Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованных игр
«Путешествие по сказкам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_po_skazkam.docx | 23.36 КБ |
Конспект | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Радость» г. Воркуты
169907, Республика Коми, г.Воркута, ул.Тиманская, д.12Б, тел./факс 7-52-96 е-mail: ds_53_vork@edu.rkomi.ru
«Челядьöс 53 №-а видзанiн «Радость» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованных игр
«Путешествие по сказкам»
Подготовила: Равлюк
Татьяна Александровна
Учитель-логопед
2023 г. Воркута
Конспект занятия «Путешествие по сказкам»
с элементами театрализованной деятельности
Цель: формирование интереса у детей к русским народным сказкам.
Задачи:
• приобщать детей к народному творчеству;
• способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию дружного коллектива;
• развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Предварительная работа:
1. Игры на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия: «Кто как разговаривает», «Что изменилось?», «Съедобные – несъедобные», «По грибы да ягоды», «Поможем бабушке приготовить обед», «Угадай по вкусу», «Какой суп сварила Маша?», «Подбери по величине», «Четвертый лишний», «Хищники – травоядные».
2. Чтение и пересказ сказок, рассказов, разучивание стихов и загадок. В. Сутеев «Под грибом», русская народная сказка «Маша и медведь».
3. Рассказывание и пересказ сказки «Три медведя» с использованием различных видов театра, характеристика героев, идейного содержания, придумывание различных вариантов сказок.
4. Работа по разъяснению идейного содержания пьесы и пословиц, которые в ней встречаются.
5. Игры и упражнения на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы.
6. Выполнение упражнений по артикуляции и моторике, закрепление звукопроизношения.
7. Работа над слоговой структурой слов, разучивание скороговорок.
8. Работа над лексико-грамматическим строем речи и ее выразительностью.
9. Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов.
10. Закрепление тем и развитие творческих способностей на занятиях по художественной деятельности, труду, во время прогулок, в утреннее и вечернее время.
11. Пересказ сценарного варианта сказки по ролям с использованием различных видов театра.
12. Работа над диалогической формой речи и образами героев.
Ход занятия.
1. Организационный момент
(Дети стоят в кругу)
- Здравствуйте ребята! Я очень рада встрече с вами. Давайте поздороваемся со всеми улыбкой. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, нашим гостям, теперь улыбнитесь мне, а я вам.
2. Основная часть
- Ребята, а вы знаете, откуда появились сказки (ответы детей)
- Верно! Вы правы. Случится что-нибудь интересное, люди друг другу рассказывают, да еще что-нибудь прибавляют. История эта из уст в уста передается. Отсюда и название РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
- Я приглашаю вас в путешествие по сказкам.
Отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(дети рассматривают слайд и видят, что герои из сказок перепутаны)
- Ничего не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? Все герои сказок перепутались! Видно здесь побывала нечистая сила. И я даже догадываюсь кто, а вы угадаете?
Кто на ступе в лесу летает?
И в избушке там живёт?
Кто детей всегда пугает
Сказки слушать не даёт?
- Кто это? Догадались?
(На слайде)
Узнали знаменитую Бабу Ягу?
Я вам пакость покажу!
Перепутаю все сказки,
Чтоб не знали дети ласки!
- Ребята, а вы знаете, почему так зовут Бабу Ягу? Её имя происходит от слова «ягать», значит «кричать, ругаться».
- Как же нам поступить? Ведь надо навести порядок в сказках. Как вы думаете, что нужно сделать? (Выслушиваются варианты детей).
- Правильно, мы будем путешествовать по сказочной стране, выполним все задания и поможем героям вернуться в свои сказки.
- А вот на каком транспорте мы отправимся в путь (ответы детей).
- Страна, куда мы отправляемся сказочная и транспорт у нас будет сказочный.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный (ковёр самолёт)
- Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник, садитесь на ковер – самолет.
(дети садятся на ковёр)
- Чтобы отправиться в путь, давайте скажем волшебные слова.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
- Путешествие по сказочной стране начинается.
- Но для того, чтобы выполнить все задания нам нужно стать артистами. Вы согласны?
- Тогда пора нам поиграть. А называется игра: «Разминка театральная».
- Сказки любите читать?
- Артистами хотите стать?
- Тогда скажите мне, друзья,
- Как можно изменить себя?
- Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу,
( Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)
- А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
- А что же поможет нам в этом, друзья?
