дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации муниципального образования
«Гусевский городской округ»
Калининградской области
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание педагогического совета Заведующий МАДОУ «Детский сад
МАДОУ «Детский сад № 11 № 11 Центр развития ребенка»
Центра развития ребенка» ___________Т.А. Заварзина
Протокол № от «____»____________201_г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитие речи и задержкой психического развития»
(художественной направленности)
для детей 5-7 лет
срок реализации программы: 2 года
Разработчик:
Кузнецова Татьяна Владимировна –
учитель-дефектолог
г. Гусев
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития» (далее Программа), разработана в соответствии со ст. 2, 12 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Положением о дополнительной общеразвивающей программе МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка, утвержденное заведующей.
Программа является составляющей единого образовательного пространства МАДОУ детского сада № 11 Центра развития ребенка (далее Учреждение) и создается для детей с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления и реализации их потребностей и самораскрытия. Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время (52 часа). Вместе с тем, в летние месяцы образовательная деятельность осуществляется в определенных формах работы: выставки, массовые мероприятия, концерты, досуги и другие.
Планируемые результаты:
Возраст детей 5-6 лет
- ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии;
- умеет закрашивать карандашом в одном направлении неотрывными движениями, бес пропусков, не выходя за контур с равномерным умеренным нажимом;
- у ребенка развита плавность и согласованность движений рук.
Возраст детей 6-7 лет
- у ребенка происходит совершенствование мелкой моторики рук (зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- совершенствование крупных движений и умения владеть своим телом;
- совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени);
- совершенствование активной речи, словарного запаса;
- совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия);
- подготовка к учебной деятельности.
Направленность Программы: художественная.
Новизна: программа предлагает насыщенный образовательный материал по развитию мелкой моторики, побуждающий дошкольника с ОВЗ к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность: уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
Навык письма – это сложный навык и именно в дошкольном возрасте важна работа по подготовке руки ребенка к письму, а не само письмо.
Педагогическая целесообразность: деятельность детей в кружке является мощным средством для активизации мыслительной деятельности, ребята учатся видеть предметы, их форму, подмечать характерные признаки. У детей обогащается словарь, углубляются знания об окружающем мире, улучшаются внимание, память, укрепляется мелкая мускулатура руки, что подготавливает руку к письму. В процессе деятельности у детей формируются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства, творческое воображение.
Практическая значимость: в процессе проводимых игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.
Отличительные особенности Программы состоят в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости (скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, скручивание бумаги в технике квиллинг и т.д.).
Ключевые понятия:
- моторика - совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений;
- моторное развитие - процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон;
- мелкая моторика рук – это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д.
- мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость;
- графический навык – это элементарные действия руки, когда с помощью карандаша или ручки наносятся определенные рисунки, которые в дальнейшем помогут овладеть навыками письма.
- нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции;
- пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Цель Программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста с ОНР и ЗПР к овладению письмом.
Задачи Программы:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- мышления;
- зрительного и слухового восприятия;
- памяти, речи детей.
3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентацию на листе бумаги;
- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
Принципы:
- принцип единства диагностики и педагогического процесса (результаты обследования определяют пути работы с детьми в виде перспективного плана развития);
- принцип системности и последовательности (опирается на представление о том, что формирование графомоторных навыков - это сложная функциональная система, компоненты которой находятся во взаимодействии; процесс подготовки к письму предполагает воздействие на механизмы, необходимые для овладения письмом, создание условий для накопления двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости);
- принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса (в работе с воспитанниками необходимо участие воспитателя, логопеда, психолога и других специалистов ДОУ);
- принцип сотрудничества учителя-дефектолога и родителя, родителя и ребенка (позиция родителя как равноправного участника педагогического процесса);
- принцип развития (предполагает выделение в процессе педагогической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка; организация педагогического воздействия осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка – игры).
Основные формы и методы:
- диагностирование детей;
- организация работы с семьей;
- взаимодействие с социумом (участие в выставках в музеи);
- организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
Для достижения желаемого результата предполагается работа с детьми в трех блоках.
В блок специально организованного обучения в форме занятия включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных) и мелкой моторик. Педагог – инициатор.
В блок совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми входят задачи по развитию социальных навыков освоения разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительное отношение между педагогом и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера-инициатора. При этом он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает ее и приглашает к ней своим примером, демонстрируя образцы ее организации. Дети при желании могут продолжить понравившийся им вид деятельности самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес.
Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Возраст детей и их психологические особенности: данная Программа рассчитана для детей 5-6 и 6-7 лет с ОНР 3 уровня речевого развития и ЗПР.
Особенности формирования общей и мелкой моторики у детей 5-7 с ОНР.
Детям с недоразвитием речи характерно замедленное развитие моторных функций. Это подтверждает и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
У детей с недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамиды, а другой нанизывать колечки на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять или поставить предмет, т.к. неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки или соединить две точки на плоскости прямой линией.
Особенности формирования общей и мелкой моторики у детей 5 – 7 лет с ЗПР.
Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.
Обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и подергивания.
Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом.
Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации.
Общими (для детей с ОНР и ЗПР) недостатками в развитии общей и мелкой моторики пальцев рук являются:
- нарушение точности и плавности движений;
- неудержание поз;
- ошибки в пространственной координации;
- нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка;
- нарушение количества элементов в рисунке;
- напряженность, скованность движений;
- нарушение переключения с одного движения к другому;
- нарушение синхронности в выполнении движений;
- недифферинцированность движений;
- нарушения контроля за собственными действиями;
- трудности переключения;
- явления зеркальности.
Особенности набора детей: кружок посещают дошкольники, имеющие заключение областной ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
Механизм оценивания планируемых результатов:
- педагогический мониторинг (первичная, промежуточная и итоговая диагностики).
Формы проведение итогов реализации Программы:
- участие в выставках декоративно-прикладного творчества детей дошкольного возраста;
- открытые занятия для родителей (законных представителей);
- открытые занятия для педагогов ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
(первый год обучения)
№ | Содержание | Объем | ||
Теория | Практика | Самоподготовка | ||
1 | Игры на развитие зрительного внимания | 1 | 4 | - |
2 | Игры на развитие воображения | 1 | 2 | - |
3 | Игры на развитие творческого мышления | 1 | 2 | - |
4 | Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) | 1 | 4 | - |
5 | Игры на развитие тактильных ощущений | 1 | 1 | - |
6 | Игры на развитие координации речи с движениями | 1 | 2 | - |
7 | Упражнения на умение работать с карандашом | 1 | 5 | - |
8 | Упражнения для умения работать с ножницами | 1 | 2 | - |
9 | Упражнения и игры с использованием нетрадиционных техник (штампы, обрывание бумаги, рисование пальчиками, ниткография, бисерография и т.д.) | 2 | 4 | - |
10 | Каникулярный период | - | - | 16 |
ВСЕГО | 10 | 26 | 16 | |
52 |
Учебный план
(второй год обучения)
№ | Содержание | Объем | ||
Теория | Практика | Самоподготовка | ||
1 | Игры на развитие зрительного внимания | 1 | 3 | - |
2 | Игры на развитие воображения | 1 | 2 | - |
3 | Игры на развитие творческого мышления | 1 | 3 | - |
4 | Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) | 1 | 3 | - |
5 | Игры на развитие тактильных ощущений | 1 | 1 | - |
6 | Игры на развитие координации речи с движениями | 1 | 2 | - |
7 | Упражнения на умение работать с карандашом | 1 | 4 | - |
8 | Упражнения для умения работать с ножницами | 1 | 2 | - |
9 | Упражнения и игры с использованием нетрадиционных техник (штампы, обрывание бумаги, рисование пальчиками, ниткография, бисерография и т.д.) | 1 | 7 | - |
10 | Каникулярный период | - | - | 16 |
ВСЕГО | 9 | 27 | 16 | |
52 |
Календарный график
Год реализации Программы | I учебный период | каникулярный период | II учебный период | Летний период | Всего | ||
июнь | июль | август | |||||
Первый год обучения | 17 недель | 18 неделя (январь) 30 неделя (март) | 19 недель | 5 недель | 5 недель | 4 недели | 52 недели |
Второй год обучения | 17 недель | 18 неделя (январь) 19 неделя (март) | 19 недель | 5 недель | 5 недель | 4 недели | 52 недели |
Календарно-тематическое планирование
(первый год обучения)
месяц | объем часов | тема | цель |
С Е Н Т Я Б Р Ь | № 1-3 | Диагностика | Выявление первоначального уровня моторного развития старших дошкольников (диагностика проводится по четырем блокам) |
№ 4 | Дом и семья | Уточнить и закрепить знания детей о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, состав семьи). Развивать творческое мышление. Увеличивать подвижность пальцев, развивать их силы и гибкость | |
№ 5 | Знакомство с Веселым карандашом | Уточнить знания детей о временах года. Систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки (уменьшение продолжительности дня, похолодание, изменение цвета травы, листьев, с деревьев опадает листва, на небе тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края). Развивать внимание. Познакомить с основными цветами осени. Развивать творческое мышления. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силы и гибкость | |
