программа по развитию графомоторных навыков
рабочая программа по логопедии
Данная программа разработана для развития графомоторных навыков у старших дошкольников с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 131
«Детский сад общеразвивающего вида»
Принято Утверждаю
на Педагогическом совете Заведующая МАДОУ № 131
протокол № _______ ___________ Е.С. Пахомова
от «____»____________ г. приказ № _____от _______ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей по развитию графомоторных навыков
Автор-составитель
Якунина Екатерина Николаевна,
учитель-логопед
Кемерово
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей детского сада является социализация ребенка и подготовка его к школьному обучению. Особое внимание хочется обратить на развитие у дошкольников графомоторных навыков. Графомоторные навыки – это набор движений пишущей руки, которая переводит звуки и их соединения на письмо, то есть при помощи данных навыков мы имеем возможность писать, рисовать, чертить. Графомоторные навыки включают в себя :
1. Мелкую моторику пальцев.
2. Зрительный анализ и синтез.
3. Рисование.
4. Графическую символику.
Данные навыки важно развивать для избежания трудностей на письме и негативного отношения к школе в целом. Письмо – это сложный навык, состоящий из тонко координированных движений руки. Оно включает в себя совместную работу мелкой мускулатуры, достаточно сформированное зрительное восприятие и произвольное внимание.
Актуальность:
Как известно, к подготовительной к школе группе заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, движения кистей рук становятся более скоординированными. Поэтому работу по развитию и формированию графомоторных навыков необходимо начинать раньше, а именно со старшей группы детского сада. Работа по данному направлению поможет укрепить мелкую моторику, развить пространственную координацию, внимание, восприятие.
Новизна данной программы:
1. Комплексная работа по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, графического навыка;
2. К данной программе прилагается тетрадь с графическими заданиями, самостоятельно разработанной автором данной программы;
3. Постепенное усложнение программного материала, который соответствует возрасту детей.
Данная программа рассчитана для детей 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Занятия организуются в форме кружковой работы, дополняют содержание ООП в ДОУ и проводятся в первую половину дня.
Продолжительность занятия 20 - 25минут, количество занятий в неделю – 1; в месяц – 4; в год – 35.
Цель программы: подготовить руку ребенка к письму путем развития всех компонентов графомоторного навыка.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- учить правильно держать карандаш, контролировать нажим на него;
- формировать мелкую моторику;
- формировать у детей пространственные представления.
2. Развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие мышления, памяти, внимания, восприятия.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение слушать других, выполнять задания по инструкции.
Принципы реализации программы:
1. Принцип учета ведущего вида деятельности: занятия проводятся в соответствии с ведущей деятельности дошкольников (игровой форме);
2. Принцип учета зоны ближайшего и актуального развития;
3. Принцип концентризма: материал подбирается от простого к сложному;
4. Принцип доступности материала;
5. Принцип наглядности;
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Методы:
- наглядный метод: работа по раздаточному материалу, тетради, использование доски;
- словесный метод: объяснение заданий;
- практический метод: объяснение выполнения упражнений;
Условия:
- эмоциональность на занятии: создание положительной атмосферы;
- принцип концентризма: постепенное усложнение материала;
- связь подобранного материала с жизненным опытом ребенка;
- стимулирование деятельности детей.
Ожидаемые результаты для старшей группы:
1. Дети правильно умеют держать карандаш, грамотно распределяют нажим на него;
2. Умеют ориентироваться в пространстве: дифференцируют и правильно определяют понятия право-лево, верх-низ;
3. Мелкая моторика достаточно развита, доступны тонкокоординированные движения пальцев рук;
4. Могут нарисовать прямую линию, точно скопировать рисунок по клеткам;
5. Могут аккуратно обвести по контуру, заштриховать фигуру;
6. Могут безошибочно выполнять графические диктанты.
Ожидаемые результаты для подготовительной к школе группы:
1. Безошибочно ориентируются в схеме собственного тела, теле соседа, в пространстве, на листе бумаги;
2. Уровень развития мелкой моторики соответствует высокому уровню ;
3. Могут скопировать точный рисунок по клеткам, во время штриховки линии ровные параллельные. При обводки линии плавные, не выходящие за контур фигуры;
4. Уровень развития зрительно-моторной координации соответствует высокому;
5. Могут безошибочно выполнить графические диктанты любого уровня сложности (по диагонали клетки).
