Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мария Загорская

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка для детей 5-6 лет с ТНР.

Тема: Буква Р. Звуки Р и РЬ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 32._bukva_r._zvuki_r_i_r.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 «Солнышко» города Белово»

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка для детей 5-6 лет с ТНР.

Тема: Буква Р. Звуки Р и РЬ.

Г. Белово

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка.

Тема: Буква Р. Звуки Р и РЬ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- научить дифференцировать звуки на слух и в произношении;

- закрепление навыков чёткого произношения Р и РЬ в устной речи;

Коррекционно-развивающая:

- развитие фонематического и зрительного восприятия;

Воспитательная:

- воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);

Оборудование: презентация на ПК, карточки для индивидуальной работы.

Ход работы

1. Организационный момент.

Логопед: Давайте поприветствуем друг друга.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное…)

2. Сообщение темы.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить об очень интересном звуке и познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук. Но для начала вспомним, чем отличается звук от буквы. (буквы мы видим, а звуки слышим).

А еще сегодня я предлагаю вам отправится в морское путешествие на корабле, но чтобы корабль держал курс, нам нужно выполнить различные задания.

Упражнение “Отгадай звук по описанию”.

- Губы и зубы разомкнуты. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, неплотно соприкасается с ними. Средняя часть языка спинки опущена. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Какой получается звук? (Р). Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Теперь кончик языка переместился вперёд, а средняя часть спинки поднялась. Какой получился звук? (РЬ). Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий)

- Совершенно верно, звук Р может быть твёрдым, например, в таких словах: рак, ворона, мухомор и мягким: ребёнок, берёза, якорь.

3. Совершенствование фонематического восприятия

- Сейчас проверим, как слышите вы эти звуки в речи.

Упражнение “Хлопни – топни”.

- Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Р и топни ногой, если в слове слышен звук Рь: треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.

4. Совершенствование фонематического слуха

(индивидуальная работа)

Упражнение “Твёрдый – мягкий”.

- Возьмите рабочие листы. Картинки, в которых слышится звук РЬ, обведите зелёным карандашом. Картинки, в которых слышится звук Р, обведите синим карандашом.

- Проверьте самостоятельно, правильно ли вы обвели картинки по варианту на экране.

5. Совершенствование звукового анализа

- Где может находиться звук в слове? (В начале, середине, конце)

Упражнение “Найди место звука в слове”.

- Найдите место звука Р или РЬ в слове. Обозначьте место положения звука Р синим кружочком, а звука РЬ - зелёным кружочком:

Огород, рябина, тарелка, боксёр, ромашка, букварь, рубашка, берёза, сухарь, пар.

6. Развитие звукового синтеза

Упражнение “Мираж”.

- В природе существует такое явление как мираж. Мираж обманывает людей и дарует им несбыточные надежды. Губит целые караваны и мешает проводить спасательные операции. Иногда в море тоже появляется мираж и видны предметы, находящиеся далеко за горизонтом. Представьте, что мы тоже видим мираж. Я называю слово-мираж, а вы первый звук меняете на звук РЬ и произносите новое слово. Если ответ правильный на экране появится картинка и мираж рассеивается.

Федька – редька

Печка – речка

Кепка – репка

Лепка – репка

Задание усложняется, измените в слове третий звук на звук Р.

Маска – марка

Банан – баран

Гонка – горка

Метка – мерка

Ночка – норка

Голод – город

7. Физкультминутка.

Детям включается видео с физкультминуткой.

8. Развитие слогового синтеза

Упражнение “Точка”.

- На корабле всегда должна быть связь с землёй. Радист передаёт сообщения с помощью азбуки Морзе, где вместо обычных букв используются знаки: точка и тире. Сейчас я буду слоги называть, а вы добавьте слово “точка” - у нас получатся новые слова. Внимание на экран – картинка появится, как только вы назовёте правильный ответ.

Кар(точка), трос...., кур..., чёр..., коф..., ве..., ни..., у..., кис..., лен..., кос..., лас..., кле....

9. Совершенствование зрительного восприятия

- Мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)

10. Работа с карточками.

- Ребята, на столах у вас карточки с буквами, вам нужно найти букву Р и обвести ее.

- Сколько всего букв вы обвели? (Пять букв).

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

11. Рефлексия.

- Вы превосходно справились со всеми заданиями и стали настоящими моряками. Теперь вам не страшны шторма и бури. Попутного ветра! Удачного плаванья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте

Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе детского сада. Для создания учебной мотивации и поддержания интереса  знятие проходит  форме путешествия в сказочную страну...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".

В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".

Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме Звуки[Т-Ть]

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учи...