Нейромоторные способы коррекции в работе учителя - логопеда
презентация по логопедии
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении
Ж – Ж Руссо. (филосов, мыслитель)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyromotornye_sposoby_korrektsii_prezentatsiya_1_-_kopiya.pptx | 2.74 МБ |
obuchenie_v_dvizhenii.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении» Ж.-Ж. Руссо
Методика Bal – a – vis – x в работе учителя - логопеда.
Начинаем работу с мешочков. Помнить : глаза следят за мешочком. Важно : прямая спина, движение от локтя . Возможна работа: индивидуально, парно и в группах. Ритм.
Базовые упражнения: Бросаем двумя руками и ловим двумя руками. Бросаем правой – ловим правой. Бросаем левой – ловим левой. Бросаем одной рукой – ловим другой рукой. Бросаем одной – ловим другой, перекладываем. Бросаем одной – ловим другой – перекладываем за спиной. Подключаем второй мешочек.2 одновременно бросать – ловить.
Логопедические игры с мешочками. Звукопроизношение: Различение гласных и согласных звуков. Так же твердый – мягкий. «Куда спрятался звук?» – Начало слова – левая рука, конец слова – правая рука, середина слова – обе руки. Можно проговаривать дни недели, времена года и т.д. Обобщающие понятия ( правая рука – овощи, левая – фрукты). Грамматика: «Мой, моя, мои» (Если растет в земле – бросаем мячик, если на земле – подбрасываем мешочек). Слоговая структура: перекладывать или подбрасывать на каждый слог (лопата, машина…) Части тела (подбрасывать правой рукой, а левой рукой показывать часть тела) «Летает – не летает» (летает – бросаем, не летает – перекладываем)
Основные виды захвата мяча. « Чашка» - рука ладонью вверх , расположена в виде чашки ( пальцы слегка согнуты). «Стаканчик» - рука располагается так, как будто держит стакан (большой палец - с одной стороны, сложенные вместе 4 пальца – с другой). «Обезьянка» – рука располагается ладонью вниз (мяч обхвачен рукой сверху).
Базовые упражнения с мячикам и Мячики учат руки быть мягкими и дают ловкость. Броски вниз двумя руками Броски вверх двумя руками Броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата, при броске, ловле мяча. Броски с хлопками.
Логопедические игры с мячиками. Звукопроизношение: различение твердых и мягких согласных, различение гласных и согласных. Или дифференциация С – Ш ( на звук «С» – мячик вниз, на звук «Ш» – мячик вверх.) «Где спрятался звук?» «Я знаю пять…» Слоговая структура ( отбивать мяч на каждый слог). Сколько в слове слогов, сколько слов в предложении?
Методика Balametrics
Для многих уже не секрет, что движение начинается с замысла. Мышцы отвечают лишь за техническую сторону вопроса, но любое наше движение имеет цель, направленность, согласованность с нашим телом и окружающей средой. За все это отвечает моторное планирование . Моторное планирование ( праксис ) – это способность понять , спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность. Речевая деятельность и артикуляционная моторика требует сложных механизмов контроля за органами речи, до тех пор, пока эти умения не станут навыком.
* И произношение звуков, слогов, слов требуют моторного планирования под контролем ЦНС. Ребенку с моторными дисфункциями, с трудностями в переключении, трудно осуществить моторное планирование. * Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов, предложений.
Во время выполнения данных упражнений мы тренируем: * речеслуховую память * умение одновременно совместить движение с речью * умение запоминать инструкцию * переключаемость * быстроту реакции, точность, координацию движений и умение чувствовать и ориентироваться в собственном теле.
Предварительный просмотр:
Нейромоторные способы коррекции в работе учителя – логопеда.
1)Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении
Ж – Ж Руссо. (филосов, мыслитель)
2)Учеными Алексеем Николаевичем Леонтьевым и Александром Романовичем .Лурия установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем она выше, тем быстрее развивается речь, увеличивается словарный запас. К тому же под действием двигательных упражнений в организме ребенка возрастает синтез биологически активных соединений, которые благоприятно влияют на настроение, активность, повышают умственную и физическую работоспособность. На этом слайде наглядно показано расположение и взаимодействие речевых и моторной зон головного мозга.
3)Перед вами пирамида Вильямса и Шеленберга. Данная пирамида показывает, что необходимо ребенку, чтобы наконец –то прийти к речи. Она иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависит от нижних этажей пирамиды, и особенно от фундамента нервной системы. Развитие ребенка идет снизу вверх. Если у ребенка есть проблемы на нижних этажах, то не стоит требовать от ребенка формирования навыка , который находится на более высоких этажах.
4) Мозжечок - играет в процессе развития ребенка очень важную роль. Мозжечок - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его роль быстро обработать информацию и отправить ее по адресу. Нарушения в работе мозжечка диагностируются у детей, которым трудно овладеть моторными навыками, у таких детей возникают трудности в контроле работы артикуляционной мускулатуры, нарушение процесса упорядочивания артикуляционных движений. Приводит к тому, что ребенок не может точно и быстро воспринимать звуки речи, которые слышит, а эта проблема вызывает трудности соотнесения звука и символа(буквы), то есть трудности с чтением.
6)Мозжечковая стимуляция – это один из методов нейромоторной коррекции. Во-первых, двигательная активность является приоритетным состоянием организма дошкольника. Во-вторых, они с удовольствием играют, выполняют двигательные задания, где можно включить упражнения на развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации движения, ручной ловкости и пространственного ориентирования. В-третьих, все движения руками выполняются одновременно или поочередно и правой, и левой, в отличие от рисования и письма. Поэтому рука ребенка не устаёт и к тому же, это положительно влияет на их равномерное развитие и укрепление мышц.