Содержание программы:
Работа состоит из заданий следующих блоков:
Блок 1: Развитие мелкой моторики
1) Игры со шнуровкой;
2) Игры с сыпучими материалами;
3) Упражнения с использованием су-джок;
4) Пальчиковая гимнастика;
5) Лепка из пластилина;
6) Составление фигурок и букв из счетных палочек.
Данный блок направлен на улучшение двигательной координации, снижение мышечного тонуса рук, устранение их скованности и зажатости. Представленные задания также способствуют созданию положительной атмосферы на занятии, развитию творческих способностей детей, развитие чувства ритма.
Блок 2: Развитие зрительно-пространственной ориентации. Данный блок включает в себя следующие задания:
1) «Лабиринт»;
2) Отработка и дифференциация пространственных отношений, понятий «право-лево», «верх-низ». Например, здесь просят детей показать правую руку, левую ногу и так далее. Данные задания можно проводить в качестве динамической паузы под веселую музыку.
3)Ориентировка на листе бумаги;
4) Задание «Соедини по точкам»;
5) Графические диктанты;
6) «Путаница».
Умение ориентироваться в пространстве – один из важных компонентов готовности к школе.
Блок 3: Развитие двигательных графических навыков. Данный блок включает в себя следующие задания:
1) «Нарисуй горизонтальную/вертикальную линию»;
2) «Заштрихуй фигуры»;
3) Лабиринты;
4) «Продолжи цепочку»;
5) «Скопируй фигуры по клеткам»;
6) Графический диктант.
Задания из данного блока непосредственно подготавливают руку ребенка к письму, формируют правильный нажим на карандаш, тренируют тонкую мускулатуры пальцев рук, развивают усидчивость.
Примерный план занятия по формированию и развитию графомоторных навыков:
1. Пальчиковая гимнастика
2. Задания по тетради:
- «Продолжи цепочку»
- Штриховка
- Лабиринт
3. Динамическая пауза с мячом су-джок
4. Задание в тетради:
-Графический диктант
Таким образом мы видим, что первое (или последнее) задание – это упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Они подготавливают пальцы рук к работе, создают комфортную атмосферу, развивают творческие способности ребенка. Основная часть занятия состоит из работы в специально разработанной тетради, которая включает задания из второго и третьего блоков. Они способствуют развитию ориентировки в пространстве и двигательных навыков. Занятие длится от 20 до 25 минут, опираясь на состояние детей. На занятиях дошкольники выполняют работу в тетради простым карандашом. В старшей группе используются тетради в крупную клетку для лучшей ориентации на листе бумаги и клетке, в подготовительной к школе группе используется тетрадь в обычную клетку. Также детям после каждого занятия подготавливается раскраска, которую они должны раскрасить дома или в свободное время от режимных моментов в группе. Работа с раскрасками тоже развивают мелкую моторику, двигательные движения пальцев рук, формирует нажим на карандаш, развивает усидчивость.
Календарное планирование
План-сетка занятий по развитию и формированию графомоторных навыков для старшей группы
Данные занятия длятся 20-25 минут
п/п | месяц | Занятие | Развитие мелкой моторики | Развитие зрительно-пространственной координации | Развитие графического навыка | ||
1 | сентябрь | Занятие 1 | 1)Выполнение пальчиковой гимнастики 2) Игра со шнуровкой | 1) Зрительная гимнастика 2) Игра «Путаница» | 1) Рисование по клеткам | ||
2 | сентябрь | Занятие 2 | 1) Игра с мячом су-джок | 1) Путаница | 1)Рисование по клеткам 2) Штриховка | ||
3 | сентябрь | Занятие 3 | 1) Пласилинография | 1) Расположение геометрических фигур по инструкции | 1) Рисование по клеткам | ||
4 | сентябрь | Занятие 4 | 1) Работа с счетными палочками | 1) Лабиринт 2) Собрать разрезную картинку (пазл) | 1) Штриховка | ||
5 | октябрь | Занятие 5 | 1) Игра с массажным мячом | 1) Зеркало | 1) Скопировать фигуру по клеткам 2) Улитка | ||
6 | октябрь | Занятие 6 | 1) Игра с сыпучими материалами | 1) Лабиринт 2) Ориентация в схеме тела ( используется проба Хэда) | 1) Обводка 2) Штриховка | ||
