" Развитие фонематического слуха-неотъемлемая часть логопедических занятий"
картотека по логопедии (младшая группа)

Татьяна Владимировна Генюш

Развитие фонематического слуха-неотъемлемая часть логопедических занятий.

 

Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы ( звуки, из которых состоит речь) . Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо  развить слуховое  внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает , что он неправильно произносит звуки.

Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя , свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить  дефектное  произношение.

 

Игры  для развития слухового внимания

Цель всех этих игр-развитие слухового внимания.

 

« Отгадай , что звучит»

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка.

Ход. Педагог за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и.т.п. и предлагает  ребенку отгадать , каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными , чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы  можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.

 

« Солнце и дождик»

Оборудование: бубен.

Ход. Педагог говорит ребенку, что они  сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко.  В это время  педагог звенит бубном.  Затем он говорит, что погода испортилась, пошел дождь.  Теперь педагог стучит в бубен и гшоворит, чтобы ребенок  подбежал  к нему- спрятался от дождя. Педагог объясняет малышу, что тот  должен внимательно  слушать бубен и в соответствии  с его звуками « гулять» или « прятаться». Игру повторяют 4 раза.

 

«Кто внимательный?»

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход. Педагог садится на расстоянии 2-3 м от ребенка. Рядом с ребенком  разложены игрушки . Педагог предупреждает ребенка, что ссейчас  он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому  надо быть  очень внимательным. Затем дает инструкции: « Возьми мишку и и посади в машину», « Вынь  мишку из машины», « Посади в машину куклу», и.т.д.  Ребенок должен  услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие  и очень понятные, а произносить их четко и тихо.

 

\» Угадай, кто кричит»

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие  знакомых ребенку домашних животных: корову, собаку, кошку, лошадь .

Ход. Педагог показывает ребенку приготовленные  картинки  или игрушки  и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит  малыша  послушать  и угадать, кто придет  к ним в гости.  Педагог  закрывает рот листом  бумаги  и подает голос, подражая  одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Игру повторяют 5-6 раз. Необходимо следить , чтобы малыш  внимательно  слушал, активизировал его вопросами.

 

« Угадай, что делать»

Оборудование: два флажка, бубен.

Ход. Ребенку дают в руки  два флажка. Если педагог  громко звенит бубном,, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередование  громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

 

« Где позвонили?»

Оборудование: колокольчик.

Ход. Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо  встает в стороне от ребенка ( справа, слева, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен повернуться  лицом  к тому месту, откуда  слышен звук и , не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а педагог  поднимает  и показывает  колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

 

« Угадай, кто идет»

Оборудование: картинки с изображением  цапли и воробья, бубен.

Ход. Педагог показывает  ребенку  картинки и объясняет , что цапля ходит важно и медленно, а воробей  прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а ребенок ходит, как  цапля.  Когда же педагог  быстро  стучит в бубен, ребенок скачет, как воробей. Затем педагог стучит в бубен, все время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит. Менять темп звучания надо не более 4-5 раз.

 

« Угадай, кто сказал»

Оборудование: картинки с  изображением  персонажей из сказки « Три медведя».

Ход.  Ребенка предварительно знакомят со сказкой. Затем педагог произносит  фразы из текста , меняя высоту голоса, подражая  или  Мишутке, Настасье Петровне, или Михайле  Ивановичу. Ребенок  поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется  нарушать последовательность  высказывания  персонажей, принятую в сказке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Игры для развития  фонематического слуха»

 

Игры для развития фонематического слуха  рекомендуются  для детей  после 3-х лет.  Хороший фонематический слух  необходим ребенку для усвоения звуковой  системы языка, для граммотной устной  и письменной речи.

Малыша  с пеленок  учат реагировать  на интонацию, ритм и звучание  слов.  Уже в конце  первого года жизни  ребенок замечает  различия  в звучании слов.  Он начинает отличать  одни речевые звуки  от других., старается  правильно  произносить их.  К концу  второго года он различает  все звуки родного языка и может заметить  дефектное  произношение звуков  в словах  своих  сверстников, пытается исправить их.  Ему  становится  доступным  фонематическое  различие звуков. Такой путь в  овладении  звуковой  стороной слова совершает каждый ребенок. Чтобы компенсировать  задержку в речевом  развитии ребенка, этот путь  не должен  осуществляться  стихийно. Взрослый должен  своевременно прийти на  помощь  малышу и целенаправленно  руководить  развитием  его речевой  деятельности.  Все это необходимо и  ребенку без отклонений в речевом развитии, ведь сознательное  отношение к языку является  основой  для освоения  всех сторон языка ( фонетической, лексической, грамматической) и форм речи  ( диалогической и монологической).

Рекомендуемые упражнения помогают малышу  осваивать  звуковую  систему родного языка, подготовят  ребенка к усвоению  грамоты, письменной речи . Можно  заниматься  даже с неговорящими детьми, разумеется , выбрав  адекватные игры.

 

« Волшебная палочка»

Оборудование:  предмет, который может сыграть  роль  волшебной палочки  (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой).

Ход. Педагог и малыш рассматривают  предметы в комнате. У педагога в руке волшебная палочка, которой он  дотрагивается  до предмета и громко называет его. Вслед за этим  название предмета  произносит  ребенок,  стараясь сделать  это как можно  четче. Педагог  постоянно обращает внимание  ребенка на то, что они  произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок  правильно соотносит слова  с предметами.

 

Путешествие « В поиске слов»

Оборудование: любимая игрушка малыша.

Ход. Педагог  предлагает ребенку  отправиться  вместе со своей любимой игрушкой на улицу в путешествие  на поиск слов. На прогулке ребенок находит  предметы  и четко называет их (качели, скамейка, песок и.т.д). Педагог следит, чтобы он правильно  и отчетливо  произносил  слова.

 

« Игрушка ошибается»

Оборудование: любимая игрушка малыша.

Ход, Педагог объясняет ребенку, что его любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала , что малыш знает много слов. Мишка просит  научить его произносить их. Педагог предлагает  ребенку обойти  вместе с мишкой  комнату , что бы ознакомить  его с названиями  предметов. Мишка плохо  слышит,  поэтому просит  произносить слова  внятно и громко.  Он старается  подражать ребенку в произношении звуков, но иногда  заменяет  один звук другим , называет  другое слово: вместо « стул» говорит « штул» , вместо «кровать» -« « шкаф» и.т.д.  Малыш не соглашается  с его ответами, более внимательно  прислушивается к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

 

« Так ли это звучит?»

Оборудование:  две большие  карточки, в верхней части  которых изображены мишка и лягушка, в нижней  по три пустые клеточки, маленькие  карточки с изображением слов, сходных  по звучанию ( шишка, мишка, фишка,  кукушка, катушка, хлопушка)

Ход. Педагог предлагает  ребенку  разложить  картинки  в два ряда.  В каждом ряду  должны находиться  картинки, названия  которых звучат  сходно.  Если малыш  не справляется  с заданием,  педагог помогает ему , предлагая ясно  и отчетливо произнести это слово.  Когда картинки  будут разложены , педагог  и ребенок вместе  громко называют слова, отмечая  многообразие  слов, их разное  и сходное звучание.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayty.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха-неотъемлемая часть логопедических занятий.

Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы ( звуки, из которых состоит речь) . Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо  развить слуховое  внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает , что он неправильно произносит звуки.

Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя , свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить  дефектное  произношение.

Игры  для развития слухового внимания

Цель всех этих игр-развитие слухового внимания.

« Отгадай , что звучит»

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка.

Ход. Педагог за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и.т.п. и предлагает  ребенку отгадать , каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными , чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы  можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.

« Солнце и дождик»

Оборудование: бубен.

Ход. Педагог говорит ребенку, что они  сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко.  В это время  педагог звенит бубном.  Затем он говорит, что погода испортилась, пошел дождь.  Теперь педагог стучит в бубен и гшоворит, чтобы ребенок  подбежал  к нему- спрятался от дождя. Педагог объясняет малышу, что тот  должен внимательно  слушать бубен и в соответствии  с его звуками « гулять» или « прятаться». Игру повторяют 4 раза.

«Кто внимательный?»

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход. Педагог садится на расстоянии 2-3 м от ребенка. Рядом с ребенком  разложены игрушки . Педагог предупреждает ребенка, что ссейчас  он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому  надо быть  очень внимательным. Затем дает инструкции: « Возьми мишку и и посади в машину», « Вынь  мишку из машины», « Посади в машину куклу», и.т.д.  Ребенок должен  услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие  и очень понятные, а произносить их четко и тихо.

\» Угадай, кто кричит»

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие  знакомых ребенку домашних животных: корову, собаку, кошку, лошадь .

Ход. Педагог показывает ребенку приготовленные  картинки  или игрушки  и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит  малыша  послушать  и угадать, кто придет  к ним в гости.  Педагог  закрывает рот листом  бумаги  и подает голос, подражая  одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Игру повторяют 5-6 раз. Необходимо следить , чтобы малыш  внимательно  слушал, активизировал его вопросами.

« Угадай, что делать»

Оборудование: два флажка, бубен.

Ход. Ребенку дают в руки  два флажка. Если педагог  громко звенит бубном,, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередование  громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

« Где позвонили?»

Оборудование: колокольчик.

Ход. Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо  встает в стороне от ребенка ( справа, слева, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен повернуться  лицом  к тому месту, откуда  слышен звук и , не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а педагог  поднимает  и показывает  колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

« Угадай, кто идет»

Оборудование: картинки с изображением  цапли и воробья, бубен.

Ход. Педагог показывает  ребенку  картинки и объясняет , что цапля ходит важно и медленно, а воробей  прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а ребенок ходит, как  цапля.  Когда же педагог  быстро  стучит в бубен, ребенок скачет, как воробей. Затем педагог стучит в бубен, все время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит. Менять темп звучания надо не более 4-5 раз.

« Угадай, кто сказал»

Оборудование: картинки с  изображением  персонажей из сказки « Три медведя».

Ход.  Ребенка предварительно знакомят со сказкой. Затем педагог произносит  фразы из текста , меняя высоту голоса, подражая  или  Мишутке, Настасье Петровне, или Михайле  Ивановичу. Ребенок  поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется  нарушать последовательность  высказывания  персонажей, принятую в сказке.

« Игры для развития  фонематического слуха»

Игры для развития фонематического слуха  рекомендуются  для детей  после 3-х лет.  Хороший фонематический слух  необходим ребенку для усвоения звуковой  системы языка, для граммотной устной  и письменной речи.

Малыша  с пеленок  учат реагировать  на интонацию, ритм и звучание  слов.  Уже в конце  первого года жизни  ребенок замечает  различия  в звучании слов.  Он начинает отличать  одни речевые звуки  от других., старается  правильно  произносить их.  К концу  второго года он различает  все звуки родного языка и может заметить  дефектное  произношение звуков  в словах  своих  сверстников, пытается исправить их.  Ему  становится  доступным  фонематическое  различие звуков. Такой путь в  овладении  звуковой  стороной слова совершает каждый ребенок. Чтобы компенсировать  задержку в речевом  развитии ребенка, этот путь  не должен  осуществляться  стихийно. Взрослый должен  своевременно прийти на  помощь  малышу и целенаправленно  руководить  развитием  его речевой  деятельности.  Все это необходимо и  ребенку без отклонений в речевом развитии, ведь сознательное  отношение к языку является  основой  для освоения  всех сторон языка ( фонетической, лексической, грамматической) и форм речи  ( диалогической и монологической).

