Нейромоторные способы коррекции в работе учителя - логопеда
презентация по логопедии

Черныш Виктория Сергеевна

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.   Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении

Ж – Ж Руссо. (филосов, мыслитель)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейромоторные способы коррекции в работе учителя – логопеда подготовила: учитель – логопед Черныш В.С.

Слайд 2

« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении» Ж.-Ж. Руссо

Слайд 6

Методика Bal – a – vis – x в работе учителя - логопеда.

Слайд 7

Начинаем работу с мешочков. Помнить : глаза следят за мешочком. Важно : прямая спина, движение от локтя . Возможна работа: индивидуально, парно и в группах. Ритм.

Слайд 8

Базовые упражнения: Бросаем двумя руками и ловим двумя руками. Бросаем правой – ловим правой. Бросаем левой – ловим левой. Бросаем одной рукой – ловим другой рукой. Бросаем одной – ловим другой, перекладываем. Бросаем одной – ловим другой – перекладываем за спиной. Подключаем второй мешочек.2 одновременно бросать – ловить.

Слайд 9

Логопедические игры с мешочками. Звукопроизношение: Различение гласных и согласных звуков. Так же твердый – мягкий. «Куда спрятался звук?» – Начало слова – левая рука, конец слова – правая рука, середина слова – обе руки. Можно проговаривать дни недели, времена года и т.д. Обобщающие понятия ( правая рука – овощи, левая – фрукты). Грамматика: «Мой, моя, мои» (Если растет в земле – бросаем мячик, если на земле – подбрасываем мешочек). Слоговая структура: перекладывать или подбрасывать на каждый слог (лопата, машина…) Части тела (подбрасывать правой рукой, а левой рукой показывать часть тела) «Летает – не летает» (летает – бросаем, не летает – перекладываем)

Слайд 10

Основные виды захвата мяча. « Чашка» - рука ладонью вверх , расположена в виде чашки ( пальцы слегка согнуты). «Стаканчик» - рука располагается так, как будто держит стакан (большой палец - с одной стороны, сложенные вместе 4 пальца – с другой). «Обезьянка» – рука располагается ладонью вниз (мяч обхвачен рукой сверху).

Слайд 11

Базовые упражнения с мячикам и Мячики учат руки быть мягкими и дают ловкость. Броски вниз двумя руками Броски вверх двумя руками Броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата, при броске, ловле мяча. Броски с хлопками.

Слайд 12

Логопедические игры с мячиками. Звукопроизношение: различение твердых и мягких согласных, различение гласных и согласных. Или дифференциация С – Ш ( на звук «С» – мячик вниз, на звук «Ш» – мячик вверх.) «Где спрятался звук?» «Я знаю пять…» Слоговая структура ( отбивать мяч на каждый слог). Сколько в слове слогов, сколько слов в предложении?

Слайд 13

Методика Balametrics

Слайд 14

Для многих уже не секрет, что движение начинается с замысла. Мышцы отвечают лишь за техническую сторону вопроса, но любое наше движение имеет цель, направленность, согласованность с нашим телом и окружающей средой. За все это отвечает моторное планирование . Моторное планирование ( праксис ) – это способность понять , спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность. Речевая деятельность и артикуляционная моторика требует сложных механизмов контроля за органами речи, до тех пор, пока эти умения не станут навыком.

Слайд 15

* И произношение звуков, слогов, слов требуют моторного планирования под контролем ЦНС. Ребенку с моторными дисфункциями, с трудностями в переключении, трудно осуществить моторное планирование. * Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов, предложений.

Слайд 16

Во время выполнения данных упражнений мы тренируем: * речеслуховую память * умение одновременно совместить движение с речью * умение запоминать инструкцию * переключаемость * быстроту реакции, точность, координацию движений и умение чувствовать и ориентироваться в собственном теле.



Предварительный просмотр:

Нейромоторные способы коррекции в работе учителя – логопеда.