7 | октябрь | Занятие 7 | 1) Пальчиковая гимнастика 2) Игра с мозаикой | 1) Путаница 2)Зрительная гимнастика | 1) Рисование по клеткам | ||
8 | октябрь | Занятие 8 | 1) Пальчиковая гимнастика | 1) Ориентация в схеме тела (используется проба Хэда) 2) Укрась коврик | 1) Обводка 2) Штриховка | ||
9 | ноябрь | Занятие 9 | 1)Работа со счетными палочками 2) Игра со шнуровкой | 1) Работа со счетными палочками 2) Скопируй фигуру | 1) Рисование по клеткам 2)Графический диктант | ||
10 | ноябрь | Занятие 10 | 1) Игра с мячом су-джок 2) пластилинография | 1) Зеркало | 1) Рисование по клеткам 2) Графический диктант | ||
11 | ноябрь | Занятие 11 | 1) Работа с счетными палочками 2) Пальчиковая гимнастика | 1) Лабиринт 2) Корректурная проба | 1) Продолжить узор по клеткам 2) Графический диктант | ||
12 | ноябрь | Занятие 12 | 1) Пальчиковая гимнастика | 1) Лабиринт 2)Зрительная гимнастика | 1) Продолжи ряд 2) Графический диктант | ||
13 | декабрь | Занятие 13 | 1) Игра с мозаикой | 1) Зеркало | 1) Рисование по клеткам 2) Штриховка 3) Графический диктант | ||
14 | декабрь | Занятие 14 | 1) Пальчиковая гимнастика | 1) Выбери фигуры | 1) Продолжи ряд 2) Графический диктант | ||
15 | декабрь | Занятие 15 | 1) Пальчиковая гимнастика 2) Пластилинография | 1) Путаница | 1) Обводка 2) Графический диктант | ||
16 | декабрь | Занятие 16 | 1) Пальчиковая гимнастика 2) Игра с сыпучими материалами | 1) Лабиринт | 1)Продолжи ряд 2)Графический диктант | ||
17 | январь | Занятие 17 | 1) Работа с счетными палочками 2) Пальчиковая гимнастика | 1)Раскрась фигуры | 1)Штриховка 2)Графический диктант | ||
18 | январь | Занятие 18 | 1) Пальчиковая гимнастика 2) Шнуровка | 1) Найди отличия | 1) Рисование по клеткам 2)Графический диктант | ||
19 | январь | Занятие 19 | 1) Игра с массажным мячом 2) Пластилинография | 1) Зеркало | 1) Продолжи ряд 2)Графический диктант | ||
20 | февраль | Занятие 20 | 1) Пальчиковая гимнастика | 1) Зеркало 2)Зрительная гимнастика | 1) Штриховка 2) Графический диктант | ||
21 | февраль | Занятие 21 | 1) Игра со шнуровкой 2)Пальчиковая гимнастика | 1) Лабиринт | 1) Обводка 2) Графический диктант | ||
22 | февраль | Занятие 22 | 1) Игра с сыпучими материалами | 1) Найди отличия | 1) Продолжи ряд 2) Графический диктант | ||
23 | февраль | Занятие 23 | 1) Игра с массажным мячом | 1) Путаница | 1) Обводка 2)Штриховка 3) Графический диктант | ||
24 | март | Занятие 24 | 1) Работа со счетными палочками 2) Пальчиковая гимнастика с мячом су-джок | 1) Корректурная проба 2) Зеркало | 1) Графический диктант | ||
25 | март | Занятие 25 | 1) Пальчиковая гимнастика 2) Пластинография | 1) Собери разрезную картинку | 1) Продолжи ряд 2) Графический диктант | ||
26 | март | Занятие 26 | 1) Игра с су-джок мячом 2) Игры с сыпучими материалами | 1) Лабиринт | 1) Штриховка 2) Графический диктант | ||
27 | март | Занятие 27 | 1) Работа со шнуровкой | 1) Путаница | 1) Обводка 2) Графический диктант | ||
28 | апрель | Занятие 28 | 1) Работа с счетными палочками | 1) Зеркало 2) Геометрический коврик | 1) Графический диктант | ||
29 | апрель | Занятие 29 | 1) Игра с массажным мячом | 1)Соедини по точкам | 1) Продолжи ряд 2) Графический диктант | ||
30 | апрель | Занятие 30 | 1) Пальчиковая гимнастика | 1) Лабиринт | 1)Штриховка 2) Графический диктант | ||
31 | апрель | Занятие 31 | 1)Пластинография | 1) Зеркало | Графический диктант | ||
32 | май | Занятие 32 | 1)Пальчиковая гимнастика | 1) Графический диктант 2) Зрительная гимнастика | |||
33 | май | Занятие 33 | 1) Игры с сыпучими материалами | 1)Графический диктант 2)Зрительная гимнастика | |||
34 | май | Занятие 34 | 1)Пальчиковая гимнастика | 1)Графический диктант 2) Зрительная гимнастика | |||
35 | май | Занятие 35 | 1) Пальчиковая гимнастика | 1) Графический диктант 2) Зрительная гимнастика |
План-сетка занятий по формированию и развитию графомоторных навыков в подготовительной к школе группе
п/п | месяц | Занятие | Развитие мелкой моторики | Развитие зрительно-пространственной координации | Развитие графического навыка |
