Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Мы поЦокаем немножко»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Выполнение одних и тех же заданий утомляет ребенка, вызывает у него пресыщение, что отнюдь не способствует повышению интереса к занятиям. Тем более что дети, страдающие речевыми нарушениями, зачастую имеют определённые физиологические и психологические особенности: у них рассеянное неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Поэтому перед логопедом стоит задача разнообразить методы и способы подачи тренировочного материала, что позволило бы эффективно поддерживать рабочий настрой ребенка в течение всего занятия и обеспечило успешное овладение правильным звукопроизношением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy.docx | 130.24 КБ |
kompleks_uprazhneniy_vyrabatyvayushchiy_artikulyatsionnyy_uklad_zvuka_ts.docx | 607.62 КБ |
avtorskaya_igra_v_zimnem_lesu.docx | 21.73 КБ |
zvukopodrazhanie.pdf | 717.85 КБ |
igra_doskazhi_slovechko.pdf | 975.96 КБ |
igra_chetvyortyy_lishniy.pdf | 846.09 КБ |
skazka_o_veselom_yazychke.pdf | 1.31 МБ |
chistogovorki_na_zvuk_ts.docx | 13.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Золотая рыбка»
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
«Мы поЦокаем немножко»
Составитель: учитель – логопед
Лернатович Е.А.
г. Коркино
декабрь 2022
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
«Мы поЦокаем немножко»
Паспорт проекта
Вид проекта:
информационно-практико-ориентированный,
подгрупповой,
индивидуальный.
Длительность проекта:
краткосрочный (реализуется в течение недели).
Участники проекта:
дети с ТНР ОНР III уровня речевого развития (подготовительная к школе группа)
учитель-логопед,
родители,
воспитатели,
педагог – психолог,
музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре.
Цель проекта: сформировать у детей с ТНР ОНР III уровня речевого развития умения и навыки правильного произношения звуков.
Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Формировать навыки правильного использования звуков в речи (закрепить правильное произношение звука [Ц]).
4. Расширить, обогатить и активизировать словарь детей с данными звуками.
5. Побуждать детей к совместной деятельности с педагогами и родителями.
Предполагаемый результат проекта:
• способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей;
• правильное и осознанное произношение обучающимися звука [Ц] во всех словах;
• заинтересованность родителей в творчестве и инновациях;
• положительная динамика речевого развития.
Актуальность:
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.
Логопедическая работа по формированию произносительных навыков у дошкольников очень трудоемка и построена на многократном повторении речевого материала и тренировочных упражнений, как на этапе подготовки к постановке звука, так и на этапе формирования произносительных умений и навыков.
Выполнение одних и тех же заданий утомляет ребенка, вызывает у него пресыщение, что отнюдь не способствует повышению интереса к занятиям. Тем более что дети, страдающие речевыми нарушениями, зачастую имеют определённые физиологические и психологические особенности: у них рассеянное неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Поэтому перед логопедом стоит задача разнообразить методы и способы подачи тренировочного материала, что позволило бы эффективно поддерживать рабочий настрой ребенка в течение всего занятия и обеспечило успешное овладение правильным звукопроизношением.
Этапы проведения проекта.
1 Подготовительный.
- Сформировать задачи и выработать план действий.
- Подбор учебно-методической литературы, иллюстративного материала по теме.
- Разработка презентаций, конспектов занятий.
- Оформление практического материала для участников проекта.
- Оформление информационного материала для родителей.
2 Основной этап.
- Приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков. Оформление рекомендации в родительский уголок из цикла «Поиграйте дома» с играми для автоматизации звука [ц].
- Проведение непосредственно образовательной деятельности на тему: «Звук [Ц]».
- Совместное составление сказки о звуке [Ц].
- Практический материал для педагога – психолога. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Практический материал для воспитателей группы.
- Практический материал для музыкального руководителя. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Практический материал для инструктора по физической культуре. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
3 Заключительный этап.
- Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.
Реализация проекта.
Понедельник.
- Презентация: «Комплекс упражнений, вырабатывающий артикуляционный уклад звука Ц».
- Презентация: Звукоподражание «Пальчик к губкам мы приложим, тишины у все попросим: ц-ц-ц» (закрепление изолированного произношения звука [Ц]).
- «Назови все предметы в группе, в названии которых есть звук [Ц]» (развитие фонематического слуха).
Для воспитателей группы:
- Индивидуальная работа: Авторская игра «В зимнем лесу» (Цель: развитие фонематического слуха (определение места звука в слове).
- Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.
Для родителей: попросить принести картинки со звуком [Ц] для изготовления папок.
Вторник.
Презентация «Авторская игра «В зимнем лесу» на автоматизацию звука [Ц]» :
- автоматизировать звук [ц] в словах (отобрать снежинки с картинками, в названии которых есть звук [Ц].
- «Отгадай загадки» (дети отгадывают слова со звуком [Ц])
- согласовывать числительные с именами существительными в роде, числе и падеже (один заяц, два зайца…).
Для воспитателей группы:
- Индивидуальная работа: Авторская игра «В зимнем лесу» (Цель: развитие фонематического слуха (определение места звука в слове).
- Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.
- Игра на автоматизацию звука: «Сосчитай до пяти» (по авторской игре «В зимнем лесу»).
Для родителей: оформление стендовой информации для родителей: разработка буклета «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков».
Среда.
Индивидуальные занятия по постановке, автоматизации и дифференциации звука [Ц]. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Для воспитателей группы:
- Индивидуальная работа: Авторская игра «В зимнем лесу» (Цель: развитие фонематического слуха (определение позиции звука [ц] в словах (в слове «мельница» звук [ц] слышится в середине слова и т.д.);
- Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.
- Игры на автоматизацию звуков: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».
- Чистоговорки.
Для родителей: Чистоговорки.
Четверг.
НОД по грамоте «Звук [Ц]». ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Для воспитателей группы:
- Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.
- Чистоговорки.
3. Фонематический анализ и синтез слов (Игра «Собери слово» (В, О; А, Ц) (Разбор слов: Ципа, пыльца)
Для родителей: фонематический анализ слов: цап, цирк.
Пятница.
- Коллективная работа «Сказка о Веселом Язычке» (презентация Power Point).
- Оформление рекомендации в родительский уголок из цикла «Поиграйте дома» с играми для автоматизации звука [ц].
Для воспитателей группы:
- Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.
- Чистоговорки.
Для родителей: Сказка о Веселом язычке.
Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.
Подводя итоги проделанной работы, направленной на развитие сформировати у детей с ТНР (ОНР III уровня речевого развития) умений и навыков правильного произношения звука [ц], можно отметить, что у детей улучшились речевые показатели, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
С помощью разнообразных методов и приемов, у детей сформировалась устойчивая мотивация, интерес к логопедическим занятиям. Стали развиваться речевые и творческие способности. У все детей закрепилось правильное произношение звука [ц]. Значительно расширился, обогатился и активизировался словарь с данными звуками. Детей с большим желанием приобщились к совместной деятельности с педагогами и родителями.
Тесное взаимодействие учителя – логопеда, педагогов ДОУ и родителей на основе хорошо продуманной и налаженной совместной деятельности значительно повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, а также повысилась профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов, родителей обеспечили полноценное развитие детей не только в рамка раздела «Звукопроизношение», но и полностью в общем речевом развитии, в чем мы убедились, сопоставив результаты стартовой и итоговой диагностики.
Взаимодействие с участниками коррекционно-образовательной работы в рамках комплексного подхода при коррекции звукопроизношения процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании различных форм сотрудничества становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что за время работы задачи, которые я ставила перед собой, были достигнуты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации для педагога – психолога.
Артикуляционные упражнения для звука:
Логопедические стихи:
ЦА – ЦА – ЦА – тут мохнатая овца
ЦА – ЦА – ЦА – тут овца и там овца
ЦО – ЦО – ЦО – ей от зайца письмецо
ЦО – ЦО – ЦО – вам водица и яйцо
ЦО – ЦО – ЦО– курица снесла яйцо
ЦУ – ЦУ – ЦУ– киска тянется к яйцу
ЦА – ЦА – ЦА –уходи, котёнок, от яйца!
ЦУ – ЦУ – ЦУ – не пускать его к яйцу!
ЦО – ЦО – ЦО – сами мы съедим яйцо
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – отогнали? Молодцы!
ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – вот вам сказка о яйце
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – вам цветные бубенцы
У наседки, наконец, Вылез из яйца птенец! Глядит наседка на птенца, Глядит, не налюбуется! Будет Петенька певец, Как петух — его отец. | Цып - цыплёнок, молодец, не боится он овец, |
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву «Ц»:
— Подойди, цыплёнок Цып!
Повторяй-ка: цып-цып-цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок!
Автор: Г.Сапгир
Ну и баловница
Младшая сестрица!
Бабушка ругается:
— Экая проказница!
Мама улыбается:
— Просто безобразница!
Этой озорнице
Спокойно не сидится:
Скачет, кувыркается,
Вечно улыбается,
Допоздна кружится,
Не хочет спать ложиться.
Ох, и баловница
Младшая сестрица!
Автор: И. Лопухина
В магазин пришли с работы
Покупатели — еноты
Покупать у продавца
Два солёных огурца.
Говорит продавец:
— Две копейки огурец.
— Дайте нам по огурцу.
— Заплатите продавцу.
Очень точно.
Молодцы!
Забирайте огурцы.
Автор: Э. Мошковская
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендации для музыкального руководителя.
Артикуляционные упражнения для звука
Распеки (Работать над характером исполнения.)
1. КОЛЬЦО Муз. О. Насонова Сл. Н. Гридчиной
Ца-ца-ца-ца, Нет у Олечки кольца.
Цо-цо-цо-цо, Укатилось под крыльцо.
Цу-цу-цу-цу, цу-цу-цу, Надо Ване молодцу.
Цо-цо-цо-цо, цо-цо-цо, Достать Олечке кольцо.
2. ЦЫПЛЯТКИ Муз. О. Насонова Сл. Н. Гридчиной
• Петь по ролям.
• Петь каноном.
Цып-цып-цып, цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся Натки.
Возле кадки блюдце,
Все они напьются.
Стихи с движением
Слышишь, цокают копытца
Возле нашего пруда.
Это лошади напиться
Прибежали к нам сюда.
Сколько белых, рыжих, серых,
В яблоках и вороных.
Множество лошадок смелых,
Дружелюбных, озорных.
Цок – цок – цок. Стучат копытца,
Тихо плещется вода.
Приходите к нам напиться,
Будем рады вам всегда!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендации для инструктора по физической культуре.
«Коршун и наседка»
Задачи: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.
Ход игры: в игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой.
Целый день мои Цыплята,
Три пушистых жёлтых брата,
По дощечке клювом бьют,
Дружно зёрнышки клюют.
Я зову их: «Цып-цып-цып!»
А они мне: «Сыпь-сыпь-сыпь!
Сыпь нам зёрнышки горстями,
Мы растём богатырями».
Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.
Варианты: если детей много можно играть двумя группами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Золотая рыбка»
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]
в слогах, словах, чистоговорках.
Составитель: учитель – логопед
Лернатович Е.А.
г. Коркино
декабрь 2022
Цель: автоматизация звука [ц].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление навыков правильной артикуляции звука [ц] в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях.
Коррекционно-развевающие:
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- развитие мелкой моторики;
- развитие навыков правильного речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха при узнавании звука [ц] в ряде других согласных звуков, в ряде слогов, слов;
- развитие словаря при отгадывании загадок.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание самоконтроля;
Воспитание интереса к занятию.
Оборудование: зеркало, картинка для разбора артикуляции звука; авторская игра «В зимнем лесу» (Нам понадобятся: дидактическая игра «В зимнем лесу», магнитная доска.
В комплект игры входят: 12 ёлочек; 24 предметные картинки, приклеенных на снежинки (12 картинок, в названии которых слышится звук [ц] в начале, середине и конце слова: цапля, циркуль, цыпленок, цирк; леденец, колодец, заяц, месяц; мельница, овца, яйцо, кольцо). Карточки: звуковые схемы – слияния, слоговые схемы).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуй, а какое у тебя сегодня настроение? Какое время года?
2. Артикуляционная гимнастика.
- «Трубочка»;
- «Заборчик»;
- «Накажем непослушный язычок»;
- «Почистим нижние зубки»;
- «Горка»
3. Дыхательная гимнастика «Снежинка».
Кружится и хохочет метель под Новый год
Снег опуститься хочет, а ветер не даёт
И весело деревьям и каждому кусту
Снежинки, как смешинки танцуют на ветру.
(вытягиваем губки вперёд и дуем на снежинки).
4. Сообщение темы занятия.
- Я предлагаю тебе сегодня побывать в зимнем лесу и поиграть.
- Игра «Помощник Деда Мороза».
Снежинки с картинками лежат на тарелочке перед ребёнком. Педагог объясняет, что ребёнок очутился в зимнем лесу и ему нужно помочь Деду Морозу укрыть все елочки снегом.
Ребенок берёт снежинку, называют предмет, нарисованный на снежинке. Отрабатываются фразы типа: «Я взял снежинку. На нем нарисована цапля», или «Эта снежинка с цаплей». И т.д.
- Как по-твоему, что объединяет все эти картинки? Какой звук слышится во всех этих словах. (В названиях все картинок слышится звук [Ц].)
5. Анализ артикуляции.
- Давай вспомним, какое положение принимают наши органы артикуляции, когда мы произносим звук [ц].
Ребенок анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук [ц]? (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)
6. Развитие фонематического слуха.
- Хлопни в ладоши, если услышиш звук [ц]:
- П, т, ц, к, р, м, в. Ц, д, л, ц, ф, ц.
- Ца, та, ом, цу, пи, ат, оц, ты, иц.
- Давай поговорим на иностранном языке. Повторяй за мной!
Ца-ца-ца Ац-ац-ац
Цо-цо-цо Оц –оц -оц
Рц–рц-рц Ыц-ыц-ыц
Цу-цу-цу Уц-уц-уц
7. Развитие мелкой моторики. Массаж ладоней "я снежком круги катаю"
Я снежком круги катаю, (между ладоней по кругу)
Взад-вперед его гоняю, (движения вверх-вниз)
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем снег прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Снежок летает между рук. (переброс мяча из руки в руку).
7. Закрепление звука в словах, определение места звука в словах.
- А теперь, давай вернёмся к нашим ёлочкам.
- Игра «Где живет звук?»
На магнитной доске нарисовать полоску из трех частей, дети определяют позицию звука [ц] (Это заяц. Звук [ц] слышится в начале слова. Я украшу снежинкой ёлочку во втором ряду.), прикрепляют снежинку на соответствующее место.
(Ёлочки первого ряда – начало слова, ёлочки второго ряда – середина слова, елочки третьего ряда – конец слова.)
8. Отгадывание загадок.
- Игра «Отгадай загадку».
Педагог от имени Деда Мороза загадывает 2-3 загадки о предметах.
- Отгадай загадки. Найди картинки-отгадки на наших ёлочках.
Он не ёжик и не ёлка, (Циркуль) | Это кто пищит пи-пи (Цыплёнок) |
9. Итог занятия.
- Какой звук мы сегодня повторяли? (Мы повторяли звук [ц].)
- Дедушке Морозу и мне очень понравилось как ты нарядил сегодня ёлочки, и всегда старался следить за правильным произношением звука [ц]. Спасибо за щанятие!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Золотая рыбка»
Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]».
Составитель: учитель – логопед
Лернатович Е.А.
г. Коркино
декабрь 2022
Тема: «Звук [Ц]»
Задачи.
1. Коррекционно-образовательная.
Автоматизировать звук [ц] изолированно, в слогах, словах, в связной речи. Учить подбирать однокоренные слова.
2. Коррекционно-развивающие.
Учить характеризовать звук по сигнальной схеме. Развивать фонематические представления, речевое дыхание, зрительное и слуховое внимание, общую и тонкую моторику. Закреплять понятия «мягкие и твердые согласные звуки», «предложение». Развивать навык образования существительных суффиксальным способом. Актуализировать и активизировать словарь.
3. Коррекционно-воспитательная.
Воспитывать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Сигнальная схема «Характеристика звука по плану»; буквы; символы звуков; пинтограммы: слова – признаки, слова – действия; картинки – символы для выполнения здоровьесберегающих моментов; графические схемы для выполнения звуко-слогового анализа слов, анализа предложений; кукла бибабо Юпик; сюжетная картинка цапля; дидактические игры: «Цирк. Однокоренные слова», «Угощения».
