Консультация на тему: «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков речи у детей дошкольного возраста».
консультация на тему
Консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №199 «Муравьишка» городского округа Тольятти
Консультация на тему:
«Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков речи у детей дошкольного возраста».
Составила: Захарова Н. С.
Тольятти, 2017
Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Большое значение в развитии коммуникационных навыков оказывает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.
Известно, что речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач процесса образования является развитие речи. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том, числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т. д.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребенка. В дошкольный период у ребёнка активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот период происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь, ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности детей в игре широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, а правильно поставленные вопросы во время игры заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность.
Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.
Совместная театрализовано-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.
Основные требования к организации театрализованной игровой деятельности детей:
- содержательность;
- разнообразие тематик.
Театрализованная игра должна постоянно ежедневно включаться в повседневную жизнь ребенка. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети максимально активно участвовали в такой игре.
Вначале воспитатель сам проигрывает предполагаемый сюжет в ролях. Это может быть небольшая сказка, стихотворение, рассказ и т. д. Затем предлагается детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, ненавязчиво предлагается игра на этот сюжет. Выбор постановки производится в соответствии с возрастными особенностями детей. Чем младше ребёнок, тем проще театрализация. Но в любом случае идеальными будут народные сказки и их сюжет.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, то и образно-эмоциональной стороны языка. Для развития выразительности речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Он должен научиться выразительно и чётко разговаривать не только в обычной обстановке, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией
Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно – пространственной среды.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры//Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24;
2. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных Учреждений – М.: ТЦ «Сфера», 2001;
3. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: Пособия для работников ДОУ - М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи".
Театрализованная игра как средство развития речи у детей....
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»
Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста...
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».На педагоги...
Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»
Цель: —создание условий для коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.Задачи:Стимулирование речевой деятельностиФормирование вербальн...
Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...