1 | Сентябрь | Занятие 1 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Пластилинография | 1) Соедини по точкам; 2) Зрительная гимнастика | 1) Продолжи ряд; 2) Скопируй фигуру |
2 | Сентябрь | Занятие 2 | 1)Пальчиковая гимнастика; 2) Игра с сыпучими материалами | 1)Лабиринт; 2) Расставь мебель в комнате | 1)Обводка; 2) Штриховка 3) Скопируй фигуру |
3 | Сентябрь | Занятие 3 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Упражнение с мячом су-джок | 1) Раскрась фигуры; 2) Работа со счетными палочками | 1) Продолжи ряд; 2) Графический диктант |
4 | Сентябрь | Занятие 4 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Работа со шнуровкой | 1) Зеркало; 2) Зрительная гимнастика | 1) Скопируй фигуру; 2) Графический диктант. |
5 | Октябрь | Занятие 5 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Игра с мозаикой | 1) Найди отличия | 1)Продолжи ряд; 2) Обводка; 3) Штриховка; 4)Графический диктант |
6 | Октябрь | Занятие 6 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Упражнение с мячом су-джок | 1) Расставь значки; 2) Зрительная гимнастика | 1) Скопируй фигуру; 2) Штриховка 3) Графический диктант |
7 | Октябрь | Занятие 7 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2)Пластилинография | 1) Раскрась фигуры; 2) Собери разрезную картинку | 1) Продолжи ряд; 2)Обводка; 3) Графический диктант |
8 | Октябрь | Занятие 8 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Самомассаж кистей рук | 1) Путаница; 2) Работа со счетными палочками | 1) Продолжи ряд; 2) Скопируй фигуру; 3) Графический диктант |
9 | Ноябрь | Занятие 9 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Игры с сыпучими материалами | 1) Нарисуй маршрут; 2) Зрительная гимнастика | 1)Обводка; 2)Штриховка; 3)Графический диктант |
10 | Ноябрь | Занятие 10 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Работа со шнуровкой | 1) Лабиринт; 2) Расставь значки | 1) Продолжи ряд; 2) Штриховка; 3) Графический диктант |
11 | Ноябрь | Занятие 11 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Упражнение с мячом су-джок | 1) Зеркало; 2) Работа со счетными палочками | 1) Продолжи ряд; 2) Обводка; 3) Штриховка; 4) Графический диктант |
12 | Ноябрь | Занятие 12 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Самомассаж кистей рук | 1) Найди отличия; 2) Зрительная гимнастика; 3) Соедини по точкам | 1) Продолжи ряд; 2) Скопируй фигуру; 3) Графический диктант |
13 | Декабрь | Занятие 13 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Игры с сыпучими материалами | 1) Раскрась фигуры; 2) Собери разрезную картинку | 1) Продолжи ряд; 2) Штриховка; 3) Графический диктант |
14 | Декабрь | Занятие 14 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Работа с мозаикой | 1) Нарисуй маршрут; 2) Геометрический коврик | 1) Скопируй фигуру; 2)Штриховка; 3) Графический диктант |
15 | Декабрь | Занятие 15 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Упражнение с мячом су-джок | 1) Зеркало; 2) Путаница | 1) Продолжи ряд; 2) Штриховка; 3)Обводка; 4) Графический диктант |
16 | Декабрь | Занятие 16 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Пластилинография | 1) Лабиринт | 1) Продолжи ряд; 2) Штриховка; 3) Графический диктант |
17 | Январь | Занятие 17 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Работа со шнуровкой | 1) Расставь значки; 2) Работа со счетными палочками | 1) Продолжи ряд; 2) Обводка; 3) Штриховка; 4) Графический диктант |
18 | Январь | Занятие 18 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Упражнение с мячом су-джок | 1) Геометрический коврик; 2) Зрительная гимнастика | 1) Продолжи ряд; 2) Скопируй фигуру; 3) графический диктант |
19 | Январь | Занятие 19 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Игры с сыпучими материалами | 1) Зеркало; 2) Собери разрезную картинку | 1) Продолжи ряд; 2) Обводка; 3) Штриховка; 3)Графический диктант |
