Развитие фонематических представлений на индивидуальном логопедическом занятии
методическая разработка по логопедии по теме
Материал представлен в виде таблицы. Содержание каждого занятия раскрыто в виде основных направлений работы и литературы , которая используется для данного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskih_predstavleniy.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических представлений на индивидуальном логопедическом занятии.
Основные направления занятия | Литература | |
1 | -подготовка к постановке звука [р] ; -игра на развитие внимания и памяти «Что изменилось»; -упражнение на развитие звукового анализа игра «Звук потерялся»; -игра «Кто это? Что это?». Дать понятие «слово, обозначающее живой или не живой предмет.» | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']», Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми». |
2 | -Подготовка к постановке [р]; -Игра на развитие слухового внимания «Угадай что это?»; -Упражнение на развитие звукового анализа «Придумай слово»; -Игра «Какой он?» на расширение словаря путем накопления слов- признаков. | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']», Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми». |
3 | -Подготовка к постановке звука [р]: -Игра на развитие фонематического слуха «Красный - белый»; -Игра на развитие слухового анализа «Потерялся 1-й звук»; -Расширение словаря: слова – действия игра «Назови слова». | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']», Е..В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми». |
4 | -Подготовка к постановке звука [р]: -Игра на развитие внимания и памяти «Запомни - повтори»; -Упр. на развитие звукового анализа: выделение последнего согласного в слове. | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']», Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И .Селиверстов «Речевые игры с детьми». |
5 | -Постановка звука [р]; -Звуковой анализ обратных и прямых слогов; Игра «Найди место своей картинке»: -дифференциация звуков [ж] - [ш], активизация словаря. -Расширение словаря: слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов. | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']», Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет», В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми». |
6 | -Постановка звука[р]; -Выделение звука [р] из слов, упр. «Хлопни, если услышишь звук»; -Развитие внимания и памяти - игра «Запомни, повтори»; -Подбор к глаголу существительных в ед.ч. и мн.ч. | Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений». |
7 | -Автоматизация звука [р] в слогах;
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 177. |
- игра «Один - много». | ||
8 | -Автоматизация зв. [р] в словах; -Развитие внимания и памяти- игра «Запомни повтори»; -Деление слов на слоги- игра «Телеграф»; -Префиксальное словообразование - упражнения на подбор приставочных глаголов, а к глаголу - нескольких существительных. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 177, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» с. 17. |
9 | -Автоматизация звука [р] в слогах, словах; - Звуковой анализ Упр. «Где звук?»; -Упр. на подбор приставочных глаголов. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 177, А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» с. 17. |
10 | Автоматизация звука [р] в словах; -Дифференциация звуков [ж] - [ш] - игра «Наоборот»;
| В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми», с. 176, А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 178. |
11 | -Автоматизация звука [р] в предложениях (слоги -тр-,др-) ; -Развитие фонематического слуха: нахождение звука в названиях предмета на картине -придумать 6 слов со звуком [р], сосчитать сколько звуков и слогов в этих словах, определить место звука [р]; -Игра на развитие умения различать род имен сущ.- «Разложи картинки». | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 179, А.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми», с. 37, А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 179. |
12 | -Автоматизация звука [р] в текстах со слогами -тр-, -др-; -Печатание слов по следам анализа, составление схем; - Упражнение на расширение запаса существительных в активном словаре ребенка «Цепочка слов»; -Упр. на развитие фонематического слуха- «Хлопни на звук». | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей», А.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми», с. 135. |
13 | -Автоматизация звука [р] в обратных слогах -ар-, -ор-, -ур-... и в словах с данными слогами с ударением на слоге; -Подобрать слово к схеме; - Упр. на развитие звуко - буквенного анализа. -Упр. на умения согласовывать | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 180, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 63. |
14 | -Автоматизация звука [р] в словах с обратными слогами без ударения на слоге; - Упр. на развитие звуко-слогового анализа, упр. с разрезной азбукой, составление схем слов; -Распространение предложений, путем введения однородных определений. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 181-182, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 64. |
15 | - Автоматизация звука [р] в предложениях и текстах с обратными слогами; -Развитие фонематического слуха; Дифференциация звуков [щ - ш]- сравнение звуков по артикуляции и звучанию, упр. «Хлопни на звук»; -Прямой и обратный счет со словами; -Составление предложений с глаголами - антонимами. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 182 – 184, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.67. |
16 | - Автоматизация звука [р] в прямых слогах и словах с ударением на слоге; -Дифференциация звуков [ш - щ]- упр. «Хлопни на звук»; -Прямой и обратный счет со словами; -Составление предложений по сюжетным картинкам. | А.И .Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 184 – 185, А.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми», с. 223. |
17 | - Автоматизация звука [р] в словах с прямыми слогами без ударения на слоге и со стечением согласных; -Дифференциация звуков [ш - щ] - упр. «Разложи картинки на две части»; -Прямой и обратный счет со словами; -Рассказ К.Д. Ушинского «Рыжик» Выделение слов на звук [р] из рассказа. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 185 - 186. |
18 | - Автоматизация звука [р] в предложениях и текстах; -Упр. «Измени слово по образцу» Образование родительного падежа сущ. мн.ч.; -Составление предложений из слов со звуком [р]; -Пересказ рассказа JI. Толстого «Ворона и рак». | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.187 – 189, Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']». А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189. |
