Практико-ориентированный материал для педагогов «Игры для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
материал по логопедии (подготовительная группа)
Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в различных падежах), глагольный словарь, словарь признаков (образование притяжательных и относительных прилагательных, употребление слов-антонимов, употребление прилагательных в превосходной степени), игры на согласование слов в предложение в роде, числе, падеже, словесные игры на развитие логического и ассоциативного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_praktiko-orientirovannyy_material_dlya_pedagogov.docx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный материал для педагогов
«Игры для развития лексико-грамматического строя речи
детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Котелянец Е.Г., учитель-логопед МБДОУ «Золотой ключик», г. Ноябрьск
Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в различных падежах), глагольный словарь, словарь признаков (образование притяжательных и относительных прилагательных, употребление слов-антонимов, употребление прилагательных в превосходной степени), игры на согласование слов в предложение в роде, числе, падеже, словесные игры на развитие логического и ассоциативного мышления.
Для удобного использования карточки можно разрезать и заламинировать.
Семейство птиц. Курица - петух - цыплёнок Гусь - гусыня - гусёнок Индюк - индюшка – индюшонок НО: индейка – в значении блюда (н, мясо индейки, индюшачье мясо) Утка - селезень - утенок Скворец - скворчиха - скворчонок Воробей – воробьиха – воробьёнок Голубь – голубка – голубёнок Орел – орлица – орлёнок Тетерев – тетёрка – тетеревёнок Сова – филин - совёнок Семейство животных Корова - бык - телёнок Кошка - кот - котёнок Овца - баран - ягнёнок Собака - пес - щенок Лошадь - конь - жеребёнок Коза - козел - козлёнок Свинья - кабан - поросёнок Крольчиха – кролик – крольчонок
Волчица - волк - волчонок Ежиха - ёж - ежонок Зайчиха - заяц - зайчонок Львица - лев - львёнок Медведица – медведь – медвежонок Лиса - лис - лисёнок Тигрица - тигр - тигрёнок Слониха - слон - слонёнок Лосиха - лось - лосенок Олениха (оленуха) - олень - оленёнок Верблюдица - верблюд - верблюжонок Морж-моржиха-моржонок Буйвол - буйволица – буйволенок | ИСКЛЮЧЕНИЯ: семьи животных Панда – самка панды - детеныш панды Гепард – самка гепарда - детеныш гепарда Леопард – самка леопарда - детеныш леопарда Горилла - самка гориллы - детеныш гориллы Кенгуру - самка кенгуру - кенгуренок Кит – самка кита - детеныш кита Носорог - самка носорога – детеныш носорога Жираф – самка жирафа – детеныш жирафа Грач - самка грача - грачонок Снегирь – самка снегиря – птенец снегиря Белка (мать) - белка (отец) - бельчонок Пингвин – самка пингвина – пингвиненок Бизон – самка бизона - детеныш бизона (теленок) Тюлень – самка тюленя - детеныш тюленя (белек) Бегемот – самка бегемота – детеныш бегемота Зебра (отец) – зебра (мать) - детеныш зебры Журавль (отец) – журавль (мать) – журавленок | Кто где живет? Цель: обогащение предметного словаря, образование Предложного падежа существительных. Лиса - в норе волк - в логове Белка - в дупле медведь - в берлоге Мышка - в норке корова - в коровнике Лошадь - в конюшне свинья - в свинарнике Кролики - в крольчатнике Телята - в телятнике Собака - в будке (в конуре) куры - в курятнике Скворец - в скворечнике Птица - в гнезде Рыба - в воде муравей - в муравейнике Кто где живет? Кто живет в норе? Кто живет в логове? Кто живет в дупле? Кто живет в берлоге? Кто живет в норке? Кто живет в коровнике? Кто живет в конюшне? Кто живет в свинарнике? Кто живет в крольчатнике? Кто живет в телятнике? Кто живет в будке (конуре)? Кто живет в курятнике? Кто живет в скворечнике? Кто живет в гнезде? Кто живет в воде? Кто живет в муравейнике? |