20 | Февраль | Занятие 20 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Работа с мозаикой | 1) Лабиринт; 2) Зрительная гимнастика | 1) Продолжи ряд; 2) Скопируй фигуру; 3) Обводка; 4) Графический диктант |
21 | Февраль | Занятие 21 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Самомассаж кистей рук | 1) Путаница | 1) Продолжи ряд; 2) Обводка; 3) Штриховка; 4) Графический диктант |
22 | Февраль | Занятие 22 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Пластилинография | 1) Расставь значки | 1) Продолжи ряд; 2) Графический диктант |
23 | Февраль | Занятие 23 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Упражнение с мячом су-джок | 1) Лабиринт; 2) Соедини по точкам | 1) Продолжи ряд; 2) Штриховка; 3) графический диктант |
24 | Март | Занятие 24 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Пластилинография | 1) Зеркало; 2)Зрительная гимнастика | 1) Продолжи ряд; 2)Графический диктант |
25 | Март | Занятие 25 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Игры с сыпучими материалами | 1) Работа со счетными палочками | 1) Скопируй фигуру; 2) Графический диктант |
26 | Март | Занятие 26 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Упражнение с мячом су-джок | 1) Путаница; 2) Собери разрезную картинку | 1) Штриховка; 2) Обводка; 3) Графический диктант |
27 | Март | Занятие 27 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Самомассаж кистей рук | 1) Раскрась фигуры; 2) Соедини по точкам | 1) Штриховка; 2) Графический диктант |
28 | Апрель | Занятие 28 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Работа с мозаикой | 1) Лабиринт; 2)Зрительная гимнастика | 1) Продолжи ряд; 2) Графический диктант |
29 | Апрель | Занятие 29 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Работа со шнуровкой | 1) Найди отличия | 1) Скопируй фигуру; 2) Графический диктант |
30 | Апрель | Занятие 30 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Пластилинография | 1) Зеркало | 1) Продолжи ряд; 2) Графический диктант |
31 | Апрель | Занятие 31 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Игры с сыпучими материалами | 1) Работа со счетными палочками | 1) Штриховка; 2) Графический диктант |
32 | Май | Занятие 32 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Упражнение с мячом су-джок | 1) Расставь значки | 1) Графический диктант |
33 | Май | Занятие 33 | 1) Пальчиковая гимнастика; 2) Самомассаж кистей рук | 1) Зрительная гимнастика | 1) Графический диктант |
34 | Май | Занятие 34 | 1)Пальчиковая гимнастика | 1) Зрительная гимнастика | 1) Графический диктант |
35 | май | Занятие 35 | 1) Пальчиковая гимнастика | 1) Зрительная гимнастика | 1) Графический диктант |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: " Развитие графомоторных навыков c использованием авторской технологии «Росчерки», созданной на основе методики развития графомоторных навыков Евгения Шулешко".
В конспекте использованы элементы авторской технологии "Росчерки"....
Программа по самообразованию "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования у детей старшего дошкольного возраста"
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ре...
дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"
дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития графомоторных навыков у детей с ЗПР "Мой друг карандаш"
Программы «Развития графомоторных навыков детей с ЗПР» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – годичной. ...
" ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков.
Данная программа гуманитарной направленности разработана с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке руки к письму, способствует развитию графомоторных навыков, плавности, точно...
Рецензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности по развитию графомоторных навыков "ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ"
Рицензируемый материал имеет важное значение и оценен положительно...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию графомоторных навыков «Развивай-ка»
Направленность программы: социально - гуманитарная...