программа по развитию графомоторных навыков
рабочая программа по логопедии

Данная программа разработана для развития графомоторных навыков у старших дошкольников с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 131

«Детский сад общеразвивающего вида»

Принято                                                                                Утверждаю

на Педагогическом совете                                            Заведующая МАДОУ № 131

протокол № _______                                                      ___________ Е.С. Пахомова

от «____»____________ г.                                             приказ № _____от _______ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей по развитию графомоторных навыков

                                                           

Автор-составитель

Якунина Екатерина Николаевна,

учитель-логопед

                                                              Кемерово

 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей детского сада является социализация ребенка и подготовка его к школьному обучению.         Особое внимание хочется обратить на развитие у дошкольников графомоторных навыков.  Графомоторные навыки – это набор движений пишущей руки, которая переводит звуки и их соединения на письмо, то есть при помощи данных навыков мы имеем возможность писать, рисовать, чертить.                                                                Графомоторные навыки включают в себя :

1.        Мелкую моторику пальцев.

2.        Зрительный анализ и синтез.

3.        Рисование.

4.        Графическую символику.

Данные навыки важно развивать для избежания трудностей на письме и негативного отношения к школе в целом. Письмо – это сложный навык, состоящий из тонко координированных движений руки. Оно включает в себя совместную работу мелкой мускулатуры, достаточно сформированное зрительное восприятие и произвольное внимание.

Актуальность:

Как известно, к подготовительной к школе группе заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, движения кистей рук становятся более скоординированными. Поэтому работу по развитию и формированию графомоторных навыков необходимо начинать раньше, а именно со старшей группы детского сада. Работа по данному направлению поможет укрепить мелкую моторику, развить пространственную координацию, внимание, восприятие.

Новизна данной программы:

1. Комплексная работа по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, графического навыка;

2. К данной программе прилагается тетрадь с графическими заданиями, самостоятельно разработанной автором данной программы;

3.  Постепенное усложнение программного материала, который соответствует возрасту детей.

Данная программа рассчитана для детей 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Занятия организуются в форме кружковой работы, дополняют содержание ООП в ДОУ и проводятся в первую половину дня.

Продолжительность занятия 20 - 25минут, количество занятий в неделю – 1; в месяц – 4; в год – 35.

Цель программы: подготовить руку ребенка к письму путем развития всех компонентов графомоторного навыка.

Задачи программы:

1. Образовательные:

- учить правильно держать карандаш, контролировать нажим на него;

- формировать мелкую моторику;

- формировать у детей пространственные представления.

2. Развивающие:

- развитие мелкой моторики;

           - развитие зрительно-моторной координации;

- развитие пространственной ориентации;

- развитие мышления, памяти, внимания, восприятия.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение слушать других, выполнять задания по инструкции.

Принципы реализации программы:

1. Принцип учета ведущего вида деятельности: занятия проводятся в соответствии с ведущей деятельности дошкольников (игровой форме);

2. Принцип учета зоны ближайшего и актуального развития;

3. Принцип концентризма: материал подбирается от простого к сложному;

4. Принцип доступности материала;

5. Принцип наглядности;

6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Методы:

  • наглядный метод: работа по раздаточному материалу, тетради, использование доски;
  • словесный метод: объяснение заданий;
  • практический метод: объяснение выполнения упражнений;

Условия:

  • эмоциональность на занятии: создание положительной атмосферы;
  • принцип концентризма: постепенное усложнение материала;
  • связь подобранного материала с жизненным опытом ребенка;
  • стимулирование деятельности детей.

Ожидаемые результаты для старшей группы:

1. Дети правильно умеют держать карандаш, грамотно распределяют нажим на него;

2. Умеют ориентироваться в пространстве: дифференцируют и правильно определяют понятия право-лево, верх-низ;

3. Мелкая моторика достаточно развита, доступны тонкокоординированные движения пальцев рук;

4. Могут нарисовать прямую линию, точно скопировать рисунок по клеткам;

5. Могут аккуратно обвести по контуру, заштриховать фигуру;

6. Могут безошибочно выполнять графические диктанты.

Ожидаемые результаты для подготовительной к школе группы:

1. Безошибочно ориентируются в схеме собственного тела, теле соседа, в пространстве, на листе бумаги;

2. Уровень развития мелкой моторики соответствует высокому уровню ;

3. Могут скопировать точный рисунок по клеткам, во время штриховки линии ровные параллельные. При обводки линии плавные, не выходящие за контур фигуры;

4. Уровень развития зрительно-моторной координации соответствует высокому;

5. Могут безошибочно выполнить графические диктанты любого уровня сложности (по диагонали клетки).

Содержание программы:

Работа состоит из заданий  следующих блоков:

Блок 1: Развитие мелкой моторики

1) Игры со шнуровкой;

2)  Игры с сыпучими материалами;

3) Упражнения с использованием су-джок;

4) Пальчиковая гимнастика;

5) Лепка из пластилина;

6) Составление фигурок и букв из счетных палочек.

Данный блок направлен на улучшение двигательной координации, снижение мышечного тонуса рук, устранение их скованности и зажатости. Представленные задания также способствуют созданию положительной атмосферы на занятии, развитию творческих способностей детей, развитие чувства ритма.

Блок 2: Развитие зрительно-пространственной ориентации. Данный блок включает в себя следующие задания:

1) «Лабиринт»;

2) Отработка и дифференциация пространственных отношений, понятий «право-лево», «верх-низ». Например, здесь просят детей показать правую руку, левую ногу и так далее. Данные задания можно проводить в качестве динамической паузы под веселую музыку.

3)Ориентировка на листе бумаги;

4) Задание «Соедини по точкам»;

5) Графические диктанты;

6) «Путаница».

Умение ориентироваться в пространстве – один из важных компонентов готовности к школе.

        Блок 3: Развитие двигательных графических навыков. Данный блок включает в себя следующие задания:

1) «Нарисуй горизонтальную/вертикальную линию»;

2) «Заштрихуй фигуры»;

3) Лабиринты;

4) «Продолжи цепочку»;

5) «Скопируй фигуры по клеткам»;

6) Графический диктант.

        Задания из данного блока непосредственно подготавливают руку ребенка к письму, формируют правильный нажим на карандаш, тренируют тонкую мускулатуры пальцев рук,  развивают усидчивость.

Примерный план занятия по формированию и развитию графомоторных навыков:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Задания по тетради:

- «Продолжи цепочку»

- Штриховка

- Лабиринт

3.  Динамическая пауза с мячом су-джок

4. Задание в тетради:

-Графический диктант

Таким образом мы видим, что первое (или последнее) задание – это упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Они подготавливают пальцы рук к работе, создают комфортную атмосферу, развивают творческие способности ребенка. Основная часть занятия состоит из работы в специально разработанной тетради, которая включает задания из второго и третьего блоков. Они способствуют развитию ориентировки в пространстве и двигательных навыков. Занятие длится от 20 до 25 минут, опираясь на состояние детей. На занятиях дошкольники выполняют работу в тетради простым карандашом. В старшей группе используются тетради в крупную клетку для лучшей ориентации на листе бумаги и клетке, в подготовительной к школе группе используется тетрадь в обычную клетку.  Также детям после каждого занятия подготавливается раскраска, которую они должны раскрасить дома или в свободное время от режимных моментов в группе. Работа с раскрасками тоже развивают мелкую моторику, двигательные движения пальцев рук, формирует нажим на карандаш, развивает усидчивость.

Календарное планирование

План-сетка занятий по развитию и формированию графомоторных навыков для старшей группы

Данные занятия длятся 20-25 минут

п/п

месяц

Занятие

Развитие мелкой моторики

Развитие зрительно-пространственной координации

Развитие графического навыка

1

сентябрь

Занятие 1

1)Выполнение пальчиковой гимнастики

2) Игра со шнуровкой

1) Зрительная гимнастика

2) Игра «Путаница»