Кто чем защищается? Цель: обогащение предметного словаря; употребление существительных в Творительном падеже. Корова - рогами лошадь - копытами Птица - клювом Кошка - когтями Пчела - жалом слон - хоботом Волк - клыками ёж - иголками Рак - клешнями змея - ядом Много – много Цель: обогащение предметного словаря. Много, много лошадей - табун Много, много коров - стадо Много, много волков - стая Много, много собак - свора Много, много рыб - косяк Много, много птиц - стая Много, много овец - отара Много, много людей - толпа Много, много верблюдов - караван | Назови целое по части. Цель: обогащение предметного словаря. Ствол, ветки, корни, листья Руль, колёса, фары, кабина Руки, ноги, голова, туловище Рога, копыта, вымя, хвост. Перья, клюв, крылья, лапки. Стены, крыша, окна, двери. Водитель, кондуктор, салон, руль Борт, нос, корма, капитан. Класс, учитель, звонок, урок. Деревья, кусты, муравейник. Кто ты? Цель: обогащение предметного словаря. В магазине - покупатель на стадионе - болельщик В автобусе - пассажир в кинотеатре - зритель В ателье - заказчик в парикмахерской – клиент У врача - пациент в школе - ученик На улице - прохожий в институте - студент Для мамы - сынок для бабушки - внук Для тёти - племянник для щенка - хозяин | Кто как голос подает? Цель: обогащение глагольного словаря. Кошка - мяукает Собака - лает Свинья - хрюкает лошадь - ржет Волк - воет Змея - шипит Лягушка - квакает Медведь - рычит Мышка - пищит Петух - кукарекает Курица - кудахчет Утка - крякает Гусь - гогочет Ворона - каркает Сорока - стрекочет Кукушка - кукует Воробей - чирикает Сова - ухает Голубь - воркует Соловей - поет |
Скажи ласково. Цель: образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов –оньк-, -еньк-. Заяц белый, а зайчонок…(беленький) Ёж серый, а ежонок… Уж черный, а ужонок… Одуванчик жёлтый, а цыплёнок… Дуб зеленый, а дубок… Озеро синее, а василёк… Хлеб свежий, а булочка… Собака гладкая, а щенок… Свинья розовая, а поросёнок… Небо голубое, а незабудка… Ветерок слабый, а птенчик… Кошка красивая, а котёнок… Перепел пёстрый, а перепёлочка… Мама добрая, а бабушка… Дед молодой, а папа… Огурец зелёный, а огурчик… Морковь длинная, а морковка… Шарик лёгкий, а пёрышко… Мама милая, а дочка… У волка серая спина, а у волчонка… У папы круглая голова, а у сына… У попугая пёстрые крылья, а у попугайчика … У тигра шустрые лапы, а у тигренка… У белого медведя белая шея, а у медвежонка… У птицы мягкие перья, у птенца … У льва острые когти, у львенка… У обезьяны длинный хвост, ту обезьянки… | Чей хвост ? Цель: образование притяжательных прилагательных. У коровы - коровий у лошади - лошадиный У овцы - овечий у кролика - кроличий У собаки - собачий у кошки - кошачий У свиньи - свиной у козы - козий У коня - конский у петуха - петушиный У лисы - лисий у белки - беличий У волка - волчий у медведя - медвежий У зайца - заячий у мышки - мышиный У верблюда - верблюжий у слона - слоновий У тигра - тигриный у льва - львиный У птицы - птичий у обезьяны - обезьяний | Какой предмет? Цель: образование относительных прилагательных. Из дерева - деревянный из кирпича - кирпичный Из меди - медный из кожи - кожаный Из стекла - стеклянный из ситца - ситцевый Из шелка - шелковый из олова - оловянный Из железа - железный из металла - металлический Из пластмассы – пластмассовый из стали - стальной Из снега - снежный из ваты - ватный Из серебра - серебряный из золота - золотой Из железа - железный из шерсти - шерстяной Из джинсы - джинсовый из песка - песочный Из глины - глиняный из хрусталя - хрустальный |