1)Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.   Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении

Ж – Ж Руссо. (филосов, мыслитель)

 2)Учеными Алексеем Николаевичем Леонтьевым и Александром Романовичем .Лурия  установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем она выше, тем быстрее развивается речь, увеличивается словарный запас. К тому же под действием двигательных упражнений в организме ребенка возрастает синтез биологически активных соединений, которые благоприятно влияют на настроение, активность, повышают умственную и физическую работоспособность.  На этом слайде наглядно показано  расположение и взаимодействие речевых и моторной зон головного мозга.

 3)Перед вами пирамида Вильямса и Шеленберга. Данная пирамида показывает, что необходимо ребенку, чтобы наконец –то прийти к речи. Она иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависит от нижних этажей пирамиды, и особенно от фундамента нервной системы. Развитие ребенка идет снизу вверх. Если у ребенка есть проблемы на нижних этажах, то не стоит требовать от ребенка  формирования навыка , который находится на более высоких этажах.

  4) Мозжечок  - играет в процессе развития ребенка очень важную роль. Мозжечок  - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его роль быстро обработать информацию и отправить ее по адресу. Нарушения в работе мозжечка диагностируются у детей, которым трудно овладеть моторными навыками, у таких детей возникают трудности в контроле работы артикуляционной мускулатуры, нарушение процесса упорядочивания артикуляционных движений. Приводит к тому, что ребенок не может точно и быстро воспринимать звуки речи, которые слышит, а эта проблема вызывает трудности соотнесения звука и символа(буквы), то есть трудности с чтением.

 6)Мозжечковая стимуляция – это один из методов нейромоторной коррекции. Во-первых, двигательная активность является приоритетным состоянием организма дошкольника. Во-вторых, они с удовольствием играют,  выполняют двигательные задания, где можно включить упражнения на развитие мелкой моторики, чувства ритма, координации движения, ручной ловкости и пространственного ориентирования. В-третьих, все движения руками выполняются одновременно или поочередно и правой, и левой, в отличие от рисования и письма. Поэтому рука ребенка не устаёт и к тому же, это положительно влияет на их равномерное развитие и укрепление мышц.

Еще не давно в группах компенсирующей направленности присутсвовали дети одной категории, в настоящее время в логопедических группах присутствуют дети с тяжелыми нарушениями речи, ЗРР, с задержкой психического развития, когнитивными нарушениями. А у таких детей на ряду с нарушениями речи имеются моторные нарушения, проблемы с координацией.

 6) Методика бал а виз икс в работе логопеда. Расшифровывается как интеграция баланса (вестибулярной системы), слухового и зрительного восприятия. Её суть заключается  в выполнении специальных, ритмических упражнений с резиновыми мячиками и тканевыми наполненными мешочками. Начинается все с самых простых движений, постепенно упражнения усложняются.

 Автор этой методики Билл Хьюберт ( школьный учитель, который неоднократно в начальной школе сталкивался с детьми, которые имели трудности с письмом, чтением, вниманием ,он обратил внимание на то, что эти дети испытывали трудности и на уроках физкультуры. Он знал какое значение в физической и психологической подготовке имеет чувство ритма и равновесия. Он ввел упражнения и со временем убедился, что ребята, которые смогли выработать навыки связанные с чувством ритма и равновесия, стали более успешными в обучении.

  • 7) Начинаем работу с мешочков.
  • Помнить: глаза следят за мешочком. (формируется зрительно –моторная координация)
  • Важно: прямая спина, движение от локтя.
  • Возможна работа: индивидуально, парно и в группах.
  • Ритм.( не торопимся)

 8 )Базовые упражнения:

  1. Бросаем двумя руками и ловим двумя руками.
  2. Бросаем правой – ловим правой. Бросаем левой – ловим левой.
  3. Бросаем одной рукой – ловим другой рукой.
  4. Бросаем одной – ловим другой, перекладываем.
  5. Бросаем одной – ловим другой – перекладываем за спиной.
  6. Подключаем второй мешочек.2 одновременно бросать – ловить.

Работа в парах:

  • упражнение «Лыжи»
  • квадрат
  • диагональ
  • 2 у тебя – 2 у меня
  • Тебе – мне – крестик.

Когда ребенок усвоил базовые упражнения, мы подключаем свои логопедические задачи.

9) Логопедические игры с мешочками.

  • Звукопроизношение: различение гласных - согласных
  • Так же твердый – мягкий.
  • «Куда спрятался звук?» – Начало слова – левая рука, конец слова –правая рука, середина слова – обе руки. (Например звук С: Сок – левая, автобус – правая, маска – обе руки)
  • Слоговая структура:  перекладывать или подбрасывать на каждый слог (панама, машина…)
  • Части тела (подбрасывать правой рукой, а левой рукой показывать часть тела) (плечо, голова, ухо)
  • «Летает – не летает» (летает – бросаем, не летает – перекладываем) (самолет – летает, муравей- не летает, муха – летает и т.д.
  • Один – много, назови ласково, из чего – какой, скажи наоборот , посчитай и т.д.

Когда отработали на мешочках, переходим к мячикам. Выполнение серии различных упражнений с мячиками и удержание определенного ритма – развивают концентрацию внимания и сосредоточенность, помогают выработать усидчивость. Тренировка правильных захватов мячика – развивает мелкую моторику и подвижность кисти, выравнивает тонус мышц в руке, благодаря чему ребенку со временем становится легче писать. Отслеживание мяча глазами тренирует зрение и зрительное внимание ,а множественные пересечения средней линии тела в упражнениях – синхронизируют работу правого и левого полушария мозга.

  10) Основные виды захвата мяча.

  • «Чашка» - рука ладонью вверх , расположена в виде чашки ( пальцы слегка согнуты).
  • «Стаканчик» - рука располагается так, как будто держит стакан (большой палец  - с одной стороны, сложенные вместе 4 пальца – с другой).
  • «Обезьянка» – рука располагается ладонью вниз (мяч обхвачен рукой сверху).

11) Базовые упражнения с мячиками

Мячики учат руки быть мягкими и дают ловкость.

  • Броски вниз двумя руками
  • Броски вверх двумя руками
  • Броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата, при броске, ловле мяча. Броски с хлопками.

12) Логопедические игры с мячиками.

  • Звукопроизношение: Различение гласных – согласных, твердых – мягких звуков. Или дифференциация С – Ш ( на звук «С» – мячик вниз, на звук «Ш» – мячик вверх.) (сад
  • «Где спрятался звук?»
  •  «Я знаю пять…»
  • Слоговая структура ( отбивать мяч на каждый слог).
  • Количество слогов в слове, количество слов в предложении.

13)Методика Баламетрикс.

Исследования американского доктора педагогических наук  Фрэнка Бельгау показали, что всего 15 минутное занятие на доске – значительно улучшает обработку информации мозгом. Вестибулярный аппарат –главное связующее звено головного мозга. Категории детей , кому показана данная методика:

  • Дети с 3 х летнего возраста с:
  • Нарушениями координацией движения, с несформированностью пространственных представлений, зрительно – моторной координацией.
  • С нарушениями внимания (сдвг, гиперактивность)
  • Нарушениями речи
  • С трудностями обучения.

Противопоказания -эпилепсия, повышенная судорожная готовность.

Используя на логопедических занятиях данные упражнения мы задействуем все психические и физиологические функции организма ребенка, которые дают положительную динамику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы коммуникации в работе учителя-логопеда с «без речевыми» детьми.

Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

ОПЫТ РАБОТЫ «Игры с песком как один из способов работы учителя-логопеда над развитием речи детей с ОНР».

Введение Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Поэтому необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи...

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»

В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками  для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Практико-ориентированный, педагогический проект на тему: "Нейропсихологическая коррекция в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нару...