О К Т Я Б Р Ь | № 6 | Сбор овощей в стране чудес | Уточнить знания детей об овощах. Развивать творческое мышление. Увеличивать подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость |
№ 7 | Сбор фруктов в стране чудес | Уточнить знания детей о фруктах. Развивать творческое мышление. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость | |
№ 8 | Овощи - фрукты | Уточнить и закрепить знания детей об овощах и фруктах. Развивать творческое мышление. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость | |
№ 9 | Чем богат лес осенью? | Уточнить и закрепить знания детей об осеннем лесе и грибах. Развивать творческое мышление. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость | |
Н
| № 10 | До свидания, птицы! | Уточнить и закрепить знания детей об осени и перелетных птицах. Развивать творческое мышление. Совершенствовать графические навыки. Продолжить работу над развитием зрительного восприятия, внимания и памяти |
№ 11 | Домашние птицы. Птичий двор | Уточнить и закрепить знания детей о домашних птицах. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами | |
№ 12 | Мои игрушки | Уточнить и закрепить знания детей по теме «Игрушки». Развивать творческое мышление. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость | |
№ 13 | Поздняя осень | Обобщить знания детей об осенних изменениях. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи | |
Д
| № 14 | Зима | Расширить и закрепить представления о зиме. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи. Совершенствовать графические умения и навыки |
№ 15 | Животные севера | Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи. Совершенствовать графические умения и навыки. Упражнять в ориентировке на клетках, учить делить клетку по диагонали. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, мышления | |
№ 16 | Белоснежная сказка | Расширять и закреплять знания детей о зиме. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия | |
№ 17 | Праздник настает. На пороге Новый год! | Знакомство с особенностями празднования Нового года и Рождества. Продолжать развивать зрительно-моторные функции. Совершенствовать графические навыки
| |
Я
| № 18 | Каникулярный период (совместная деятельность детей и родителей на тему «Новогодняя красавица – ель» - рисунки) | |
№ 19 | Мой любимый домашний питомиц | Расширить и закрепить представления о домашних животных. Развивать творческое мышление. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость | |
№ 20 | Кто в лесу живет? | Расширить и закрепить представления о диких животных. Развивать психические процессы. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость | |
№ 21 | Дикие - домашние | Закрепить представления о диких животных и домашних животных. Развивать психические процессы. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость | |
Ф
| № 22 | Сезонная одежда | Расширить и закрепить представления детей об одежде, головных уборах. Работать над развитием зрительно-моторных функций. Упражнять в штриховке фигур разными способами. Развивать психические процессы |
№ 23 | Сезонная обувь | Расширить и закрепить представления детей об обуви. Работать над развитием зрительно-моторных функций. Упражнять в штриховке фигур разными способами. Развивать психические процессы | |
№ 24 | Подарки для любимого папы | Развивать психические процессы. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость. Совершенствовать графические навыки | |
№ 25 | Проводы зимы | Закрепить представления детей о времени года – зима. Развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику | |
М
| № 26 | Пришла весна! Перелетные птицы | Познакомить с приметами весны. Развивать творческое мышление, мелкую моторику. Развивать зрительное внимание и память |
№ 27 | Подарки для любимой мамочки | Познакомить детей с праздником, учить уважительно, относиться к женщинам. Развивать моторику, координацию речи с движением. Упражняться в работе с ножницами | |
№ 28 | Посуда | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Развивать зрительно-пространственное восприятие. Совершенствовать графические умения и навыки | |
№ 29 | Мебель | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. Развивать умение штриховать в разных направлениях и проводить линии без отрыва карандаша от бумаги. Упражнять в ориентировке на клетках | |
№ 30 | Каникулярный период (совместная деятельность детей и родителей на тему «Весна» - рисунки) | ||
А
| № 31 | Цветы весной | Развивать творческое воображение, мелкую моторику. Совершенствовать графические навыки |
№ 32 | День космонавтики | Упражнять в выкладывании фигурок из счетных палочек по образцу. Развивать творческое воображение. Совершенствовать графические навыки и умения через штриховку различными способами | |
№ 33 | Я хочу стать… Моя будущая профессия | Расширить и закрепить представления детей о различных профессиях. Продолжать работу над развитием общей и мелкой моторики. Формировать графические умения и навыки. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. Работать над развитием психических процессов | |
№ 34 | Парк. Сад. Лес | Продолжать работать над развитием общей моторики. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги | |
М
| № 35 | Насекомые | Продолжить работу над развитием зрительно-моторной функции. Совершенствовать графические навыки. Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения, мышления |
№ 36 | Лес в конце весны | Обобщать знания детей о весне. Закрепить знания детей о насекомых. Учить находить признаки весны в окружающей природе | |
*отпуск педагога, отпуск воспитанника и т.д.
Календарно-тематическое планирование
(второй год обучения)
месяц | объем часов | тема | цель |
С Е Н Т Я Б Р Ь | № 1-3 | Диагностика | Выявление уровня моторного развития дошкольников 6-7 лет |
№ 4 | Осень | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Работать над развитием психических процессов | |
№ 5 | Вкусные дары щедрой осени | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить выкладывать из палочек фигуры по образцу. Упражнять в ориентировании на листе бумаги. Работать над развитием психических процессов | |
О К Т Я Б Р Ь | № 6 | Огород. Овощи | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить выкладывать из палочек фигуры по образцу. Упражнять в ориентировании на листе бумаги, учить видеть клетку и рабочую строку. Обучать ловко обращаться с карандашом. Работать над развитием психических процессов |
№ 7 | Сад. Фрукты | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить выкладывать из палочек фигуры по образцу. Упражнять в ориентировании на листе бумаги, учить видеть клетку и рабочую строку. Обучать ловко обращаться с карандашом. Работать над развитием психических процессов | |
№ 8 | Осенние ягоды и грибы | Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности. Совершенствовать графические умения и навыки. Работать над развитием психических процессов. Работать над развитием фонематического слуха | |
№ 9 | Что нам осень принесла | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить выкладывать из палочек фигуры по образцу. Упражнять в ориентировании на листе бумаги, учить видеть клетку и рабочую строку. Обучать ловко обращаться с карандашом. Работать над развитием психических процессов | |
Н
| № 10 | Детский сад мы строим сами | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить выкладывать из палочек фигуры по образцу. Упражнять в ориентировании на листе бумаги, учить видеть клетку и рабочую строку. Работать над развитием психических процессов |
№ 11 | Профессии | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги. Продолжать развивать психические процессы | |
№ 12 | Осеннее дерево под ветром и дождем | Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям, в ориентировке на листе бумаги. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги. Продолжать развивать психические процессы | |
№ 13 | Поздняя осень | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги. Продолжать развивать психические процессы | |
Д
| № 14 | Вот и зима | Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи. Совершенствовать графические умения и навыки. Развивать психические процессы |
№ 15 | Животные севера | Совершенствовать графические умения и навыки. Упражнять в ориентировке на клетках, учить делить клетку по диагонали. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, мышления | |
№ 16 | Зимушка-зима | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить работать с трафаретами и шаблонами. Упражняться в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посередине извилистой дорожки. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости | |
№ 17 | Скоро Новый год | Продолжать развивать зрительно-моторные функции. Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторять его элементы. Упражнять в ориентировке на листе, учить сопровождать свои действия словами: вверх, низ, вправо, влево и т.д. | |
Я
| № 18 | Каникулярный период (совместная деятельность детей и родителей на тему «Зимние забавы» - рисунки) | |
№ 19 | Кошечки-собачки | Расширить и закрепить представления о домашних животных. Развивать творческие способности. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость | |
№ 20 | Царство диких зверей | Развивать моторику, координацию речи с движением. Упражняться в работе с ножницами. Развивать зрительное внимание и память | |
№ 21 | Дикие - домашние | Закрепить представления о домашних животных и диких животных. Развивать творческие способности. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость | |
Ф
| № 22 | Одежда | Работать над развитием зрительно-моторных функций. Упражнять в штриховке фигур разными способами. Развивать психические процессы |
№ 23 | Обувь | Расширить и закрепить представления детей об обуви. Работать над развитием зрительно-моторных функций. Упражнять в штриховке фигур разными способами. Развивать психические процессы | |
№ 24 | Защитники Отечества | Развивать психические процессы. Увеличить подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость. Совершенствовать графические навыки | |
№ 25 | Последние дни зимы | Закрепить представления детей о времени года – зима. Развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику | |
М
| № 26 | Пришла весна! Летят перелетные птицы | Развивать творческое мышление, мелкую моторику. Развивать зрительное внимание и память. Совершенствовать графические навыки |
№ 27 | Подарки для любимой мамочки | Развивать моторику, координацию речи с движением. Упражняться в работе с ножницами | |
№ 28 | Посуда | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. Развивать зрительно-пространственное восприятие. Совершенствовать графические умения и навыки | |
№ 29 | Мебель | Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. Развивать умение штриховать в разных направлениях и проводить линии без отрыва карандаша от бумаги. Упражнять в ориентировке на клетках | |
№ 30 | Каникулярный период (совместная деятельность детей и родителей на тему «Птицы прилетели» - рисунки) | ||
А
| № 31 | Русская игрушка | Развивать творческое воображение, мелкую моторику. Совершенствовать графические навыки. Развивать психические процессы |
№ 32 | Космос | Упражнять в выкладывании фигурок из счетных палочек по образцу. Совершенствовать графические умения и навыки. Продолжать учить ориентировать на листе бумаги. Развиваем воображение | |
№ 33 | Животные морей и океанов | Продолжать работу над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью. Совершенствовать графические навыки. Продолжить учить ориентироваться на листе бумаги | |
№ 34 | Правила дорожного движения | Продолжать работу над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами. Совершенствовать графические навыки. Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, на картинке. Продолжать работать над развитием внимания, мышления, памяти | |
М
| № 35 | Весенние цветы | Развивать творческое воображение, мелкую моторику. Совершенствовать графические навыки. Развивать психические процессы |
№ 36 | Насекомые | Продолжать работу над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью. Совершенствовать графические навыки. Продолжить учить ориентироваться на листе бумаги | |
*отпуск педагога, отпуск воспитанника и т.д.
Методическое обеспечение Программы:
Основная литература:
- Безруких М.М, Филиппова Т.А. Тренируем пальчики, М.: Дрофа, 2008;
- Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006;
- Максимова Е.А. Готовим пальчики к письму. – М.: Обруч, 2011;
- Новикова О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. – СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2007;
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010;
- Топоркова И.Г., Гаврина С.Е. Развиваем руку, чтобы учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007;
Дополнительная литература:
- Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук, М., 1974
- Бирюков А. А. Самомассаж для всех и для каждого, М., 1978
- Гаврина С. Ю., Кутявина Н.Л., Тоноркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, Ярославль: Академия развития, 1997
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить, Санкт-Петербург, Издательский дом «М и М», 1998
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.,1978
- Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова; Ж – л «Дефектология», №4, 1988
Материально-техническое обеспечение Программы:
- Ноутбук;
- Флешнакопитель;
- Диски с игровыми заданиями
5-6 лет | 1. Создание центра по развитию мелкой моторики:
2. Создание центра театрализованной деятельности:
3. Сенсорный стол 4. Сухой бассейн 5. Развивающие игры: «Уникуб», «Сложи узор» 6. Цветные счетные палочки Кюизенера 7. Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» 8. Игровой конструктор «Тико» 9. Деревянный конструктор «Томик» 10. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов 11. Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям») |
6-7 лет | 1. Центр моторного и конструктивного развития:
2. Центр театрализованной деятельности:
3. Развивающие игры: «Уникуб», «Сложи узор» 4. Цветные счетные палочки Кюизенера 5. Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» 6. Игровой конструктор «Тико» 7. Деревянный конструктор «Томик» 8. Центр подготовки к школе:
|
Оценочные материалы
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
- Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
- Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- Ребенок должен протереть стол, шкаф и т. д. тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
- Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
- Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
- Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
- Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка не рекомендуется.