Закончи предложение. Цель: развитие логического мышления, обогащение активного словаря. Сахарница – это посуда для…(сахара) Конура - это дом для …(собаки) Скворечник - это дом для …(скворца) Улей - это дом для …(пчёл) Муравейник - это дом для …(муравьёв) Мышеловка - это ловушка для…(мыши) Яблоня - это дерево, на котором …(растут яблоки) Аквариум - это дом для…(рыбок) Кастрюля - это посуда, в которой…(варят суп) Отличник - это ученик, который…(учится на пятерки) Двоечник - ученик, который …(учится на двойки) Доктор - это человек, который…(лечит больных) Ручка - это предмет, которым…(пишут в тетради) Грабли и лопата - это…(инструменты) Прятки и жмурки - это…(подвижные игры) Зима и осень - это…(времена года) Ваня и Петя - это…(имена мальчиков) Понедельник и вторник - это …(дни недели) Утро и вечер - это…(части суток) Капуста и лук - это…(овощи) Новосибирск и Омск - это...(названия городов) Юля и Наташа - это …(имена девочек) Автобус и троллейбус - это…(транспорт) Дождь и снег - это…(осадки) | Что для кого? чего? Цель: обогащение предметного словаря; употребление существительных в Родительном падеже. Чайник для…(чая) Кофейник для…(кофе) Солонка для…(соли) Салатник для…(салата) Сливочник для…(сливок) Сухарница для…(сухариков) Конфетница для…(конфет) Сахарница для…(сахара) Хлебница для…(хлеба) Тортница для…(торта) Молочник для – (молока) Горчичница для – (горчицы) Селёдочница для – (селёдки) Маслёнка для – (масла) Мыльница для…(мыла) Пудреница для – (пудры) Чернильница для – (чернил) Песочница для – (песка) Конюшня для…(лошадей) Коровник для…(коров) Скворечник для…(скворцов) Голубятня для…(голубей) Улей для…(пчёл) Конура для…(собаки) Муравейник для…(муравьёв) Свинарник для…(свиней) Телятник для…(телят) Аквариум для…(рыб) Дупло для…(белки) Курятник для…(кур) Берлога для…(медведя) Нора для…(лисы) Норка для…(мышки) Очки для…(глаз) | Кто чем управляет? (работает?) Цель: обогащение предметного словаря, упражнение в словообразовании сущ., обозначающих профессии; употребление существительных в Творительном падеже. Автобусом – (водитель) Самолётом – (лётчик, пилот) Поездом – (машинист) Кораблём – (капитан) Краном – (крановщик) Трактором – (тракторист) Комбайном – (комбайнёр) Вертолетом – (вертолётчик, пилот) Грузовиком – (шофёр) Бульдозером – (бульдозерист) Мотоциклом – (мотоциклист) Велосипедом – (велосипедист) Дворник – (метлой) Садовник – (лопатой) Парикмахер – (ножницами) Рыболов – (удочкой) Швея – (иголкой) Художник – (кистью) Землекоп – (лопатой) Лесоруб – (пилой, топором) Лодочник – (лодкой) Булочник – (тестом) Продавец – (весами) Грузчик – (грузом) |
Какой сок? Цель: образование относительных прилагательных. Лена купила сок из клубники (какой сок?) - клубничный Ваня ел мороженое из шоколада - шоколадное Мама приготовила пюре из картофеля - картофельное Бабушка принесла икру из кабачков - кабачковую Маша испекла пирог из яблок - яблочный Лида сварила суп из вермишели - вермишелевый В магазине продают фарш из мяса - мясной Сегодня на завтрак нам дали суп из молока - молочный Мы пили компот из фруктов - фруктовый Осенью варят варенье из облепихи - облепиховое Масло сделано из семян подсолнечника - подсолнечное Из орехов кедра сделано масло - кедровое Из оливок сделано масло - оливковое Из семян льна сделано масло - льняное Из лепестков роз делают масло - розовое | Какой суп? Цель: образование относительных прилагательных. Из гороха - гороховый Из вермишели - вермишелевый Из мяса - мясной Из курицы - куриный Из рыбы - рыбный На молоке – молочный Из манки - манный Какая ветка? ветка березы - березовая ветка тополя – тополиная ветка дуба - дубовая ветка сосны – сосновая ветка ели - еловая ветка липы – липовая ветка каштана – каштановая ветка осины - осиновая ветка рябины – рябиновая ветка ольхи – ольховая ветка кедра – кедровая ветка ивы – ивовая ветка можжевельника - можжевеловая | Какой сок? Цель: образование относительных прилагательных. Из ягод – ягодный Из клюквы - клюквенный Из ежевики - ежевичный Из голубики – голубичный Из фруктов - фруктовый Из яблок - яблочный Из персиков - персиковый Из слив - сливовый Из вишни - вишневый Из апельсинов - апельсиновый Из груш - грушевый Из мандаринов - мандариновый Из лимонов - лимонный (НО лимонный цвет) Из винограда - виноградный Из ананасов- ананасовый Из абрикосов- абрикосовый Из овощей- овощной Из моркови- морковный Из огурцов- огуречный Из томатов- томатный Из помидор – помидорный Из свеклы- свекольный Из капусты- капустный Из лука - луковый Из кабачка – кабачковый Из картофеля - картофельный Какой салат? Из редиса - редисочный Из репы – реповый Из баклажан – баклажановый Из перца - перечный Из кукурузы - кукурузный |
Кто какой? Цель: образование сложных прилагательных. У зайца длинные уши - длинноухий У зайца короткий хвост - короткохвостый У крысы длинный хвост - длиннохвостая У мышки острые зубы - острозубая У медведя толстые пятки - толстопятый У девочки голубые глаза - голубоглазая Карие - кареглазая Черные - черноглазая Серые - сероглазая Зелёные - зеленоглазая У мальчика тёмные волосы - темноволосый Светлые - светловолосый Рыжие - рыжеволосый Дуб, которому 100 лет - столетний Зарядка, что делают по утрам - утренняя Поезд, который везёт пассажиров - пассажирский Суп, который сварили вчера - вчерашний У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая. Гиря весом в два килограмма - двухкилограммовая (3, 4,…) Грузовик, везущий три тонны - трёхтонный (5,10,…) Дом в два этажа - двухэтажный (3, 4, 5, 6,…..) Ученик первого класса - первоклассник (2, 3, 4,…) Лента, длиной в два метра - двухметровая (3, 4, 5) | Подбери слово. Цель: употребление антонимов Медведь осенью засыпает, а весной … Берёзка от ветра наклонилась, а потом… Пешеходы на зелёный свет идут, а на красный… Приходя, люди здороваются, а уходя… Мокрое бельё развешивают, а сухое … Утром солнышко выходит, а вечером… (заходит) Старую мебель надо вынести, а новую… (внести) Мальчик рукавичку уронил, а потом…(поднял) По одёжке встречают, а по уму…поговорка Птицы осенью улетают, а весной… (возвращаются) Осень заканчивается, а зима…(начинается) Весна уходит, а лето…(приходит, начинается) Старые дома сносят, а новые…(строят) Пчела в улей влетела, а потом…(вылетела) Дождь траву намочил, а солнышко… (высушило) Покупатель в магазин вошёл, а потом… На дерево залезают, а с дерева… В дом входят, а из дома… Весной птицы прилетают, а осенью… По дороге ходят, а через дорогу…(переходят) Птицы через дорогу перелетают, а змеи… Воду в стакан наливают, а песок… Сок можно разлить, а сахар…(рассыпать) Глазами всё рассмотрели, а ушами всё… Из кубиков построили, а из пластилина… Рисунок нарисовали, а письмо… Радио слушают, а телевизор… | Добавь противоположное словечко. Цель: употребление антонимов. Брат бледный, а сестра (румяная) Деревня близко, а город… Нож тупой, а топор (острый) Трамвай медленный, а поезд (быстрый) Стул