Консультация на тему "Дидактическая игра- как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста".
консультация (младшая группа)

Аверкина Елена Филипповна

В настоящее время часто педагоги и родители, уделяя большое внимание раннему интеллектуальному развитию ребенка, ставят на второй план формирование и развитие его социально-коммуникативных навыков. Однако желательно не забывать, что неотъемлемыми элементами полноценного личностного развития ребенка является его умение слушать и слышать других (взрослых и сверстников), способность общаться и играть со сверстниками, а также разумно и адекватно воспринимать замечания и просьбы взрослых. Отсутствие данных умений может повлечь за собой снижение самооценки ребенка, эмоциональную замкнутость, тревожность или, наоборот, привести к агрессивности в поведении, что в дальнейшем может сказаться как на обучение в школе, так и в целом снизить реализацию потенциальных возможностей формирующейся личности ребенка. Вот почему так важно уже в младшем дошкольном возрасте уделять большое значение формированию коммуникативных умений у детей.

Исследования отечественных педагогов психологов показали, что коммуникативное развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре . Игра способствует развитию действий и представлений, ориентации в человеческих взаимоотношениях. Об игре, как форме организации детской деятельности, и ее особой роли в развитии дошкольников, говорится в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Один из принципов ФГОС – это «принцип реализации Образовательной Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» . Согласно ФГОС, игра является той самой важной деятельностью дошкольника, через которую родители и педагоги могут решать образовательные задачи, проводить обучение ребенка.

Среди различных видов игр, особого внимания заслуживают дидактические игры, так как коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей . Дидактическая игра в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста имеет огромные возможности, ведь это игра обучающая. В дидактической игре есть возможность создать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт, при этом дети учатся сотрудничать, слышать друг друга, находить компромисс.

В современных исследованиях рассматривается взаимосвязь игры и обучения, корректируются формы и методы педагогического руководства дидактическими играми, а также исследуется проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников в структуре игрового процесса. Часто эти игры не предусматривают четких фиксированных правил, дети сами должны найти способ решения той или иной задачи. Такие игры развивают гибкость мышления, инициативность в принятии решений, умение соотнести и перенести уже сформированные умственные действия на новое содержание.

Часто дидактические игры создаются взрослыми для обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет свою структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. В ней выделяются следующие структурные компоненты: обучающая (дидактическая) задача, игровые действия, правила игры, результат. Все структурные элементы дидактической игры тесно связаны между собой, отсутствие какого-либо элемента разрушает игру. Сочетание же и взаимодействие их, напротив, повышает эффективность игры и приводит к желаемому результату. При этом следует не забывать, что любая совместная игра требует умения договариваться.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности, игровым правилам и действиям, организации и взаимоотношениям детей, а также роли воспитателя. Дидактические игры бывают: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

Для успешного формирования коммуникативных умений у младших дошкольников необходимо ежедневно проводить дидактические игры. Очень важно, чтобы эти игры вызывали у детей радостные эмоции. Дидактические игры по формированию коммуникативных умений должны решать следующие задачи:

— формировать у ребенка знания об основных человеческих эмоциях (радости, злости, боязни, грусти) и умение их воспринимать;

— развивать чувства эмпатии: сочувствия, сопереживания, содействия, доброжелательности в отношении к сверстникам;

— формировать нормы и правила поведения, умение воспринимать социальные роли в обществе;

— формировать желание и умение общаться с другими людьми, способность разрешать конфликты в общении.

Учить детей осознанно контактировать со сверстниками, окружающими взрослыми — одна из важнейших задач дошкольного периода .

Игра «Лучики для солнышка» — цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Например, дети желают соседу что-то хорошее, хвалят, говорят добрые слова, восхищаются и передают солнышко из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно». При этом на доске мы прикрепляли изображение солнца без лучиков и, когда ребенок говорит доброе слово другому, педагог рисует луч. Так, дорисовывается солнышко, символизируя тепло и доброжелательность между ребятами.

Игра «Найди клад» — цель: развить умение согласовывать свои действия; развитие доверия друг к другу; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении общих задач. В начале игры мы делим детей на команды и говорим о том, что сейчас каждая команда начнет искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад. Также можно проводить эту игру с выключенным в группе светом (полумрак), дав детям фонарик. Так игра приобретет больше таинственности и загадочности (но обязательно учитывается боязнь некоторых детей темноты).

Игра «Иголочка и ниточка» — цель: развить умения согласовывать свои действия с другими. Игра начинается с того, что мы расставляем детей-участников друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление, остальные бегут за ним, стараясь не отставать и не менять направление движения. Детям очень нравится эта игра, обычно она сопровождается большим весельем с их стороны!

