Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка для детей 5-6 лет с ТНР.
Тема: Буква Р. Звуки Р и РЬ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
32._bukva_r._zvuki_r_i_r.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41 «Солнышко» города Белово»
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка для детей 5-6 лет с ТНР.
Тема: Буква Р. Звуки Р и РЬ.
Г. Белово
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка.
Тема: Буква Р. Звуки Р и РЬ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- научить дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- закрепление навыков чёткого произношения Р и РЬ в устной речи;
Коррекционно-развивающая:
- развитие фонематического и зрительного восприятия;
Воспитательная:
- воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);
Оборудование: презентация на ПК, карточки для индивидуальной работы.
Ход работы
1. Организационный момент.
Логопед: Давайте поприветствуем друг друга.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться, доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное…)
2. Сообщение темы.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить об очень интересном звуке и познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук. Но для начала вспомним, чем отличается звук от буквы. (буквы мы видим, а звуки слышим).
А еще сегодня я предлагаю вам отправится в морское путешествие на корабле, но чтобы корабль держал курс, нам нужно выполнить различные задания.
Упражнение “Отгадай звук по описанию”.
- Губы и зубы разомкнуты. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, неплотно соприкасается с ними. Средняя часть языка спинки опущена. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Какой получается звук? (Р). Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий).
- Теперь кончик языка переместился вперёд, а средняя часть спинки поднялась. Какой получился звук? (РЬ). Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий)
- Совершенно верно, звук Р может быть твёрдым, например, в таких словах: рак, ворона, мухомор и мягким: ребёнок, берёза, якорь.
3. Совершенствование фонематического восприятия
- Сейчас проверим, как слышите вы эти звуки в речи.
Упражнение “Хлопни – топни”.
- Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Р и топни ногой, если в слове слышен звук Рь: треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.
4. Совершенствование фонематического слуха
(индивидуальная работа)
Упражнение “Твёрдый – мягкий”.
- Возьмите рабочие листы. Картинки, в которых слышится звук РЬ, обведите зелёным карандашом. Картинки, в которых слышится звук Р, обведите синим карандашом.
- Проверьте самостоятельно, правильно ли вы обвели картинки по варианту на экране.
5. Совершенствование звукового анализа
- Где может находиться звук в слове? (В начале, середине, конце)
Упражнение “Найди место звука в слове”.
- Найдите место звука Р или РЬ в слове. Обозначьте место положения звука Р синим кружочком, а звука РЬ - зелёным кружочком:
Огород, рябина, тарелка, боксёр, ромашка, букварь, рубашка, берёза, сухарь, пар.
6. Развитие звукового синтеза
Упражнение “Мираж”.
- В природе существует такое явление как мираж. Мираж обманывает людей и дарует им несбыточные надежды. Губит целые караваны и мешает проводить спасательные операции. Иногда в море тоже появляется мираж и видны предметы, находящиеся далеко за горизонтом. Представьте, что мы тоже видим мираж. Я называю слово-мираж, а вы первый звук меняете на звук РЬ и произносите новое слово. Если ответ правильный на экране появится картинка и мираж рассеивается.
Федька – редька
Печка – речка
Кепка – репка
Лепка – репка
Задание усложняется, измените в слове третий звук на звук Р.
Маска – марка
Банан – баран
Гонка – горка
Метка – мерка
Ночка – норка
Голод – город
7. Физкультминутка.
Детям включается видео с физкультминуткой.
8. Развитие слогового синтеза
Упражнение “Точка”.
- На корабле всегда должна быть связь с землёй. Радист передаёт сообщения с помощью азбуки Морзе, где вместо обычных букв используются знаки: точка и тире. Сейчас я буду слоги называть, а вы добавьте слово “точка” - у нас получатся новые слова. Внимание на экран – картинка появится, как только вы назовёте правильный ответ.
Кар(точка), трос...., кур..., чёр..., коф..., ве..., ни..., у..., кис..., лен..., кос..., лас..., кле....
9. Совершенствование зрительного восприятия
- Мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)
10. Работа с карточками.
- Ребята, на столах у вас карточки с буквами, вам нужно найти букву Р и обвести ее.
- Сколько всего букв вы обвели? (Пять букв).
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
11. Рефлексия.
- Вы превосходно справились со всеми заданиями и стали настоящими моряками. Теперь вам не страшны шторма и бури. Попутного ветра! Удачного плаванья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте
Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе детского сада. Для создания учебной мотивации и поддержания интереса знятие проходит форме путешествия в сказочную страну...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".
В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...
Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»
Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".
Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме Звуки[Т-Ть]
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:- научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учи...