Консультация для родителей на тему: «Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии дошкольников».
консультация по логопедии

Важнейшее условие правильной речи - это плавный длительный выдох, чёткая ненапряжённая артикуляция. А для произнесения целого ряда звуков, таких. как свистящие, шипящие, сонорные. необходимо наличие сильной направленной воздушной струи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_universitet.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

 

Выступление на родительском университете по теме:

«Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии дошкольников»

                                                                                                                  Подготовила: Мусатова Т.В.,                    

                                                                                                                  учитель-логопед

МБДОУ № 59 г. Салавата

                                                                                                                 

г. Салават

Развитие дыхания – один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо их речевого дефекта. У большинства детей с речевыми нарушениями есть слабое поверхностное дыхание, а для произношения целого ряда звуков: свистящие, шипящие, сонорные, необходимо иметь сильную направленную воздушную струю. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).

В начале обучения логопед является ведущим при проговаривании текста, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течении 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что дыхание в момент речи зависит от речевого звена, которое может быть длинным или коротким, громким или тихим, спокойным или эмоционально окрашенным. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:    

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких, стеснительных.     

· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.     

· Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дём гулять).     

· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».     

· Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.     

  Только регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

  Работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дает положительный эффект — увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

      Следует серьёзно отнестись и к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат.    

        Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится. Эти весёлые логопедические упражнения научат его, как же всё-таки «надо».  

При проведении дыхательной гимнастики

необходимо соблюдать ряд правил:

- Упражнения проводить в проветренном помещении до еды.

- Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.

- Вдох - через нос (плечи не поднимать, спина прямая)

- Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять на кончик язык (см. технику выполнения упражнения).

- Выдох должен быть длительным и плавным.

- Следите, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками).

- Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения 3-4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению.

- Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания.

Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

1. «Загнать мяч в ворота» 

(выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

2 «Сдуть снежинку, листик, пёрышко» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить бумажную снежинку и сдуть её. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

3«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

4. «Фокус»

(направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
        5. «Фасолевые гонки» 

(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка). Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов- «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
         6. «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

7. «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи). Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

 8. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

 (выработка умения направлять воздушную струю по середине языка) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

9. "Шарик" - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

10. "Каша" - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово "пых". Повторить не менее 6 раз.

11. "Греем руки" - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как- бы согревая руки.

12. "Комарик" - сесть, вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - "з-з-з"; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

13. "Жук" - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - "ж-ж-ж", одновременно опуская руки вниз.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка"

Консультация по данной теме будет полезная для родителей детей имеющих нарушения речи.Здесь вы найдете игры и упражнения направленные на развитие речи ребенка....

Консультации для родителей по теме: "Роль детской книги в речевом развитии детей"

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт  И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Су...

Консультация для родителей на тему "Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей"

Консультация будет полезна для ознакомления информации о дыхательной гимнастике родителям детей дошколят. Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вкл...

Консультация для родителей на тему: «Роль дыхательной гимнастики в оздоравливании детей.».

Консультация для родителей на тему: «Роль дыхательной гимнастики в оздоравливании детей.»....

Консультация для родителей на тему "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников!

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды &mdash...

Консультация для родителей на тему: "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников."

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько ...