Темы занятий
план-конспект занятия по логопедии

#

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_-_ovoshchi._frukty._professiya_prodavets.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Овощи. Фрукты. Профессия - продавец»

Занятие 11

Коррекционно-образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины «Мы играем в магазин». Расширение, уточнение и активизация словаря по темам «Овощи», «Фрукты», «Профессии. Продавец». Обучение завершению рассказа по картине, начатого педагогом. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами, образование относительных прилагательных с суффиксом -ое-). 

 Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия, быстроты и ловкости.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, активности, эмпатии.

Оборудование. Мольберт, картина О. Р. Гофман «Мы играем в магазин»1, игрушечные грузовики двух цветов, муляжи овощей и фруктов (груша, слива, репа, редька, свекла, чеснок, банан, лимон, апельсин, яблоко, виноград, мандарин, баклажан, кабачок, патиссон, абрикос), мяч, большая мягкая игрушка-ежик, рабочие тетради №2 по числу детей и контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа. Экскурсия в магазин «Овощи — фрукты», разучивание пальчиковой гимнастики «Магазин», проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Ход занятия

1.Организационный момент. Игра «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами). Сообщение темы занятия.]

Воспитатель сообщает детям о начале занятия, предлагает им встать в круг на ковре, берет в руки мяч.

Воспитатель. Сейчас я буду бросать вам мяч, и называть фрукт, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, вы должны назвать фрукт ласково. Например: красное яблоко — красненькое яблочко. Желтый лимон.

1-й ребенок. Желтенький лимончик.

Аналогично проводится игра с каждым из детей.

Воспитатель. Молодцы! Отлично справились с заданием. Пройдите на стульчики к мольберту. Сегодня мы продолжим с вами разговор о фруктах, вспомним нашу экскурсию в магазин «Овощи — фрукты» и игру «Магазин», рассмотрим картину «Мы играем в магазин» и составим рассказ по ней.

2. Рассматривание картины «Мы играем в магазин» и беседа по ней. [Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической и монологической речи.] (Альбом «Наш детский сад».- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.)

Дети садятся на стульчики. Воспитатель помещает на мольберт картину «Мы играем в магазин».

Воспитатель. Это картина «Мы играем в магазин». Кого изобразил художник на этой картине? Что они делают?

Дети. На картине нарисованы дети. Они играют в магазин.

Воспитатель. Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком. Кого изображает девочка? Расскажите о том, как она одета, чем занимается.

1 -й ребенок. Девочка за прилавком — это продавец.

2-й ребенок. На ней бирюзовый передник и бирюзовая косынка, как у настоящего продавца.

3-й ребенок. Она положила на весы большой оранжевый апельсин и взвешивает его. Потом она взвесит красный помидор.

4-й ребенок. Девочка — вежливый продавец. Она улыбается покупателям.

Воспитатель. Теперь давайте опишем покупателей, которые стоят перед прилавком. Как они одеты? Что у них в руках?

1 -й ребенок. Первой стоит девочка. Она в нарядной блузке, юбке в горошек и шляпке.

2-й ребенок. Она катает коляску, в которой спит кукла — ее дочка.

3-й ребенок. Девочка покупает фрукты и овощи для нее.

4-й ребенок. На плече у девочки висит сумка. Там лежит кошелек. Девочка купит фрукты и овощи и рассчитается за покупку.

Воспитатель. Очень хорошо. Теперь расскажите о втором покупателе.

1-й ребенок. Вторым стоит мальчик. Он держит на руках большого мишку.

2-й ребенок. Наверное, он хочет купить овощей для него.

3-й ребенок. У него большой пакет для покупок.

Воспитатель. Кого еще вы видите на картине? Расскажите о нем.

3-й ребенок. Мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез на тележке морковку и свеклу и сейчас будет разгружать товар.

Воспитатель. Каким художник нарисовал магазин?

1 -й ребенок. У ребят магазин как настоящий. На прилавке в контейнерах лежат желтые груши и зеленые яблоки, стоят весы и кассовый аппарат.

2-й ребенок. На полке за спиной продавца в банках и бутылках стоят соки и компоты.

3-й ребенок. На блюде лежат лимон, ананас, виноград и персик.

4-й ребенок. На стене — вывеска «Магазин».

Воспитатель. Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте поиграем.

3. Пальчиковая гимнастика «В магазине». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме винительного падежа). Развитие фонематического восприятия.]

Педагог приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.

У метро - стеклянный дом.            Идут по кругу, держатся за руки.

Покупаем в доме том                     Останавливаются лицом в круг, загибают по одному

Помидоры и капусту,                     пальцу сначала на левой руке, потом на правой на каждое

Лук и перец очень вкусный           название овощей и фруктов.

Сок, бананы, апельсины,

Киви, свёклу, мандарины.

Это место – просто склад                Вновь идут по кругу, держатся за руки.

Витаминов для ребят.

Воспитатель. А вы запомнили названия фруктов из этого стихотворения? Перечислите их.

Дети. Бананы, апельсины, киви, мандарины.

Воспитатель. Правильно. Вы ничего не забыли. Определите, с каких звуков начинаются эти названия.

1-й ребенок. Слово бананы начинается со звука [б].

2-й ребенок. В слове апельсины первый звук [а].

3-й ребенок. А в слове киви - звук [к'].

4-й ребенок. Слово мандарины начинается со звука [м].

Воспитатель. Сколько названий из перечисленных вами начинается с гласных звуков?

Дети. Одно название — апельсин.

Воспитатель. А сколько названий начинается с твердых согласных звуков?

Дети. Два названия — бананы и мандарины.

Воспитатель. Какое слово начинается с мягкого согласного?

Дети. Киви. Логопед. Молодцы!

4. Упражнение «Разноцветные флажки». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [п]—[б] в ряду звуков, слогов, слов).]

Воспитатель раздает детям по желтому и зеленому флажку.

Воспитатель. Теперь мы поиграем с флажками. Будем учиться различать звуки [п]—[б]. Произнесите звук [п], положив руку на горлышко. Что вы можете рассказать о нем? Какой он?

Дети. Звук [п] — согласный глухой твердый.

Воспитатель. Верно. Теперь произнесите звук [б], положив руку на горлышко. Что вы расскажете о нем?

Дети. Звук [б] — согласный, звонкий, твердый.

Воспитатель. Верно. Сейчас я буду произносить разные звуки, слоги и слова, а вы будете поднимать желтый флажок, если услышите звук [п]. Услышав звук [б], поднимайте зеленый флажок.

П, а, м, б, т, п, и, п, б, н.

То, па, ну, бы, ба, по, ип, му, пу, бо.

Булка, палка, спать, бросать, полоть, голубой, плоский, труба, клоп, батон.

Воспитатель оценивает работу детей, собирает флажки и предлагает им вернуться за стол.

5. Игра-соревнование «Веселые грузчики». [Совершенствование навыков слогового анализа слов. Развитие быстроты и ловкости.]

Воспитатель вывозит на ковер два игрушечных грузовика, выносит корзину с муляжами овощей и фруктов. Он рассыпает муляжи по ковру.

Воспитатель. Вы сказали, что на картине нарисован грузчик. Сейчас вы все превратитесь в грузчиков. Мальчики должны погрузить в желтый грузовик все овощи и фрукты, названия которых можно разделить на два слога. А девочки погрузят в красный грузовик те овощи и фрукты, названия которых делятся на три слога. Приготовьтесь. Начнете выполнять задание на счет «три». Раз, два, три!

Дети выполняют задание. Воспитатель следит за правильностью выполнения, а затем определяет победителя по скорости и по правильности выполнения задания. Если были допущены ошибки, необходимо предоставить детям возможность исправить их самостоятельно.

6. Сообщение  плана рассказа по картине. [Развитие речевого слуха.]

Воспитатель вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед мольбертом, вновь помещает картину на мольберт.

Воспитатель. Сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Начну его я, а продолжите вы. Вы сделаете это по следующему плану. Вы опишете детей, которых нарисовал художник. Какие они? Как они одеты? Что у них в руках? Что они делают? А потом расскажете о том, какой у ребят магазин, о настроении, с которым дети играют.