Рекомендуемые упражнения помогают малышу  осваивать  звуковую  систему родного языка, подготовят  ребенка к усвоению  грамоты, письменной речи . Можно  заниматься  даже с неговорящими детьми, разумеется , выбрав  адекватные игры.

« Волшебная палочка»

Оборудование:  предмет, который может сыграть  роль  волшебной палочки  (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой).

Ход. Педагог и малыш рассматривают  предметы в комнате. У педагога в руке волшебная палочка, которой он  дотрагивается  до предмета и громко называет его. Вслед за этим  название предмета  произносит  ребенок,  стараясь сделать  это как можно  четче. Педагог  постоянно обращает внимание  ребенка на то, что они  произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок  правильно соотносит слова  с предметами.

Путешествие « В поиске слов»

Оборудование: любимая игрушка малыша.

Ход. Педагог  предлагает ребенку  отправиться  вместе со своей любимой игрушкой на улицу в путешествие  на поиск слов. На прогулке ребенок находит  предметы  и четко называет их (качели, скамейка, песок и.т.д). Педагог следит, чтобы он правильно  и отчетливо  произносил  слова.

« Игрушка ошибается»

Оборудование: любимая игрушка малыша.

Ход, Педагог объясняет ребенку, что его любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала , что малыш знает много слов. Мишка просит  научить его произносить их. Педагог предлагает  ребенку обойти  вместе с мишкой  комнату , что бы ознакомить  его с названиями  предметов. Мишка плохо  слышит,  поэтому просит  произносить слова  внятно и громко.  Он старается  подражать ребенку в произношении звуков, но иногда  заменяет  один звук другим , называет  другое слово: вместо « стул» говорит « штул» , вместо «кровать» -« « шкаф» и.т.д.  Малыш не соглашается  с его ответами, более внимательно  прислушивается к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

« Так ли это звучит?»

Оборудование:  две большие  карточки, в верхней части  которых изображены мишка и лягушка, в нижней  по три пустые клеточки, маленькие  карточки с изображением слов, сходных  по звучанию ( шишка, мишка, фишка,  кукушка, катушка, хлопушка)

Ход. Педагог предлагает  ребенку  разложить  картинки  в два ряда.  В каждом ряду  должны находиться  картинки, названия  которых звучат  сходно.  Если малыш  не справляется  с заданием,  педагог помогает ему , предлагая ясно  и отчетливо произнести это слово.  Когда картинки  будут разложены , педагог  и ребенок вместе  громко называют слова, отмечая  многообразие  слов, их разное  и сходное звучание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества детей на логопедических занятиях

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые стали мало внимания уделять развитию собственной речи детей. В результ...

Развитие фонематического слуха в интегрированном индивидуальном занятии по автоматизации звука «Р» с использованием ЦОР для детей 7 лет. «В гостях у домовёнка Баюн»

Это занятие было разработано мною для автоматизации звука Р и развития фонематического слуха в интересной игровой форме с использованием компьюторной игры "Читаем по слогам" для детей подготовительной...

Развитие фонематических процессов у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.

Конспект фрагмента подгруппового логопедического занятия...

Развитие фонематического слуха - неотъемлемая часть логопедических занятий

Педагоги и родители познакомятся с играми, направленными на развитие слухового внимания и фонематического слуха...

Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий.

Компьютерные технологии, как неотъемлемая часть логопедический занятий. Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение Информа...

Развитие фонематических представлений на индивидуальном логопедическом занятии

Материал представлен в виде таблицы. Содержание каждого занятия раскрыто в виде основных направлений работы и литературы , которая используется для данного занятия....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Логопедические игры.

В презентации указаны этапы фонематического восприятия у детей-дошкольников. Представлены логопедические игры на развитие фонематических представлений у детей дошкольного возраста....