Консультация для родителей: "Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
консультация по логопедии (старшая группа)
Нарушение лексико-грамматического строя речи вляется ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. У детей ограничен словарный запас и нарушен грамматический строй речи. Они неправильно употребляют глаголы, падежные окончания, союзы, предлоги. Также дети неправильно согласуют слова в числе и роде, что оказывает негативное влияние на общение с окружающими людьми. Лексико-грамматические дефекты речи могут сопровождаться сложными нарушениями письма – ребенок делает грамматические и другие серьезные ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_leksiko-grammticheskogo_stroya_rechi.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Например: собака – собачка, мяч - мячик
«Из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;
например: сумка из кожи – кожаная, карандаш синего цвета – синий
«Длинный или короткий?»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление их в речи, например:
У зайца длинные уши, а у медведя короткие. У лисы длинный хвост, а у зайца короткий.
У медведя короткий хвост, а у белки длинный.
«Слова наоборот»
Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
Например: светло – темно, зима – лето, белый – черный, грустить - веселиться
«Лови и бросай, и цвета называй»
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными.
Например: красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.
«Чья голова / хвост / лапа?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Например: У коровы голова – коровья; хвост кошки – кошачий; лапа зайца – заячья.
«Кто кем был?»
Цель: закрепить падежные окончания.
Например: Мы конечно, не забыли,
Кем ещё вчера мы были.
Цыплёнок – яйцом; лошадь – жеребёнком; дуб – жёлудем; рыба – икринкой.
«Кто кем будет?»
Цель: закрепить падежные окончания.
Например: яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной; гусеница – бабочкой; головастик – лягушкой.
«Какой? Какая? Какое? »
Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
Например: яблоко какое? – круглое, сладкое, ароматное, желтое, спелое
карандаш какой? – зеленый, деревянный, острый и т.д.
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Например: платье мамы – мамино и т.д.
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Например: я придумала зверя: у него павлиний хвост, лисья голова, ослиные уши и т.д.
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Например: снег – снегирь, снегурочка, снеговик, снежинка
«Чего не хватает?»
Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
Например: машина без колеса, платье без пояса
«Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа.
Например: морковку дам зайчику, косточку - собаке
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Например: ручка – ручки, носок – носки, стул – стулья, окно - окна
«Два и пять»
Цель: познакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи.
Например: один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей
«Великан, человек и лилипут»
Цель: учить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, - ик-, -чик-, -к-,
-иц-, -ок- .
Например: глаза – глазища - глазки
«Музыканты»
Цель: образование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, играющих на разных музыкальных инструментах.
Например: пианист, пианистка
«Спорт»
Цель: образование существительных мужского и женского рода, обозначающих людей, занимающихся различными видами спорта.
Например: гимнаст, гимнастка
«Рассели по домикам»
Цель: определить существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа.
«Прятки»
Цель: научиться понимать и употреблять предлоги.
Например: посмотри, куда спрятались игрушки – под диван, в коробку, за штору и т.д., откуда выглядывают котята – из-за цветка, из-под кровати, из коробки и т.д.
«Сложные слова»
Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов.
Например: почему так назвали? пылесос – пыль сосет; носорог – на носу рог;
как называется предмет? сам летает – самолет, рыбу ловит – рыболов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Авторские игры...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...
Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей....
Использование лэпбука как средства развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...
Практико-ориентированный материал для педагогов «Игры для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в раз...
Совместный проект по развитию тактильной чувствительности и формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палочка»
ВведениеАктуальная проблема проекта На первичной диагностике у детей подготовительной группы выявлены нарушения лексико-грамматического строя речи. Предложение простое, нераспр...