Диагностика развития мелкой моторики у детей 5-6 лет (первичная, промежуточная, итоговая)
Блок 1 Упражнения на повторение фигур из пальцев (все упражнение выполняются после показа. При выполнении сложных фигур, можно помогать ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее ребенок действует самостоятельно)
- «петушок»
- «зайчик»
- «флажок»
- «вилка»
Блок 2 Упражнения на дорисовывание (при выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребенок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая)
- Дорисуй прямую линию
- Дорисуй волнистую линию
- Дорисуй ломаную линию (заборчик)
Блок 3 Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребенка сформирована координация движения рук)
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе)
Блок 4. Упражнения на координацию движений
- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям
- «посолим капусту»
- «катание шарика»
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
1 балл – с заданием справился
0 баллов – с заданием не справился
0,5 баллов – справился с помощью взрослого
Низкий уровень (2 балла и ниже) – у таких детей мелкая моторика очень отстает от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, сгибать лист пополам, не умеют держать правильно ножницы, карандаш.
Средний уровень (2-2,5 баллов) – у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо.
Высокий уровень (3-4 балла) - у детей общая и мелкая моторика развита по возрастной норме
Оценочный лист
Ф.И. ребенка | БЛОКИ | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | Итоговое количество баллов | |||||||||
С. | Ян. | М. | С. | Ян. | М. | С. | Ян. | М. | С. | Ян. | М. | ||
Примечание:
С. – сентябрь
Ян. – январь
М. - май
Диагностика развития мелкой моторики детей 7 лет (ИТОГОВАЯ)
– автор методики Соснина С.П.
С помощью этих методик проводится диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.
Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.
Методика 1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
Методика 2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии
Методика 3
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок
Методика 4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии
Методика 5
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры
Методика 6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах
Методика 7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более
Методика 8
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более
Методика 9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более
Методика 10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более
Методика 11
Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.
Оценка:
3 балла – скопировал правильно
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками
1 балл – не смог скопировать фразы
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Оценочный лист
Ф.И. ребенка | МЕТОДИКИ | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итоговое количество баллов | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для родителей по развитию мелкой моторики
Уважаемые родители! В целях улучшения скоординированной работы по развитию мелкой моторики руки ребенка, мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты.
1. ФИ ребенка, возраст______________________________________________
2. Считаете ли Вы, что можно в домашних условиях заниматься с ребенком, развивая его речь?__________________________________________________
3. С какого возраста, как Вы считаете, нужно привлекать ребенка к самообслуживанию? (расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки; завязывать шнурки и т.д.)___________________________________________
4. Насколько самостоятелен в самообслуживании Ваш ребенок? ___________
5. Как часто и в какие игры Вы играете с ребенком?______________________
_________________________________________________________________
6. У вашего ребенка есть дома в свободном пользовании карандаши, фломастеры, кисти, краски или гуашь, пластилин или глина?____________________________________________________________
7. Ваш ребенок любит лепить, рисовать?_______________________________
8. Вы занимаетесь ручным трудом вместе с ребенком или он предпочитает работать один?___________________________________________________
9. Хотели бы Вы помочь своему ребенку овладеть умением делать посуду из глины, картины из пластилина, собирать бусы?_________________________
______________________________________________________________
10. Как Вы думаете, можно ли стимулировать развитие речи детей, развивая мелкую моторику рук?______________________________________________
11. Желаете ли Вы тесно сотрудничать с педагогами ДОУ по данному вопросу? (выполнять домашнее задание, участвовать в консультациях, беседах и т.д.)_____________________________________________________
_________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников.
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дош...
Инновационный проект «Использование элементов народно-прикладного искусства Кубани как средства развития графомоторных навыков у старших дошкольников»
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами народно-прикладного искусства Кубани, явилось одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Педагогам...
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III уровня»
Развитие мелкой моторики руки детей является актуальным направлением работы воспитателя в дошкольном учреждении. Некоторые учителя начальных классов отмечают, что у ребенка...
Отчет по плану самообразования: на тему: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников
Отчёт по плану самообразования: на тему " Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников...
Готовимся к школе. Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей
В методических рекомендациях дан обзор причин нарушений письменной речи, возрастного становления графомоторных функций у ребёнка, методов и приемов развития этих навыков у старших дошкольников....