Развитие эмоциональности и выразительности речи детей
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Шеляг Нина Михайловна

Развитие эмоциональности и выразительности речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этюды на выразительность жеста

Ведущая:

Оленька играет в прятки.

Где искать ее, ребятки?

Заглянули под кровать —

Под кроватью не видать. —

Где ты, Оля, далеко ли?

Мы соскучились без Оли!

И за дверью Оли нету,

И не видно за буфетом,

И на кухне под столом

Олю тоже не найдем.

Оля прячется за креслом...

Оля:

Нет, играть неинтересно.

Вдруг забудут, не найдут?

Ведущая:

Где ты, Оленька?

Оля: Я тут! (3. Александрова)

Выразительные движения. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Выражение лица озабоченное: брови приподняты, уголки рта опущены. Во время движения руки слегка разводят в стороны, ладони раскрыты, на миг приподнимаются плечи.

Этюды на выразительность жеста

Прятки

Считалка о рыбалке

Повезло опять Егорке

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите — у ведерка

Появился хитрый кот...

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

(В. Кривошеев)

Выразительные движения. Ребенок сидит на стуле. Двумя руками, вытянутыми вперед держит воображаемую удочку. Взгляд устремлен на поплавок. Рядом стоит ведерко с игрушечными рыбками. Ребенок, изображающий кота, тихо подкрадывается к ведерку и вытаскивает рыбок. Егорка замечает кота и прогоняет его.

Этюды на выразительность жеста

Купили по книжке братишкам

Купили по книжке

Братишкам.

Один прочитал свою книжку,

Другой разорвал свою книжку.

Купили братишкам по книжке,

Но разные были братишки!

(К. Жанэ)

Выразительные движения. Один ребенок сосредоточенно читает воображаемую книжку, медленно переворачивая страницы. Другой вырывает страницы из книжки.

Этюды на выражение основных эмоций

Воробей

Ведущая:

Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

Воробей:

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки. (А. Тараскин)

Выразительные движения. Сжаться в комочек, втянув голову в плечи. Мимика: брови подняты вверх, глаза расширены, рот приоткрыт.

Этюды на выражение основных эмоций

Мишка

Ведущая:

Бедный Мишка заболел —

Мишка много меду ел.

Мишка плачет и кричит...

Мишка:

 У меня живот болит!

Ведущая:

Мишка стонет, слезы льет —

У него болит живот.

Непослушный, жадный мишка

Съел лесной малины лишка. (Ф. Бобылев)

Выразительные движения. Туловище согнуто, руки прижаты к животу. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, уголки губ опущены.

Этюды на выражение основных эмоций

Заяц, заяц, чем ты занят?

Ведущая:

Заяц, заяц. Чем ты занят?

Ребенок.

Кочерыжку разгрызаю.

Ведущая:

А чему ты, заяц, рад?

Ребенок:

Рад, что зубы не болят. (Скороговорка)

Выразительные движения. Руки прижаты к груди, голова опущена, кисти рук сжаты в кулаки. Ребенок имитирует разгрызание кочерыжки. Мимика: приподнятые брови, на лице улыбка.

Этюды на выражение основных эмоций

Печалиться не надо

Ведущая:

 Что грустишь, Галина-Галя?

Галя:

В первый класс пошел мой брат,

А меня туда не взяли: маловата, говорят!

Ведущая.

Это верно, маловата!

Но, печалиться не надо:

Подойдет и твой черед.

Незаметно... Через год. (И. Тарло)

Выразительные движения. Поникшая  голова,  сведенные  брови,  опущенные уголки губ.

Этюды на выражение основных эмоций

Петушки

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться! (В. Берестов).

Выразительные движения. Дети изображают рассерженных петушков, которые резко машут крыльями, наступая друг на друга. Мимика: нахмуренные брови, сморщенный нос.

Этюды на сопоставление различных эмоций

Шар надутый две подружки

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки —

Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели — нет игрушки,

Сели и заплакали... (А Шибаев)

Выразительные    движения.    Дети    выполняют    движения,    согласуя    свои действия с текстом, мимикой передавая различные эмоциональные состояния.

Этюды на сопоставление различных эмоций

Мишка лапу занозил

Ведущая:

Мишка лапу занозил —

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил...

Ребенок:

Ты узнаешь мишку!

Ведущая:

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

 Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

 Притаился мышкой.

(З. Александрова)

Выразительные движения. Дети выполняют движения по тексту. Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы; голова втянута в плечи, глаза расширены.

Этюды на сопоставление различных эмоций

Встретил ежика бычок 

Ведущая:

Встретил ежика бычок        Уколол свой язычок.

И лизнул его в бочок.        А колючий еж смеется...

И, лизнув его бочок,

Ребенок:

В рот не суй, что попадется! (П. Воронько)

Выразительные движения. Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ; голова запрокинута, рот полуоткрыт, на лице улыбка.

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

Шерсть чесать — рука болит

Шерсть чесать — рука болит,        Кашу варить — рука болит,

Письмо писать — рука болит,        А каша готова — рука здорова.

Воду носить — рука болит,        (Считалочка)

Выразительные движения. Ребенок выполняет движения по тексту. После каждого движения (чешет, пишет, варит, носит) осторожно прижимает правую руку к груди. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, уголки губ опущены.

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

Верблюд

Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех (Б. Заходер).

Выразительные движения. Голова откинута назад,  взгляд устремлен вперед, смотрит на окружающих свысока.

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

Шлепают гуськом

Шлепают гуськом

Гусак за гусаком.

Смотрит свысока

Гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока

Гусак у гусака (Л. Николаенко)

Выразительные движения. Голова гордо откинута назад, плечи развернуты, взгляд устремлен вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональности и выразительности детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятельности"

Творчество и его развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие ...

Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста через деятельность кружка "Попугайчик"

Научить детей говорить выразительно,эмоцианально - это одна из задач педагогов....

Использование скороговорок на играх-занятиях по развитию интонационной выразительности речи детей 5-7 лет.

Данный материал предлагается воспитателям ДОУ для оказания помощи детям в тренировке дикции, обучения быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Обучение произносить скороговорки в...

Консультация на тему: "Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности".

Вашему вниманию предлагаю консультацию, в которой представлены материалы для развития таких компонентов интонационной выразительности речи как: темп, ритм, тембр, мелодика. Считаю, что введение в обра...

Развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.

С каждым годом все больше становится детей "молчунов", найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания ...