Консультация для родителей: "Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
консультация по логопедии (старшая группа)

Кобер Юлия Владимировна

Нарушение лексико-грамматического строя речи вляется ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. У детей ограничен словарный запас и нарушен грамматический строй речи. Они неправильно употребляют глаголы, падежные окончания, союзы, предлоги. Также дети неправильно согласуют слова в числе и роде, что оказывает негативное влияние на общение с окружающими людьми. Лексико-грамматические дефекты речи могут сопровождаться сложными нарушениями письма – ребенок делает грамматические и другие серьезные ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

«Назови ласково»
Цельучить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Например: собака – собачка, мяч - мячик

«Из чего?»
Цельупражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;
например: сумка из кожи – кожаная, карандаш синего цвета – синий

«Длинный или короткий?»
Цельобогащение словаря словами-антонимами, употребление их в речи, например:
У зайца длинные уши, а у медведя короткие.  У лисы длинный хвост, а у зайца короткий.
У медведя короткий хвост, а у белки длинный.

«Слова наоборот»
Цельобогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
Например: светло – темно, зима – лето, белый – черный, грустить - веселиться

«Лови и бросай, и цвета называй»
Цельучить согласовывать существительные с прилагательными.
Например: красный – мак, огонь, флаг;   оранжевый – апельсин, мяч;   желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова / хвост / лапа?»
Цельучить образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Например:  У коровы голова – коровья;  хвост кошки  – кошачий; лапа зайца – заячья.
«Кто кем был?»
Цельзакрепить падежные окончания.
Например: Мы конечно, не забыли,
                   Кем ещё вчера мы были.
Цыплёнок – яйцом; лошадь – жеребёнком; дуб – жёлудем; рыба – икринкой.

«Кто кем будет?»
Цель: закрепить падежные окончания.
Например: яйцо – цыплёнком,  змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной;  гусеница – бабочкой;  головастик – лягушкой.

«Какой? Какая? Какое? »
Цельучить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
Например: яблоко какое? – круглое, сладкое, ароматное, желтое, спелое
карандаш какой? – зеленый, деревянный, острый и т.д.

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цельзакрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Например: платье мамы – мамино и т.д.

«Фантастический зверь»
Цельупражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Например: я придумала зверя: у него павлиний хвост, лисья голова, ослиные уши и т.д.

«Дерево родственных слов»
Цельучить образовывать однокоренные слова.
Например: снег – снегирь, снегурочка, снеговик, снежинка

«Чего не хватает?»
Цельупражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
Например: машина без колеса, платье без пояса

«Накорми животное»
ЦельЗакрепление форм дательного падежа.
Например: морковку дам зайчику, косточку - собаке

«Один - много»
Цельнаучить образовывать существительные множественного числа.
Например: ручка – ручки, носок – носки, стул – стулья, окно - окна

«Два и пять»
Цельпознакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи.
Например: один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей

«Великан, человек и лилипут»
Цельучить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, - ик-, -чик-, -к-,

-иц-, -ок- .
Например: глаза – глазища - глазки

«Музыканты»
Цельобразование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах.
Например: пианист, пианистка

«Спорт»
Цельобразование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, занимающихся различными видами спорта.
Например: гимнаст, гимнастка

«Рассели по домикам»
Цельопределить существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа.

«Прятки»
Цельнаучиться понимать и употреблять предлоги.
Например: посмотри, куда спрятались игрушки – под диван, в коробку, за штору и т.д., откуда выглядывают котята – из-за цветка, из-под кровати, из коробки  и т.д.

«Сложные слова»
Цельразвивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов.
Например: почему так назвали?  пылесос – пыль сосет; носорог – на носу рог;
как называется предмет? сам летает – самолет, рыбу ловит – рыболов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...

Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей....

Использование лэпбука как средства развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...

Практико-ориентированный материал для педагогов «Игры для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в раз...

Совместный проект по развитию тактильной чувствительности и формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палочка»

ВведениеАктуальная проблема проекта     На первичной диагностике у детей подготовительной группы выявлены нарушения лексико-грамматического строя речи. Предложение простое, нераспр...