(Жесты и, конечно, мимика.) Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.) Верно, ну, а жесты? (Это движения.)
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.
(ведущий называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, удивление, страх, восторг)
- А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
(воспитатель называет, а дети жестами показывают:
«иди сюда», «уходи», «до свидания», «тихо», «не балуй», «отстань»).
- Молодцы, все постарались и теперь непременно справитесь со всеми заданиями и вернёте сказочных героев на свои места.
- Итак, первое задание. Загадка.
По сусеком он скребён,
На сметане он мешен,
На окошке он стужон,
Круглый бок, румяный бок
Покатился.
(колобок)
- Вы помните песенку колобка? Мы поможем колобку, если пропоём эту песенку по определённым правилам. Надо разделиться вам на две команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку с этим настроением. А другая команда должна отгадать ваше настроение.
- А какой Колобок больше подходит для сказки – грустный или весёлый?
- Молодцы, Колобок теперь попадает в свою сказку.
- А вот еще одна задача. Что наделала злая Баба-яга,
Сказку всю эту спутала
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(дети проходят к столам, из пазлов (круги Луллия) собирают картинку сказки и называют ее. Сказка «Маша и медведь»)
- Молодцы! Все собрали картинку правильно. Назовите название этой сказки. Назовите героев этой сказки. Вот и медведю с Машенькой мы помогли вернуться в сказку.
- Следующее задание тоже выполняется 2-мя командами. Вам нужно расставить в правильном порядке героев сказки.
Ребята - это театр на фланелеграфе.
1 команда
Сказку «Репка» вспоминайте,
И героям помогайте.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
А это, ребята, настольный театр.
2 команда
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(дети выстраивают последовательность
цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»).
- Назовите последовательность героев сказки «Теремок».
- Посмотрите, герои сказки «Теремок» вернулись в свою сказку и говорят вам «спасибо».
- Назовите последовательность героев сказки «Репка».
- Посмотрите репка тоже вернулась в свою сказку и говорит вам «спасибо».
- Репа – очень полезный для организма овощ. Давайте расскажем об этом и поиграем в игру – «Репка».
3. Физкультминутка
Дети выполняют движения стоя
Репку мы посадили
(наклониться)
И водой ее полили
(имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка
(развести руки в стороны)
А теперь ее потянем
(имитация движения)
И из репы кашу сварим
(имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие!
(показать «силу»)
- Нам пора двигаться дальше. Присаживайтесь на ковёр самолёт.
Загадка 2.
Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок
Горю помог.
- Узнали сказку?
(«Заюшкина избушка»)
- Какая лиса была в этой сказке?
-Какая у зайчика в сказке была избушка?.
-А, что значит лубяная?
А у лисы какая избушка?
-А, что случилось с зайчиком в этой сказке?
-Как лиса зверей пугала?
-Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? А какие слова он говорил?
- А теперь мы с вами поиграем.
Игра на выражение эмоций и движений:
«Заюшкина избушка»
- Сейчас некоторые дети будут артистами театра масок, а остальные будут зрителями (детям-артистам воспитатель одевает шапочки героев).
- Ребята, жестами, мимикой покажите характеры героев сказки.
- Покажите решительного петушка, неуверенного зайца, хитрую лису.
Зайка наш в избушке жил.
Никогда он не тужил.
Песню весело он пел.
И на дудочке дудел.
Но лисичка постучала.
Зайца нашего прогнала.
Теперь зайчишка грустный ходит.
Себе он места не находит.
И собака, и медведь к зайцу нашему подходят,
Но ни с чем они уходят.
Лишь единственный петух Зайцу нашему помог.
И теперь живут в дому, припеваючи, в ладу.
(аплодисменты детей-зрителей)
- Молодцы! Мы и вспомнили сказку «Заюшкина избушка» и помогли зайке в неё вернуться.
- Вот и вернули мы всех сказочных героев в свои сказки.
- Наше путешествие подошло к концу. Чтобы вернуться домой давайте скажем волшебные слова.
Раз, два, три, ковёр самолёт,
Скорее домой нас домчи!
4. Заключение.
- Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.
-Вам понравилось наше путешествие?
- В каких сказках вы побывали?
- А как мы помогли героям сказок вернуться на место?
- А понравилось вам быть артистами?
- Как вы изображали сказочных героев?
-Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
-Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Вы большие молодцы!
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Радость» г. Воркуты
169907, Республика Коми, г.Воркута, ул.Тиманская, д.12Б, тел./факс 7-52-96 е-mail: ds_53_vork@edu.rkomi.ru
«Челядьöс 53 №-а видзанiн «Радость» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованных игр
«Путешествие по сказкам»
Подготовила: Равлюк
Татьяна Александровна
Учитель-логопед
2023 г. Воркута
Конспект занятия «Путешествие по сказкам»
с элементами театрализованной деятельности
Цель: формирование интереса у детей к русским народным сказкам.
Задачи:
• приобщать детей к народному творчеству;
• способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию дружного коллектива;
• развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Предварительная работа:
1. Игры на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия: «Кто как разговаривает», «Что изменилось?», «Съедобные – несъедобные», «По грибы да ягоды», «Поможем бабушке приготовить обед», «Угадай по вкусу», «Какой суп сварила Маша?», «Подбери по величине», «Четвертый лишний», «Хищники – травоядные».
2. Чтение и пересказ сказок, рассказов, разучивание стихов и загадок. В. Сутеев «Под грибом», русская народная сказка «Маша и медведь».
3. Рассказывание и пересказ сказки «Три медведя» с использованием различных видов театра, характеристика героев, идейного содержания, придумывание различных вариантов сказок.
4. Работа по разъяснению идейного содержания пьесы и пословиц, которые в ней встречаются.
5. Игры и упражнения на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы.
6. Выполнение упражнений по артикуляции и моторике, закрепление звукопроизношения.
7. Работа над слоговой структурой слов, разучивание скороговорок.
8. Работа над лексико-грамматическим строем речи и ее выразительностью.
9. Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов.
10. Закрепление тем и развитие творческих способностей на занятиях по художественной деятельности, труду, во время прогулок, в утреннее и вечернее время.
11. Пересказ сценарного варианта сказки по ролям с использованием различных видов театра.
12. Работа над диалогической формой речи и образами героев.
Ход занятия.
1. Организационный момент
(Дети стоят в кругу)
- Здравствуйте ребята! Я очень рада встрече с вами. Давайте поздороваемся со всеми улыбкой. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, нашим гостям, теперь улыбнитесь мне, а я вам.
2. Основная часть
- Ребята, а вы знаете, откуда появились сказки (ответы детей)
- Верно! Вы правы. Случится что-нибудь интересное, люди друг другу рассказывают, да еще что-нибудь прибавляют. История эта из уст в уста передается. Отсюда и название РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
- Я приглашаю вас в путешествие по сказкам.
Отправляемся друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(дети рассматривают слайд и видят, что герои из сказок перепутаны)
- Ничего не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? Все герои сказок перепутались! Видно здесь побывала нечистая сила. И я даже догадываюсь кто, а вы угадаете?
Кто на ступе в лесу летает?
И в избушке там живёт?
Кто детей всегда пугает
Сказки слушать не даёт?
- Кто это? Догадались?
(На слайде)
Узнали знаменитую Бабу Ягу?
Я вам пакость покажу!
Перепутаю все сказки,
Чтоб не знали дети ласки!
- Ребята, а вы знаете, почему так зовут Бабу Ягу? Её имя происходит от слова «ягать», значит «кричать, ругаться».
- Как же нам поступить? Ведь надо навести порядок в сказках. Как вы думаете, что нужно сделать? (Выслушиваются варианты детей).
- Правильно, мы будем путешествовать по сказочной стране, выполним все задания и поможем героям вернуться в свои сказки.
- А вот на каком транспорте мы отправимся в путь (ответы детей).
- Страна, куда мы отправляемся сказочная и транспорт у нас будет сказочный.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный (ковёр самолёт)
- Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник, садитесь на ковер – самолет.
(дети садятся на ковёр)
- Чтобы отправиться в путь, давайте скажем волшебные слова.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
- Путешествие по сказочной стране начинается.
- Но для того, чтобы выполнить все задания нам нужно стать артистами. Вы согласны?
- Тогда пора нам поиграть. А называется игра: «Разминка театральная».
- Сказки любите читать?
- Артистами хотите стать?
- Тогда скажите мне, друзья,
- Как можно изменить себя?
- Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, или на козу,
( Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)
- А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
- А что же поможет нам в этом, друзья?
(Жесты и, конечно, мимика.) Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.) Верно, ну, а жесты? (Это движения.)
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.
(ведущий называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, удивление, страх, восторг)
- А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.
(воспитатель называет, а дети жестами показывают:
«иди сюда», «уходи», «до свидания», «тихо», «не балуй», «отстань»).
