Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[с']-[з]-[з']
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сергеева Елизавета Сергеевна

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[с']-[з]-[з']

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon z-z-s-s.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков [с]-[с']-[з]-[з']

Цель: учить различать на слух и по произношению звуки [с]-[с']-[з]-[з']

Задачи: 1) уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства

                  звуков [с]-[с']-[з]-[з'];

                  учить давать сравнительную характеристику звуков [с]-[с']-[з]-[з'];

                  учить различать звуки [с]-[с']-[з]-[з'] в слогах, словах и фразах;

                  учить дифференцировать буквы С-З;

                  активизировать словарь антонимов;

               2) развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь;

               3) воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: два домика, изображения букв С и З, предметные картинки

Ход занятия

 1. Организационное начало занятия

- Сядет тот, кто правильно скажет слово наоборот:

узкий                                      быстрый

длинный                                 светлый

высокий                                  кислый

большой                                  громкий

трусливый                               ранний

некрасивый                             острый                          

добрый                                    больной

кривой                                     гладкий

лысый                                      мокрый

холодный                                 звонкий                                        тусклый

2. Сообщение темы занятия

На доске картинки зебра, сирень, змеи,

- Что нарисовано на картинках? С каких звуков начинаются эти слова?

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

- Правильно, мы сегодня будем различать звуки [с]-[с']-[з]-[з'].

3. Артикуляционная гимнастика

- Чтобы наше занятие прошло успешно необходимо размять наши губы, щеки и язычок.

иголочка                     заборчик              горка

блинчик                      бублик                  почистим нижние зубки

4. Характеристика звуков

-… напомни, пожалуйста, какие звуки будем сегодня сравнивать.

- Какой буквой обозначаются звуки С, СЬ?

- Какой буквой обозначаются звуки З, ЗЬ?

- Сейчас я расскажу вам историю, которая произошла совсем недавно с буквами С и З. Все дело в том, что они живут в одном городе, который называется Алфавит и на одной улице с названием Свистящая в рядом стоящих домах. Однажды буквы С и З вышли погулять. Но, когда собрались идти домой забыли, кто в каком домике живет. Дети, давайте поможем буквам  и найдем, кому в какой домик нужно попасть. (На доске висят два домика и изображения букв С и З.)

- Какие звуки обозначает буква С, З? Помните, мы свами собирались сравнивать эти звуки, может это нам поможет? Произнесите звуки С, СЬ, З, ЗЬ. Внимательно послушайте.

- Произнесите звук С.

- Какой он? Кто расскажет секреты про этот звук? (Выкладываю характеристику звука на доску).

- Произнесите звук СЬ, … дай характеристику этому звуку.          

(Этот и остальные звуки аналогично первому)              

- Произнесите звук З, кто расскажет секреты про этот звук?

- Произнесите звук ЗЬ, … дай характеристику этому звуку.

- Молодцы! Давайте теперь сравним, что же у нас получилось, кто в каком домике живет? (Сь, С живут в домике с зачеркнутым колокольчиком – это глухие звуки, а звуки З,Зь во втором домике – они звонкие)

5. Дифференциация звуков в слогах

Игра «Скажи наоборот»

- Сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот», я буду называть вам слоги, а вы говорите их наоборот.

- В начале занятия мы играли в похожую игру, но со словами и когда я называла слово «звонкий» вы отвечали мне «глухой». Значит, если я назову «звонкий»слог, то вы скажете такой же, но глухой. Попробуем сначала на звуках:

Зь- Сь                Зи-Си              Зе-Се             Сю-Зю              Зя-Ся

С-З                     Са- За              Со-Зо             Зу-Су               Сы-Зы

- Молодцы, вы отлично справились!

6. Дифференциация звуков в словах.

- Разделимся на две команды. Команда этого ряда будет называться Звездочки и будет придумывать слова со звуками З и Зь, команда этого ряда будет называться Снежинки и будет придумывать слова, которые начинаются со звуков Сь и С. Команды отвечают по очереди, спрашиваю только тех, у кого поднята рука и кто красиво сидит. Слова, которые вы будете выкрикивать не засчитываются и выносятся как штрафной балл. … повтори название своей команды и звуки с которых будут начинаться слова. (аналогично название второй команды). Побеждает тот, кто придумает больше слов.

7. Дифференциация звуков в предложении

Сима сидит на сене.

Зимой Зина кормит зимующих птиц.

У Зои болит зуб.

Соня ест вкусный хлеб.

- Какие звуки чаще повторяются в предложении?

- Какое маленькое слово есть в этом предложении?

8. Работа со скороговоркой

Змея змеилась,

Змея смеялась.

Смеясь, змеилась,

Змеясь, смеялась.

- Какие звуки вы  слышали здесь чаще других?

- Я прочту еще раз, а вы постараетесь запомнить. Слушайте внимательно.

- Повторим все вместе. … повторит, … повторит.

9. Физминутка

(проводят дети)

10. Звуковой анализ слов

На доске картинка зимы и девочки.

- Что нарисовано на первой картинке? (зима)

- Откройте свои кассы и выложите слово «зима». Зи-ма. Сколько слогов в этом слове? Какие звуки в первом слоге? Сколько их? Какими буквами обозначим? (аналогично второй слог). Посмотрите на доску и проверьте, так ли у вас.

- Откройте пеналы и сделайте звуковой анализ этого слова. Маша выполнит у доски. Какой первый звук? Каким цветом обозначим? и т. д.

- К нам на занятие пришла девочка, но она не помнит, как ее зовут. Придумайте ей имя, чтобы оно отличалось от слова «зима» только одним звуком.

- Выложите это слово и сделайте звуковой анализ.

11. Подведение итогов занятия

- Какие звуки сравнивали?

- Какие задания выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия по дифференциации звуков с-ш "Остров кривых зеркал"

Конспект по дифференциации звуков С-Ш из цикла "Путешествие по Звукограду" (авторская разработка)...

конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков Р и Л.

Занимательное логопедическое занятие для детей старшего возраста с диагнозом НПОЗ....

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] - [Ль] для детей 5-6 лет

Конспект  логопедического занятия   по  дифференциации звуков  [Л] - [Ль] для  детей 5-6 лет"Поможем  льву  Лапику"Задачи:Образовательные:•...

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков с-з "День рождение Матрешки"

Логопедическое занятие по дифференциации звуков с-з для детей средней группы...

Конспект логопедического занятия на дифференциацию звуков Г-К

Данная работа представляет собой конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Г-К]». Для достижения поставленных задач используются демонстрационные картинки. В ос...

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [с] - [ш] "Путешествие змейки"

Материал помогает в игровой форме более чётко различатать звуки [с] - [ш] на слух, а также содержит игровые упражнения по автоматизации указанных звуков....

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [р]-[л ] в слогах, словах, словосочетаниях.

Конспект логопедического занятия по дифференциации      звуков [р]-[л ] в слогах, словах, словосочетаниях....