Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Мы поЦокаем немножко»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Лернатович Елена Анатольевна

Выполнение одних и тех же заданий утомляет ребенка, вызывает у него пресыщение, что отнюдь не способствует повышению интереса к занятиям. Тем более что дети, страдающие речевыми нарушениями, зачастую имеют определённые физиологические и психологические особенности: у них рассеянное неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Поэтому перед логопедом стоит задача разнообразить методы и способы подачи тренировочного материала, что позволило бы эффективно поддерживать рабочий настрой ребенка в течение всего занятия и обеспечило успешное овладение правильным звукопроизношением.

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Золотая рыбка»

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

«Мы поЦокаем немножко»

Составитель: учитель – логопед

Лернатович Е.А.

г. Коркино

декабрь 2022

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

«Мы поЦокаем немножко»

Паспорт проекта

Вид проекта:

информационно-практико-ориентированный,

подгрупповой,

индивидуальный.

Длительность проекта:

краткосрочный (реализуется в течение недели).

Участники проекта:

дети с ТНР ОНР III уровня речевого развития (подготовительная к школе группа)

учитель-логопед,

родители,

воспитатели,

педагог – психолог,

музыкальный руководитель,

инструктор по физической культуре.

Цель проекта: сформировать у детей с ТНР ОНР III уровня речевого развития умения и навыки правильного произношения звуков.

Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.

2. Развивать речевые и творческие способности детей.

3. Формировать навыки правильного использования звуков в речи (закрепить правильное произношение звука [Ц]).

4. Расширить, обогатить и активизировать словарь детей с данными звуками.

5. Побуждать детей к совместной деятельности с педагогами и родителями.

Предполагаемый результат проекта:

• способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей;

• правильное и осознанное произношение обучающимися звука [Ц] во всех словах;

• заинтересованность родителей в творчестве и инновациях;

• положительная динамика речевого развития.

Актуальность:

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Логопедическая работа по формированию произносительных навыков у дошкольников очень трудоемка и построена на многократном повторении речевого материала и тренировочных упражнений, как на этапе подготовки к постановке звука, так и на этапе формирования произносительных умений и навыков.

Выполнение одних и тех же заданий утомляет ребенка, вызывает у него пресыщение, что отнюдь не способствует повышению интереса к занятиям. Тем более что дети, страдающие речевыми нарушениями, зачастую имеют определённые физиологические и психологические особенности: у них рассеянное неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Поэтому перед логопедом стоит задача разнообразить методы и способы подачи тренировочного материала, что позволило бы эффективно поддерживать рабочий настрой ребенка в течение всего занятия и обеспечило успешное овладение правильным звукопроизношением.

Этапы проведения проекта.

1 Подготовительный.

  • Сформировать задачи и выработать план действий.
  • Подбор учебно-методической литературы, иллюстративного материала по теме.
  • Разработка презентаций, конспектов занятий.
  • Оформление практического материала для участников проекта.
  • Оформление информационного материала для родителей.

2 Основной этап.

  • Приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков. Оформление рекомендации в родительский уголок из цикла «Поиграйте дома» с играми для автоматизации звука [ц].
  • Проведение непосредственно образовательной деятельности на тему: «Звук [Ц]».
  • Совместное составление сказки о звуке [Ц].
  • Практический материал для педагога – психолога. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • Практический материал для воспитателей группы.
  • Практический материал для музыкального руководителя. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  • Практический материал для инструктора по физической культуре. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

3 Заключительный этап.

  • Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.

Реализация проекта.

Понедельник.

  1. Презентация: «Комплекс упражнений, вырабатывающий артикуляционный уклад звука Ц».
  2. Презентация: Звукоподражание «Пальчик к губкам мы приложим, тишины у все попросим: ц-ц-ц» (закрепление изолированного произношения звука [Ц]).
  3. «Назови все предметы в группе, в названии которых есть звук [Ц]» (развитие фонематического слуха).

Для воспитателей группы:

  1. Индивидуальная работа: Авторская игра «В зимнем лесу» (Цель: развитие фонематического слуха (определение места звука в слове).
  2. Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.

Для родителей: попросить принести картинки со звуком [Ц] для изготовления папок.

Вторник.

Презентация «Авторская игра «В зимнем лесу» на автоматизацию звука [Ц]» :

     - автоматизировать звук [ц] в словах (отобрать снежинки с картинками, в названии которых есть звук [Ц].

«Отгадай загадки» (дети отгадывают слова со звуком [Ц])

     - согласовывать числительные с именами существительными в роде, числе и падеже (один заяц, два зайца…).

Для воспитателей группы:

  1. Индивидуальная работа: Авторская игра «В зимнем лесу» (Цель: развитие фонематического слуха (определение места звука в слове).
  2. Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.
  3. Игра на автоматизацию звука: «Сосчитай до пяти» (по авторской игре «В зимнем лесу»).

     Для родителей: оформление стендовой информации для родителей: разработка буклета «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков».

Среда.

Индивидуальные занятия по постановке, автоматизации и дифференциации звука [Ц]. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Для воспитателей группы:

  1. Индивидуальная работа: Авторская игра «В зимнем лесу» (Цель: развитие фонематического слуха (определение позиции звука [ц] в словах (в слове «мельница» звук [ц] слышится в середине слова и т.д.);
  2. Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.
  3. Игры на автоматизацию звуков: «Четвертый лишний»«Доскажи словечко».
  4. Чистоговорки.

Для родителей: Чистоговорки.

Четверг.

НОД по грамоте «Звук [Ц]». ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Для воспитателей группы:

  1. Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.
  2. Чистоговорки.

 3. Фонематический анализ и синтез слов (Игра «Собери слово» (В, О; А, Ц) (Разбор слов: Ципа, пыльца)

Для родителейфонематический анализ слов: цап, цирк.

Пятница.

  1. Коллективная работа «Сказка о Веселом Язычке» (презентация Power Point).
  2. Оформление рекомендации в родительский уголок из цикла «Поиграйте дома» с играми для автоматизации звука [ц].

Для воспитателей группы:

  1. Артикуляционная гимнастика для подгруппы детей.
  2. Чистоговорки.

Для родителей: Сказка о Веселом язычке.

Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.

     Подводя итоги проделанной работы, направленной на развитие сформировати у детей с ТНР (ОНР III уровня речевого развития) умений и навыков правильного произношения звука [ц], можно отметить, что у детей улучшились речевые показатели, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

С помощью разнообразных методов и приемов, у детей сформировалась устойчивая мотивация, интерес к логопедическим занятиям. Стали развиваться речевые и творческие способности. У все детей закрепилось правильное произношение звука [ц]. Значительно расширился, обогатился и активизировался словарь с данными звуками. Детей с большим желанием приобщились к совместной деятельности с педагогами и родителями.

Тесное взаимодействие учителя – логопеда, педагогов ДОУ и родителей на основе хорошо продуманной и налаженной совместной деятельности значительно повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, а также повысилась профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов, родителей обеспечили полноценное развитие детей не только в рамка раздела «Звукопроизношение», но и полностью в общем речевом развитии, в чем мы убедились, сопоставив результаты стартовой и итоговой диагностики. 

Взаимодействие с участниками коррекционно-образовательной работы в рамках комплексного подхода при коррекции звукопроизношения процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании различных форм сотрудничества становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что за время работы задачи, которые я ставила перед собой, были достигнуты.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации для педагога – психолога.

Артикуляционные упражнения для звука:

Логопедические стихи:

ЦА – ЦА – ЦА – тут мохнатая овца

ЦА – ЦА – ЦА – тут овца и там овца        

ЦО – ЦО – ЦО – ей от зайца письмецо      

ЦО – ЦО – ЦО – вам водица и яйцо  

ЦО – ЦО – ЦО– курица снесла яйцо

ЦУ – ЦУ – ЦУ– киска тянется к яйцу

ЦА – ЦА – ЦА –уходи, котёнок, от яйца!    

ЦУ – ЦУ – ЦУ – не пускать его к яйцу!

ЦО – ЦО – ЦО – сами мы съедим яйцо       

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – отогнали? Молодцы!            

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – вот вам сказка о яйце  

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – вам цветные бубенцы

У наседки, наконец,

Вылез из яйца птенец!

Глядит наседка на птенца,

Глядит, не налюбуется!

Будет Петенька певец,

Как петух — его отец.

Цып - цыплёнок, молодец, не боится он овец,
И совсем ни капли не боится цапли.
Он идёт по улице, улицей любуется.
Солнце светит там и тут в цветниках цветы цветут.

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «Ц»:

— Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка: цып-цып-цып!

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок!

                   Автор: Г.Сапгир

Ну и баловница

Младшая сестрица!

Бабушка ругается:

— Экая проказница!

Мама улыбается:

— Просто безобразница!

Этой озорнице

Спокойно не сидится:

Скачет, кувыркается,

Вечно улыбается,

Допоздна кружится,

Не хочет спать ложиться.

Ох, и баловница

Младшая сестрица!

                  Автор: И. Лопухина

В магазин пришли с работы

Покупатели — еноты

Покупать у продавца

Два солёных огурца.

Говорит продавец:

— Две копейки огурец.

— Дайте нам по огурцу.

— Заплатите продавцу.

Очень точно.

Молодцы!

Забирайте огурцы.

                  Автор: Э. Мошковская



    

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации для музыкального руководителя.

Артикуляционные упражнения для звука

Распеки (Работать над характером исполнения.)

1. КОЛЬЦО Муз. О. Насонова Сл. Н. Гридчиной

Ца-ца-ца-ца, Нет у Олечки кольца.

Цо-цо-цо-цо, Укатилось под крыльцо.

Цу-цу-цу-цу, цу-цу-цу, Надо Ване молодцу.

Цо-цо-цо-цо, цо-цо-цо, Достать Олечке кольцо.

2. ЦЫПЛЯТКИ Муз. О. Насонова Сл. Н. Гридчиной

• Петь по ролям.

• Петь каноном.

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

Стихи с движением

Слышишь, цокают копытца

Возле нашего пруда.

Это лошади напиться

Прибежали к нам сюда.

Сколько белых, рыжих, серых,

В яблоках и вороных.

Множество лошадок смелых,

Дружелюбных, озорных.

Цок – цок – цок. Стучат копытца,

Тихо плещется вода.

Приходите к нам напиться,

Будем рады вам всегда!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендации для инструктора по физической культуре.

«Коршун и наседка»

 

Задачи: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры: в игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой.

Целый день мои Цыплята,
Три пушистых жёлтых брата,
По дощечке клювом бьют,
Дружно зёрнышки клюют.
Я зову их: «Цып-цып-цып!»
А они мне: «Сыпь-сыпь-сыпь!
Сыпь нам зёрнышки горстями,
Мы растём богатырями».

Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

Варианты: если детей много можно играть двумя группами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Золотая рыбка»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]

в слогах, словах, чистоговорках.

Составитель: учитель – логопед

Лернатович Е.А.

г. Коркино

декабрь 2022

Цель: автоматизация звука [ц].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление навыков правильной артикуляции звука [ц] в изолированном виде, в слогах, в словах, в предложениях.

Коррекционно-развевающие:

- развитие подвижности артикуляционного аппарата;

- развитие мелкой моторики;

- развитие навыков правильного речевого дыхания;

- развитие фонематического слуха при узнавании звука [ц] в ряде других согласных звуков, в ряде слогов, слов;

- развитие словаря при отгадывании загадок.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание самоконтроля;

Воспитание интереса к занятию.

Оборудование: зеркало, картинка для разбора артикуляции звука; авторская игра «В зимнем лесу» (Нам понадобятся: дидактическая игра «В зимнем лесу», магнитная доска.

     В комплект игры входят: 12 ёлочек; 24 предметные картинки, приклеенных на снежинки (12 картинок, в названии которых слышится звук [ц] в начале, середине и конце слова: цапля, циркуль, цыпленок, цирк; леденец, колодец, заяц, месяц; мельница, овца, яйцо, кольцо). Карточки: звуковые схемы – слияния, слоговые схемы).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуй, а какое у тебя сегодня настроение? Какое время года?

2. Артикуляционная гимнастика.

- «Трубочка»;

- «Заборчик»;

- «Накажем непослушный язычок»;

- «Почистим нижние зубки»;

- «Горка»

    3. Дыхательная гимнастика «Снежинка».

Кружится и хохочет метель под Новый год

Снег опуститься хочет, а ветер не даёт

И весело деревьям и каждому кусту

Снежинки, как смешинки танцуют на ветру.

(вытягиваем губки вперёд и дуем на снежинки).

    4. Сообщение темы занятия.

- Я предлагаю тебе сегодня побывать в зимнем лесу и поиграть.

  • Игра «Помощник Деда Мороза».

     Снежинки с картинками лежат на тарелочке перед ребёнком. Педагог объясняет, что ребёнок очутился в зимнем лесу и ему нужно помочь Деду Морозу укрыть все елочки снегом.  

     Ребенок берёт снежинку, называют предмет, нарисованный на снежинке. Отрабатываются фразы типа: «Я взял снежинку. На нем нарисована цапля», или «Эта снежинка с цаплей». И т.д.

- Как по-твоему, что объединяет все эти картинки? Какой звук слышится во всех этих словах. (В названиях все картинок слышится звук [Ц].)

     5. Анализ артикуляции.

- Давай вспомним, какое положение принимают наши органы артикуляции, когда мы произносим звук [ц].

Ребенок анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.

- Какой звук [ц]? (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)

6. Развитие фонематического слуха.

- Хлопни в ладоши, если услышиш звук [ц]:

  • П, т, ц, к, р, м, в. Ц, д, л, ц, ф, ц.
  • Ца, та, ом, цу, пи, ат, оц, ты, иц.

- Давай поговорим на иностранном языке. Повторяй за мной!

Ца-ца-ца         Ац-ац-ац

Цо-цо-цо        Оц –оц -оц

Рц–рц-рц        Ыц-ыц-ыц

Цу-цу-цу        Уц-уц-уц

7.  Развитие мелкой моторики. Массаж ладоней "я снежком круги катаю"
Я снежком круги катаю,                (между ладоней по кругу)
Взад-вперед его гоняю,                 (движения вверх-вниз)
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем снег прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Снежок летает между рук.             (переброс мяча из руки в руку).

7. Закрепление звука в словах, определение места звука в словах.

- А теперь, давай вернёмся к нашим ёлочкам.

  • Игра «Где живет звук?»

     На магнитной доске нарисовать полоску из трех частей, дети определяют позицию звука [ц] (Это заяц. Звук [ц] слышится в начале слова. Я украшу снежинкой ёлочку во втором ряду.), прикрепляют снежинку на соответствующее место.

(Ёлочки первого ряда – начало слова, ёлочки второго ряда – середина слова, елочки третьего ряда – конец слова.)

    8. Отгадывание загадок.

  • Игра «Отгадай загадку».

     Педагог от имени Деда Мороза загадывает 2-3 загадки о предметах.

- Отгадай загадки. Найди картинки-отгадки на наших ёлочках.

Он не ёжик и не ёлка,
У него одна иголка,
Не танцор, а танцует
И окружности рисует.

                                                        (Циркуль)

Это кто пищит пи-пи
Из яичной скорлупы?
Может – курочкин ребёнок?
Вылупляется…

                                      (Цыплёнок)

9. Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня повторяли?  (Мы повторяли звук [ц].)

- Дедушке Морозу и мне очень понравилось как ты нарядил сегодня ёлочки, и всегда старался следить за правильным произношением звука [ц]. Спасибо за щанятие!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Золотая рыбка»

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]».

Составитель: учитель – логопед

Лернатович Е.А.

г. Коркино

декабрь 2022

Тема: «Звук [Ц]»

Задачи.

         1. Коррекционно-образовательная.

Автоматизировать звук [ц] изолированно, в слогах, словах, в связной речи. Учить подбирать однокоренные слова.

       2. Коррекционно-развивающие.

Учить характеризовать звук по сигнальной схеме. Развивать фонематические представления, речевое дыхание, зрительное и слуховое внимание, общую и тонкую моторику. Закреплять понятия «мягкие и твердые согласные звуки», «предложение». Развивать навык образования существительных суффиксальным способом. Актуализировать и активизировать словарь.

       3. Коррекционно-воспитательная.

Воспитывать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Сигнальная схема «Характеристика звука по плану»; буквы; символы звуков; пинтограммы: слова – признаки, слова – действия; картинки – символы для выполнения здоровьесберегающих моментов; графические схемы для выполнения звуко-слогового анализа слов, анализа предложений; кукла бибабо Юпик; сюжетная картинка цапля; дидактические игры: «Цирк. Однокоренные слова», «Угощения».

        Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

1. Пинтограммы.

- Перед Новогодним праздником я хочу пригласит вас сегодня в цирк!

- Я расскажу Юпику о цирке. Послушайте эти слова: выступать, смешить, развлекать. Что называют эти слова? Послушайте еще слова: праздничный, веселый, яркий. Что называют эти слова?

- Действия.

- Признаки.

II

1.Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение на дыхание «Снежинка».

Кружится и хохочет метель под Новый год

Снег опуститься хочет, а ветер не даёт

И весело деревьям и каждому кусту

Снежинки, как смешинки танцуют на ветру.

(вытягиваем губки вперёд и дуем на снежинки).

3. Повторение. Гласные звуки.

4. Сообщение темы занятия.

- Перед Новогодним праздником я хочу пригласит вас сегодня в цирк!

- Какой всегда-всегда твердый звук слышится в слове цирк?

-С каким звуком мы будем играть.

Артикуляция звука [ц] по плану – схеме (отрывистый, всегда твёрдый). Символ. Буква Ц для выполнения глазодвигательных упражнений.

Характеристика звука [ц] по сигнальной схеме.

5. выделение слов со звуком [ц] из состава слов.

- «Поймать» слова со звуком [ц]. Цирк, арена, цирковой, циркач, клоун, циркачка, циркуль.

6. Игра «Цирк. Однокоренные слова». Определение позиции звука [ц], деление слов на слоги. К словам цирк, цвет.

   6.1 – Послушайте слова: цирк, цирковой, циркач, циркачка. У этих слов 1 корень ЦИРК, значит, это какие слова?

   6.2 Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ слова цирк.

   6.3 Чтение слов: цирк, цирковой, циркач, циркачка.

   6.4 – А это корень слова – цвет. Подберём однокоренные слова, к слову цвет.

7. Развитие мелкой моторики. Массаж ладоней "я снежком круги катаю"
Я снежком круги катаю,                (между ладоней по кругу)
Взад-вперед его гоняю,                 (движения вверх-вниз)
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем снег прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Снежок летает между рук.             (переброс мяча из руки в руку).

8. Игра «Угощения». Образование имен существительных при помощи суффикса -ниц. Сахар – сахарница...

9. Автоматизация звука [ц] в связной речи. Пересказ рассказа «Птица помогла». Графическая схема 3-го предложения. Знаки препинания запятая. 

   9.1                                 Птица помогла.

У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идёт по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала кольцо.

   9.2 – Послушайте предложение и посчитайте, сколько слов в этом предложении: «Идёт по болоту большая цапля».

Правило:  Предложение – это цепочка слов.

Слова в предложении дружат друг с другом.

Первое слово пишется с большой буквы.

В конце ставится точка.

Слова пишутся отдельно.

- Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения.

- Сегодня мы будем играть со звуком [ц].

- Однокоренные.

Дети пересказывают рассказ.

- В этом предложении 3 слова.

III

- Какой всегда-всегда твердый согласный звук мы знаем?   В какой букве живет звук [ц]?

- Звук [ц] живет в букве Ц.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\a3vlym2i259wfx1qnpxi5ms2z.jpg

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\vospital.jpg

D:\шаблоны\логопед\картинки для лог. оформления\1367905029_ezhik.pngC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2_0.jpg



Предварительный просмотр:

      Авторская дидактическая игра "В зимнем лесу".

Автоматизация звука [ц]. Дифференциация звуков [с]-[ц].

Оборудование.

     Нам понадобятся: дидактическая игра «В зимнем лесу», магнитная доска.

     В комплект игры входят: 12 ёлочек; 24 предметные картинки, приклеенных на снежинки (12 картинок, в названии которых слышится звук [ц] в начале, середине и конце слова: цапля, циркуль, цыпленок, цирк; леденец, колодец, заяц, месяц; мельница, овца, яйцо, кольцо. 12 картинок, в названии которых слышится звук [с] в начале, середине и конце слова: самолет, сапоги, стул, сова; коляска, краски, бусы, часы; автобус, ананас, кактус, глобус). Карточки: звуковые схемы – слияния, слоговые схемы.

Примечание. Игру могут проводить учителя – логопеды и воспитатели на индивидуальных занятиях.

Цель игры. Формирование правильной фонетически и грамматически оформленной речи у детей с ОНР.

Задачи.    

Образовательная область «Речевое развитие». 

Формировать правильное звукопроизношение:

  • автоматизировать звук [ц] в словах, предложениях, фразовой и связной речи.
  • дифференцировать звуков [с]-[ц] в словах, предложениях, фразовой и связной речи.

Развивать фонематические процессы:

  • определять позицию звука [ц] в словах (в слове «мельница» звук [ц] слышится в середине слова);
  • делить слова на слоги (мель-ни-ца, три слога).

Развивать навыки звуко-слогового анализа слов:

  • подбирать звуковые схемы к словам;
  • подбирать слоговые схемы к словам.

Развивать грамматические категории:

  • согласовывать числительные с именами существительными в роде, числе и падеже (один заяц, два зайца…).

Развивать фразовую и связную речь:

  • закреплять навык распространения предложений путем перечисления предметов (На елочки первого ряда я повесила шарики с картинками: цапля, цыганка, циркуль…);
  • составление описательных загадок.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Закреплять навык ориентировки в пространстве: закреплять умение различать правую и левую руку, ногу; закреплять умение различать пространственные понятия: справа – слева; закреплять навык расположения предметов на плоскости слева – направо.

Анализировать ряд предметов.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении.

Правила игры.

Примечание: не забывайте следить за правильным произношением звуков [с], [ц]!

Игра «Помощник Деда Мороза».

     Снежинки с картинками лежат на тарелочке перед ребёнком. Педагог объясняет, что ребёнок очутился в зимнем лесу и ему нужно помочь Деду Морозу укрыть все елочки снегом.  

     Ребенок берёт снежинку, называют предмет. Отрабатываются фразы типа: «Я взял снежинку. На нем нарисована цапля», или «Эта снежинка с цаплей».

Игра «Где живет звук?»

     На магнитной доске нарисовать полоску из трех частей, дети определяют позицию звука [ц] (Это заяц. Звук [ц] слышится в начале слова. Я украшу снежинкой ёлочку во втором ряду.), прикрепляют снежинку на соответствующее место.

(Ёлочки первого ряда – начало слова, ёлочки второго ряда – середина слова, елочки третьего ряда – конец слова.)

Игра «Слоговая полянка».

    Ребёнок называет слово, делит его на слоги, определяет расположение слова в ряду в соответствии с количеством слогов.

Игра «Посчитай, который по счёту».

     Ребенок считает: «Первый леденец, второй колодец, третий заяц…»

Педагог просит назвать третий предмет, четвёртый, первый.

     Так же можно анализировать ряд: назови первый предмет в ряду, где он стоит: слева или справа? леденец стоит первый, в начале ряда, справа.   Поднимите левую руку, покажите начало ряда. Назови последний предмет в ряду, где он стоит? Цапля стоит последняя, в конце ряда, справа. Поднимите правую руку, покажите конец ряда. Сколько предметов в середине ряда? Покажите двумя руками. Назовите второй предмет, четвертый…

Игра «Зашифрованное слово».

     На ёлочках – 3-4 картинки, педагог прикрепляет к доске карточку со звуковой схемой, спрашивает: «Какое слово зашифровано?» Ребенок выбирает на ёлочках соответствующую картинку.

Игра «Отгадай загадку».

     Педагог от имени Деда Мороза загадывает 2-3 загадки о предметах.

Он не ёжик и не ёлка,
У него одна иголка,
Не танцор, а танцует
И окружности рисует.

