Программа по самообразованию "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Пашина Ирина Юрьевна

К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_samoobraz.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №  46 «Одуванчик»

_____________             Байкова Т.В.

        _____________             Байкова Т.В.

План работы по самообразованию

на 2019-2020 учебный год

воспитателя ГКН  для детей с ТНР

МБДОУ  «Детский сад № 46 «Одуванчик»

г. Димитровграда Ульяновской области

Пашиной Ирины Юрьевны

Тема: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

Цель: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком рисованием для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
  3.  Использовать в работе с детьми данные методики.

Дата

Задачи

Реализация

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

- Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.

3. Игнатьева Л.В. От рисунка к письму. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей 5-7 лет

4. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.

5. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей

5. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

-Диагностика.

Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года

- Познакомить детей с понятием строка (упражнение со счетными палочками).

- Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.

- Предложить детям выполнить следующие задания:

1. Штриховка.

2. Рисование по трафаретам.

3. Дорисовка (по принципу симметрии).

4. Дорисовка геометрических фигур.

5. Дорисовка не достающих деталей.

6. Упражнение «Оживи рисунок».

7. Обведи по точкам.

8. Дорисуй узор по клеткам и др.

-Предложить детям выложить на листе бумаги в клетку орнамент по образцу счётными палочками.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов(в течении всего года).

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкульт минутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

4. Пальчиковый театр.

5. Лепка из пластилина с использованием природного материала.

6. Конструирование: из бумаги в технике оригами, работы с конструктором Лего.

7. Различные виды аппликаций.

8. Рисование по трафаретам.

9. Штриховка.

10. Дорисовка.

11. Лабиринты.

12. Дидактические игры.

13. Шнуровка.

14. Игры с камешками марблс.

15. Пазлы, мозаика.

- Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

- Предложить детям дорисовать узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

- Разработать  перспективный план работы с детьми по теме

- Перспективное планирование работы кружка «Ловкие пальчики»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

-Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду  группы  для развития мелкой моторики рук.

-Продолжать работать с детьми в тетрадях в крупную клетку.

-Составление картотеки игр для

развития мелкой моторики рук.

-Изучение интернет-ресурсов по теме.

-Предложить детям поиграть в игру по клеточкам.

Я

Н

В

А

Р

Ь

-Проведение с  детьми пальчиковых игр  в разных видах деятельности ( включить в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей).

-Составить конспекты занятий по развитию графомоторных навыков.

-Предложить детям «Оживить рисунок»: обвести ладошку,а потом придумать, во что можно превратить получившийся рисунок.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

-Просвещение родителей по данной теме

-Предоставить родителям  педагогическую информацию по данной теме.

-Продолжать развивать у детей воображение и графический навык.

- Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков  через элементы рисования».

-Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

-Предложить детям обвести по трафаретам различные изображения (например, фрукты и овощи).

М

А

Р

Т

-Знакомство с опытом работы своих коллег, а также других воспитателей в сети Интернет.

-Продолжать развивать у детей графический навык.

 -Знакомство с  новой литературой

 

- Упражнение: обвести по точкам цветными карандашами, затем раскрасить рисунок.

А

П

Р

Е

Л

Ь

-Продолжать развивать у детей графомоторные навыки.

- Составление конспект НОД с включением заданий по развитию мелкой моторики и кисти руки.

-Рисование по клеткам. Предложить детям дорисовать узор по клеткам.

-Проведение графического диктанта.

-Проведение открытого мероприятия в старшей группе.

М

А

Й

-Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года.

-Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

-Анализ результатов исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида Калачян С.И. на тему: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: "Развитие графомоторных навыков через элементы рисования"....

Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет

Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ....

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

В настоящее время всё более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточно...

Конспект занятия по аппликации с элементами рисования для детей старшего дошкольного возраста «Сеньора Черепаха»

Конспект занятия по аппликации с элементами рисования для детей старшего дошкольного возраста «Сеньора Черепаха»...

Рабочая программа кружковой деятельности «Волшебные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, поэтому программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Таким обр...