Игра «Цветик-Семицветик» — цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками, формировать чувства коллектива, а также умение учитывать интересы других. Мы проводили эту игру после прочтения одноименной сказки В.П. Катаева, что позволило повысить к ней интерес. Детям давалось задание: «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывал одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. В конце мы провели конкурс на самое лучшее желание для всех!

Игра «Покупатели и игрушки» — цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение других людей. В начале игры дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец спрашивает каждого ребенка, какой игрушкой он будет. Дети-покупатели по очереди подходят и стараются отгадать игрушку, которую ему показывают. Обычно эта игра проходит очень весело и эмоционально, дети показывают свои любимые игрушки, а заодно стремятся рассказать о них!

Эффективными и интересными для нашей практической работы явились словесные дидактические игры – ситуации. Их цель — учить детей вступать в разговор от своего имени и от имени любимых персонажей и максимально содержательно для своего возраста выражать свои мысли, обмениваться чувствами и переживаниями друг с другом. Темы таких словесных игр достаточно разнообразны (например, «Слонёнок очень обидел своего друга – давай попробуем научить его попросить прощения, помириться с попугаем», «Кукла катя плачет – успокой ей», «Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним», «К Мишке пришли гости – давай поможем ему познакомить его друзей с родителями, показать свою комнату и свои игрушки» и другие).

При проведении дидактической игры от педагога требуется наличие необходимых знаний детской психологии и индивидуальных особенностей детей. Педагогу следует продумывать не только содержание инструкции по проведению игры, но и способ ее подачи, он должен уметь прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия, а также воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи .Педагог должен обладать чувством такта, ему необходимо помнить, что каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение. Необходимо стараться обеспечить успех в деятельности малоактивным, неуверенным в себе детям, не пользующихся популярностью в группе сверстников. Это поможет изменить их позицию, нормализует их отношения в коллективе.

Нельзя забывать, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: на систему ценностей, на ответственность, на личное достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие, на независимость от других людей, на собственные мысли, на отстаивание своих прав .

При проведении игры мы старались активно включаться в нее, однако, обращали внимание на то, что воспитатель не должен выполнять сам все действия игры. Дети должны учится самостоятельному мышлению, учится использовать полученные знания в соответствии с поставленной задачей.

Использование дидактической игры для формирования коммуникативных умений у младших дошкольников является эффективным средством социализации личности малыша, а дидактическая игра представляется детям не учением, а развлечением. Игровая деятельность привычна ребенку и это позволяет опосредованно, в процессе дидактической игры воспитывать и развивать необходимые коммуникативные умения и формировать навыки межличностного общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация32.52 КБ
Файл konsultatsiya.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 на тему

"Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей  дошкольного возраста".

Подготовила:

воспитатель

                                                                  высшей кв. категории

                                                       Аверкина Е.Ф.

2021г.

В настоящее время часто педагоги и родители, уделяя большое внимание раннему интеллектуальному развитию ребенка, ставят на второй план формирование и развитие его социально-коммуникативных навыков. Однако желательно не забывать, что неотъемлемыми элементами полноценного личностного развития ребенка является его умение слушать и слышать других (взрослых и сверстников), способность общаться и играть со сверстниками, а также разумно и адекватно воспринимать замечания и просьбы взрослых. Отсутствие данных умений может повлечь за собой снижение самооценки ребенка, эмоциональную замкнутость, тревожность или, наоборот, привести к агрессивности в поведении, что в дальнейшем может сказаться как на обучение в школе, так и в целом снизить реализацию потенциальных возможностей формирующейся личности ребенка. Вот почему так важно уже в младшем дошкольном возрасте уделять большое значение формированию коммуникативных умений у детей.

Исследования отечественных педагогов психологов показали, что коммуникативное развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре . Игра способствует развитию действий и представлений, ориентации в человеческих взаимоотношениях. Об игре, как форме организации детской деятельности, и ее особой роли в развитии дошкольников, говорится в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Один из принципов ФГОС – это «принцип реализации Образовательной Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» . Согласно ФГОС, игра является той самой важной деятельностью дошкольника, через которую родители и педагоги могут решать образовательные задачи, проводить обучение ребенка.

Среди различных видов игр, особого внимания заслуживают дидактические игры, так как коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей . Дидактическая игра в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста имеет огромные возможности, ведь это игра обучающая. В дидактической игре есть возможность создать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт, при этом дети учатся сотрудничать, слышать друг друга, находить компромисс.

В современных исследованиях рассматривается взаимосвязь игры и обучения, корректируются формы и методы педагогического руководства дидактическими играми, а также исследуется проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников в структуре игрового процесса. Часто эти игры не предусматривают четких фиксированных правил, дети сами должны найти способ решения той или иной задачи. Такие игры развивают гибкость мышления, инициативность в принятии решений, умение соотнести и перенести уже сформированные умственные действия на новое содержание.

Часто дидактические игры создаются взрослыми для обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет свою структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. В ней выделяются следующие структурные компоненты: обучающая (дидактическая) задача, игровые действия, правила игры, результат. Все структурные элементы дидактической игры тесно связаны между собой, отсутствие какого-либо элемента разрушает игру. Сочетание же и взаимодействие их, напротив, повышает эффективность игры и приводит к желаемому результату. При этом следует не забывать, что любая совместная игра требует умения договариваться.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности, игровым правилам и действиям, организации и взаимоотношениям детей, а также роли воспитателя. Дидактические игры бывают: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

Для успешного формирования коммуникативных умений у младших дошкольников необходимо ежедневно проводить дидактические игры. Очень важно, чтобы эти игры вызывали у детей радостные эмоции. Дидактические игры по формированию коммуникативных умений должны решать следующие задачи:

— формировать у ребенка знания об основных человеческих эмоциях (радости, злости, боязни, грусти) и умение их воспринимать;

— развивать чувства эмпатии: сочувствия, сопереживания, содействия, доброжелательности в отношении к сверстникам;

— формировать нормы и правила поведения, умение воспринимать социальные роли в обществе;

— формировать желание и умение общаться с другими людьми, способность разрешать конфликты в общении.

Учить детей осознанно контактировать со сверстниками, окружающими взрослыми — одна из важнейших задач дошкольного периода .

Игра «Лучики для солнышка» — цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Например, дети желают соседу что-то хорошее, хвалят, говорят добрые слова, восхищаются и передают солнышко из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно». При этом на доске мы прикрепляли изображение солнца без лучиков и, когда ребенок говорит доброе слово другому, педагог рисует луч. Так, дорисовывается солнышко, символизируя тепло и доброжелательность между ребятами.

Игра «Найди клад» — цель: развить умение согласовывать свои действия; развитие доверия друг к другу; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении общих задач. В начале игры мы делим детей на команды и говорим о том, что сейчас каждая команда начнет искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад. Также можно проводить эту игру с выключенным в группе светом (полумрак), дав детям фонарик. Так игра приобретет больше таинственности и загадочности (но обязательно учитывается боязнь некоторых детей темноты).

Игра «Иголочка и ниточка» — цель: развить умения согласовывать свои действия с другими. Игра начинается с того, что мы расставляем детей-участников друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление, остальные бегут за ним, стараясь не отставать и не менять направление движения. Детям очень нравится эта игра, обычно она сопровождается большим весельем с их стороны!

Игра «Цветик-Семицветик» — цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками, формировать чувства коллектива, а также умение учитывать интересы других. Мы проводили эту игру после прочтения одноименной сказки В.П. Катаева, что позволило повысить к ней интерес. Детям давалось задание: «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывал одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. В конце мы провели конкурс на самое лучшее желание для всех!

Игра «Покупатели и игрушки» — цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение других людей. В начале игры дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец спрашивает каждого ребенка, какой игрушкой он будет. Дети-покупатели по очереди подходят и стараются отгадать игрушку, которую ему показывают. Обычно эта игра проходит очень весело и эмоционально, дети показывают свои любимые игрушки, а заодно стремятся рассказать о них!

Эффективными и интересными для нашей практической работы явились словесные дидактические игры – ситуации. Их цель — учить детей вступать в разговор от своего имени и от имени любимых персонажей и максимально содержательно для своего возраста выражать свои мысли, обмениваться чувствами и переживаниями друг с другом. Темы таких словесных игр достаточно разнообразны (например, «Слонёнок очень обидел своего друга – давай попробуем научить его попросить прощения, помириться с попугаем», «Кукла катя плачет – успокой ей», «Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним», «К Мишке пришли гости – давай поможем ему познакомить его друзей с родителями, показать свою комнату и свои игрушки» и другие).

При проведении дидактической игры от педагога требуется наличие необходимых знаний детской психологии и индивидуальных особенностей детей. Педагогу следует продумывать не только содержание инструкции по проведению игры, но и способ ее подачи, он должен уметь прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия, а также воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи .Педагог должен обладать чувством такта, ему необходимо помнить, что каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение. Необходимо стараться обеспечить успех в деятельности малоактивным, неуверенным в себе детям, не пользующихся популярностью в группе сверстников. Это поможет изменить их позицию, нормализует их отношения в коллективе.