- Молодцы, все постарались и теперь непременно справитесь со всеми заданиями и вернёте сказочных героев на свои места.
- Итак, первое задание. Загадка.
По сусеком он скребён,
На сметане он мешен,
На окошке он стужон,
Круглый бок, румяный бок
Покатился.
(колобок)
- Вы помните песенку колобка? Мы поможем колобку, если пропоём эту песенку по определённым правилам. Надо разделиться вам на две команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку с этим настроением. А другая команда должна отгадать ваше настроение.
- А какой Колобок больше подходит для сказки – грустный или весёлый?
- Молодцы, Колобок теперь попадает в свою сказку.
- А вот еще одна задача. Что наделала злая Баба-яга,
Сказку всю эту спутала
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(дети проходят к столам, из пазлов (круги Луллия) собирают картинку сказки и называют ее. Сказка «Маша и медведь»)
- Молодцы! Все собрали картинку правильно. Назовите название этой сказки. Назовите героев этой сказки. Вот и медведю с Машенькой мы помогли вернуться в сказку.
- Следующее задание тоже выполняется 2-мя командами. Вам нужно расставить в правильном порядке героев сказки.
Ребята - это театр на фланелеграфе.
1 команда
Сказку «Репка» вспоминайте,
И героям помогайте.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
А это, ребята, настольный театр.
2 команда
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем сюда придет?
(дети выстраивают последовательность
цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»).
- Назовите последовательность героев сказки «Теремок».
- Посмотрите, герои сказки «Теремок» вернулись в свою сказку и говорят вам «спасибо».
- Назовите последовательность героев сказки «Репка».
- Посмотрите репка тоже вернулась в свою сказку и говорит вам «спасибо».
- Репа – очень полезный для организма овощ. Давайте расскажем об этом и поиграем в игру – «Репка».
3. Физкультминутка
Дети выполняют движения стоя
Репку мы посадили
(наклониться)
И водой ее полили
(имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка
(развести руки в стороны)
А теперь ее потянем
(имитация движения)
И из репы кашу сварим
(имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие!
(показать «силу»)
- Нам пора двигаться дальше. Присаживайтесь на ковёр самолёт.
Загадка 2.
Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок
Горю помог.
- Узнали сказку?
(«Заюшкина избушка»)
- Какая лиса была в этой сказке?
-Какая у зайчика в сказке была избушка?.
-А, что значит лубяная?
А у лисы какая избушка?
-А, что случилось с зайчиком в этой сказке?
-Как лиса зверей пугала?
-Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? А какие слова он говорил?
- А теперь мы с вами поиграем.
Игра на выражение эмоций и движений:
«Заюшкина избушка»
- Сейчас некоторые дети будут артистами театра масок, а остальные будут зрителями (детям-артистам воспитатель одевает шапочки героев).
- Ребята, жестами, мимикой покажите характеры героев сказки.
- Покажите решительного петушка, неуверенного зайца, хитрую лису.
Зайка наш в избушке жил.
Никогда он не тужил.
Песню весело он пел.
И на дудочке дудел.
Но лисичка постучала.
Зайца нашего прогнала.
Теперь зайчишка грустный ходит.
Себе он места не находит.
И собака, и медведь к зайцу нашему подходят,
Но ни с чем они уходят.
Лишь единственный петух Зайцу нашему помог.
И теперь живут в дому, припеваючи, в ладу.
(аплодисменты детей-зрителей)
- Молодцы! Мы и вспомнили сказку «Заюшкина избушка» и помогли зайке в неё вернуться.
- Вот и вернули мы всех сказочных героев в свои сказки.
- Наше путешествие подошло к концу. Чтобы вернуться домой давайте скажем волшебные слова.
Раз, два, три, ковёр самолёт,
Скорее домой нас домчи!
4. Заключение.
- Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.
-Вам понравилось наше путешествие?
- В каких сказках вы побывали?
- А как мы помогли героям сказок вернуться на место?
- А понравилось вам быть артистами?
- Как вы изображали сказочных героев?
-Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
-Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Вы большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Целью данного занятия является: совершенствование представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"
В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....
«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».
«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...
Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему "Волшебное путешествие по сказкам братьев Гримм".
Обогатить и уточнить представления детей о творчестве братьев Гримм.Расширять и обобщать имеющиеся знания у детей о сказках.Уточнять и расширять словарь по теме "Сказки".Развивать монологиче...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...