Подготовка детей к рассказыванию.

Воспитатель делает небольшую паузу для подготовки детей к рассказыванию.

Воспитатель. Еще раз посмотрите на картину, подумайте, как будете составлять рассказ по ней. А я его начинаю.

7. Завершение детьми рассказа, начатого педагогом. [Развитие связной речи.]

Если есть необходимость, воспитатель напоминает еще раз каждому из детей, о чем он будет рассказывать.

Воспитатель. Вчера утром дети нашей группы ходили на экскурсию в магазин «Овощи — фрукты» и видели, как работают продавец и грузчик. Вечером дети все вместе играли в магазин. А сегодня хотят составить рассказ по картине, которая называется «Мы играем в магазин».

1-й ребенок. На картине нарисованы дети. Они играют в магазин. Девочка за прилавком — это продавец. На ней бирюзовый фартук и бирюзовая косынка, как у настоящего продавца. Она положила на весы оранжевый апельсин и взвешивает его. Потом она взвесит большой помидор. Девочка — вежливый продавец. Она улыбается покупателям.

2-й ребенок. Перед прилавком стоят покупатели. Первой стоит девочка в нарядной блузке и шляпке. Одной рукой девочка катает коляску. Там спит ее маленькая дочка. Девочка покупает фрукты и овощи для дочки. На плече у девочки висит сумка. Там лежит кошелек, чтобы она могла рассчитаться за покупку.

3-й ребенок. Вторым стоит мальчик. Он держит на руках большого мишку. Наверное, он хочет купить овощей для него. Еще мы видим мальчика в фартуке и кепке. Это грузчик. Он привез тележку с морковкой и свеклой и сейчас будет разгружать ее.

4-й ребенок. Магазин у ребят как настоящий. На прилавке лежат яблоки и груши, стоят весы и кассовый аппарат, на полке стоят банки и бутылки с компотами и соками, блюдо с фруктами. Дети играют с удовольствием. Им интересно. Они улыбаются.

Воспитатель. Молодцы. Вы составили очень хороший рассказ. 

8. Игра с мячом «Поможем ежику». [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных с суффиксом -ое-)]

Игра на образование относительных прилагательных может оказаться сложной для детей старшего возраста. Воспитатель предлагает ее только тогда, когда он уверен, что дети смогут образовать прилагательные по данному образцу. Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг, ставит в центр круга игрушечного ежа и берет в руки мяч.

Воспитатель. Я хочу предложить вам поиграть в новую игру «Поможем ежику».

Ежик трудился все лето в саду.

Фруктов три тонны собрал, на беду.

Соки из фруктов делает ежик,

Но их названия вспомнить не может.

Н Нищева

Давайте поможем ежику вспомнить, как называются соки из разных фруктов. Я бросаю вам мяч и называю фрукт, а вы ловите мяч, говорите, какой сок из него получается, и бросаете мяч мне. Например: айва — айвовый сок. Слива.

1-йребенок. Сливовый сок.

Воспитатель. Гранат, персик, абрикос.

Молодцы. Отлично!

9. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Педагог. О чем мы говорили сегодня? Чем занимались?

Дети. Мы составляли рассказ по картине «Мы играем в магазин», делали пальчиковую гимнастику, проводили соревнование «Веселые грузчики».

Педагог обязательно оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по аппликации в старшей-подготовительной группе, Тема недели: Животные жарких стран Тема занятия: «Охота львов на жирафов»

Программное содержание:ПознаниеЗакреплять и углублять знания детей о животных жарких стран: какие виды животных там обитают, как приспосабливаются к жизни в данных условиях. Воспитывать интерес ...

Практическое занятие к семинару-практикуму на тему: "Традиционные и нетрадиционные формы лепки". Тема занятия: "Натюрморт (лепка овощей и фруктов)".

Материал содержит практическую часть к семинару-практикуму по традиционным формам лепки с использованием пластилина, и может быть использовано для проведения занятия по лепке в подготовительной к школ...

Конспект занятия по рисованию. Лексическая тема «Моя семья». Тема занятия «Портрет мамы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию...

Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».

Технологическая карта  организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/   В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с...

Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».

Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора  &la...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...