жесткий, а диван (мягкий) Чашка полная, а стакан (пустой) Птицы полезные, а гусеницы (вредные) Дорога прямая, а тропинка (извилистая) Собака умная, а щенок (глупый) Пальто зимнее, а шорты (летние) Камень на дороге сухой, а в луже (мокрый) Арбуз твёрдый, а мяч (мягкий) Папа молодой, а дедушка (старый) Днем светло, а ночью (темно) Сосна большая , а куст… Олени сытые, а волки… Дети чистые, а поросята… Река длинная, а ручей… Гиря тяжелая, а перо… Гриб слева, а гриб… Летом теплее, а осенью… Муравей ползает, а бабочка (летает) Гусеница ползает, а кузнечик (прыгает). Жук ползает, а стрекоза (летает). Паук ползает, а пчела (летает). Таракан ползает, а стрекоза (летает). |
Объясни. Цель: словообразование сложных существительных. Мясорубка – рубит мясо хлеборезка – режет хлеб Кофеварка – варит кофе кофемолка – перемалывает кофе Зубочистка – чистит зубы скороварка – варит быстро, скоро Водолаз – работает под водой Ледокол – корабль, раскалывает лёд рыболов – рыбу ловит (рыбак) Самосвал – грузовик, сам сваливающий груз Овощерезка – режет овощи картофелечистка – чистит картофель. Автовокзал – автобусный вокзал спортзал – спортивный зал Отгадай, что это. Рубит мясо – мясорубка Мелет кофе – кофемолка Выжимает сок – соковыжималка Падает снег – снегопад Падают листья – листопад Везде ходит – вездеход Сам летит – самолет Лес рубит – лесоруб Разводит сад – садовод Разводит лес - лесовод Сам варит - самовар Сам ходит - самоход Сам катится - самокат | Он - она (разговорный вариант) Цель: словообразование существительных женского рода, обозначающих профессию (род занятий).
Он мужчина – она (женщина) Он учитель – она учительница Воспитатель – (воспитательница) продавец – (продавщица) Певец – (певица) лётчик – (лётчица) Пианист – (пианистка) кассир – (кассирша) Контролёр – (контролёрша) спортсмен – (спортсменка) Ученик – (ученица) отличник – (отличница) Кондуктор – (кондукторша) поэт – (поэтесса) Художник – (художница) писатель – (писательница) Тракторист – (трактористка) крановщик – (крановщица) Дрессировщик – (дрессировщица) повар – (повариха) | Чьё мясо? Цель: словообразование существительных. Свинина - мясо свиньи конина - мясо коня Телятина - мясо телёнка говядина - мясо коровы Зайчатина – мясо зайца крольчатина – мясо кролика Баранина - мясо барана оленина - мясо оленя Курятина - мясо кур |
Назови лишнее слово. Цель: развивать умение анализировать. Шёлковый, чистый, шерстяной, ситцевый. Зелёный, красный, синий, берёзовый Ягодный, берёзовый, еловый, дубовый Квадратный, пёстрый, овальный, треугольный Храбрый, смелый, заботливый, отважный. Весёлый, радостный, грустный, счастливый Деревянный, пластмассовый, розовый, железный Кислый, крупный, сладкий, солёный. Старый, дряхлый, маленький, ветхий Храбрый, злой, отважный, смелый Хлеб, сметана, творог, молоко Хорошо, отлично, долго. Берёза, дуб, сосна, тополь. Зима, весна, среда, лето Бабушка, тётя, сестрёнка, соседка. Понедельник, вечер, среда, суббота Радостно, нечаянно, весело, забавно | Исправь предложение Незнайки. Цель: развитие логического мышления. Коза принесла девочке травы. Груша съела девочку. Мяч играет с мальчиком. Я несу сумку в капусте. Мышка поймала кошку. Крыша ползет по кошке. Дорога едет по машине. Дерево село на воробья. Гена разбил стеклом мяч. Книжка разорвала мальчика. Яблоня посадила дедушку. Колодец упал в ведро. Голова завязана на бантике. На платье надели девочку. Моя сумка в тетрадке. Берлога спит в медведе. Волк стреляет в охотника. Пирожок испек бабушку. Корова пасёт пастуха. Рыбка кормит мальчика. Дом сторожит собаку. У шерстки серая кошка. На очках сидит нос. С санок катится гора. На стакан поставили стол. Ложку кушают кашей. Вилку едят котлетой. Коробку положили в карандаш. | Поправь меня. Цель: согласование существительных и прилагательных, существительных и числительных в роде и числе; согласование слов в предложении. Синяя карандаш Левый рука Красная помидор Правый нога Высокая стол Интересные книга Умный голова Большой окно Красивая очки Зелёные огурец Мягкая стулья Добрый мама Хороший погода Холодные вода Квадратный огурец Мягкий кирпич Тяжелый пух Горячий снег Три сорока Пять корова Семь самолёт Два стол Пять воробей Три велосипед Девять стул Три окно Семь коза Три сова Восемь жук Четыре орлов Две улиц Шесть город Картофельное пюре приготовим из моркови. Испёк большой бабушка пирог Красивый дети попугай увидели. Ёжика котёнок колючий испугался Варенье вишнёвое варил мама Змея воздушный Петя запустил Мама поставила тарелку под стол. Чайник стоит над столом Папа придвинул стену к шкафу. Маша встала из стула. Конура выше дома. Дерево ниже куста. Осень холоднее зимы. Пальто повесили под гвоздь. Шкаф стоит на стена. |
Так бывает или нет? Цель: развитие логического мышления. На дереве булки висят, на грядке поспел виноград. По речке бежит самолёт, по небу кораблик плывёт. В коровнике свинки живут, лошадки в свинарнике ржут. Жаркою летней порой я с горки качусь ледяной. Ромашки растут на лугу, по ним я на лыжах бегу. Учитель нам варит компот, а повар уроки ведёт. У доктора платье сошьём, с простудой к портнихе пойдём Я видел подснежник в осеннем лесу, Где заяц тащил по опушке лису. И волк за охотником крался. Я видел: охотник зубами стучал, Я слышал, как он «Помогите!» кричал И громко от страха смеялся. Вчера я поехал пешком по дрова, Под снегом вокруг зеленела трава. Я из лесу дров не привёз целый воз И тёр на жаре обмороженный нос! Рыбка с мостика нырнула, вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджала и за зайцем побежала. Возле речки, вот дела, волка обогнала | Добавь словечко. Цель: развивать ассоциативное мышление. Кошка – котёнок, собака - Рука – варежка, нога – Уши – серьги, палец - День – солнце, ночь – Осень – дождь, зима - Снег – лыжи, лёд – Почта – письма, аптека - Птица – воздух, рыба – Автобус – дорога, корабль - Сад – фрукты, огород – Ёлка – иголки, берёза - Кольцо – рука, очки – Носок – нога, варежка - Лисята – лиса, бельчата – Кошка – кот, коза - Машина – шофер, самолёт – Дерево – пила, хлеб - Мел – доска, карандаш – Трава – коса, волосы - Комбайн – комбайнёр, трактор Корова – доярка, свинья - Лошадь – конюшня, корова – Суп – варить, котлета - Мама – бабушка, папа – Девочка – мама, мальчик - Зима – мороз, лето – Медведь – животное, голубь - Тарелка – посуда, шкаф – Стол – сломать, стекло - Девочка – юбка, мальчик - Кукла – девочка, машинка – Муравейник – муравей, улей - Осень – листопад, зима – Лето – велосипед, зима - Утро – завтрак, вечер – Скрипка – скрипач, баян - | Потому что… Цель: обогащение активного словаря, упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений, развитие логического мышления У мальчика заболели зубы, потому что… У Лены заболело горло… Миша порезал палец… Саша разбил колено… У Кати поднялась темпер… У Ани грязные ногти… Настя запнулась за игрушки… Таня обожгла руку утюгом… Сашу укусила собака… Ира отморозила пальчик… Ваня прищемил дверью палец… Сеня стал толстым… Вася стал слабым… Мальчик упал с качели… Витя сделал пожар… Детям засыпало песком глаза, потому что Витя… У Коли разболелся живот… Надя стала кашлять… Малыш упал с дивана… У Кати разболелся живот.. Митя сломал зуб… Дочка огорчила маму.. Кошка поцарапала Колю… Витя стал ленивым… Бабушка поскользнулась на тротуаре, потому что… |