                                                        (Циркуль)

Это кто пищит пи-пи
Из яичной скорлупы?
Может – курочкин ребёнок?
Вылупляется…

                                      (Цыплёнок)

Здесь котята-акробаты,
Здесь и клоуны-котята.
Через голову — кувырк,
Значит, здесь кошачий …
                                            (Цирк)

Длинная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
У меня ходули -
Не боюсь болота.
Лягушат найду ли, -
Вот моя забота! 

                                   (Цапля)

Я опять хочу напиться!

Очень вкусная водица!

А откуда достаётся?

— Из глубокого…

                                     (Колодца)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

                                 (Заяц)

В небе вы не замечали?
Был он буквой «О» вначале.
Превратился а букву «С»,
А к утру совсем исчез.
                                     
(Месяц)

Ходит зёрнышки клюёт.

Яйца в гнёздышко несёт.

«Ко-ко-ко» по улице.

Кто гуляет?

                                (Курица)

Оно из золота, из платины,

Блестит на пальце замечательно,

И сияет в середине

Гранённый огонёк рубина!                              

                                   (Кольцо)

Свяжет варежки бабуля

Для себя и внучки Юли,

Свяжет свитер для отца.

Ну, а шерсть ей даст ...

                                     (Овца)

Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.

                                    (Яйцо)

Голова на тонкой ножке,
Вкусный он и сладкий.
Полижи его немножко –
И конец загадке!

Только палочка осталась
От загадки под конец,
Потому что кто-то скушал
Вкусный, сладкий …

                                    (леденец)!

Далее педагог сообщает, что ребёнок тоже может придумывать загадки.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     Чистоговорки на звук "Ц" используются на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз их используют на этапе автоматизации звука "Ц" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо"). Например: взрослый - "Коля вышел на крыльцо", ребенок-"Цо-цо-цо".

     Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать самостоятельно.

     Второй раз эти же чистоговорки используются, когда идет автоматизация данного звука в речи. Теперь всю чистоговорку говорить ребенок. В этой игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

            Чистоговорки:

Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Анюты есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Катя умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Иц-иц-иц - продают в аптеке шприц.
Ец-ец-ец - очень сладкий леденец.
Ец-ец-ец - на горе стоит дворец.
Ец-ец-ец - на грядке вырос огурец.
Ец-ец-ец - цепь кует кузнец.
Ец-ец-ец - в бой идет боец.
Яц-яц-яц - ко мне скачет заяц.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
Ец-ец-ец - из гнезда выпал птенец.
Ец-ец-ец - мы танцуем танец.
Ец-ец-ец - зиме пришел конец.
Ец-ец-ец - подковал коня кузнец.
Ец-ец-ец - в гнезде сидит птенец.
Ец-ец-ец - вот и песенке конец.
Ица-ица-ица - на сосне сидит синица.
Ица-ица-ица - на сцене поет певица.
Ица-ица-ица - на стене висит таблица.
Ица-ица-ица - краснощекая девица.
Ица-ица-ица - под сосной сидит лисица.
Одца-одца-одца - воду достали из колодца.
Юдце-юдце-юдце - красивое блюдце.
Ица-ица-ица - цветная рукавица.
Ица-ица-ица - вяжет шарф сестрица.
Ица-ица-ица - улетела птица.

ЛЕДЕНЦЫ
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо.
Цы-цы-цы - вот где леденцы!
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!

ОВЦА
Ца-ца-ца - вот овца.
Цу-цу-цу - мы пасем овцу.
Цы-цы-цы - нет овца.
Ца-ца-ца - где овца?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушения зрения) «Вот оно какое – мыло не простое»

Донести до детей историю создания и использования человеком мыла.Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Развитие способностей устанавливат...

Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушения зрения) «Вот оно какое – мыло не простое»

Донести до детей историю создания и использования человеком мыла.Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Развитие способностей устанавливат...

ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «День Победы»

Проект по патриотическому, социально – коммуникативному, речевому, познавательному, художественно – эстетическому развитию.Патриотическое чувство не возникает само по себе, оно приобретает...

Проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Вторая жизнь бумаги".

Из года в год потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Необходимо спасать лес сейчас. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений д...

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Свет»

Познавательно-исследовательский проект  в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о свете через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность...