Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Логопедические игры.
методическая разработка по логопедии

Торгаева Ольга Анатольевна

В презентации указаны этапы фонематического восприятия у детей-дошкольников. Представлены логопедические игры на развитие фонематических представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_doshkolnikov.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ д/с № 17 Развитие фонематического восприятия У дошкольников. Логопедические игры. Составила: учитель-логопед Торгаева О.А. Дивногорск 2022

Слайд 2

Что такое фонематический слух? Это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков языка. Н есформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Р ебёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением, что впоследствии приводит к проблемам при обучении грамоте.

Слайд 3

На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить следующие этапы: 1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру. 3. Различение слов, близких по звуковому составу. 4. Дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем. 6. Развитие навыков звукового анализа.

Слайд 4

Узнавание неречевых звуков Игра « Ч то лежит в коробке?» Ход игры: педагог предлагает закрыть глаза и послушать звуки. Нужно определить по звучанию и назвать предметы, находящиеся в сундучке: колокольчик, ножницы, орехи, камешки, фантик от конфет и пр. Игра «Угадай музыкальный инструмент» Ход игры: педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах (игрушках), а дети угадывают их и называют. Игра «Кто как разговаривает?» Ход игры: педагог бросает кубик с изображением животных (или показывает картинку), воспроизводит звук голоса выпавшей картинки, ребенок называет это животное. Усложнение: слушать голоса животных в аудиозаписи. Игра «Повтори за мной» Ход игры: педагог показывает короткую цепочку различных хлопков, а ребёнок повторяет за ним. Игра «Найди пару» Ход игры: педагог насыпает различные крупы в непрозрачные ёмкости. Слушают вместе с детьми, как звучит каждая баночка при встряхивании, рассматривают её содержимое. Затем дети пробуют по образцу найти созвучную баночку, далее самостоятельно находят одинаково звучащую пару. Усложнение: выстроить ряд из баночек по звуковому образцу.

Слайд 6

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру Игра «Эхо» Ход игры: педагог с разной тональностью произносит звук или сочетание звуков, а ребёнок – «эхо», повторяет . Игра «Скажи как… » Ход игры: педагог объясняет, что один и тот же звук может звучать по-разному, показывает это, а потом ребёнок должен повторить . А – плачет малыш О – удивляется мама О – потягивается папа Ы – гудит пароход У – плачет мальчик

Слайд 7

Различение слов, близких по звуковому составу Игра «Слово - шпион» Ход игры: педагог произносит по 4 слова, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных: Канава – канава – какао – канава Ком – ком – кот – ком Утёнок – котёнок – котёнок – котёнок Будка – буква – будка – будка Усложнение: из 4 созвучных слов ребёнок должен выбрать слово, которое отличается от всех по звуковому составу. Мак – бак – так – банан Сом – ком – индюк – дом Лимон – вагон – кот – бутон Мак – бак – веник – рак

Слайд 9

Дифференциация слогов Игра «Повтори!» Ход игры: педагог произносит ряд слогов, ребёнок должен правильно повторить. Та – та – да Па – па - ка Д а – та – та Ка – па - па Та – да – та Па – ка – па Игра «Назови слово» Ход игры: дети встают в круг, в середине педагог с мячом. Педагог задаёт определённый слог, например С А , затем произносит начало слова и бросает мяч ребёнку. Ребёнок договаривает слово целиком и возвращает мяч. СО (БАКА), СО (ВА), СЫ (Р), СУМ (КА), СУ (П)……

Слайд 10

Дифференциация фонем (звуков) Игра «Весёлая карусель» Ход игры: По кругу расставить кубики с буквами (помним, что буквы называем звуками!). Дети идут по кругу под музыку. Как только музыка останавливается, дети замирают на месте. Возле какой буквы остановился, вспоминает слово с этой буквой. Игра «Поймай звук» Ход игры : Педагог называет слова, дети хлопают в ладоши на заданный звук. Игра «Кто быстрей» Ход игры: Педагог стоит напротив детей. Нужно назвать на каждый шаг слово на заданный звук. Кто быстрей дошёл до педагога, тот молодец! Игра «Посмотри и назови» Ход игры: Педагог называет звук, например, Л. Дети называют окружающие предметы, в названии которых есть заданный звук.

Слайд 11

Развитие навыков звукового анализа. Игра «Назови слово» Ход игры: педагог произносит слово по звукам (внимание: по звукам), например Л, У, К. Ребёнок должен узнать это слово и произнести его вслух. Игра «Вагончик» Ход игры : перед ребёнком вагончик с тремя окошками (начало, середина и конец слова), предметные картинки. Педагог выбирает картинки на определённый звук, а ребёнок должен найти место звука в этом слове и в нужное окошко положить картинку. Игра «Прочитай по первым звукам» Ход игры: перед ребёнком кладутся карточки с несколькими картинками. Он должен по первым звукам каждой картинки составить слово. Например: Л апа , У литка , Н очь , А стра – ЛУНА.

Слайд 14

Практический семинар для педагогов ДОУ Ноябрь 2022 года

Слайд 15

Источники: КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) Азова Е.А., Чернова О.О., Домашняя логопедическая тетрадь. Учим звуки. Торгаева Ольга Анатольевна (dsedu.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»

В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...

«Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия дидактич...

Игры на развитие фонематического восприятия у дошкольников.

Игры на развитие фонематического восприятия у дошкольников....

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Логопедический проект «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

Логопедический проект: «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...