19 | - Автоматизация звука [р]; -Развитие умения отвечать на вопрос четырёхсловным предложением, составленным без наглядной опоры. | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']». с. 18-20, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.31. |
20 | - Автоматизация звука [р] -Составление четырёхсловных предложений | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']» с. 21 – 23, |
с включением сущ. в тв. пад. ед .ч. | Т. А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.21. | |
21 | - Автоматизация звука [р]; -Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи». | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']» с. 24 – 26, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.29. |
22 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189. |
23 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.189, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 35. |
24 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.189 – 190. |
25 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей», Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']», Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений». |
26 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 191, А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 96. |
27 |
-Упр. «Скажи наоборот» - расширение и активизация словаря признаков. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 192. |
28 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей», Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 63, |
с включением сущ. в творительном падеже единственного числа | Т. А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.21. | |
21 | - Автоматизация звука [р]; -Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи». | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']» с. 24 – 26, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр.29. |
22 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189. |
23 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 189, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 35. |
24 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 89 — 190. |
25 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей», Н. В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']», Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений». |
26 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 191, А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 96. |
27 |
-Упражнение «Скажи наоборот» - расширение и активизация словаря признаков. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 192. |
28 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей», Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 63. |
Упр. «Скажи наоборот»; - Согласование прилагательных с существительными по роду, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда». | ||
29 |
-Упр. «Скажи наоборот». Подбор глаголов – антонимов. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 193 -194, Т.А. Ткаченко «Формирование лексико - грамматических представлений» упр. 68. |
30 |
«Чей хвост, чья морда?» | Н.В. Новотворцева «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']». |
31 | Дифференциация звуков [р - р’] в предложениях; Упр. на развитие ориентации во времени. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 194 -195. |
32 | Дифференциация звуков [р - р’]. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 196 -197. |
33 | Автоматизация, дифференциация звуков [р - р’] в текстах; -Выучить наизусть стихотворение, назвать слова со звуками [р - р‘], записать их в 2 колонки; -«Детство» И. Суриков - Пересказ текста «Два Мороза». | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 198 -199. |
34 |
| «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч], [щ], В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 99. |
35 |
а) счет*-» 10 (крокодил, крыло, эскалатор); б) спряжение в наст, времени; в) спряжение в будущем времени. | В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 98. |
36 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 116. |
Рыболов, спортзал. | ||
37 |
Me.., пе.., мя.., гра...;
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 116 -117. |
38 |
Игра «Большой - маленький»;
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 117, А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 101. |
39 |
- игры: «Чей хвост лучше?»; «Чья голова умнее?»; «Чье ухо лучше слышит?»; (Заяц, волк, белка, бык, теленок);
- Игра «Телефон» в конце слова, в середине слова, в начале слова. | А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 118 -119. |
40 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей», А.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 102. |
41 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 120 -121. |
42 | -Автоматизация звука [ч] в предложениях и текстах с прямыми слогами;
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с 122 -123. |
43 |
| В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с 105. |
44 |
Игра «наоборот» ча-тя, чу-тю...;
Выделение из нее слов на [ч], затем на [т]. |
А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с.131. |
45 |
| А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» с. 134 – 135. |
46 |
| В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с. 121-122. |
47 | -Закрепление произношения [р], [р’] в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»;
| В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» с. 123. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом.
ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки. Цель: Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах...
Развитие фонематического слуха - неотъемлемая часть логопедических занятий
Педагоги и родители познакомятся с играми, направленными на развитие слухового внимания и фонематического слуха...
Индивидуальная тематическая консультация для родителей по теме «Развитие фонематических представлений в старшем дошкольном возрасте»
Индивидуальная тематическая консультация для родителейпо теме «Развитие фонематических представлений ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков СЗ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: ПоСвистим.ПоЗвеним.
Автоматизация звуков «СЗ» изолированно, в слогах и словах. ...
Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений в средней группе "Потерянные звуки"
Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений в средней группе "Потерянные звуки"...
" Развитие фонематического слуха-неотъемлемая часть логопедических занятий"
Развитие фонематического слуха-неотъемлемая часть логопедических занятий. Умение сосредоточиться на звуке-очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь &nda...