Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».
консультация на тему
Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятельности. Структура данной деятельности, то есть ее задачи, наполнение, способы и мотивы, становятся объективной основой для развития познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №7»
Консультация для педагогов на тему:
«Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».
Выполнила
Воспитатель: Крылова Т.А.
г. Калач, 2016 г.
Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятельности. Структура данной деятельности, то есть ее задачи, наполнение, способы и мотивы, становятся объективной основой для развития познавательных интересов.
Среди главных видов такой деятельности особенное место занимает учение, в результате которого ребенок, следуя определенной системе, овладевает новыми знаниями из разных предметных областей, приобретает и совершенствует уже имеющиеся у него умения и навыки познавательной деятельности, корректирует цели, которые изначально мотивированы обществом, а затем трансформирует их в свои собственные.
Очевидно, что достижение определенных результатов от формирования познавательных интересов обуславливается конкретным видом деятельности. Соответственно, более яркими и устойчивыми эти результаты будут в том случае, если педагог сумеет правильно организовать занятия детей, применяя как объективные условия для их реализации, так и индивидуальные возможности личности каждого ребенка.
Нельзя также исключать, что педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов в большой степени зависит и от активности самого ребенка. Личностная активность, имея социальную природу, в процессе жизни и деятельности получает определенные стимулы, позволяющие сделать данную активность многозначной и разнообразной. Это является непременным залогом для обогащения самой личности, а также формирует необходимые возможности для влияния личности на окружающую обстановку с целью изменения действительности.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование познавательных интересов и активности личности являются взаимообусловленными процессами. Познавательный интерес дает толчок к развитию активности, в то время как активность является тем фактором, который укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Очевидно, что уровень познавательной активности будет намного выше, если активность педагога и ребенка будут целесообразно соединяться, как психологически, так и педагогически. Все потому, что активность ребенка в процессе организованной познавательной деятельности в большинстве случаев задается педагогом, но при этом никто не отменяет того правила, что ребенок намного охотнее и с большей радостью познает и исследует то, что ему интересно. Иными словами, как было сказано автором ранее, важную роль играет
отношение ребенка к информации, которое для него первичнее, нежели сама информация.
Нельзя отрицать и того факта, что в практической деятельности любого человека определенная роль отводится и мотивации. В процессе воспитания и обучения дошкольников мотивация рассматривается педагогом, как один из приемов активизации познавательной деятельности, и представляется в виде единства мотивационной и интеллектуальной сферы. Потребность, которую ребенок не только переживает, но и осознает в качестве недостатка в чем-то объективном, формирует подлинные мотивы для осуществления целенаправленных действий. Исходя из этого, воспитательный процесс не обходится без использования ситуативных и внутренних мотивов.
Ситуативный познавательный интерес — это интерес к конкретной деятельности, к конкретному познавательному материалу. Он опирается на психологические закономерности, когда ребенок не проявляет желания заниматься неинтересной для него деятельностью, отказывается действовать по принуждению, что в конечном счете формирует у него негативные переживания. Между тем, если ребенок проявляет длительную активность, значит ему интересно, и он удивлен. В качестве ситуативной мотивации можно также рассматривать и взаимодействие с педагогом. Если ребенку нравится педагог, организованные им (педагогом) занятия вызывают у него интерес, то это тоже становится мощным стимулом для развития познавательной активности у дошкольников.
Внутренняя мотивация, в свою очередь, связана с возможностью ребенка развивать его индивидуальные способности в процессе пребывания в стенах дошкольного образовательного учреждения. Реализуя данный аспект, педагог опирается на конкретные познавательные способности каждого отдельного ребенка и на их основании создает индивидуальную стратегию их развития. Впрочем, в данном процессе принимают участие все специалисты дошкольного образовательного учреждения: методисты, психологи, медицинские работники.
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что организация познавательной деятельности ребенка должна опираться на возможности учета индивидуальных интересов и запросов каждого ребенка. Если у ребенка наблюдаются высокие познавательные способности, задачи педагога — создать условия для развития и углубления знаний. В свою очередь, для детей со средней и низкой познавательной способностью педагог должен разработать индивидуальные и дополнительные занятия.
Становится очевидным фактом, что при реализации данных подходов педагог должен быть готов дифференцировать свою работу, исходя из особенностей каждой категории детей. Кроме того, применение подобного подхода приводит к снижению учебной нагрузки, поскольку исчезает усредненный подход ко всем детям. Но самое главное — во время познавательной деятельности существенно повышается активность самого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375903-1388835547.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Исследовательская деятельность дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-862349-1481459036.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей на тему:«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»Использование игры как формы организации обучения и воспитания детей известно на протяжении многих ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/24/picture-102098.jpg)
Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"
Консультация для родителей на тему "Роль семьи в формировании двигательной активности дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-617514-1615835190.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальна...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-373008-1549227782.jpg)
Консультация для воспитателей на тему " Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников".
Одной из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, является развитие речи. Развитие речи включает умение чётко призносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правиль...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/17/picture-668436-1442486627.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-373008-1549227782.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Роль воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников»
МАОУ «Видновская СОШ № 10»Учитель - логопед Шабанова Ирина Олеговна Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда они возникают, каковы способы их выявления и уст...