово.

Вариант этой игры, если дети еще не знают букв -  на предложенные карточки с изображениями не более 6 предметов, раздаются цветные кружки. Необходимо закрыть цветными кружочками определнную картинку, название которой начинается на заданный звук. Цвет картинки может быть: оранжевый – звук»А», розовый -  звук «У» и т.д.

«Какой звук встречается чаще...». Педагог произносит слова, при этом все слова начинаются с одного и того же звука. Слов при этом дается не менее 10. Голосом выделяем первый звук в слове и просим детей угадать какой же звук встречается в каждом из этих слов.

«Подскажи словечко…». Педагог читает стихотворение, ребенок должен его продолжить одним словом в рифму по смыслу. Все слова при этом начинаются на один и тот же звук, который вместе с педагогом дети выделяют.

Где весною было пусто.

Летом выросла ….(капуста)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную …( картошку)

Вот зеленый толстячок.

Длинный , гладкий …(кабачок)

Ну-ка посмотри немножко

На окошке сидит…(кошка)

«Найди общий звук». Детям называются слова, начинающиеся или заканчивающиеся на один звук. Например «С»: нос, квас, фикус, ананас и т.д.

Затем анализируем слова и выясняем какой звук встречается во всех этих словах  и где он слышится.

«Цепочки». Детям раздаются карточки с картинками. Ребенок должен назвать первый звук в слове на первой картинке (или наоборот последний звук на первой картинке). Остальные дети ищут у себя и выкладывают на стол рядом с первой картинкой свои с таким же звуком. Должны образоваться цепочки слов на один и тот же звук или заканчивающийся на один звук.

Вариант этой игры:

По принципу домино. Детям раздаются карточки. Разделенные на две части. С изображением двух предметов. Первый ребенок кладет на стол карточку, начинающуюся на звук «с», заканчивающийся на звук «л», например, стол. Остальные дети, среди имеющихся у себя карточек, ищут картинки или заканчивающиеся на «с», или начинающиеся на «л». И присоединяют к положенной картинке.

«Подумай и не торопись». Детям предлагается:

- подобрать слово, которое начинается  на последний звук слова «СТОЛ»;

- подобрать название животного, в котором был бы последний звук от слова лак;

- подобрать слово, чтобы первый звук был «К» , а последний «Т»;

- ответить  какое слово получится, если к слогу «но» добавить еще один звук «с».

«Определение места звука в слове». Детям предлагается схема слова (прямоугольник, разделенный на три части) первая часть - начало слова, вторая часть - середина слова, третья часть - конец слова. К данной схеме мы даем детям кружочки красный или синий в зависимости от того, какой звук мы ищем твёрдый согласный или гласный. Называем слова, указав какой звук необходимо найти в слове. Каждое слово сначала подробно разбираем совместно. Ребенок после называния слова должен положить кружок туда, где находится заданный звук в слове.

«Разложи картинки». Детям предлагаются  картинки, в которых спрятался определенный звук. Нужно разложить картинки на три стопки, где звук слышится: в начале слова, где оно в конце слова и где в середине. После совместно с ребенком мы проверяем все стопочки, анализируя слова.

«Выбери картинки». В данном упражнении необходимо выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук  находится: в начале слова, в середине слова, на конце слова.

«Веселый поезд» (или вариация «домики»). Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут пассажиры - игрушки или картинки. Но каждый пассажир должен занять свое место, в своем вагоне. В первом вагоне (на первом этаже) поедут игрушки или картинки, в названии которых заданный звук находится в начале слова. Во втором вагоне – в середине слова, в третьем - в конце слова.

«Чудесный мешочек со звуками». Детям предлагаем мешочек, в котором лежат  несколько игрушек. Ребенок должен достать из мешочка  игрушку, назвать ее и определить местонахождение заданного звука в слове.

«Собери цветочек». На столе лежит серединка от цветка, На ней написана определенная буква. Рядом выложены «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки с заданными звуками и с противоположными сходными по звучанию. Дети должны среди всех лепестков выбрать только те, где есть необходимый звук.

Упражнения и игры на развитие сложных форм фонематического анализа:

«Звуковая линеечка». Детям демонстрируется предметная картинка, они должны последовательно называть все звуки в слове, обозначающим название этой картинки. Называем звук и открываем кружочек на звуковой линейке. Затем считаем, сколько звуков в слове. Сначала даем короткие слова из двух - трех звуков.

«Живые звуки». Каждый ребенок обозначается каким - либо звуком. Дети должны его запомнить. Затем по сигналу звуки разбегаются, прячутся, а логопед зовет по очереди. Например: первым выходит Маша, затем Саша, после Аня. Педагог спрашивает детей: какой звук пришел первым, какой вторым, какой последний? Дети встают в той  последовательности, какую назвали. Совместно объединяем все звуки и называем целое слово.

«Составь схему предложения». Перед детьми выставляется сюжетная картина. Совместно придумывается название для этой картины. Затем логопед раздает длинные прямоугольники, обозначающие  предложение и короткие прямоугольники, обозначающие слова. Дети анализируют предложение, считают сколько слов в нем, затем выкладывают на длинном предложении короткие слова и называют по порядку слова в этом предложении: первое слово в этом предложении...

«Подбери к схеме». Детям предлагают определенную схему слова (три кружочка- три звука в слове). Детям необходимо из предложенных картинок выбрать те, которые подходят к предложенным схемам.

«Угадай-ка». Угадай, какое слово получится, если соединить первые звуки в названии данных предметов (сок, осы, носок, сон…). Вариант игры : угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в словах на предметных картинках (автобус, пальто, дом, сом).

«Молчанка». Детям предлагается посмотреть на игрушки, предметы и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре и пять звуков. Дети, найдя соответствующую игрушку или предмет, хлопают в ладоши и показывают ее. Далее все по звуковым линеечкам проверяют правильность выполнения.

«Подбери цифру». Детям предлагаются предметные картинки и набор цифр от двух до пяти. Ребенок должен проанализировать слова и положить в стопочку к нужной цифре данные картинки. Если в слове три звука, ребенок положит картинку к цифре три.

«Что начало, что конец». Игра с мячом. Детям даётся инструкция подобрать слова, которые будут начинаться и заканчивать на один и тот же звук.

«Подбери и назови». Перед ребенком раскладываются сюжетные картинки и карточки со слогами с которых начинаются данные слова. Необходимо подобрать к каждой картинке свой слог и соединить. После посчитать все слоги в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.

За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители! Часто в жизни возникают ситуации, когда ребенок идет в первый класс. А радостные ожидания от учебы вдруг омрачаются сложностями, возникающими у ребенка при письме.- Путает бук...

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логич...