Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности

 по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

 посредством театрализованных игр

«Путешествие по сказкам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_skazkam.docx23.36 КБ
Файл Конспект23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа  «Воркута» 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Радость» г. Воркуты

169907, Республика Коми,  г.Воркута, ул.Тиманская, д.12Б, тел./факс 7-52-96 е-mail: ds_53_vork@edu.rkomi.ru 

«Челядьöс 53 №-а видзанiн «Радость» школаöдз велöдан муниципальнöй  сьöмкуд учреждение Воркута к.

Конспект образовательной деятельности

 по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

 посредством театрализованных игр

«Путешествие по сказкам»

Подготовила: Равлюк

Татьяна Александровна

Учитель-логопед

2023 г. Воркута

Конспект занятия «Путешествие по сказкам»

с элементами театрализованной деятельности

Цель: формирование интереса у детей к русским народным сказкам.

Задачи:

• приобщать детей к народному творчеству;

• способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию дружного коллектива;

• развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Предварительная работа:

1. Игры на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия: «Кто как разговаривает»«Что изменилось?»«Съедобные – несъедобные»«По грибы да ягоды»«Поможем бабушке приготовить обед»«Угадай по вкусу»«Какой суп сварила Маша?»«Подбери по величине»«Четвертый лишний»«Хищники – травоядные».

2. Чтение и пересказ сказок, рассказов, разучивание стихов и загадок. В. Сутеев «Под грибом», русская народная сказка «Маша и медведь».

3. Рассказывание и пересказ сказки «Три медведя» с использованием различных видов театра, характеристика героев, идейного содержания, придумывание различных вариантов сказок.

4. Работа по разъяснению идейного содержания пьесы и пословиц, которые в ней встречаются.

5. Игры и упражнения на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы.

6. Выполнение упражнений по артикуляции и моторике, закрепление звукопроизношения.

7. Работа над слоговой структурой слов, разучивание скороговорок.

8. Работа над лексико-грамматическим строем речи и ее выразительностью.

9. Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов.

10. Закрепление тем и развитие творческих способностей на занятиях по художественной деятельности, труду, во время прогулок, в утреннее и вечернее время.

11. Пересказ сценарного варианта сказки по ролям с использованием различных видов театра.

12. Работа над диалогической формой речи и образами героев.

Ход занятия.

1. Организационный момент

(Дети стоят в кругу)

- Здравствуйте ребята! Я очень рада встрече с вами. Давайте поздороваемся со всеми улыбкой. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, нашим гостям, теперь улыбнитесь мне, а я вам.

2. Основная часть

- Ребята, а вы знаете, откуда появились сказки (ответы детей)

- Верно! Вы правы. Случится что-нибудь интересное, люди друг другу рассказывают, да еще что-нибудь прибавляют. История эта из уст в уста передается. Отсюда и название РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

- Я приглашаю вас в путешествие по сказкам.

Отправляемся друзья,

В чудо сказку – вы и я.

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(дети рассматривают слайд и видят, что герои из сказок перепутаны)

- Ничего не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? Все герои сказок перепутались! Видно здесь побывала нечистая сила. И я даже догадываюсь кто, а вы угадаете?

Кто на ступе в лесу летает?

И в избушке там живёт?

Кто детей всегда пугает

Сказки слушать не даёт?

- Кто это? Догадались?

(На слайде)

Узнали знаменитую Бабу Ягу?

Я вам пакость покажу!

Перепутаю все сказки,

Чтоб не знали дети ласки!

- Ребята, а вы знаете, почему так зовут Бабу Ягу? Её имя происходит от слова «ягать», значит «кричать, ругаться».

- Как же нам поступить? Ведь надо навести порядок в сказках. Как вы думаете, что нужно сделать? (Выслушиваются варианты детей).

- Правильно, мы будем путешествовать по сказочной стране, выполним все задания и поможем героям вернуться в свои сказки.

- А вот на каком транспорте мы отправимся в путь (ответы детей).

- Страна, куда мы отправляемся сказочная и транспорт у нас будет сказочный.

Загадка:

В любое место он вас донесёт

Куда пожелаете сами

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный (ковёр самолёт)

- Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник, садитесь на ковер – самолет.

(дети садятся на ковёр)

- Чтобы отправиться в путь, давайте скажем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

(дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

- Путешествие по сказочной стране начинается.

- Но для того, чтобы выполнить все задания нам нужно стать артистами. Вы согласны?

- Тогда пора нам поиграть. А называется игра«Разминка театральная».

- Сказки любите читать?

- Артистами хотите стать?

- Тогда скажите мне, друзья,

- Как можно изменить себя?

- Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)

- А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

- А что же поможет нам в этом, друзья?

