Совместная деятельность учителя логопеда с детьми старшей группы с тяжелым нарушением речи «Космическое путешествие»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: Закреплять и обобщать знания детей о космосе: солнечной системе, полётах в космос, профессии космонавта.
Задачи:
Коррекционные
- Совершенствовать навык работы по закрытой картине, используя графические изображения
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи
- Совершенствовать слоговой анализ слов
- Совершенствовать звуковой анализ слов.
Образовательные
- Развивать связную речь
- Актуализировать и систематизировать знания о космосе
- Активизировать словарь по теме «Космос»
- Формировать целостное представление о космосе и профессии космонавт
Воспитательные:
- Закреплять навыки сотрудничества и уважительного отношения к товарищам
- Формировать самостоятельность, доброжелательность, инициативность, ответственность
- Воспитывать умения работать в коллективе
Развивающие:
- Совершенствовать развитие моторики: артикуляционной, общей, координации движений
- Развивать умения ориентироваться в микро и макро пространстве
- Развивать слуховое и зрительного внимания, восприятие, мышление, память
- Развивать артикуляционную моторику
Оборудование:
- Магнитофон со звукозаписью, фланелеграфы, карточки с изображением планет, плакат «Солнечная система», карточки с графическими изображениями, закрытая картина, картина с изображением звёздного неба, плоскостные изображения звёзд.
Предварительная работа:
Чтение рассказов по теме. Рассматривание картинок из энциклопедии, слайдов с изображением звёздного неба, Солнечной системы, Млечного пути. Беседа по теме. Разучивание упражнения «Ракета». Разучивание стихов по теме «Космос». Моделирование контура космического корабля из ниток. Зарисовки по теме «Космос».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка совместной деятельности
учителя логопеда с детьми старшей группы
с тяжелым нарушением речи
«Космическое путешествие»
Подготовила:
учитель-логопед В.кв. категории
Виноградова Ольга Юрьевна
Санкт-Петербург
2019год
Цель: Закреплять и обобщать знания детей о космосе: солнечной системе, полётах в космос, профессии космонавта.
Задачи:
Коррекционные
- Совершенствовать навык работы по закрытой картине, используя графические изображения
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи
- Совершенствовать слоговой анализ слов
- Совершенствовать звуковой анализ слов.
Образовательные
- Развивать связную речь
- Актуализировать и систематизировать знания о космосе
- Активизировать словарь по теме «Космос»
- Формировать целостное представление о космосе и профессии космонавт
Воспитательные:
- Закреплять навыки сотрудничества и уважительного отношения к товарищам
- Формировать самостоятельность, доброжелательность, инициативность, ответственность
- Воспитывать умения работать в коллективе
Развивающие:
- Совершенствовать развитие моторики: артикуляционной, общей, координации движений
- Развивать умения ориентироваться в микро и макро пространстве
- Развивать слуховое и зрительного внимания, восприятие, мышление, память
- Развивать артикуляционную моторику
Оборудование:
- Магнитофон со звукозаписью, фланелеграфы, карточки с изображением планет, плакат «Солнечная система», карточки с графическими изображениями, закрытая картина, картина с изображением звёздного неба, плоскостные изображения звёзд.
Предварительная работа:
Чтение рассказов по теме. Рассматривание картинок из энциклопедии, слайдов с изображением звёздного неба, Солнечной системы, Млечного пути. Беседа по теме. Разучивание упражнения «Ракета». Разучивание стихов по теме «Космос». Моделирование контура космического корабля из ниток. Зарисовки по теме «Космос».
Организационный момент
Логопед - Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
-Ребята с помощью нашего волшебного солнышка давайте передадим хорошее настроение, теплоту, взаимовыручку, дружбу друг другу, и познакомимся с нашими гостями. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Дети- передают по кругу «солнышко», называя своё имя и фамилию.
Логопед – ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их приветственным словом (Доброе утро уважаемые гости).
Ход занятия
Совершенствование фонематического восприятия.
Логопед: сядьте те дети, чьё имя начинается на звук «М», заканчивается на звук «П», начинается на звук «В».
Работа по закрытой картине. Определение темы совместной деятельности.
Логопед: перед вами закрытая картина, чтобы выяснить что на ней изображено, нужно правильно задать вопросы. Помогут вам в этом графические изображения.
Вопросы детей с опорой на графические изображения.
Это живой объект или не живой предмет? Какой предмет по форме? Какой предмет по цвету? Что он делает? Летает куда?
Логопед: Это неживой предмет. По форме предмет овальный. По цвету предмет серебряный. Летает. Летает в космос.
Дети: Это ракета.
Логопед: Правильно, это ракета. О чём мы будем сегодня говорить?
Дети: Будем говорить о космосе.
Логопед: подумайте, кто летает в космос?
Дети: в космос летают космонавты.
Логопед: каким нужно быть, чтобы стать космонавтом?
Дети: сильным, смелым, умным, добрым, образованным, отзывчивым, дружелюбным.
Логопед: хотите попасть в отряд космонавтов нашей группы и детского сада?
Это наша ракета, но для этого мы свами должны выполнить задания и многому научиться.
Открывается макет ракеты.
1задание на развитие логического мышления. Загадки.
- Угли пылают- Распустился алый хвост, Блин в окошке виден Тане
Совком не достать. Улетела в стаю звёзд. То он в масле, то в сметане.