Еще не давно в группах компенсирующей направленности присутсвовали дети одной категории, в настоящее время в логопедических группах присутствуют дети с тяжелыми нарушениями речи, ЗРР, с задержкой психического развития, когнитивными нарушениями. А у таких детей на ряду с нарушениями речи имеются моторные нарушения, проблемы с координацией.
6) Методика бал а виз икс в работе логопеда. Расшифровывается как интеграция баланса (вестибулярной системы), слухового и зрительного восприятия. Её суть заключается в выполнении специальных, ритмических упражнений с резиновыми мячиками и тканевыми наполненными мешочками. Начинается все с самых простых движений, постепенно упражнения усложняются.
Автор этой методики Билл Хьюберт ( школьный учитель, который неоднократно в начальной школе сталкивался с детьми, которые имели трудности с письмом, чтением, вниманием ,он обратил внимание на то, что эти дети испытывали трудности и на уроках физкультуры. Он знал какое значение в физической и психологической подготовке имеет чувство ритма и равновесия. Он ввел упражнения и со временем убедился, что ребята, которые смогли выработать навыки связанные с чувством ритма и равновесия, стали более успешными в обучении.
- 7) Начинаем работу с мешочков.
- Помнить: глаза следят за мешочком. (формируется зрительно –моторная координация)
- Важно: прямая спина, движение от локтя.
- Возможна работа: индивидуально, парно и в группах.
- Ритм.( не торопимся)
8 )Базовые упражнения:
- Бросаем двумя руками и ловим двумя руками.
- Бросаем правой – ловим правой. Бросаем левой – ловим левой.
- Бросаем одной рукой – ловим другой рукой.
- Бросаем одной – ловим другой, перекладываем.
- Бросаем одной – ловим другой – перекладываем за спиной.
- Подключаем второй мешочек.2 одновременно бросать – ловить.
Работа в парах:
- упражнение «Лыжи»
- квадрат
- диагональ
- 2 у тебя – 2 у меня
- Тебе – мне – крестик.
Когда ребенок усвоил базовые упражнения, мы подключаем свои логопедические задачи.
9) Логопедические игры с мешочками.
- Звукопроизношение: различение гласных - согласных
- Так же твердый – мягкий.
- «Куда спрятался звук?» – Начало слова – левая рука, конец слова –правая рука, середина слова – обе руки. (Например звук С: Сок – левая, автобус – правая, маска – обе руки)
- Слоговая структура: перекладывать или подбрасывать на каждый слог (панама, машина…)
- Части тела (подбрасывать правой рукой, а левой рукой показывать часть тела) (плечо, голова, ухо)
- «Летает – не летает» (летает – бросаем, не летает – перекладываем) (самолет – летает, муравей- не летает, муха – летает и т.д.
- Один – много, назови ласково, из чего – какой, скажи наоборот , посчитай и т.д.
Когда отработали на мешочках, переходим к мячикам. Выполнение серии различных упражнений с мячиками и удержание определенного ритма – развивают концентрацию внимания и сосредоточенность, помогают выработать усидчивость. Тренировка правильных захватов мячика – развивает мелкую моторику и подвижность кисти, выравнивает тонус мышц в руке, благодаря чему ребенку со временем становится легче писать. Отслеживание мяча глазами тренирует зрение и зрительное внимание ,а множественные пересечения средней линии тела в упражнениях – синхронизируют работу правого и левого полушария мозга.
10) Основные виды захвата мяча.
- «Чашка» - рука ладонью вверх , расположена в виде чашки ( пальцы слегка согнуты).
- «Стаканчик» - рука располагается так, как будто держит стакан (большой палец - с одной стороны, сложенные вместе 4 пальца – с другой).
- «Обезьянка» – рука располагается ладонью вниз (мяч обхвачен рукой сверху).
11) Базовые упражнения с мячиками
Мячики учат руки быть мягкими и дают ловкость.
- Броски вниз двумя руками
- Броски вверх двумя руками
- Броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата, при броске, ловле мяча. Броски с хлопками.
12) Логопедические игры с мячиками.
- Звукопроизношение: Различение гласных – согласных, твердых – мягких звуков. Или дифференциация С – Ш ( на звук «С» – мячик вниз, на звук «Ш» – мячик вверх.) (сад
- «Где спрятался звук?»
- «Я знаю пять…»
- Слоговая структура ( отбивать мяч на каждый слог).
- Количество слогов в слове, количество слов в предложении.
13)Методика Баламетрикс.
Исследования американского доктора педагогических наук Фрэнка Бельгау показали, что всего 15 минутное занятие на доске – значительно улучшает обработку информации мозгом. Вестибулярный аппарат –главное связующее звено головного мозга. Категории детей , кому показана данная методика:
- Дети с 3 х летнего возраста с:
- Нарушениями координацией движения, с несформированностью пространственных представлений, зрительно – моторной координацией.
- С нарушениями внимания (сдвг, гиперактивность)
- Нарушениями речи
- С трудностями обучения.
Противопоказания -эпилепсия, повышенная судорожная готовность.
Используя на логопедических занятиях данные упражнения мы задействуем все психические и физиологические функции организма ребенка, которые дают положительную динамику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные способы коммуникации в работе учителя-логопеда с «без речевыми» детьми.
Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
ОПЫТ РАБОТЫ «Игры с песком как один из способов работы учителя-логопеда над развитием речи детей с ОНР».
Введение Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Поэтому необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи...
Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)
За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...
Сообщение из опыта работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР детский сад №1"Колосок" Коротаевой С.В. по теме: "Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы" для районного методического объединения логопедов МДОУ
Рекомендовано для учителей- логопедов дошкольных учреждений....
Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»
В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Практико-ориентированный, педагогический проект на тему: "Нейропсихологическая коррекция в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нару...