1) Рисование по клеткам

2

сентябрь

Занятие 2

1) Игра с мячом су-джок

1) Путаница

1)Рисование по клеткам

2) Штриховка

3

сентябрь

Занятие 3

1) Пласилинография

1) Расположение геометрических фигур по инструкции

1) Рисование по клеткам

4

сентябрь

Занятие 4

1) Работа с счетными палочками

1) Лабиринт

2) Собрать разрезную картинку (пазл)

1) Штриховка

5

октябрь

Занятие 5

1) Игра с массажным мячом

1) Зеркало

1) Скопировать фигуру по клеткам

2) Улитка

6

октябрь

Занятие 6

1) Игра с сыпучими материалами

1) Лабиринт

2) Ориентация в схеме тела ( используется проба Хэда)

1) Обводка

2) Штриховка

7

октябрь

Занятие 7

1) Пальчиковая гимнастика

2) Игра с мозаикой

1) Путаница

2)Зрительная гимнастика

1) Рисование по клеткам

8

октябрь

Занятие 8

1) Пальчиковая гимнастика

1) Ориентация в схеме тела (используется проба Хэда)

2) Укрась коврик

1) Обводка

2) Штриховка

9

ноябрь

Занятие 9

1)Работа со счетными палочками

2) Игра со шнуровкой

1) Работа со счетными палочками

2) Скопируй фигуру

1) Рисование по клеткам

2)Графический диктант

10

ноябрь

Занятие 10

1) Игра с мячом су-джок

2) пластилинография

1) Зеркало

1) Рисование по клеткам

2) Графический диктант

11

ноябрь

Занятие 11

1) Работа с счетными палочками

2) Пальчиковая гимнастика

1) Лабиринт

2) Корректурная проба

1) Продолжить узор по клеткам

2) Графический диктант

12

ноябрь

Занятие 12

1) Пальчиковая гимнастика

1) Лабиринт

2)Зрительная гимнастика

1) Продолжи ряд

2) Графический диктант

13

декабрь

Занятие 13

1) Игра с мозаикой

1) Зеркало

1) Рисование по клеткам

2) Штриховка

3) Графический диктант

14

декабрь

Занятие 14

1) Пальчиковая гимнастика

1) Выбери фигуры

1) Продолжи ряд                             2) Графический диктант

15

декабрь

Занятие 15

1) Пальчиковая гимнастика

2) Пластилинография

1) Путаница

1) Обводка            2) Графический диктант

16

декабрь

Занятие 16

1) Пальчиковая гимнастика

2) Игра с сыпучими материалами

1) Лабиринт

1)Продолжи ряд

2)Графический диктант

17

январь

Занятие 17

1) Работа с счетными палочками

2) Пальчиковая гимнастика

1)Раскрась фигуры

1)Штриховка

2)Графический диктант

18

январь

Занятие 18

1) Пальчиковая гимнастика

2) Шнуровка

1) Найди отличия

1) Рисование по клеткам

2)Графический диктант

19

январь

Занятие 19

1) Игра с массажным мячом

2) Пластилинография

1) Зеркало

1) Продолжи ряд

2)Графический диктант

20

февраль

Занятие 20

1) Пальчиковая гимнастика

1) Зеркало

2)Зрительная гимнастика

1) Штриховка

2) Графический диктант

21

февраль

Занятие 21

1) Игра со шнуровкой

2)Пальчиковая гимнастика

1) Лабиринт

1) Обводка

2) Графический диктант

22

февраль

Занятие 22

1) Игра с сыпучими материалами

1) Найди отличия

1) Продолжи ряд

2) Графический диктант

23

февраль

Занятие 23

1) Игра с массажным мячом

1) Путаница

1) Обводка

2)Штриховка

3) Графический диктант

24

март

Занятие 24

1) Работа со счетными палочками

2) Пальчиковая гимнастика с мячом су-джок

1) Корректурная проба

2) Зеркало

1) Графический диктант

25

март

Занятие 25

1) Пальчиковая гимнастика

2) Пластинография

1) Собери разрезную картинку

1) Продолжи ряд

2) Графический диктант

26

март

Занятие 26

1) Игра с су-джок мячом

2) Игры с сыпучими материалами

1) Лабиринт

1) Штриховка

2) Графический диктант

27

март

Занятие 27

1) Работа со шнуровкой

1) Путаница

1) Обводка

2) Графический диктант

28

апрель

Занятие 28

1) Работа с счетными палочками

1) Зеркало

2) Геометрический коврик

1) Графический диктант

29

апрель

Занятие 29

1) Игра с массажным мячом

1)Соедини по точкам

1) Продолжи ряд

2) Графический диктант

30

апрель

Занятие 30

1) Пальчиковая гимнастика

1) Лабиринт

1)Штриховка

2) Графический диктант

31

апрель

Занятие 31

1)Пластинография

1) Зеркало

Графический диктант

32

май

Занятие 32

1)Пальчиковая гимнастика

1) Графический диктант

2) Зрительная гимнастика

33

май

Занятие 33

1) Игры с сыпучими материалами

1)Графический диктант

2)Зрительная гимнастика

34

май

Занятие 34

1)Пальчиковая гимнастика

1)Графический диктант

2) Зрительная гимнастика

35

май

Занятие 35

1) Пальчиковая гимнастика

1) Графический диктант

2) Зрительная гимнастика


План-сетка занятий по формированию и развитию графомоторных навыков в подготовительной к школе группе

п/п

месяц

Занятие

Развитие мелкой моторики

Развитие зрительно-пространственной координации

Развитие графического навыка

1

Сентябрь

Занятие 1

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Пластилинография

1) Соедини по точкам;

2) Зрительная гимнастика

1) Продолжи ряд;

2) Скопируй фигуру

2

Сентябрь

Занятие 2

1)Пальчиковая гимнастика;

2) Игра с сыпучими материалами

1)Лабиринт;

2) Расставь мебель в комнате

1)Обводка;

2) Штриховка

3) Скопируй фигуру

3

Сентябрь

Занятие 3

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Упражнение с мячом су-джок

1) Раскрась фигуры;

2) Работа со счетными палочками

1) Продолжи ряд;

2) Графический диктант

4

Сентябрь

Занятие 4

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Работа со шнуровкой

1) Зеркало;

2) Зрительная гимнастика

1) Скопируй фигуру;

2) Графический диктант.

5

Октябрь

Занятие 5

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Игра с мозаикой

1) Найди отличия

1)Продолжи ряд;

2) Обводка;

3) Штриховка;

4)Графический диктант

6

Октябрь

Занятие 6

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Упражнение с мячом су-джок

1) Расставь значки;

2) Зрительная гимнастика

1) Скопируй фигуру;

2) Штриховка

3) Графический диктант

7

Октябрь

Занятие 7

1) Пальчиковая гимнастика;

2)Пластилинография

1) Раскрась фигуры;

2) Собери разрезную картинку

1) Продолжи ряд;

2)Обводка;

3) Графический диктант

8

Октябрь

Занятие 8

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Самомассаж кистей рук

1) Путаница;

2) Работа со счетными палочками

1) Продолжи ряд;

2) Скопируй фигуру;

3) Графический диктант

9

Ноябрь

Занятие 9

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Игры с сыпучими материалами

1) Нарисуй маршрут;

2) Зрительная гимнастика

1)Обводка;

2)Штриховка;

3)Графический диктант

10

Ноябрь

Занятие 10

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Работа со шнуровкой

1) Лабиринт;

2) Расставь значки

1) Продолжи ряд;

2) Штриховка;

3) Графический диктант

11

Ноябрь

Занятие 11

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Упражнение с мячом су-джок

1) Зеркало;

2) Работа со счетными палочками

1) Продолжи ряд;

2) Обводка;

3) Штриховка;

4) Графический диктант

12

Ноябрь

Занятие 12

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Самомассаж кистей рук

1) Найди отличия;

2) Зрительная гимнастика;

3) Соедини по точкам

1) Продолжи ряд;

2) Скопируй фигуру;

3) Графический диктант

13

Декабрь

Занятие 13

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Игры с сыпучими материалами

1) Раскрась фигуры;

2) Собери разрезную картинку

1) Продолжи ряд;

2) Штриховка;

3) Графический диктант

14

Декабрь

Занятие 14

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Работа с мозаикой

1) Нарисуй маршрут;

2) Геометрический коврик

1) Скопируй фигуру;

2)Штриховка;

3) Графический диктант

15

Декабрь

Занятие 15

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Упражнение с мячом су-джок

1) Зеркало;

2) Путаница

1) Продолжи ряд;

2) Штриховка;

3)Обводка;

4) Графический диктант

16

Декабрь

Занятие 16

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Пластилинография

1) Лабиринт

1) Продолжи ряд;

2) Штриховка;

3) Графический диктант

17

Январь

Занятие 17

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Работа со шнуровкой

1) Расставь значки;

2) Работа со счетными палочками

1) Продолжи ряд;

2) Обводка;

3) Штриховка;

4) Графический диктант

18

Январь

Занятие 18

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Упражнение с мячом су-джок

1) Геометрический коврик;

2) Зрительная гимнастика

1) Продолжи ряд;

2) Скопируй фигуру;

3) графический диктант

19

Январь

Занятие 19

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Игры с сыпучими материалами

1) Зеркало;

2) Собери разрезную картинку

1) Продолжи ряд;

2) Обводка;

3) Штриховка;

3)Графический диктант

20

Февраль

Занятие 20

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Работа с мозаикой

1) Лабиринт;

2) Зрительная гимнастика

1) Продолжи ряд;

2) Скопируй фигуру;

3) Обводка;

4) Графический диктант

21

Февраль

Занятие 21

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Самомассаж кистей рук

1) Путаница

1) Продолжи ряд;

2) Обводка;

3) Штриховка;

4) Графический диктант

22

Февраль

Занятие 22

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Пластилинография

1) Расставь значки

1) Продолжи ряд;

2) Графический диктант

23

Февраль

Занятие 23

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Упражнение с мячом су-джок

1) Лабиринт;

2) Соедини по точкам

1) Продолжи ряд;

2) Штриховка;

3) графический диктант

24

Март

Занятие 24

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Пластилинография

1) Зеркало;

2)Зрительная гимнастика

1) Продолжи ряд;

2)Графический диктант

25

Март

Занятие 25

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Игры с сыпучими материалами

1) Работа со счетными палочками

1) Скопируй фигуру;

2) Графический диктант

26

Март

Занятие 26

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Упражнение с мячом су-джок

1) Путаница;

2) Собери разрезную картинку

1) Штриховка;

2) Обводка;

3) Графический диктант

27

Март

Занятие 27

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Самомассаж кистей рук

1) Раскрась фигуры;

2) Соедини по точкам

1) Штриховка;

2) Графический диктант

28

Апрель

Занятие 28

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Работа с мозаикой

1) Лабиринт;

2)Зрительная гимнастика

1) Продолжи ряд;

2) Графический диктант

29

Апрель

Занятие 29

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Работа со шнуровкой

1) Найди отличия

1) Скопируй фигуру;

2) Графический диктант

30

Апрель

Занятие 30

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Пластилинография

1) Зеркало

1) Продолжи ряд;

2) Графический диктант

31

Апрель

Занятие 31

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Игры с сыпучими материалами

1) Работа со счетными палочками

1) Штриховка;

2) Графический диктант

32

Май

Занятие 32

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Упражнение с мячом су-джок

1) Расставь значки

1) Графический диктант

33

Май

Занятие 33

1) Пальчиковая гимнастика;

2) Самомассаж кистей рук

1) Зрительная гимнастика

1) Графический диктант

34

Май

Занятие 34

1)Пальчиковая гимнастика

1) Зрительная гимнастика

1) Графический диктант

35

май

Занятие 35

1) Пальчиковая гимнастика

1) Зрительная гимнастика

1) Графический диктант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования у детей старшего дошкольного возраста"

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ре...

дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"

дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития графомоторных навыков у детей с ЗПР "Мой друг карандаш"

Программы «Развития графомоторных навыков детей с ЗПР» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – годичной. ...

" ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков.

Данная программа  гуманитарной  направленности разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует развитию графомоторных навыков, плавности, точно...