звуки Б-Бь
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_b-b.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки Б-Бь
Цель: Создание условий для формирование представлений о согласным твердом и мягком звуке Б и Бь, и букве Б
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
Учить давать характеристику звуков Б, Бь по артикуляционным и акустическим признакам.
Учить определять место звука в слове.
Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
Познакомить с буквой Б;
Учить писать печатную букву Б.
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизировать речевую деятельность;
Развивать слуховое, зрительное восприятия;
Развивать фонематическое восприятие.
Пополнять активный словарь по теме «Цирк».
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества в игре.
Учить детей слушать друг друга, действовать сообща.
Интеграция: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие
Здоровьесбережение: Пальчиковая гимнастика, физминутка
Методы и приемы:
Практические: арт.гимнастика, самомассаж, физкультминутка, пальчиковые игры
Наглядные: рассматривание картинок,
Словесные: беседа, вопросы , уточнения
Оборудование:- предметные картинки, содержащие звуки [Б],[Б’]: (банан, белка, батон, билет, болт, бегемот, букет, бинокль, бык, ребёнок, шуба, берет);
-звуковые схемы;- демонстрационная карточка с буквой Б;
Ход занятия
I. Психологический настрой. «Цепочка дружбы»:
- Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь возьмитесь за руки, поделимся теплом друг с другом. У нас получилась «цепочка дружбы»! Давайте улыбнёмся, пожелаем, друг другу удачи и настроимся на занятие.
На занятии не молчать,
Четко, ясно отвечать,
Слушать внимательно,
Ничего не пропускать,
Работать старательно.
II. Артикуляционная гимнастика. Самомассаж.
- А для того чтобы внятно, четко разговаривать, надо укреплять мышцы щек, губ, языка. Сделаем артикуляционную гимнастику, а начнем с самомассажа.
III. Сообщение темы.
- Ребята, вы любите цирк?
- К нам на занятие пришли два клоуна Бом и Бим, сегодня они помогут вам познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает их на письме.
- Клоуны Бом и Бим очень любят жонглировать! Что значит жонглировать? (Подкидывать предметы и ловить). Какими предметами можно жонглировать? (Мячами, палками, булавами, кольцами).
- Сегодня для клоунов вы будете зарабатывать реквизит, то есть предметы для жонглирования, это будут, мячи.
- У вас на руках браслеты. Предлагаю разбиться на две команды. Если у вас синий браслет, вы в команде Бома, а ребята с зеленым браслетом в команде Бима.
Победит та команда, которая наберет больше мячей для своего клоуна. Для этого вам придется постараться: дружно работать в команде, давать правильные, полные ответы и следить за своей речью.
IV. Характериска звуков Б, Бь по артикуляционным и акустическим признакам.
1 задание.
- Бом и Бим так торопились к нам на занятие, что забыли надеть шляпки, галстуки и ботинки.
- Как вы думаете, какого цвета шляпка, галстук и ботинки должны быть у Бома?
- Давайте произнесем имя Бом и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Б).
- Как вы считаете, звук Б гласный или согласный. Докажите. (Звук Б – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)
- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Твердый)
- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете твердые согласные звуки. (Синим)
- Давайте произнесем имя Бим и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Бь).
- Как вы считаете, звук Бь гласный или согласный. Докажите. (Звук Бь – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)
- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Мягкий)
- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете мягкий звук. (Зеленым)
- Ребята, вы догадались, какого цвета должны быть шляпки, галстуки и ботинки у вашего клоуна? Почему? (Мы должны надеть на Бома синюю одежду, потому что первый звук в его имени твердый. А мы должны надеть на Бима зеленную одежду, потому что первый звук в его имени мягкий)
- Тогда выходите к доске и помогите своим клоунам, наденьте на них шляпки, галстуки и ботинки.
Оценка. Скажите, ребята, правильно ли вы подобрали одежду для Бима и Бома. Тогда возьмите для них по одному мячу.
V. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия и анализа.
2 задание. Поиграем в игру «Хлопай, топай, не зевай!»
- Я буду произносить звуки, слоги, слова, если команда Бома услышит среди них звук Б, хлопнет в ладоши, а если я произнесу звук Бь, то команда Бима, топнет ногами.
- Команда Бома, покажите, как вы умеете хлопать в ладоши.
- Команда Бима, покажите, как вы умеете топать ногами.
Начнем:
звуки: Б, БЬ, С, СЬ, Б, В, БЬ, Б, К, З, БЬ.
Слоги: БА, ХА, БИ, ВА, БО, ВО, ВИ, БЕ, ХО, КО, БУ, КУ, КЁ, БЁ, БЫ, МЫ, КЫ, ВЫ, БЯ.
Слова: белка, бант, кран, баран, сапоги, бегун, дудка, букет, билет, люди, труба, топор, абрикос.
Оценка. Мальчики, как вы считаете, справились ли вы с этим заданием. Возьмите еще по одному мячу для своего клоуна.
3 задание. Произношение звуков в слогах.
- Бим и Бом очень любят играть на музыкальных инструментах. Свои любимые музыкальные инструменты они принесли сегодня нам.
(Разместить картинки на доске)
- Давайте поиграем вместе с ними. Давайте встанем. Берем в руки воображаемые барабанные палочки и играем: БИМ-БОМ-БАМ-БУМ – 3р.
- Теперь берем дудочки: БА-БО-БИ-БУ – 3р
- Теперь на балалайке: БИ-БА-БУ-БИ – 3р.
Оценка. Скажите, ребята, удалось ли вам почувствовать себя музыкантами? Возьмите по одному мячу для своего клоуна.
4 задание. Произношение звуков в словах.
- Ребята, вы любите дарить подарки или получать? Бим и Бом любят получать подарки. Давайте сделаем им приятное. У меня в шкатулке подарки для Бима и Бома. Я раздам их вам, вы внимательно посмотрите на картинки и определите, кому вы сделаете подарок Биму или Бому.
При этом вам нужно будет сказать так: Я подарю бант Бому, потому что в слове бант первый звук Б твердый.
(Банан, белка, батон, билет, болт, бегемот, букет, бинокль)
Оценка. Как вы считаете, тому ли клоуну вы подарили подарки? Возьмите по одному мячу для своего клоуна.
V. Физминутка «Рыжий клоун»
Клоун рыжий, конопатый (дети гладят себя по голове, показывают веснушки)
Очень нравится ребятам (три хлопка в ладоши)
Нос, как красный помидор (гладят нос попеременно руками)
А в глазах его задор (с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички пальчиками)
То он плачет, то смеётся
(указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам)
То он добрый, то дерется
(гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед)
Ах, какой он неуклюжий (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево,
Но такой он всем нам нужен (руки скрещены на груди, в стороны и на пояс).
5. Игра. Определите место звука в слове.
- Бом и Бим для вас тоже приготовили подарки. Чтобы получить подарки от клоунов, вам надо будет определить место звуков Б, Бь в названиях картинок.
- Работать будем по звуковым схемам. Какого цвета кружки вам нужны будут для работы. (Синий и зеленый).
- Ребята, если вы услышите звуки Б или Бь в начале слова, то поставите кружок в первую клеточку, если в середине слова, во вторую, а если в конце слова, в третью клеточку.
- Подарок от Бома получит тот из вас, кто определит место звука Б или Бь в слове бык. (В слове бык звук Б находится в начале слова и он твердый, поэтому поставлю синий кружок в первую клеточку)
- Подарок от Бима получит тот, кто определит место звука Б или Бь в слове жеребёнок. (В слове ребёнок звук Бь находится в середине слова, он мягкий, поэтому поставлю зеленый кружок во вторую клеточку)
- Еще один подарок от Бома - шуба. Еще один подарок от Бима - берет.
Оценка. Как вы считаете, правильно ли вы определили место звуков Б и Бь в словах. Возьмите по мячу для своего клоуна.
VI. Пальчиковая гимнастика.
- А теперь возьмите по мячу для себя, выполним пальчиковую гимнастику.
Мячик.
Я мячом круги катаю.
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук.
(Движения соответствуют тексту).
VII. Знакомство с буквой Б.
- Ребята, вы любите фокусы?
- Хотите ли вы увидеть букву, которой обозначаются звуки Б и Бь на письме?
- Бом и Бим приготовили для вас фокус. Подойдите ко мне. (Фокус: на воде цветок с раскрывающимся лепестками, внутри которого буква Б)
- Ребята, кто из вас знает эту букву? Правильно, это буква Б.
- Послушайте стихотворение про букву «Б»:
Большой живот у буквы Б,
Беретик есть на голове.
- Действительно, буква «Б» похожа на человека с большим животом в берете.
6. Показ и письмо печатной буквы Б.
- Буква Б состоит из трех элементов: длинной прямой, полуовала и короткой прямой линии.
- Напишем буквы Б пальцем в воздухе. На манке.
- Напишем буквы Б на листочках.
Оценка. Ребята, вы очень постарались при написании буквы Б и каждый из вас заработал еще по одному мячу для своего клоуна.
VIII. Рефлексия.
- Пора подводить итог. Ребята, возьмите заработанные для клоунов мячи и попросите своего клоуна пожонглировать.
- Давайте посчитаем, сколько мячей у Бома. Считаем хором: один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей, шесть мячей.
- Посчитаем сколько мячей у Бима.
- Вы большие молодцы, работали дружно, старались отвечать полными ответами и заработали одинаковое количество мячей для своих клоунов.
- Понравилось ли вам играть с клоунами, какие игры вам понравились больше всего?
- С какой буквой сегодня познакомились?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Эти звуки гласные или согласные? Какой из них твердый, какой мягкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...