Нельзя забывать, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: на систему ценностей, на ответственность, на личное достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие, на независимость от других людей, на собственные мысли, на отстаивание своих прав .

При проведении игры мы старались активно включаться в нее, однако, обращали внимание на то, что воспитатель не должен выполнять сам все действия игры. Дети должны учится самостоятельному мышлению, учится использовать полученные знания в соответствии с поставленной задачей.

Использование дидактической игры для формирования коммуникативных умений у младших дошкольников является эффективным средством социализации личности малыша, а дидактическая игра представляется детям не учением, а развлечением. Игровая деятельность привычна ребенку и это позволяет опосредованно, в процессе дидактической игры воспитывать и развивать необходимые коммуникативные умения и формировать навыки межличностного общения.



Предварительный просмотр:

Консультация

 на тему

"Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей  дошкольного возраста".

Подготовила:

воспитатель

                                                                  высшей кв. категории

                                                       Аверкина Е.Ф.

2021г.

В настоящее время часто педагоги и родители, уделяя большое внимание раннему интеллектуальному развитию ребенка, ставят на второй план формирование и развитие его социально-коммуникативных навыков. Однако желательно не забывать, что неотъемлемыми элементами полноценного личностного развития ребенка является его умение слушать и слышать других (взрослых и сверстников), способность общаться и играть со сверстниками, а также разумно и адекватно воспринимать замечания и просьбы взрослых. Отсутствие данных умений может повлечь за собой снижение самооценки ребенка, эмоциональную замкнутость, тревожность или, наоборот, привести к агрессивности в поведении, что в дальнейшем может сказаться как на обучение в школе, так и в целом снизить реализацию потенциальных возможностей формирующейся личности ребенка. Вот почему так важно уже в младшем дошкольном возрасте уделять большое значение формированию коммуникативных умений у детей.

Исследования отечественных педагогов психологов показали, что коммуникативное развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре . Игра способствует развитию действий и представлений, ориентации в человеческих взаимоотношениях. Об игре, как форме организации детской деятельности, и ее особой роли в развитии дошкольников, говорится в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Один из принципов ФГОС – это «принцип реализации Образовательной Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» . Согласно ФГОС, игра является той самой важной деятельностью дошкольника, через которую родители и педагоги могут решать образовательные задачи, проводить обучение ребенка.

Среди различных видов игр, особого внимания заслуживают дидактические игры, так как коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей . Дидактическая игра в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста имеет огромные возможности, ведь это игра обучающая. В дидактической игре есть возможность создать такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт, при этом дети учатся сотрудничать, слышать друг друга, находить компромисс.

В современных исследованиях рассматривается взаимосвязь игры и обучения, корректируются формы и методы педагогического руководства дидактическими играми, а также исследуется проблема формирования коммуникативных умений у дошкольников в структуре игрового процесса. Часто эти игры не предусматривают четких фиксированных правил, дети сами должны найти способ решения той или иной задачи. Такие игры развивают гибкость мышления, инициативность в принятии решений, умение соотнести и перенести уже сформированные умственные действия на новое содержание.

Часто дидактические игры создаются взрослыми для обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет свою структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. В ней выделяются следующие структурные компоненты: обучающая (дидактическая) задача, игровые действия, правила игры, результат. Все структурные элементы дидактической игры тесно связаны между собой, отсутствие какого-либо элемента разрушает игру. Сочетание же и взаимодействие их, напротив, повышает эффективность игры и приводит к желаемому результату. При этом следует не забывать, что любая совместная игра требует умения договариваться.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности, игровым правилам и действиям, организации и взаимоотношениям детей, а также роли воспитателя. Дидактические игры бывают: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

Для успешного формирования коммуникативных умений у младших дошкольников необходимо ежедневно проводить дидактические игры. Очень важно, чтобы эти игры вызывали у детей радостные эмоции. Дидактические игры по формированию коммуникативных умений должны решать следующие задачи:

— формировать у ребенка знания об основных человеческих эмоциях (радости, злости, боязни, грусти) и умение их воспринимать;

— развивать чувства эмпатии: сочувствия, сопереживания, содействия, доброжелательности в отношении к сверстникам;

— формировать нормы и правила поведения, умение воспринимать социальные роли в обществе;

— формировать желание и умение общаться с другими людьми, способность разрешать конфликты в общении.

Учить детей осознанно контактировать со сверстниками, окружающими взрослыми — одна из важнейших задач дошкольного периода .

