Конспект занятия по преодолению аграмматической формы дисграфии
план-конспект занятия по логопедии

Тема: «Слово. Однокоренные слова»

Цель: познакомить с родственными и однокоренными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_odnokorennye_slova.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по преодолению аграмматической формы дисграфии

Работу выполнила:

      учитель-логопед Родионова И.Г.

        

Тема: «Слово. Однокоренные слова»

Цель: познакомить с родственными и однокоренными словами.

Задачи:

- закрепить знания о правописании родственных слов;

- научить выделять корень слова;

- обогатить словарь;

- развивать навыки словообразования.

Оборудование: силуэтное изображение дерева, карточки со словами и с заданиями для развития зрительного восприятия, карточки для индивидуальной работы, демонстрационная карточка с изображением корня слова.

Ход занятия

Логопед: Посмотрите, я посадила необычное дерево, с необычными листочками, на которых написаны слова и корни у этого дерева тоже необычные, около них записаны части слова.

Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был он фруктовым, был он просто словом.

Это слово, словно корень – разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Логопед: Вот так происходит и с нашими загадочными деревьями. Давайте запишем слово (САД- садик, садовник, садовод, садовый, посадка, рассада), от которого образованы все слова-листочки, запишем и выделим корень каждого слова (ученики записывают слова, выделяют корень).

 Игра «Собери группы слов» (закрепление знаний об однокоренных и родственных словах).

 Логопед: выставляет на доску 12 карточек с записанными на них словами (ворона, воробей, вороненок, учитель,  береза, учить, воробушек, подберезовик,  ученик, воробьиха, березовый, воробьиный). Ребята разделите слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.

Игра «Сильный ветер» (дифференциация слов с однокоренным корнем и родственных слов).

Логопед: Посмотрите, подул сильный ветер и унес с дерева листочки. Они перепутались. Давайте подумаем с какого дерева улетел каждый листочек? (выставляются  карточки со словами в виде листочков: гора, горюшко, горка, горе, пригорок, горемыка, горочка, высокогорье, горемычный).

Физкультминутка:

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развели на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять, всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Индивидуальная работа с карточками.

Логопед: Прочитайте текст, вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в этих словах корень.

 

Карточка №1

 На огонь летит маленький ___________________. Солнце, луна, звезды – небесные ______________________________. В комнате стало __________________ от огня.

Вдалеке  было видно тусклый ______________________. Зимой солнце _____________________, но не греет. Скоро наступит ____________________ и станет совсем ______________________.

Слова для справок: свет, светло, светлячок, светает, светит, светила, рассвет.

Карточка № 2

Сегодня у нас был урок__________________________. На излучине реки стоял__________________________ и смотрел вдаль.  Я повесил свой ______________________________ на стену около дивана. Мой брат Саша очень любит________________________. Это была ________________________ на тему «Осень».

Слова для справок: рисунок, рисование, рисовать, зарисовка, рисовальщик.

Карточка № 3

Мама купила в магазине для плова _________. Куда ни глянешь всюду ___________________поля.  Сегодня на поле приехал главный _______________________. Дедушка аккуратно перебирал крупу, складывая _____________ к ________________. Мама приготовила на обед вкусный _______________________ суп.

Слова для справок: рисинка, рис, рисовод, рисовый, рисовые.

Итог занятия:

Логопед: Посмотрите на картинку, назовите однокоренные слова, их главную, неизменяемую часть – корень. Почему эти слова нельзя назвать родственными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"

конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект занятияпо математике во второй младшей группе "Один - много"

Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Один – много» Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесн...

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

конспект занятияпо ознакомлению с окружающем

ознакомление детей с животным миром...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...