Статья "Особенности организации деятельности по воспитанию гражданственности и развитию чувства патриотизма у детей с тяжёлыми нарушениями речи"
статья (подготовительная группа)
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №46 «Колокольчик»
Особенности организации деятельности по воспитанию гражданственности и развитию чувства патриотизма у детей с тяжелыми нарушениями речи
Полякова И.Н.
воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 «Колокольчик»
Россия, г. Белгород
Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае. В.В.Путин.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Особую актуальность, учитывая геополитическое положение России. На сегодняшний день наша страна переживает непростой исторический период. Специальная военная операция, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг и сегодня актуальны как никогда.
Патриотическое воспитание детей с нарушением речи имеет свои особенности. Это связано с тем, что речь занимает центральное место в процессе развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
В своей работе мы используем различные формы взаимодействия с детьми, родителями и педагогами:
- поиск и сбор материалов для мини – музеев;
- коллекционирование;
- встречи с интересными людьми;
- проведение досугов;
- театрализованных представлений;
- творческие конкурсы и конкурсы чтецов;
- спортивные праздники;
- детские и детско – взрослые проекты;
- общественно – значимые акции «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Окна Победы»
- «Гость группы»
- онлайн - экскурсии.
Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Посещение музеев истории родного края, в городе Белгороде это «Краеведческий музей», «Диорама. Курское направление» и другие, очень помогает в воспитании духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.
Важными условиями успешного патриотического воспитания у детей с тяжёлыми нарушениями речи является:
- комплексный подход;
- знание педагогом истории и культуры своего народа;
- правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
- тематическое построение материалов;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, диагноза, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту и диагнозу баланс интеллектуальной, эмоциональной и двигательной нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- совместная работа детского сада и семьи (закрепление полученных знаний).
Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». ( Макаренко А.С.)
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России»
- Князева О.Л., Михалева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Кондрыкинская Л.А. « С чего начинается Родина»
- Оверчук Т.И. «Мой родной дом»
- Новицкая М.Ю. «Наследие»
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическое пособие по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материале представлены игры и упражнения, которые помогают развивать фонематические процессы у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен по разделам: развитие фонематических процессов ...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...
Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.
Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке....
Перспективные планы по творческой теме "Развитие мелкой моторики у детей с Тяжёлыми нарушениями речи посредством ручного труда"
Перспективные планы (средний, старший, подготовительный возраст)...
Методическое пособие «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально – ритмическую игру»
Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский» «Развитие чувства ритмау детей с тяжё...
«Организация системы коррекционно-образовательного воздействия в условиях ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) »
Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. В специализированных дошкольных учреждениях, комплектующих группы детей с общим ...