(Жесты и, конечно, мимика.) Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.) Верно, ну, а жесты? (Это движения.)

Бывает, без сомнения, разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(ведущий называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, удивление, страх, восторг)

- А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(воспитатель называет, а дети жестами показывают:

«иди сюда»«уходи»«до свидания»«тихо»«не балуй»«отстань»).

- Молодцы, все постарались и теперь непременно справитесь со всеми заданиями и вернёте сказочных героев на свои места.

- Итак, первое задание. Загадка.

По сусеком он скребён,

На сметане он мешен,

На окошке он стужон,

Круглый бок, румяный бок

Покатился.

(колобок)

- Вы помните песенку колобка? Мы поможем колобку, если пропоём эту песенку по определённым правилам. Надо разделиться вам на две команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку с этим настроением. А другая команда должна отгадать ваше настроение.

- А какой Колобок больше подходит для сказки – грустный или весёлый?

- Молодцы, Колобок теперь попадает в свою сказку.

- А вот еще одна задача. Что наделала злая Баба-яга,

Сказку всю эту спутала

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(дети проходят к столам, из пазлов (круги Луллия) собирают картинку сказки и называют ее. Сказка «Маша и медведь»)

- Молодцы! Все собрали картинку правильно. Назовите название этой сказки. Назовите героев этой сказки. Вот и медведю с Машенькой мы помогли вернуться в сказку.

- Следующее задание тоже выполняется 2-мя командами. Вам нужно расставить в правильном порядке героев сказки.

Ребята - это театр на фланелеграфе.

1 команда

Сказку «Репка» вспоминайте,

И героям помогайте.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

А это, ребята, настольный театр.

2 команда

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(дети выстраивают последовательность

цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»).

- Назовите последовательность героев сказки «Теремок».

- Посмотрите, герои сказки «Теремок» вернулись в свою сказку и говорят вам «спасибо».

- Назовите последовательность героев сказки «Репка».

- Посмотрите репка тоже вернулась в свою сказку и говорит вам «спасибо».

- Репа – очень полезный для организма овощ. Давайте расскажем об этом и поиграем в игру – «Репка».

3. Физкультминутка

Дети выполняют движения стоя

Репку мы посадили

(наклониться)

И водой ее полили

(имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка

(развести руки в стороны)

А теперь ее потянем

(имитация движения)

И из репы кашу сварим

(имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие!

(показать «силу»)

- Нам пора двигаться дальше. Присаживайтесь на ковёр самолёт.

Загадка 2.

Прыгает, скачет,

Горько плачет.

Собака не помогла,

Медведь не помог,

Один петушок

Горю помог.

- Узнали сказку?

(«Заюшкина избушка»)

- Какая лиса была в этой сказке?

-Какая у зайчика в сказке была избушка?.

-А, что значит лубяная?

А у лисы какая избушка?

-А, что случилось с зайчиком в этой сказке?

-Как лиса зверей пугала?

-Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? А какие слова он говорил?

- А теперь мы с вами поиграем.

Игра на выражение эмоций и движений:

«Заюшкина избушка»

- Сейчас некоторые дети будут артистами театра масок, а остальные будут зрителями (детям-артистам воспитатель одевает шапочки героев).

- Ребята, жестами, мимикой покажите характеры героев сказки.

- Покажите решительного петушка, неуверенного зайца, хитрую лису.

Зайка наш в избушке жил.

Никогда он не тужил.

Песню весело он пел.

И на дудочке дудел.

Но лисичка постучала.

Зайца нашего прогнала.

Теперь зайчишка грустный ходит.

Себе он места не находит.

И собака, и медведь к зайцу нашему подходят,

Но ни с чем они уходят.

Лишь единственный петух Зайцу нашему помог.

И теперь живут в дому, припеваючи, в ладу.

(аплодисменты детей-зрителей)

- Молодцы! Мы и вспомнили сказку «Заюшкина избушка» и помогли зайке в неё вернуться.

- Вот и вернули мы всех сказочных героев в свои сказки.

- Наше путешествие подошло к концу. Чтобы вернуться домой давайте скажем волшебные слова.

Раз, два, три, ковёр самолёт,

Скорее домой нас домчи!

4. Заключение.

- Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.

-Вам понравилось наше путешествие?

- В каких сказках вы побывали?

- А как мы помогли героям сказок вернуться на место?

- А понравилось вам быть артистами?

- Как вы изображали сказочных героев?

-Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)

-Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Вы большие молодцы!



Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа  «Воркута» 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Радость» г. Воркуты

169907, Республика Коми,  г.Воркута, ул.Тиманская, д.12Б, тел./факс 7-52-96 е-mail: ds_53_vork@edu.rkomi.ru 

«Челядьöс 53 №-а видзанiн «Радость» школаöдз велöдан муниципальнöй  сьöмкуд учреждение Воркута к.

