Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.
консультация по логопедии
За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. Многие из таких детей , не получив необходимой помощи встречают многочисленные трудности в обучении в начальной школе. Самая главная трудность – это овладение чтением и письмом. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
Шляхтенко Ю.Б. учитель- логопед ГБДОУ № 79 Выборского района г. Санкт-Петербург
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.
За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. Многие из таких детей , не получив необходимой помощи встречают многочисленные трудности в обучении в начальной школе. Самая главная трудность – это овладение чтением и письмом. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний детьми.
Интерес к проблеме раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма и чтения у детей
Обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в деятельности человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Речь это важнейшая психическая функция человека. Речевое общение способствует контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, может лучше познать действительность, полноценнее строить взаимоотношения с другими людьми.
Любое расстройство речи, которое наблюдается особенно у детей посещающих речевые группы, в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка , вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально – волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств личности.
Ведь в осуществлении процесса письма обязательно задействованы высшие психические функции: произвольное внимание, логическая память, смысловое восприятие, мышление и т. д. Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте так как письменная речь формируется на основе устной речи.
Анализ исследований на выявление предпосылок дисграфии (нарушений письма) у дошкольников 6-7 летнего возраста показал, что более половины детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения , следовательно, заранее обречены на неуспеваемость в школе по русскому языку.
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются постепенно и совершенствуются в ходе обучения. И в период начальный обучению грамоте в дошкольном возрасте включает в себя представления об акустическом , артикуляторном, оптическом, и кинестетическом образе слова.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому необходимо проводить профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду.
Логопедическая работа в дошкольных учреждениях занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка.
Нарушение речи у дошкольников является последнее время очень распространенным и имеет стойкий характер, влияя и на эффективность его обучения.
Работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР) направлена на всестороннее развитие психики ребенка , его внимания , памяти, интеллекта, эмоционально- волевой сферы, т.е. тех функций и качеств без которых невозможны полноценные речевое поведение и речемыслительная деятельность. А также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития – овладение письменной речью.
Коррекция дефектов звукопроизношения и профилактике нарушений письменной речи- дисграфии учителя-логопеды уделяют особое внимание. Также обязательно развиваем у детей двигательные функции рук и графомоторные навыки, формируем и навыки языкового анализа и синтеза, в большинстве случаев при занятии с логопедом дети с ОНР овладевают и навыками символизации устной речи с помощью букв.
Иначе говоря, при правильной работе логопеда с детьми дошкольного возраста , страдающими ОНР, затронуты все направления профилактики дисграфии .При этом работа логопеда тем эффективнее, чем раньше она была начата, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.
Итак что же такое дисграфия
-это специфическое и стойкое нарушение процесса письма. обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов , которые обеспечивают письмо.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематического и лексико- грамматического строя речи . а также в процесс письма активно включается еще и глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, рече -двигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность.
Каковы же причины, вызывающие дисграфию.Так многие ученые такие как И.Н. Садовникова, М.Лами считают что данное нарушение обычно возникает при сочетании действия патогенных факторов в период раннего онтогенеза с неблагоприятным микро и макросоциальными условиями жизни ребенка. По мнению А.Н.Корнева трудности в обучении письму возникают как результат трех групповых явлений : биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условиях, которые предъявляют повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым функциям. Часто в анамнезе детей с нарушениями письма встречается экзогенные вредности. Именно они чаще всего приводят к поражению мозговых структур.
Функциональная несформированность левой височной области провоцирует затруднения в звукоразличении, нарушении в формировании у ребенка фонематического слуха, приводит к дефициту слухоречевой памяти .
При дисграфии дети допускают множество грамматических ошибок, они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. нередко дети из-за неуспеха отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. Часто у таких детей большое количество специфических ошибок. Данные ошибки имеют стойкий характер,т.е. они встречаются во всех видах письменных работ ( диктант, списывание, письмо по памяти, сочинение) в течение длительного времени.
Чтобы понять механизм развития дисграфии вспомним, что человек обладает тремя видами слуха:
Первый – физический слух, который позволяет нам различать разные шумы и звуки от шума дождя до звука шин автомобиля.
Второй вид слуха – музыкальный, благодаря которому мы можем наслаждаться различными мелодиями, любимыми песнями и тд.
Третий вид – речевой слух. Благодаря которому мы понимаем речь окружающих, улавливаем оттенки сказанного, отличаем один звук от другого .
Речевой слух или как его называют фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.Ведь заменив даже один звук в слове мы можем получить совсем другое значение.
Родители часто жалуются ,что у моего ребенка «каша во рту»,
Он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах. Виновником
подобных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический (речевой) слух.
Если мы немного проследим за развитием речевого слуха , то увидим ,что уже на первом году жизни ребенок проявляет внимание к резким звукам, он прислушивается и к другого вида шумам. Уже в три- четыре месяца ребенок без труда отыскивает взглядом заинтерисовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой (например голос мамы), с удовольствием слушает песни и
Музыку и начинает лепетать, подражать этим звукам. К концу первого года жизни ребенок при нормальном развитии фонематического слуха различает часто употребляемые слова.
На втором году жизни, несмотря на то, что речь ребенка еще несовершенна, фонематический слух активно развивается.
Ребенок уже может различить все фонемы родного языка, в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых(к концу второго года) ,но пока собственную речь контролировать не может.
Самое главное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в своей собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к концу третьего года жизни, то малыш не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух становится более дифференцированным . Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ- умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
При недостаточности развития речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно почему ему трудно научиться читать и писать. Как он может научиться читать ,если нечетко слышит звучащую речь. Овладеть письмом тоже не в состоянии, так как не знает какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем , что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака ( буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.
Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.
Наряду с речевым(фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Просто видеть окружающий мир недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы. Позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы.
Различные зоны головного мозга по- разному участвуют в речевом процессе, Поражение какого- либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушения речевой деятельности, что находит отражение на письме.
,
Выделяют пять форм дисграфии:
- Артикуляторно- акустическая форма дисграфии:
Она связана с нарушением звукопроизношения у детей,
Со стойкими звуковыми заменами в устной речи ребенка,
Опираясь на которое ребенок фиксирует неправильное произношение на письме. Иными словами как говорю, так и пишу. Это значит , что до тех пор , пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя. При письме же наблюдаются однотипные звуковые замены. (если ребенок говорит «ЛАКЕТА» вместо «РАКЕТА», то так он и пишет)
- Акустическая дисграфия :
В ее основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящим к частым заменам на письме соответствующих букв. Т.е. в устной речи ребенок произносит звуки правильно, но при письме он их заменяет на буквы фонетически близкие этим звукам. Чаще всего смешиваются буквы.
Обозначающие звонкие и глухие (п- б ; в – ф; д –т;
Ш-ж и тд.), свистящие и шипящие ( с – ш; З – ж и тд.),
Аффрикаты и входящие в него компоненты (ц- с; ч –ть; ц- т)
Ребенок напишет вместо «БОЛОТО» - «ПОЛОТО».
3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей,
страдающих нарушениями письменной речи. Выражается в
том, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной
речи выделить какие-то отдельные слова, разделить слова
на слоги, ребенок часто пропускает буквы и слоги в словах,
переставляет их местами, недописывает слова или вставляет
лишнее. Слитно пишет несколько слов.В итоге запись слов,
не говоря уже о фразах. становится невозможной.
( «трактор» - записывается как «трктор», «стол» -столол,
«лампа» - «ла мпа» и тд)
- Оптическая дисграфия :
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявляется в трудности усвоения зрительных образов букв, многие из которых кажутся ребенку похожими. Ведь все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов и
Нескольких дополнительных элементов. Данные одинаковые элементы по- разному комбинируясь в пространстве и образуют буквы. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Ребенок их заменяет ( И – заменяет Ш; Ц- Щ; А- М;
В- Д Ш- Т), ребенок недописывает элементы буквы, или зеркально изображает их.
- Аграмматическая дисграфия :
Этот вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи . Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики. Аграмматизмы на письме встречаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Ребенок никак не может овладеть функцией словообразования и словоизменения.Не может правильно изменять слова по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой.(« Грибы расти под елка», «красивый сумка»)
- Смешанная форма дисграфии :
Это несформированность не одной , а сразу двух или нес-
кольких операций письма, что усложняет картину.
Достижение эффективности в коррекционно- развивающей работе по устранению различных форм дисграфии возможно за счет взаимодействия всех сторон педагогического процесса и , в частности, учителя, учителя- логопеда, психолога, родителей.
Родителям всегда хочется сказать , что дисграфия никогда не возникает из ничего.
Работа по ее устранению должна начинаться не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучению грамоте.
Дети , страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи , так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Нужно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций. Которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Я работаю учителем –логопедом в дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитие речи. После обследования по результатам диагностики детей речевой группы и на основе практической деятельности, основанной на реализации программы
: Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» и «Коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР»ФиличивойТ.Б и Чиркиной Г.В, показывают , что у детей с диагнозом ОНР отмечается низкий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
При этом у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы- фонетика, лексика, грамматика. Данные дети соматически ослаблены, часто болеют, наблюдаются большие проблемы с произвольным вниманием и памятью.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи и дисграфии многие исследователи (Р.Е.Левина,
Г.А.Никашина, Г.А.Каше) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Впоследствии это оказывает большое положительное влияние на освоение письма.
Несомненна связь фонематических и лексико- грамматических представлений. При планомарной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных и тд.
Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа , операции разделения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов : сочетаний звуков слогов и слов. А без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа дети с ОНР не овладевают грамотным чтением и письмом.
Осознав актуальность того ,что формирование фонематических процессов так важно особенно на начальных этапах развития ребенка в дошкольном возрасте я бы хотела остановиться на профилактике дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза речевого потока, как одного из наиболее часто встречающихся у детей видов дисграфии.
А.Н.Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем является достаточная зрелость фонематического восприятия.
Выделяются основные принципы правописания, на основе которых происходит обучение: фонетический(фонематический, морфологический традиционный.
В основе фонематического принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Слова записываются , так как они слышатся и произносятся. Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определенными буквами.Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.
Поэтому дисграфия данного вида напрямую связана с нарушениями реализации фонетического принципа.
Развитие фонематического восприятия ребенка приходит несколько стадий:
- дофонетическая стадия: полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей;
- начальная стадия овладения восприятием фонем: различается акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются
Близкие по дифференциальным признакам. Слово воспринимается глобально. Дети начинают слышать звуки в соответствии с их
фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением, но неправильное произнесение слов еще не узнается.
- правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать неправильно произнесенное слово, т.к. сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны.
- завершающая стадия развития фонематического восприятия:
Ребенок слышит и говорит правильно. перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова.До этого момента фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно
При наличии оптимальных условий речевого окружения.
- следующий этап анализ звуковой стороны слов( наступает только благодаря целенаправленному обучению)Достижение данного этапа развития фонематического восприятия является необходимой предпосылкой овладения фонематическим анализом. Конкретно по возрастным показателям уровня развития речевого(фонематического слуха ) я говорила выше.
Все приведенные ниже виды работ по анализу речевого потока в конечном итоге научат ребенка четко и правильно ориентироваться в нем, отображать его на письме, благодаря чему для существования данного вида дисграфии больше не останется места.
Способность к развитию фонематического анализа и синтеза не является врожденной. а воспитывается у детей в процессе их обучению грамоте, конечно первоначальные предпосылки к овладению таким анализом у всех людей разные , занимаясь мы
можем исправить все недостатки
Далее мне бы хотелось остановиться на различных играх и упражнениях, применение которых, является не только наиболее продуктивным средством обучения , но и позволяет обучать детей радостно.
- Приемы , помогающие детям лучше запомнить зрительный образ буквы (по И.Л.Колесниковой)
- лепка из пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, мозаики;
- вырезание из цветной бумаги;
- лепим букву из теста или выдавливаем ее с помощью трафаретов;
- вычеркивание заданной буквы из текста( зоркий глаз);
- отгадывание букв с закрытыми глазами на ощупь;
- рисование буквы в воздухе.
2. Игры с буквами:
«Необычный конструктор»
- найти нужный элемент буквы, классифицировать буквы алфавита по количеству элементов.
На фланелеграфе дети выкладывают из деталей букву. Элементы: овалы, полуовалы, палочки, точки, крючки.
« Перепечатай с фланелеграфа»
На доске выкладываются печатные буквы, которые по сложности разложены от одного элемента и т.д. ребенок должен их перепечатать себе на стол или в тетрадь.
« Нарисуй дорожку»
Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать дорожку от одной буквы до другой нужной нам в любом заданном слове.
« Узнай что за буква»
Детям на бумаге раздается половинки от букв, они должны догадаться какую букву вы хотели написать и дописать ее.
« Правильно - неправильно»
Вы на листке бумаги записываете буквы, ребенок должен отгадать правильно ли она написана, не пропущены ли элементы, не повернулась ли буква в другую сторону.
« Найди букву потеряшку»
Перед детьми напечатанный текст из разных букв, они должны зачеркнуть нужную букву не пропустив ее.
« Зашифрованные слова»
На картинку спрятано зашифрованное слово, чтобы его отгадать необходимо назвать на картинке все слова и указать первый звук в слове. Затем ребенок записывает соотнося букву и звук, первый звук- первая буква и так до конца слова.
« Подбери пару»
Детям предлагают наборы картинок и написанные слоги на бумаге. Ребенок называет слово, выделяет первый слог и ищет
Этот слог написанный на бумаге. Или наоборот сначала читает слог и ищет к нему подходящую картинку.
« Буквоедик»
Детям предлагаются слова, в которых не хватает первой или последней буквы, слова короткие, необходимо догадаться что за слово и какую букву съел буквоедик.
Игры на развитие навыков узнавания неречевых звуков:
«Что звучало?»
На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен. Барабан, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.д.
Вы предлагаете ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры определить ,что звенело. Название каждого предмета проговаривается. Количество звенящих игрушек можно увеличивать.
«Что я делаю скажи?»
Перед ребенком выставляются предметы ножницы, бумажка, чашка с водой, стакан, книга и т.д. Ребенку предстоит по слуху определить, что происходит, что он слышит и рассказать о этих действиях, без опоры зрительной. Мы можем переливать воду, шуршать бумагой и т.д.
«Звенящие игрушки»
В одинаковые баночки , лучше из-под киндер- сюрпризов, насыпаются предметы различной величины и звучания.
Это могут быть и фасоль, и горох, и денежки, песок, крупа и прочее. Ребенку предлагается сначала внимательно прослушать
и запомнить звучание каждого продукта в баночке. После ребенок закрывает глаза и должен угадать какая баночка звучала.
«Повтори за мной»
Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте.
«Отгадай кто тебя позвал»
А) перед ребенком выкладываем игрушки животных проговариваем их звучание, как они кричат. После закрываем игрушки ширмой и просим детей угадать кто сейчас кричал.
Б) угадываем кто из животных позвал ребенка без опоры на картинки, а только на слуховой опыт.
В) отгадываем звучание голоса. Вокруг ребенка встают знакомые ему дети или взрослые, ребенок должен отгадать кто их них его позвал.
« Громко – тихо»
Игра заключается в том, чтобы ребенок слышал громкую и тихую речь. Вы называете что-то громко ребенок хлопает в ладоши, тихо- ребенок приседает.
«Мы играем в сказку»
Вместе с детьми вспоминаем сказки, распределяем роли, после того, как отгадали кто каким голосом говорит. Например сказка «Три медведя». Тренируемся с детьми произносить слова с определенной высотой голоса. «Кто сидел на моем стуле?» эту фразу можно произнести поочередно различным по высоте голосом, как папа мишка, как Настасья Петровна и как Мишутка.
« Далеко или близко»
Детям предлагается определить далеко или близко сидит звучащий объект или игрушка или ребенок. Затем самостоятельно воспроизвести громко или тихо звучание предмета.
«Что случилось»
Совместно с ребенком воспроизводим изменение характера, тембра и эмоциональной окраски одного звука.
А –плачет девочка;
А – показываем горло врачу;
А - поет певица;
А - качаем малышку;
А - укололись иголкой.
« Что случилось со зверюшками..»
Мы предлагаем ребенку сказать «МЯУ» или «ГАВ» и т.д. громко, тихо, низким голосом, высоким. И отгадываем ,ч то случилось с котенком почему он так мяукает.
«Волшебный кубик»
Мы предлагаем ребенку несколько кубиков. На гранях которых наклеены картинки. Ребенок бросает кубик, повторяя :» вертись, кружись, на бочек кубик ложись» После он должен изобразить ,что нарисовано на картинке, произнести соответствующий звук. Гудение самолета, поезд, комарик пищит, кот фыркает, шарик спускается и т.д.
« Угадай кто идет»
Подражание ходьбе животных с сопровождение музыкальных инструментов. Сначала проговариваем как ходят данные животные , затем изображаем эту ходьбу на бубне или на барабане и т.д. После просим ребенка изобразить кого-то и он отгадывает кого-то из зверей.
« Отгадай и покажи»
А) мы предлагаем детям картинки с изображением различных предметов( схематично), затем постучав о данный предмет ,это может быть: стаканчик, шкатулка, коробка, банка, ведерко., ребенок должен показать карточку с изображением этого предмета.
Б) мы предлагаем ребенку прослушать определенный ритмический рисунок и поднять карточку с его схематическим изображением .Плюс- это короткий звук. Минус длинный. Сколько раз хлопнули столько и значков нарисовано.
Затем задание усложняется необходимо самостоятельно , прослушав ритм нарисовать столько знаков ,сколько они услышали.
Игры на определения наличия заданного звука в слове:
« Хлопни , если услышишь…»
Вы называете ребенку по очереди гласные звуки. Ребенок ,слушая их, должен хлопнуть тогда, когда услышал заданный звук. Кроме хлопков может быть использовано и флажки, и приседания и подъем рук вверх , и прочие зрительные символы.
Называть звуки стоит медленно с паузами и четко.
«Покажи звук»(по Ткаченко)
Выделение согласного в звуковом потоке. Мы называем определенный согласный, который ребенок должен выделить.
Обозначаем его определенным символом – жестовым. Затем произносим звуковой ряд, ребенок выделяет обозначая жестом.
М – корова мычит (указательными пальцами изображаем рога)
Н – телевизор гудит(палец к носу)
В - вьюга воет, деревья качает( машем руками над головой)
Ф – из шарика выходит воздух( округленные ладошки распрямляем и прижимаем друг к другу)
К – стреляет игрушечный пистолетик
Т - работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами)
П - лопнула хлопушка ( пальцы правой руки сжать и разжать)
Х – греем руки (подышать на ладошки)
С - качаем насос(ладони движутся вверх вниз)
« Выбери картинки»
Вы предлагаете ребенку набор картинок, из которых он должен выбрать картинки , в названии которых имеется соответствующий звук. После мы проверяем, что отобрал ребенок, называем слова.
«Чудо – дерево»
Вы предлагаете ребенку игрушки , картинки и украшения. Ребенок должен выбрать и повесить на дерево лишь те, в названии которых имеется соответствующий звук.
« С использованием лексических тем…»
Вы предлагаете ребенку картинки с изображением предметов на заданную лексическую тему. Например ,тема «овощи или фрукты», следовательно картинки будут с овощами и фруктами.
Ребенок выбирает лишь те картинки , в названии которых есть заданный звук.
«Лото»
Детям раздаются цветные кружочки и карточки с изображением ;-6 предметов. В названии которых присутствует и отсутствует заданный звук. Дети выполняют задание по нахождению картинки с нужным звуком и закрывают ее кружочком. Выигрывает тот ребенок, который первым правильно выполнил задание.
«Помоги Незнайке»
Игра с мячом. Незнайка пришел к детям за помощью. Он не знает слов с нужным звуком. Детям необходимо подобрать любое слово, где есть нужный звук и бросить мяч Незнайке.
Игра проводится в кругу, дети должны по очереди называть слова, а кто не вспомнил садится в круг и так играем до конца.
Игры и упражнения на выделение первого, последнего звука в слове и нахождение местоположения звука в слове.
« Назови первый звук»Вы читаете слова детям медленно четко, если первый звук гласный протяжно произнося его или выделяя голосом. Ребенок должен назвать первый звук в словах.
Например: ослик, утка, уголь, озеро, осень, аист, утро, иней, азбука
Или согласный: ноги, гном, монета, мох, маска и т.д.
«Назови и подбери»
Детям выдаются картинки. Они должны назвать первый звук в данных словах на картинках и разложить по стопочкам. Первая стопочка первый звук в слове «а», вторая стопочка –«у».
Вариантов игры может быть множество, в зависимости от звуков, которые необходимо назвать.
«Подбери букву»
Детям выдаются картинки, они должны определить первый звук в слове и подобрать из разрезной азбуки соответствующую букву.
«Лото»
Детям предлагаются карточки с картинками не более 6 штук. Взрослый называет слово, ребенок должен закрыть картинку нужной буквой с которой начинается слово.
Вариант этой игры, если дети еще не знают букв- на предложенные карточки с изображениями не более 6 предметов, раздаются кружочки цветные. Необходимо закрыть цветными кружочками ту картинку. Название которой начинается на заданный звук. Цвет картинки может быть: оранжевый –звук»А», розовый_ звук «У» ит.д.
« Какой звук встречается чаще..»
Вы читаете детям слова при этом все слова начинаются с одного и того же звука. Слов при этом дается не менее 10. Голосом выделяем первый звук в слове и просим детей угадать какой же звук встречается в каждом из этих слов.
« Подскажи словечко…»
Вы читаете стихотворение, ребенок должен его продолжить одним словом в рифму по смыслу. Все слова при этом начинаются на один и тот же звук, который вместе с педагогом дети выделяют.
Где весною было пусто.
Летом выросла ….(капуста)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную …( картошку)
Вот зеленый толстячок.
Длинный , гладкий …(кабачок)
Ну-ка посмотри немножко
На окошке сидит…(кошка)
« Найди общий звук»
Детям называются слова, начинающиеся или заканчивающиеся на один звук. Например «С»: нос, квас, фикус, ананас и т.д.
Затем анализируем слова и выясняем какой звук встречается во всех этих словах и где он слышится.
«Цепочки»
Детям раздаются карточки с картинками. Ребенок должен назвать первый звук в слове на первой картинке( или наоборот последний звук на первой картинке). Остальные дети ищут у себя и выкладывают на стол рядом с первой картинкой свои с таким же звуком. Должны образоваться цепочки слов на один и тот же звук или заканчивающийся на один звук.
Вариант этой игры:
По принципу домино.Детям раздаются карточки. Разделенные на две части. С изображением двух предметов. Первый ребенок кладет на стол карточку начинающуюся на звук «с», заканчивающийся на
Звук «л», например, стол. Остальные дети , среди имеющихся у себя карточек, ищут картинки или заканчивающиеся на «с», или начинающиеся на «л». И присоединяют к положенной картинке.
«Подумай и не торопись»
Детям предлагается:
- подобрать слово, которое начинается на последний звук слова «СТОЛ»;
- подобрать название животного. В котором был бы последний звук от слова лак;
- подобрать слово. Чтобы первый звук был «К» , а последний «Т»;
- ответить какое слово получится, если к слогу «но» добавить еще один звук «с».
« Определение места звука в слове»
Детям предлагается схема слова ( прямоугольник , разделенный на три части) первая часть- начало слова, вторая часть - середина слова, третья часть- конец слова. К данной схеме мы даем детям кружочки красный или синий в зависимости от того, какой звук мы ищем согласный или гласный. Называем слова, указав какой звук необходимо найти в слове. Каждое слово сначала подробно разбираем совместно. Ребенок после называния слова должен положить кружок туда, где находится заданный звук в слове.
« Разложи картинки»
Детям предлагается картинки . в которых спрятался определенный звук. Нужно разложить картинки на три стопочки : где звук слышится в начале слова, где оно в конце слова и где в середине.
После совместно с ребенком мы проверяем все стопочки, анализируя слова.
« Выбери картинки»
В данном упражнении необходимо выбрать из предложенных картинок только те. В названии которых заданный звук находится:
- в начале слова, в середине слова, на конце слова.
« Веселый поезд»(или вариация «домики»)
Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами,
В которых поедут пассажиры- игрушки или картинки. Но каждый пассажир должен занять свое место, в своем вагоне.
В первом вагоне(на первом этаже) поедут игрушки или картинки. В названии которых заданный звук находится в начале слова. Во втором вагоне – в середине слова, в третьем- в конце слова.
«Чудесный мешочек со звуками»
Детям предлагаем мешочек, в котором лежат несколько игрушек. Ребенок должен достать из мешочка игрушку, назвать ее и определить местонахождение заданного звука в слове.
«Собери цветочек»
На столе лежит серединка от цветка, На ней написана определенная буква. Рядом выложены»цветочные лепестки». На которых нарисованы картинки с заданными звуками и с противоположными сходными по звучанию. Дети должны среди всех лепестков выбрать только те, где есть необходимый звук.
Упражнения и игры на развитие сложных форм фонематического анализа:
«Звуковая линеечка»
Детям демонстрируется предметная картинка, они должны последовательно называть все звуки в слове. Обозначающим название этой картинки. Называем звук и открываем кружочек на звуковой линейке. Затем считаем сколько звуков в слове. Сначала даем короткие слова из двух- трех звуков.
«Живые звуки»
Каждый ребенок обозначается каким- либо звуком. Дети должны его запомнить. Затем по сигналу звуки разбегаются прячутся ,а логопед зовет по очереди. Например: первым выходит Маша, после Саша, после Аня. И спрашивает у детей какой звук пришел первым, какой вторым и какой последний. Дети встают в той последовательности какую назвали. Совместно объединяем все звуки и называем целое слово.
«Составь схему предложения»
Перед детьми выставляется картина сюжетная. Совместно мы придумываем название этой картине. Затем логопед раздает длинные прямоугольники, обозначающие предложение и короткие прямоугольники, обозначающие слова. Дети анализируют предложение, считают сколько слов в нем, затем выкладывают на длинном предложении короткие слова и считают.
«Подбери к схеме»
Детям предлагают определенную схему слова.(три кружочка- три звука в слове) Детям необходимо из предложенных картинок выбрать те, которые подходят к предложенным схемам.
«Угадай-ка»
Угадай какое слово получится, если соединить первые звуки в названии данных предметов(сок, осы, носок- сон) Или вариант игры : угадать какое слово получится из последних звуков. которые встречаются в словах на предметных картинках( автобус, пальто, дом – сом)
«Молчанка»
Детям предлагается посмотреть на игрушки, предметы и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре и пять звуков. Дети , найдя соответствующую игрушку или предмет , хлопают в ладоши и показывают ее. Далее все по звуковым линеечкам проверяют правильность выполнения.
«Подбери цифру»Детям предлагаем предметные картинки и набор цифр от двух до пяти. Ребенок должен проанализировать слова и положить в стопочку к нужной цифре данные картинки. Если в слове три звука_ ребенок положит картинку в стопочку с цифрой три.
«Что начало, что конец»
Игра с мячом. Детям даем инструкцию подобрать слова, которые будут начинаться и заканчивать на один и тот же звук.
« Подбери и назови»
Перед ребенком раскладываются сюжетные картинки и карточки со слогами с которых начинаются данные слова. Необходимо подобрать к каждой картинке свой слог и соединить. После посчитать все слоги в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности через использование нетрадиционных технологий изобразительной деятельности
Знакомство родителей с особенностями работы воспитателя по изобразительной деятельности с детьми с нарушениями речи....
Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "
Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. «Россия – Родина моя!»
для воспитанников 5-7 лет...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Цель: формирование навыков коммуникации и социализации в совместной деятельности; создание доброжелательной атмосферы....
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Рабочая программа музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
Программа раскрывает содержание и организацию музыкальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).Принято считать, что к группе детей с ТНР относятся д...