Творческий среднесрочный проект «Мои любимые буквы »
проект по логопедии (подготовительная группа)

Цель         проекта – повышение         уровня мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятиям по обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии, развитие речи детей. Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий среднесрочный проект

«Мои любимые  буквы »

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Актуальность проекта

В последнее время учителя начальных классов отмечают тенденцию

 увеличение количества детей, поступающих в школу, с речевыми нарушениями.  В дальнейшем это приводит к стойким нарушениям письменной речи: письма и чтения. Для дошкольников с нарушениями устной речи характерно плохое запоминание зрительного образа буквы, смешение похожих элементов букв. Они значительно дольше своих сверстников учатся читать и писать.

Проблема нарушений письменной речи у детей с нарушениями устной

речи – одна из самых актуальных для школьного обучения, т.к. стойкие специфические нарушения чтения и письма неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребенка. Возникают серьезные личностные изменения: неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, раздражительность, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Работу по профилактике нарушений письма и чтения у детей

дошкольного возраста, необходимо проводить на протяжении всего периода ознакомления с графическим изображением букв.  Усвоение букв будет происходить быстрее и эффективнее, если ребенок в процессе совместной творческой деятельности со своими родителями и воспитателями изготовит «любимую букву».

Данный проект осуществляется в подготовительных и старших группах под руководством учителя – логопеда .

Участники проекта: учитель-логопед, дети подготовительных и старших групп , воспитатели, родители.

Тип проекта: среднесрочный (два месяца )

Цель         проекта – повышение         уровня мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятиям по обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии, развитие речи детей. Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Задачи проекта:

  • закреплять знания детей о зрительных образах букв;
  • научить различать звук и букву;
  • сформировать звуковую сторону речи, познавательные способности и творческое воображение;
  • расширять словарный запас детей.

Методы проекта:

  • Словесные: беседа, рассказывание, заучивание стихов . В. Степанов «Азбука в загадках».
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, азбук.
  • Игровые: дидактические игры «Придумай слово», «Определи место звука», «Подбери и назови», «Найди букву », «Дорисуй букву », «Умные карточки»; игровые упражнения: «Чудесный мешочек », «Узнай букву», «Необычные буквы».
  • Практические: составление буквы из конструктора букв . из палочек,из проволки ,фасоли  и т.д  лепка букв из лёгкого пластилина, изготовление букв - поделок.

Ожидаемые результаты:

  • знание детьми букв алфавита;
  • развить фонематический слух: умение детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова;
  • повышать педагогическую культуру родителей по воспитанию детей (научить родителей одному из приемов изучения букв, тем самым показать широкие возможности для занятий с ребенком дома);
  • развивать мелкую моторику рук: раскрашивание, лепка, конструирование из подручных материалов, создания своих букв;
  • развивать мышление и творческие способности.

Этапы проекта:

Проект осуществляется в три этапа.

Первый этап – подготовительный, включает в себя:

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- подбор и изучение методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.п.);

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы;

- организация развивающей среды в группе;

- обращение к родителям о сотрудничестве и помощи в изготовлении букв - поделок, поиску материала, бесед с детьми о происхождении букв алфавита.

Второй этап – основной, включает в себя:

- ознакомление детей с литературными произведениями;

- проведение бесед;

- рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках и беседы по их содержанию;

- работа с родителями (разработка рекомендаций «Этапы работы над  буквой» «Как помочь ребенку запомнить буквы» и их размещение в уголке для родителей;

- проведение НОД по обучению грамоте;

- лепка с детьми из лёгкого пластилина, конструирование букв  из подручных материалов;

- изготовление самодельной буквы детьми совместно с родителями: взрослые вместе с ребятами изготавливают первую букву своего имени или фамилии из различных материалов.

Третий этап – заключительный, включает в себя:

- выставка работ «Моя любимая буква»

Анализ результатов проекта.

:

Используемая литература:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
5. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.
7. Смоляная В.С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста " Мамы разные важны"

В России День матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Праздник утвержден Указом президента РФ № 120 от 30 января 1998 года. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Г...

Творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

Из своей педагогической практики педагоги знают, что театрализованные представления привлекают детей дошкольного возраста. Но как самих детей привлечь к участию? Некоторые дети в силу своих психологич...

Информационный, творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.Агния Барто. Стихи детям.

Детская поэтесса Агния Барто - одна из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждом...

Познавательный, творческий, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Животный мир"

На земле  обитают  тысячи видов различных животных. Некоторые из них гиганты, такие как голубые  киты, слоны, а другие - совсем крошечные: насекомые, грызуны и членистоногие. Вся планет...

Проект творческий среднесрочный «Ребята, давайте жить дружно»

Проект для работы с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР. Проект направлен для создания условий для освоения детьми средств общения и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, фо...

Творческий среднесрочный проект для детей старшей группы «Загадочный космос»

Творческий среднесрочный проект для детей старшей группы «Загадочный космос»Цель:Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом п...

Детско-семейный коммуникативно-творческий среднесрочный проект «Читаем вместе» подготовительная группа «Радуга». Опыт работы.

     С.Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя».  С книги начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миро...