Ночью их видно, Наш народ построил эту Кто-то край уже отъел…
А днём не достать. Межпланетную Поделиться не хотел.
(звёзды) (ракету) (луна)
2 задание по систематизации знаний о космосе и активизации словаря по теме. Ответы на вопросы по теме.
Логопед: какой праздник отмечают 12 апреля?
Дети: день космонавтики.
Логопед: почему в России отмечается этот праздник?
Дети: первый космонавт Ю. А. Гагарин, гражданин нашей страны.
Логопед: кто ещё летал в космос?
Дети: космонавты из Америки.
Логопед: животные летали в космос?
Дети: летали собаки, обезьяны.
Логопед: люди на луну летали? Кто?
Дети: летали космонавты из Америки.
Логопед: какие аппараты есть на других планетах? Что они делают?
Дети: Луноход, Марсоход. Они изучают Луну и Марс, доставляют грунт на Землю.
Координация речи с движением «Ракета».
3 задание на формирование целостного представления о Солнечной системе. Загадки-описания о планетах Солнечной системы, игра на фланелеграфе «Собери Солнечную систему».
Дети выбирают планету, рассматривают, слушают загадки-описания, определяют, располагают на фланелеграфе относительно Солнца.
4 задание по совершенствованию слогового анализа слов из 1, 2, 3-х слогов. Игра «Раздели на слоги». Зем-ля, Лу-на, Марс, Ве-не-ра
5 задание по совершенствованию лексико-грамматического строя речи. Игра по кругу «Скажи наоборот» (слова-антонимы).
Логопед: в Солнечной системе очень светло, а в космосе?
Дети: темно.
Логопед: летом загорать на солнышке жарко, а в космосе?
Дети: холодно.
Логопед: на Земле люди совершают движения быстро, а в космосе?
Дети: медленно.
Логопед: на Земле работать легче, а в космосе?
Дети: тяжелее.
Логопед: когда на одном полушарии Земли день, на другом?
Дети: ночь.
Логопед: когда на одном полушарии Земли лето, на другом?
Дети: зима.
6 задание на развитие зрительного внимания, восприятия, мышления. Игра «Подбери звезду».
На доске картина с изображением звёздного неба, дети выбирают плоскостные изображения звёзд.
Логопед: внимательно рассмотрите картину, найдите на ней место для своей звезды. Считайте лучи, смотрите, чтобы звезда точно соответствовала контуру пустоты на картине.
Дети размещают выбранную звезду на игровом поле.
7 задание на развитие артикуляторной моторики, уточнения и расширения представлений по теме «Космос». Чтение стихов о космосе.
Итог занятия. Рефлексия
Логопед: молодцы ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали. А что понравилось вам?
Дети: мне понравилось………..
Логопед: замечательно, вы все достойны стать космонавтами нашего детского сада, а вот и наша ракета, она ждёт вас. Найдите карточку со своим именем и разместите на ракете.
Дети находят и размещают карточку со своим именем на ракете.
Логопед: теперь вы космонавты. А кто же будет командиром космического экипажа?
Дети выбирают командира экипажа. Командир отдаёт приказ отправиться в полёт.
Ритмические движения под музыку. Песня «Заправлены в планшеты космические карты».
Дети прощаются с гостями и выходят из группы.
Самоанализ
Целью данной совместной деятельности являлось закрепление и обогащение знаний детей по лексической теме "Космос". Цель была достигнута с использованием наглядного, словесного и практического методов работы.
На занятии присутствовало 6 детей имеющих диагноз ОНР 3 уровня.
Задачи мною поставленные были достигнуты в ходе занятия, за счет выполнения таких заданий как:
-определение темы деятельности при работе по закрытой картине с использованием графических изображений
- слогового анализа слов
- навыка ответа на вопросы
- отгадывания загадок
- совершенствования лексико-грамматического строя речи (слова-антонимы).
- совершенствования зрительного внимания, мышления.
- при формировании целостного представления о Солнечной системе. Загадки-описания о планетах Солнечной системы, игра на фланелеграфе.
Выполнение данных заданий направлено на формирование лексико-грамматического строя речи, на развитие связной речи, умения ориентировки в макро и микро пространстве.
Так же, работа направлена на умение работать сплоченно в команде, быть коммуникабельными, уважительно относиться к сверстникам и взрослым.
На протяжении всего занятия были активизированы психические и физические процессы: слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.
Считаю, что лексический запас по теме обогатился достаточно.
Из основных логопедических приемов мною были использованы следующие:
-образец речи педагога
-вопросы
-речевые пояснения к действию
На занятии выстраивалось личностно - ориентированное взаимодействие, выслушивалось мнение каждого ребенка.
Считаю проведенное занятие продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных технологий по теме: «Посуда»
Конспект совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНРс использованием современных компьютерных технологийпо теме: «Посуда»Коррекционн...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных и игровых технологий по теме: «Обувь»
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных и игровых технологий по теме: «Обувь» Ко...
Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего возраста в период проведения мониторинга
Конспект занятия учителя-логопеда в старшей группе "Наша "Радуга""...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...
Конспект совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных технологий по теме: «Посуда»
Конспект совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНРс использованием современных компьютерных технологийпо теме: «Посуда»Коррекционн...
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных и игровых технологий по теме: «Обувь»
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных и игровых технологий по теме: «Обувь» Ко...