Конспект образовательной деятельности

 по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

 посредством театрализованных игр

«Путешествие по сказкам»

Подготовила: Равлюк

Татьяна Александровна

Учитель-логопед

2023 г. Воркута

Конспект занятия «Путешествие по сказкам»

с элементами театрализованной деятельности

Цель: формирование интереса у детей к русским народным сказкам.

Задачи:

• приобщать детей к народному творчеству;

• способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию дружного коллектива;

• развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Предварительная работа:

1. Игры на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия: «Кто как разговаривает»«Что изменилось?»«Съедобные – несъедобные»«По грибы да ягоды»«Поможем бабушке приготовить обед»«Угадай по вкусу»«Какой суп сварила Маша?»«Подбери по величине»«Четвертый лишний»«Хищники – травоядные».

2. Чтение и пересказ сказок, рассказов, разучивание стихов и загадок. В. Сутеев «Под грибом», русская народная сказка «Маша и медведь».

3. Рассказывание и пересказ сказки «Три медведя» с использованием различных видов театра, характеристика героев, идейного содержания, придумывание различных вариантов сказок.

4. Работа по разъяснению идейного содержания пьесы и пословиц, которые в ней встречаются.

5. Игры и упражнения на развитие двигательных функций, эмоционально-волевой сферы.

6. Выполнение упражнений по артикуляции и моторике, закрепление звукопроизношения.

7. Работа над слоговой структурой слов, разучивание скороговорок.

8. Работа над лексико-грамматическим строем речи и ее выразительностью.

9. Проведение мимической гимнастики и психогимнастических этюдов.

10. Закрепление тем и развитие творческих способностей на занятиях по художественной деятельности, труду, во время прогулок, в утреннее и вечернее время.

11. Пересказ сценарного варианта сказки по ролям с использованием различных видов театра.

12. Работа над диалогической формой речи и образами героев.

Ход занятия.

1. Организационный момент

(Дети стоят в кругу)

- Здравствуйте ребята! Я очень рада встрече с вами. Давайте поздороваемся со всеми улыбкой. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, нашим гостям, теперь улыбнитесь мне, а я вам.

2. Основная часть

- Ребята, а вы знаете, откуда появились сказки (ответы детей)

- Верно! Вы правы. Случится что-нибудь интересное, люди друг другу рассказывают, да еще что-нибудь прибавляют. История эта из уст в уста передается. Отсюда и название РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

- Я приглашаю вас в путешествие по сказкам.

Отправляемся друзья,

В чудо сказку – вы и я.

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(дети рассматривают слайд и видят, что герои из сказок перепутаны)

- Ничего не могу понять! Что произошло? Вы ничего не замечаете? Все герои сказок перепутались! Видно здесь побывала нечистая сила. И я даже догадываюсь кто, а вы угадаете?

Кто на ступе в лесу летает?

И в избушке там живёт?

Кто детей всегда пугает

Сказки слушать не даёт?

- Кто это? Догадались?

(На слайде)

Узнали знаменитую Бабу Ягу?

Я вам пакость покажу!

Перепутаю все сказки,

Чтоб не знали дети ласки!

- Ребята, а вы знаете, почему так зовут Бабу Ягу? Её имя происходит от слова «ягать», значит «кричать, ругаться».

- Как же нам поступить? Ведь надо навести порядок в сказках. Как вы думаете, что нужно сделать? (Выслушиваются варианты детей).

- Правильно, мы будем путешествовать по сказочной стране, выполним все задания и поможем героям вернуться в свои сказки.

- А вот на каком транспорте мы отправимся в путь (ответы детей).

- Страна, куда мы отправляемся сказочная и транспорт у нас будет сказочный.

Загадка:

В любое место он вас донесёт

Куда пожелаете сами

И не успеете вы оглянуться

Как встретитесь вдруг с чудесами

И вовсе не нужен ему пилот

Ведь это волшебный (ковёр самолёт)

- Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник, садитесь на ковер – самолет.

(дети садятся на ковёр)

- Чтобы отправиться в путь, давайте скажем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

(дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

- Путешествие по сказочной стране начинается.

- Но для того, чтобы выполнить все задания нам нужно стать артистами. Вы согласны?

- Тогда пора нам поиграть. А называется игра«Разминка театральная».

- Сказки любите читать?

- Артистами хотите стать?

- Тогда скажите мне, друзья,

- Как можно изменить себя?

- Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)

- А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

- А что же поможет нам в этом, друзья?

(Жесты и, конечно, мимика.) Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.) Верно, ну, а жесты? (Это движения.)

Бывает, без сомнения, разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(ведущий называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, удивление, страх, восторг)

- А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(воспитатель называет, а дети жестами показывают:

«иди сюда»«уходи»«до свидания»«тихо»«не балуй»«отстань»).

- Молодцы, все постарались и теперь непременно справитесь со всеми заданиями и вернёте сказочных героев на свои места.

- Итак, первое задание. Загадка.

По сусеком он скребён,

На сметане он мешен,

На окошке он стужон,

Круглый бок, румяный бок

Покатился.

(колобок)

- Вы помните песенку колобка? Мы поможем колобку, если пропоём эту песенку по определённым правилам. Надо разделиться вам на две команды. Каждой команде я дам колобка (пиктограмма). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку с этим настроением. А другая команда должна отгадать ваше настроение.

- А какой Колобок больше подходит для сказки – грустный или весёлый?

- Молодцы, Колобок теперь попадает в свою сказку.

- А вот еще одна задача. Что наделала злая Баба-яга,

Сказку всю эту спутала

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(дети проходят к столам, из пазлов (круги Луллия) собирают картинку сказки и называют ее. Сказка «Маша и медведь»)

- Молодцы! Все собрали картинку правильно. Назовите название этой сказки. Назовите героев этой сказки. Вот и медведю с Машенькой мы помогли вернуться в сказку.

- Следующее задание тоже выполняется 2-мя командами. Вам нужно расставить в правильном порядке героев сказки.

Ребята - это театр на фланелеграфе.

1 команда

Сказку «Репка» вспоминайте,

И героям помогайте.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

А это, ребята, настольный театр.

2 команда

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(дети выстраивают последовательность

цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»).

- Назовите последовательность героев сказки «Теремок».

- Посмотрите, герои сказки «Теремок» вернулись в свою сказку и говорят вам «спасибо».

- Назовите последовательность героев сказки «Репка».

- Посмотрите репка тоже вернулась в свою сказку и говорит вам «спасибо».

- Репа – очень полезный для организма овощ. Давайте расскажем об этом и поиграем в игру – «Репка».

3. Физкультминутка

Дети выполняют движения стоя

Репку мы посадили

(наклониться)

И водой ее полили

(имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка

(развести руки в стороны)

А теперь ее потянем

(имитация движения)

И из репы кашу сварим

(имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие!

(показать «силу»)

- Нам пора двигаться дальше. Присаживайтесь на ковёр самолёт.

Загадка 2.

Прыгает, скачет,

Горько плачет.

Собака не помогла,

Медведь не помог,

Один петушок

Горю помог.

- Узнали сказку?

(«Заюшкина избушка»)

- Какая лиса была в этой сказке?

-Какая у зайчика в сказке была избушка?.

-А, что значит лубяная?

А у лисы какая избушка?

-А, что случилось с зайчиком в этой сказке?

-Как лиса зверей пугала?

-Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? А какие слова он говорил?

- А теперь мы с вами поиграем.

Игра на выражение эмоций и движений:

«Заюшкина избушка»

- Сейчас некоторые дети будут артистами театра масок, а остальные будут зрителями (детям-артистам воспитатель одевает шапочки героев).

- Ребята, жестами, мимикой покажите характеры героев сказки.

- Покажите решительного петушка, неуверенного зайца, хитрую лису.

Зайка наш в избушке жил.

Никогда он не тужил.

Песню весело он пел.

И на дудочке дудел.

Но лисичка постучала.

Зайца нашего прогнала.

Теперь зайчишка грустный ходит.

Себе он места не находит.

И собака, и медведь к зайцу нашему подходят,

Но ни с чем они уходят.

Лишь единственный петух Зайцу нашему помог.

И теперь живут в дому, припеваючи, в ладу.

(аплодисменты детей-зрителей)

- Молодцы! Мы и вспомнили сказку «Заюшкина избушка» и помогли зайке в неё вернуться.

- Вот и вернули мы всех сказочных героев в свои сказки.

- Наше путешествие подошло к концу. Чтобы вернуться домой давайте скажем волшебные слова.

Раз, два, три, ковёр самолёт,

Скорее домой нас домчи!

4. Заключение.

- Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.

-Вам понравилось наше путешествие?

- В каких сказках вы побывали?

- А как мы помогли героям сказок вернуться на место?

- А понравилось вам быть артистами?

- Как вы изображали сказочных героев?

-Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)

-Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Материал по речевому развитию детей. Предложенный материал является методической  разработкой занятия по одготовке к обучению грамоте детей старшей группы....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему "Волшебное путешествие по сказкам братьев Гримм".

Обогатить и уточнить представления детей о творчестве братьев Гримм.Расширять и обобщать имеющиеся знания у детей о сказках.Уточнять и расширять словарь по теме "Сказки".Развивать монологиче...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: игра – путешествие по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста       Тема:игра -путешествие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветоч...