Консультация для воспитателей "Использование словесного метода педагогом в формировании коммуникативных навыков"
консультация по логопедии
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Использование словесного метода педагогом в формировании коммуникативных навыков»
Вопрос о применении разнообразных активных методов и форм в обучении дошкольников является одним из существенных .Так словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в повышении речевой активности детей.
Эффективным словесным методом является беседа- целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседу целесообразно использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показывает практика , такой активный метод сравнительно мало используется в детских садах. Это связано главным образом с тем, что воспитателей затрудняет ряд вопросов, а именно:
*какой программный материал необходимо давать путём беседы;
*как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;
*как привлечь всех к активному участию.
Практическое задание:
предложить педагогам высказать свои версии.
Разработанный в глубокой древности Сократом и Платоном метод беседы применялся при обучении юношества риторике и логике. Позднее этот метод использовался в школьном обучении .Со времён Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании. Беседа с детьми дошкольного возраста является , прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребёнком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребёнку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознаёт; в результате знания становятся чётче, осмысленнее.
В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определённому руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума это крайне важно.
Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребёнка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребёнка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы- как для ребёнка, так и для воспитателя.
С развитием мышления тесно связанно и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребёнка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника .В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребёнка становится общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседника, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Развивается способность к сдержанности .Следовательно беседа является и средством социально-нравственного воспитания.
Весьма важный вопрос: какое конкретное программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?
Неудачи воспитателей часто объясняются тем, что путём беседы они стараются сообщить детям совершенно новый и часто трудный материал .Хотя разумнее давать новый материал в повествовательной форме, используя прием дробления новой информации, предъявляемой в процессе беседы. Эта информация вводится небольшими порциями-сегментами; в одном высказывании педагог даёт только одну порцию нового, дальше в процессе беседы он опирается на субъективный опыт детей, в нужный момент обогащая их новыми знаниями (другая порция нового).Такой прием в педагогической риторике носит название «сегментация речи». Чем успешнее применяется этот приём на занятии, в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал.
Беседы лишь тогда протекают живо, непринуждённо, будят мысль ребёнка, удерживают его внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребёнка.
Итак, чем меньше ребёнок, тем больше должны быть связаны беседы с его непосредственными наблюдениями. Уточняя посредством бесед представления детей об известном материале, надо в то же время помнить, что простая констатация хорошо знакомых фактов не даёт никакого толчка для прогрессивного развития мысли ребёнка.
Важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения.
Ситуации общения-специально проектируемые педагогом или спонтанно возникающие формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.
Особенности ситуации общения как формы работы с детьми:
-участие в ситуации общения (в основном добровольное);
-позиция взрослого как партнёра по общению;
-изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает
право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие его
темы, уходить от неприятных ситуаций;
-планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня,
чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
-длительность ситуации общения от 3-5 до 10 минут в зависимости от
возраста ребёнка;
-предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трёх до восьми)
в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации
общения.
Ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми . Их соотношение зависит от возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование словесного метода педагогом в формировании коммуникативных навыков"
Консультация для воспитателей "Использование словесного метода педагогом в формировании коммуникативных навыков"...
Консультация для педагогов Тема « Формирование коммуникативных навыков, через знакомство с русской народной сказкой»
Приобщение детей к сказке,совершенствует ум ребёнка,помогает овладеть речью,познавать окружающий мир,развивает устойчивый интерес к сказке.Образные, яркие выражения, сравнения,«сказочные» ...
Консультация на тему "Дидактическая игра- как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста".
В настоящее время часто педагоги и родители, уделяя большое внимание раннему интеллектуальному развитию ребенка, ставят на второй план формирование и развитие его социально-коммуникативных навыков. Од...
Консультация для педагогов: «Роль игры в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего разв...
Консультация для педагогов «Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего разв...