Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ]. Буква Щ» в старшей группе комбинированного вида.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте.
к этому конспекту прилагается презентация, но она слишком большая... поэтому, её можно скачать с моего гугл-диска по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1NtalssyGCG...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте
«Звук [Щ]. Буква Щ»
в старшей группе комбинированного вида.
Задачи: формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте.
1. Коррекционно-образовательные.
формировать и расширять у детей предикативный словарь;
развивать грамматический строй речи;
закреплять знания о космосе
2. Коррекционно-развивающие.
Развивать артикуляционную моторику.
Развивать речевое дыхание.
Уточнить артикуляцию звука [Щ].
Закрепить правильное произношение.
Развивать связную речь.
Развивать фонематические процессы.
Развивать мелкую моторику.
Развивать координацию речи с движением.
развивать общую моторику;
развивать навыки словоизменения;
Развивать и обогащать активный словарь по теме «Космос».
3. Коррекционно-воспитательные.
Воспитывать у детей умений слушать и слышать речь взрослых; умений слушать и слышать друг друга.
Воспитывать у детей взаимопомощь и уважение друг другу.
Оборудование: наглядный и раздаточный материал для звукового анализа слов; буквы; кассы букв; магнитная доска, магниты, предметные картинки (слова со звукм [Щ]); предметные картинки по теме «Космос»( звезда, комета, метеорит, планета, корабль, луна, земля, ракета).
Предварительная работа: Знакомство с Космическим Щенком, космическими терминами.
План занятия.
I Организационный момент.
II Основная часть.
1. Развитие общей моторики
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Упражнение на дыхание.
4. Сообщение темы занятия.
5. Акустико-артикуляционный образ звука.
6. Развитие фонематического слуха.
7. Автоматизация звука Щ в слогах, словах.
8. Звуковой анализ и составление схемы слова «щит».
9. Упражнение на развитие мелкой моторики.
10. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
словообразование существительных с уменьшительно-пренебрежительным значением по образцу.
III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей |
1. Слайд 1 2. Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | Организационный момент. -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем гостей. - Космический Щенок снова хочет отправиться в путешествие, ведь он очень любит узнавать всё новое. - А вам он предлагает сегодня поработать в центре управления полётами. Пришло сообщение от Щенка: Не могу запустить ракету. Помогите! Поможем ему запустить ракету. Прочистим шлюзы воздухом: вдох носом, поднимаем руки вверх, выдох через рот – опускаем руки, произносим звук [Щ] – 2 раза. Наш язычок – ракета. Ракета летит вверх (Дотронуться кончиком языка до верхней губы), ракета летит вниз (Дотронуться кончиком языка до нижней губы) – 2 раза. Раз, два – стоит ракета Три, четыре – звездолёт Раз, два – хлопок в ладоши, А потом на каждый счёт 1,2,3,4 – руки выше, плечи шире. 1,2,3,4 и на месте походили. Вот мы и помогли запустить ракету. Присаживайтесь за столы управления. Акустико-артикуляционный образ звука. Скажите, какой любимый звук у Щенка. Дайте характеристику этому звуку. Развитие фонематического слуха. Ребята, на пути Щенка встретился пояс астероидов. Чтобы его преодолеть, нужно выполнить задание: Игра «Найди звук». У детей на столах карточки с изображением предметов, в названии которых встречается заданный звук и карточки с изображениями на космическую тему. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть звук Щ и определить место звука в слове. Сейчас поднимут картинку те ребята, в названии которых звук слышится в середине слова. Теперь, картинки, в названии которых звук слышится в начале слова. поднимите картинки те ребята, в названии которых звук слышится в конце слова. - Молодцы, Щенок преодолел пояс астероидов! Автоматизация звука Щ в слогах, словах. Космический Щенок получил радиосигнал с сигналом «СОС». К далёкой планете приближается метеоритный дождь, и местным жителям срочно нужно помочь. Но, для начала ему нужно получить доступ к их пульту управления. Игра «Доступ к пульту управления»:
А теперь нужно расшифровать слова: Игра «Что получится, если прибавить -ща? – щи?». (nu-ща, ро-ща, ча-ща, гу-ща; ве-щи, ово-щи, ле-щи, кле-щи,). Ребята, пока мы с вами получали доступ к пульту, Космический Щенок придумал, чем можно помочь этой планете! Но, к сожалению, сигнал проходит плохо, и я слышу только отдельные звуки… Игра «Телеграф»: Щ, И, Т. Что же нужно жителям планеты, чтобы спастись от метеоритов? Звуковой анализ и составление схемы слова «щит». проговорите слово Щит по звукам сколько звуков в слове Щит? назовите первый звук, назовите последний звук, назовите второй звук. назовите согласные звуки, назовите гласный звук. сколько слогов в слове? Почему? Давайте выложим звуковую схему слова Щит. Лиза у доски, остальные за столами управления полётов. Проверяем. В какой букве живёт звук [Щ]? В какой букве живёт звук [И]? В какой букве живёт звук [Т]? Напечатаем это слово. Один у доски, остальные за столами управления полётов. Что у нас получилось? Давайте прочитаем. Ура! Мы помогли Щенку спасти целую планету! Пора Щенку отправиться домой. Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять - В космос полетел отряд. Командир в бинокль глядит, Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, комету, И большую белую луну. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. - Ребята, наш Космический Щенок очень много путешествовал по вселенной. А так как он ещё маленький, то все предметы для него кажутся огромными… Например, для него не звезда, а звездище… И, наконец, Космический Щенок увидел в иллюминаторе родную планету. Он очень обрадовался и подумал: «Наконец-то, я увижу свою маму». Вот и закончилось путешествие Космического Щенка. | Дети здороваются. Выполняют задание Выполняют задание Руки поднимают вверх, соединяют над головой Разводят руки в стороны Движения по тексту Хлопают 5 раз Поднимают руки вверх перед собой Опускают руки, ходьба на месте. У Щенка любимый звук [Щ] Звук [Щ] — согласный, глухой, всегда мягкий. Находят карточки (овощи, ящик, ящерица) (щука, щенок, щётка, щит) (плащ, борщ, плющ) Повторяют:
nuща, роща, чаща, гуща; вещи, овощи, лещи, клещи - Щит! Щ, И, Т. В слове щит 3 звука Щ Т И Щ, Т. И В слове щит 1 слог, потому что 1 гласный звук Выполняют задание. В букве Щ В букве И В букве Т Читают. По одному загибают пальчики на обеих руках. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх. Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль». Загибают пальчики обеих рук Не планета – планетища, не комета - кометища, не метеорит - метеоритище, не ракета - ракетища, не луна - лунища, |
3. Слайд 15 | Итог занятия и оценка работы детей. Кому мы сегодня помогали? Трудно было Щенку помогать? | Космическому щенку Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква В"
Конспект занятия "Звук и буква В"...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К».
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «К»....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "К"
Учить четко произносить звук (К)...
конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква У"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ]....
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...