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей |
I | 1. Пинтограммы. - Перед Новогодним праздником я хочу пригласит вас сегодня в цирк! - Я расскажу Юпику о цирке. Послушайте эти слова: выступать, смешить, развлекать. Что называют эти слова? Послушайте еще слова: праздничный, веселый, яркий. Что называют эти слова? | - Действия. - Признаки. |
II | 1.Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение на дыхание «Снежинка». Кружится и хохочет метель под Новый год Снег опуститься хочет, а ветер не даёт И весело деревьям и каждому кусту Снежинки, как смешинки танцуют на ветру. (вытягиваем губки вперёд и дуем на снежинки). 3. Повторение. Гласные звуки. 4. Сообщение темы занятия. - Перед Новогодним праздником я хочу пригласит вас сегодня в цирк! - Какой всегда-всегда твердый звук слышится в слове цирк? -С каким звуком мы будем играть. Артикуляция звука [ц] по плану – схеме (отрывистый, всегда твёрдый). Символ. Буква Ц для выполнения глазодвигательных упражнений. Характеристика звука [ц] по сигнальной схеме. 5. выделение слов со звуком [ц] из состава слов. - «Поймать» слова со звуком [ц]. Цирк, арена, цирковой, циркач, клоун, циркачка, циркуль. 6. Игра «Цирк. Однокоренные слова». Определение позиции звука [ц], деление слов на слоги. К словам цирк, цвет. 6.1 – Послушайте слова: цирк, цирковой, циркач, циркачка. У этих слов 1 корень ЦИРК, значит, это какие слова? 6.2 Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ слова цирк. 6.3 Чтение слов: цирк, цирковой, циркач, циркачка. 6.4 – А это корень слова – цвет. Подберём однокоренные слова, к слову цвет. 7. Развитие мелкой моторики. Массаж ладоней "я снежком круги катаю" 8. Игра «Угощения». Образование имен существительных при помощи суффикса -ниц. Сахар – сахарница... 9. Автоматизация звука [ц] в связной речи. Пересказ рассказа «Птица помогла». Графическая схема 3-го предложения. Знаки препинания запятая. 9.1 Птица помогла. У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идёт по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала кольцо. 9.2 – Послушайте предложение и посчитайте, сколько слов в этом предложении: «Идёт по болоту большая цапля». Правило: Предложение – это цепочка слов. Слова в предложении дружат друг с другом. Первое слово пишется с большой буквы. В конце ставится точка. Слова пишутся отдельно. - Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения. | - Сегодня мы будем играть со звуком [ц]. - Однокоренные. Дети пересказывают рассказ. - В этом предложении 3 слова. |
III | - Какой всегда-всегда твердый согласный звук мы знаем? В какой букве живет звук [ц]? | - Звук [ц] живет в букве Ц. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Авторская дидактическая игра "В зимнем лесу".
Автоматизация звука [ц]. Дифференциация звуков [с]-[ц].
Оборудование.
Нам понадобятся: дидактическая игра «В зимнем лесу», магнитная доска.
В комплект игры входят: 12 ёлочек; 24 предметные картинки, приклеенных на снежинки (12 картинок, в названии которых слышится звук [ц] в начале, середине и конце слова: цапля, циркуль, цыпленок, цирк; леденец, колодец, заяц, месяц; мельница, овца, яйцо, кольцо. 12 картинок, в названии которых слышится звук [с] в начале, середине и конце слова: самолет, сапоги, стул, сова; коляска, краски, бусы, часы; автобус, ананас, кактус, глобус). Карточки: звуковые схемы – слияния, слоговые схемы.
Примечание. Игру могут проводить учителя – логопеды и воспитатели на индивидуальных занятиях.
Цель игры. Формирование правильной фонетически и грамматически оформленной речи у детей с ОНР.
Задачи.
Образовательная область «Речевое развитие».
Формировать правильное звукопроизношение:
- автоматизировать звук [ц] в словах, предложениях, фразовой и связной речи.
- дифференцировать звуков [с]-[ц] в словах, предложениях, фразовой и связной речи.
Развивать фонематические процессы:
- определять позицию звука [ц] в словах (в слове «мельница» звук [ц] слышится в середине слова);
- делить слова на слоги (мель-ни-ца, три слога).
Развивать навыки звуко-слогового анализа слов:
- подбирать звуковые схемы к словам;
- подбирать слоговые схемы к словам.
Развивать грамматические категории:
- согласовывать числительные с именами существительными в роде, числе и падеже (один заяц, два зайца…).
Развивать фразовую и связную речь:
- закреплять навык распространения предложений путем перечисления предметов (На елочки первого ряда я повесила шарики с картинками: цапля, цыганка, циркуль…);
- составление описательных загадок.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Закреплять навык ориентировки в пространстве: закреплять умение различать правую и левую руку, ногу; закреплять умение различать пространственные понятия: справа – слева; закреплять навык расположения предметов на плоскости слева – направо.