Игра «Лучики для солнышка» — цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Например, дети желают соседу что-то хорошее, хвалят, говорят добрые слова, восхищаются и передают солнышко из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно». При этом на доске мы прикрепляли изображение солнца без лучиков и, когда ребенок говорит доброе слово другому, педагог рисует луч. Так, дорисовывается солнышко, символизируя тепло и доброжелательность между ребятами.

Игра «Найди клад» — цель: развить умение согласовывать свои действия; развитие доверия друг к другу; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении общих задач. В начале игры мы делим детей на команды и говорим о том, что сейчас каждая команда начнет искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад. Также можно проводить эту игру с выключенным в группе светом (полумрак), дав детям фонарик. Так игра приобретет больше таинственности и загадочности (но обязательно учитывается боязнь некоторых детей темноты).

Игра «Иголочка и ниточка» — цель: развить умения согласовывать свои действия с другими. Игра начинается с того, что мы расставляем детей-участников друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление, остальные бегут за ним, стараясь не отставать и не менять направление движения. Детям очень нравится эта игра, обычно она сопровождается большим весельем с их стороны!

Игра «Цветик-Семицветик» — цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками, формировать чувства коллектива, а также умение учитывать интересы других. Мы проводили эту игру после прочтения одноименной сказки В.П. Катаева, что позволило повысить к ней интерес. Детям давалось задание: «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывал одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. В конце мы провели конкурс на самое лучшее желание для всех!

Игра «Покупатели и игрушки» — цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение других людей. В начале игры дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец спрашивает каждого ребенка, какой игрушкой он будет. Дети-покупатели по очереди подходят и стараются отгадать игрушку, которую ему показывают. Обычно эта игра проходит очень весело и эмоционально, дети показывают свои любимые игрушки, а заодно стремятся рассказать о них!

Эффективными и интересными для нашей практической работы явились словесные дидактические игры – ситуации. Их цель — учить детей вступать в разговор от своего имени и от имени любимых персонажей и максимально содержательно для своего возраста выражать свои мысли, обмениваться чувствами и переживаниями друг с другом. Темы таких словесных игр достаточно разнообразны (например, «Слонёнок очень обидел своего друга – давай попробуем научить его попросить прощения, помириться с попугаем», «Кукла катя плачет – успокой ей», «Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним», «К Мишке пришли гости – давай поможем ему познакомить его друзей с родителями, показать свою комнату и свои игрушки» и другие).

При проведении дидактической игры от педагога требуется наличие необходимых знаний детской психологии и индивидуальных особенностей детей. Педагогу следует продумывать не только содержание инструкции по проведению игры, но и способ ее подачи, он должен уметь прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия, а также воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи .Педагог должен обладать чувством такта, ему необходимо помнить, что каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение. Необходимо стараться обеспечить успех в деятельности малоактивным, неуверенным в себе детям, не пользующихся популярностью в группе сверстников. Это поможет изменить их позицию, нормализует их отношения в коллективе.

Нельзя забывать, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права: на систему ценностей, на ответственность, на личное достоинство и уважение этого достоинства, на индивидуальность и своеобразие, на независимость от других людей, на собственные мысли, на отстаивание своих прав .

При проведении игры мы старались активно включаться в нее, однако, обращали внимание на то, что воспитатель не должен выполнять сам все действия игры. Дети должны учится самостоятельному мышлению, учится использовать полученные знания в соответствии с поставленной задачей.

Использование дидактической игры для формирования коммуникативных умений у младших дошкольников является эффективным средством социализации личности малыша, а дидактическая игра представляется детям не учением, а развлечением. Игровая деятельность привычна ребенку и это позволяет опосредованно, в процессе дидактической игры воспитывать и развивать необходимые коммуникативные умения и формировать навыки межличностного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Общение - средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

В материале представлены коммуникативные игры, которые помогут родителям в формировании навыков общения  у детей...

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков младших дошкольников.

Сюжетная и несюжетная подвижная игра младших дошкольников.Особенности приемов ее проведения,оптимальные механизмы организации и руководства педагогического воздействия на их развитие....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями речи

Данная статья представлена в сборнике докладов XIV Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика в системе гуманитарного знания", г. Москва , 2-3 апреля 2015 г....

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ...

Родительское собрание на тему: "Игра как средство формирования коммуникативных навыков"

Материал для родительского собрания на тему "Игра как средство формирования коммуникативных навыков"...

Консультация "Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста"

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...

Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Отношения с окружающими начинаются и развиваются наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений является основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Даль...