Что ещё лучше? Цель: образование прилагательных в превосходной степени. Нитка длинная, а дорога ещё…(длиннее) Варежка тёплая, а рука ещё…(теплее) Фильм интересный, а книга ещё…(интереснее) Ландыш белый, а снег… Мальчик весёлый, а клоун… Яблоко кислое, а лимон… Серебро дорогое, а золото… Ремень узок, а шнурок… Река близко, а лес… Луна яркая, а солнце… Чемодан лёгкий, а сумка… У Вани руки чистые, а у Тани… Хомяк маленький, а мышка… Берёза тонкая, а рябина… Мышка тихая, а мышонок… Вода прозрачная, а стекло… Осень холодная, а зима… Подруга милая, а сестра… Весной светло, а летом… Хлеб твёрдый, а кирпич.. Брат молодой, а сестра… Сарай низкий, а будка… Подушка мягкая, а рука… Осенью дни короткие, а зимой… Суп густой, а каша… Медведь толстый, а слон… Корова большая, а бык… Гусь красивый, а лебедь… Горка высокая, а гора… Хлеб чёрствый, а сухарь… Коса тугая, а канат… В лесу трава сухая, а на лугу… Щенок умный, а собака… Заяц хитрый, а лиса… Самолёт летит высоко, а ракета выше . | Кто что делает? Цель: словообразование существительных., обогащение активного словаря Воспитатель - воспитывает учитель - учит детей Строитель - строит продавец – продаёт Швея (портниха)- шьёт машинист – ведет поезд Летчик (пилот) – управляет самолетом Милиционер регулировщик – регулирует уличное движение Шофёр (водитель) – водит машину повар – варит обед Кондитер – печет торты доктор (врач) – лечит больных Пианист – играет на пианино скрипач – играет на скрипке Баянист – на баяне гитарист – на гитаре Трубач – на трубе гармонист – на гармошке Барабанщик – на барабане…. Хоккеист – играет в хоккей футболист – в футбол… Шахтёр – добывает уголь в шахте балерина – танцует Слесарь-водопроводчик - чинит водопровод Каменщик – кладёт кирпичную стену маляр – красит стены Тракторист - пашет трактором землю Бульдозерист – работает на бульдозере доярка – доит коров Крановщик – работает на кране свинарка – ухаживает за свинья конюх – ухаживает за лошадьми Пастух – пасет стадо | столяр – делает мебель Птичница – ухаживает за домашними птицами Садовник – ухаживает за садом художник – рисует картины Стекольщик – вставляет стёкла почтальон – разносит почту Скульптор – лепит скульптуры фотограф – фотографирует Пограничник – охраняет границу штукатур – штукатурит стены Кондуктор – продает билеты в транспорте Контролёр – проверяет наличие билетов у пассажиров Библиотекарь – выдаёт книги аптекарь – продаёт лекарства Дрессировщик – дрессирует животных в цирке Экскурсовод – водит в музее посетителей Часовщик – чинит часы чистильщик – чистит обувь Поэт – пишет стихи писатель – пишет рассказы Композитор – сочиняет музыку певец – поёт песни Актёр – играет в кино и театре ткачиха – ткёт полотно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....
Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.
развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий
Тема: «Дикие животные»...
Речевые игры для формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста
В данной консультации для родителей даны практические рекомендации: игры, игровые упражнения, отдельные приемы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста на...
Игры для формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста
материал в копилку родителям...
Консультация по теме "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов....
Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...