Анализировать ряд предметов.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении.
Правила игры.
Примечание: не забывайте следить за правильным произношением звуков [с], [ц]!
Игра «Помощник Деда Мороза».
Снежинки с картинками лежат на тарелочке перед ребёнком. Педагог объясняет, что ребёнок очутился в зимнем лесу и ему нужно помочь Деду Морозу укрыть все елочки снегом.
Ребенок берёт снежинку, называют предмет. Отрабатываются фразы типа: «Я взял снежинку. На нем нарисована цапля», или «Эта снежинка с цаплей».
Игра «Где живет звук?»
На магнитной доске нарисовать полоску из трех частей, дети определяют позицию звука [ц] (Это заяц. Звук [ц] слышится в начале слова. Я украшу снежинкой ёлочку во втором ряду.), прикрепляют снежинку на соответствующее место.
(Ёлочки первого ряда – начало слова, ёлочки второго ряда – середина слова, елочки третьего ряда – конец слова.)
Игра «Слоговая полянка».
Ребёнок называет слово, делит его на слоги, определяет расположение слова в ряду в соответствии с количеством слогов.
Игра «Посчитай, который по счёту».
Ребенок считает: «Первый леденец, второй колодец, третий заяц…»
Педагог просит назвать третий предмет, четвёртый, первый.
Так же можно анализировать ряд: назови первый предмет в ряду, где он стоит: слева или справа? леденец стоит первый, в начале ряда, справа. Поднимите левую руку, покажите начало ряда. Назови последний предмет в ряду, где он стоит? Цапля стоит последняя, в конце ряда, справа. Поднимите правую руку, покажите конец ряда. Сколько предметов в середине ряда? Покажите двумя руками. Назовите второй предмет, четвертый…
Игра «Зашифрованное слово».
На ёлочках – 3-4 картинки, педагог прикрепляет к доске карточку со звуковой схемой, спрашивает: «Какое слово зашифровано?» Ребенок выбирает на ёлочках соответствующую картинку.
Игра «Отгадай загадку».
Педагог от имени Деда Мороза загадывает 2-3 загадки о предметах.
Он не ёжик и не ёлка, (Циркуль) | Это кто пищит пи-пи (Цыплёнок) |
Здесь котята-акробаты, | Длинная, носатая, (Цапля) |
Я опять хочу напиться! Очень вкусная водица! А откуда достаётся? — Из глубокого… (Колодца) | Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы. (Заяц) |
В небе вы не замечали? | Ходит зёрнышки клюёт. Яйца в гнёздышко несёт. «Ко-ко-ко» по улице. Кто гуляет? (Курица) |
Оно из золота, из платины, Блестит на пальце замечательно, И сияет в середине Гранённый огонёк рубина! (Кольцо) | Свяжет варежки бабуля Для себя и внучки Юли, Свяжет свитер для отца. Ну, а шерсть ей даст ... (Овца) |
Домик круглый, домик белый, (Яйцо) | Голова на тонкой ножке, (леденец)! |
Далее педагог сообщает, что ребёнок тоже может придумывать загадки.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Чистоговорки на звук "Ц" используются на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз их используют на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо"). Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок-"Цо-цо-цо".
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать самостоятельно.
Второй раз эти же чистоговорки используются, когда идет автоматизация данного звука в речи. Теперь всю чистоговорку говорить ребенок. В этой игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Чистоговорки:
Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.
ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!
ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушения зрения) «Вот оно какое – мыло не простое»
Донести до детей историю создания и использования человеком мыла.Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Развитие способностей устанавливат...
Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушения зрения) «Вот оно какое – мыло не простое»
Донести до детей историю создания и использования человеком мыла.Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Развитие способностей устанавливат...
«Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) №3 «Вот оно какое, яичко не простое»
Развивать представление детей о значимости знаний о куриных яйцах в питании человека....
«Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) №3 «Вот оно какое, яичко не простое»
Развивать представление детей о значимости знаний о куриных яйцах в питании человека....
ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «День Победы»
Проект по патриотическому, социально – коммуникативному, речевому, познавательному, художественно – эстетическому развитию.Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно приобретает...
Проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Вторая жизнь бумаги".
Из года в год потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Необходимо спасать лес сейчас. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений д...
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Свет»
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о свете через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность...