РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_podgotovitelnoy_gruppe_tnr.docx | 88.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза
Анатолия Живова и Юрия Костикова»
Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. 2-я Черногрязская, д. 7 e-mail: 2055scool@mail.ru
Фактические адреса:
123100, г. Москва, ул. 2-я Черногрязская, д. 7, тел. 8 (499) 256-81-29, 8 (499) 256-44-23;
123317, г. Москва, ул. Подвойского, д.2; факс 8 (499) 256-81-29
Принято Педагогическим советом №___от ____2022г. | «Утверждено» И.о. директора ГБОУ Школа №2055 А.И. Гаршин |
Рабочая программа
учителя – логопеда, составленная
Вещуновой Е.В.
в соответствии с АООП ООО обучающихся с ТНР
Образовательная область: коррекция нарушений речи
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Уровень образования: дошкольное
Уровень обучения: базовый
Место предмета в учебном плане:
Количество фронтально-подгрупповых занятий в неделю | 3 |
Количество индивидуальных занятий в неделю | 2 |
Количество форм промежуточной аттестации | 3 |
Москва, 2022г.
Содержание
Название раздела | Страницы |
I. Целевой раздел | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи логопедической деятельности | 4 |
1.3. Характеристика воспитанников группы | 4 |
1.4. Планируемые результаты освоения программы | 6 |
II. Содержательный раздел | 7 |
2.1. Содержание логопедической деятельности | 7 |
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6-7 лет | 8 |
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий логопедической деятельности. Календарно-тематическое планирование | 8 |
2.4. Тематическое планирование | 14 |
2.4.1. Перспективный тематический план занятий по формированию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи | 14 |
2.4.2. Перспективный тематический план занятий по развитию и совершенствованию связной речи | 17 |
2.4.3. Перспективный тематический план занятий по подготовке к обучению грамоте | 20 |
III. Организационный раздел | 22 |
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления логопедической деятельности. Цифровые образовательно-воспитательные ресурсы | 22 |
3.2. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды | 25 |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
С каждым годом увеличивается число дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), куда входят дети с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, дизартрией и пр. Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ТНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.
В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание основной и коррекционных программ.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе ООП ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и др.; Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В., Примерной Адаптированной Основной Образовательной Программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи - под редакцией проф. Л. В. Лопатиной.
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности, рассчитана на один учебный год.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
1.2. Цели и задачи логопедической деятельности
Цель данной Программы — диагностика, коррекция и дальнейшее развитие речи детей с речевыми расстройствами. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1. Уточнение и расширение словарного запаса.
2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования.
3. Развитие диалогической и монологической речи.
4. Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференциаций.
5. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
6. Овладение элементами грамоты.
1.3. Характеристика воспитанников группы
В группу для занятия с учителем-логопедом зачисляются дети, проходящие обучение в подготовительной к школе группе и имеющие заключение ЦПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования по Адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической, связной) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Коррекция ТНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.
Так как чаще всего в группу детей с ТНР попадают дети с общим недоразвитием речи, в следующем разделе рассмотрим именно данную нозологию.
Характеристика уровней общего недоразвития речи
I уровень
Оральный праксис: дети чаще пытаются повторить движения за педагогом; у детей нарушены объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка; грубо нарушены тонкие дифференцированные движения языка. Некоторые дети отказываются от выполнения задания.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, реже – быстрый или нормальный. Ритм - доступно воспроизведение ритма 1, 2, много. Интонация - монотонная. Дыхание - низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное». Голос - нередко снижена сила голоса.
У детей с ОНР I уровня полиморфное нарушение произношения (нарушены все группы звуков). Нарушение чёткости, внятности - диффузный характер произношения из-за неустойчивости артикуляции и недоразвития фонематического восприятия.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова и предложения.
Фонематическое восприятие находится в зачаточном состоянии. Отсутствуют и сложные и простые формы фонематического анализа.
Импрессивная речь - отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов. При восприятии речи доминирует лексическое значение. Ребенок понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
Экспрессивная речь - фраза состоит из лепетных элементов и поясняющих жестов, вне конкретной ситуации понятой окружающими быть не может.
Диалогическая речь больше пассивна, чем активна.
Автоматизированная форма речи - нарушена.
Сопряжённая форма речи – нарушена.
Отражённая форма речи – нарушена.
Связная речь – не сформирована.
Словарь ограничен. В активе – небольшое количество нечётко произносимых обиходных слов, аморфных слов-корней, звукоподражаний и звуко-комплексов, сопровождающихся указательными жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь намного шире активного.
Грамматические процессы – словообразование - отсутствует; словоизменение – отсутствует.
Общая и мелкая моторика - развита слабо.
II уровень
Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.
Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
Недоразвитие фонематического восприятия.
Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).
Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.
Диалогическая речь в основном развита.
Автоматизированная форма речи - затруднена.
Сопряжённая форма речи – затруднена.
Отражённая форма речи – затруднена.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.
Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.
Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
Моторика развита недостаточно.
III уровень
Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).
Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
Фонематическое восприятие — практически сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.
Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов в слове / предложении).
Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.
Диалогическая речь развита.
Автоматизированная форма речи – сформирована.
Сопряжённая форма речи – сформирована.
Отражённая форма речи – сформирована.
Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире активного.
Словообразование - значительно затруднены: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.
Словоизменение - незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.
Общая моторика развита. Недостаточно сформированы графо-моторные навыки.
Логопедическое обследование проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Данные обследования заносятся в речевой протокол. По итогам обследования, на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждаются результаты диагностики и выстраивается план коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной логопедической группы. Для воспитанников, чей уровень развития познавательной деятельности ниже возрастной нормы, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры:
Дети, имеющие на начало коррекционного обучения I уровень речевого развития, на этапе завершения логопедической работы в подготовительной группе должны научиться:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними;
- называть некоторые части тела и одежды;
- обозначать наиболее распространенные действия («сиди», «мой», «стой», «пой», «ешь», «пей», «иди» и т.д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния («холодно», «тепло», «больно» и т.д.);
- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
- отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, не обращается внимание на грамматическое оформление.
Дети, имеющие на начало коррекционного обучения II уровень речевого развития, на этапе завершения логопедической работы в подготовительной группе должны научиться:
- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
- узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
- сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
- понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
- фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п],[б],[м],[т],[д],[н],[к],[х],[г]), гласные звуки первого ряда ([а],[о],[у],[ы],[и],[э],);
- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов их сохранных и усвоенных звуков;
- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложенных конструкций;
- общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Дети, имеющие на начало коррекционного обучения III уровень речевого развития, на этапе завершения логопедической работы в подготовительной группе должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание логопедической деятельности
Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе.
Коррекционно-развивающая работа длится в средней группе с 1 сентября по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование речи детей, заполнение речевых протоколов, оформление документации.
Логопедические занятия проводятся ежедневно, начиная с 3-4 недели сентября (в зависимости от количества детей), согласно сетке занятий. Программа рассчитана на три периода обучения:
- I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;
- II период – декабрь, январь, февраль;
- III период – март, апрель, май.
Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ компенсирующего вида, определённым СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г. с изменениями на 27.08.2015.
В начале учебного года составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности:
Количество фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий в неделю – 3 занятия.
Индивидуальных занятий – не менее 2-х индивидуальных занятий в неделю с каждым ребенком.
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда с детьми 6-7 лет
Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе с детьми с ОВЗ включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.3. Формы обучения, содержание, задачи и план реализации мероприятий по
логопедической деятельности
По форме логопедическая деятельность делится на фронтальную (со всей группой), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную.
Групповые формы работы (продолжительность до 30 минут) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой ООД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 6-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи (2 раза в неделю) и подготовку к обучению грамоте (1 раз в неделю). Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.
Индивидуальные формы работы (продолжительность до 20-25 минут) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающих определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в плане индивидуальной работы с ребенком.
Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. В индивидуальной ООД учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. В индивидуальной деятельности дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах разной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования занятий.
В основе планирования ООД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем.
Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Темы занятий по формированию лексико-грамматических представлений | Темы занятий по развитию связной речи | Темы занятий по подготовке к обучению грамоте |
Сентябрь | |||
1-я неделя | Диагностика | ||
2-я неделя | Диагностика | ||
3-я неделя | Деревья осенью. Понятие слова «ряд» | Составление описательного рассказа о дереве по схеме. (Или составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя осень».) | Звуки вокруг нас. Звуки речи. |
4-я неделя | Овощи. Слова-предметы. | Составление описательного рассказа об овощах по схеме. | Звук У, буква У |
Октябрь | |||
1-я неделя | Фрукты. Слова-действия. | Пересказ рассказа «Косточка» по серии сюжетных картин. | Звук А, буква А |
2-я неделя | Ягоды, грибы. Слова-признаки | Пересказ рассказа «По грибы» по серии сюжетных картин. | Звук И, буква И |
3-я неделя | Продукты. Относительные прилагательные. | Составление описательного рассказа о продуктах по схеме. | Звуки П, П', буква П |
4-я неделя | Посуда. Множ. число сущ-х | Составление описательного рассказа о посуде по схеме. | Звуки А, У, И, П, П’, буквы А, У, И, П. |
Ноябрь | |||
1-я неделя | Поздняя осень. Предлоги В, НА, ПОД. | Составление рассказа «Поздняя осень» по опорным сигналам. | Звуки Т, Т', буква Т |
2-я неделя | Домашние птицы. Сложносочиненное предложение с союзом А. | Пересказ рассказа «Барсик и цыпленок» по серии сюжетных картин. | Звуки К, К', буква К |
3-я неделя | Домашние животные. Глаголы совершенного и несовершенного вида. | Пересказ сказки «Спор животных» по опорным картинкам. (Или составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.) | Звуки П, П', Т, Т’, К, К’, буквы П, Т, К. |
4-я неделя | Дикие животные. Притяжательные прилагательные. | Пересказ рассказа «Купание медвежат» по сюжетной картине и представлению. | Звуки Х, Х', буква Х |
Декабрь | |||
1-я неделя | Зима. Приставочные глаголы. | Составление рассказа «Как ребята строили снежную горку» по серии сюжетных картин с придумыванием конца. | Звуки К-Х |
2-я неделя | Зимующие птицы. Предлоги К-ОТ. | Пересказ рассказа «Воробышек» по серии сюжетных картин. | Звук О, буква О |
3-я неделя | Диагностика | ||
4-я неделя | Диагностика | ||
Январь | |||
2-я неделя | Транспорт. Предложный падеж мн. числа сущ-х | Составление описательного рассказа о транспорте по схеме. | Звуки М, М', буква М |
3-я неделя | Зимние виды спорта | Пересказ рассказа «Подготовка к Олимпиаде» по схемам. | Звук Ы, буква Ы |
4-я неделя | Человек. Части тела. Гигиена. Творительный падеж мн. числа сущ-х | Составление рассказа «Жадность» по сюжетной картине, с придумыванием последующих событий. | Звуки и буквы А, У, И, О, Ы |
Февраль | |||
1-я неделя | Одежда. Родительный падеж мн. числа сущ-х. | Составление описательного рассказа об одежде по схеме. | Звуки Н, Н', буква Н |
2-я неделя | Обувь. Головные уборы. Предлоги В-ИЗ. | Составление описательного рассказа об обуви или головном уборе по схеме. | Звуки Н-М |
3-я неделя | Семья. Сложноподчиненное предложение с союзом ЧТОБЫ. | Составление рассказа «Семья» по сюжетной картине | Звуки С, С’, буква С |
4-я неделя | День защитников Отечества. Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с сущ-ми | Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин. | Звуки З, З’, буква З |
Март | |||
1-я неделя | 8 марта. Согласование числительных и существительных в Родит.падеже | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картинке. | Звуки С, С’, З, З’ |
2-я неделя | Весна. Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО. | Составление рассказа «Приход весны» по опорным сигналам. (Или пересказ рассказа «Тонкий лед» по серии сюжетных картин.) | Звуки Б, Б’, буква Б |
3-я неделя | Перелетные птицы. Предлог ИЗ-ПОД | Пересказ рассказа «Ласточка и орел» по опорным сигналам. | Звуки Б, Б’, П, П’ |
4-я неделя | Обучение самостоятельной постановке вопросов. | Пересказ сказки «Две косы» по представлению и предметным картинкам. | Звуки Д, Д’, буква Д |
5-я неделя | Животные жарких стран и севера. Предлог ЗА. | Пересказ рассказа «Как слон хозяина от тигра спас» по опорным картинкам. | Звуки Т, Т’, Д, Д’ |
Апрель | |||
1-я неделя | Профессии. Инструменты. Дательный падеж мн. числа сущ-х | Пересказ рассказа «Чья профессия важнее?» (Или пересказ рассказа «Пожарные собаки» по опорным сигналам.) | Звук Ш, буква Ш |
2-я неделя | День космонавтики. Родственные слова. | Развитие диалогической формы речи по теме «Космос» | Звуки С-Ш |
3-я неделя | Мебель. Предлог С/СО | Пересказ рассказа «Солнышко на столе» по серии сюжетных картин. | Звуки Л, Л’, буква Л |
4-я неделя | Дом. Предлог ИЗ-ЗА. | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» | Звук Ж, буква Ж |
Май | |||
1-я неделя | Мой город. ПДД | Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. | Звуки Ш-Ж |
2-я неделя | Скоро в школу. Несклоняемые существительные. | Составление рассказа «Почему мальчик опоздал в школу» по серии сюжетных картин. | Звуки Р, Р’, буква Р |
3-я неделя | Диагностика | ||
4-я неделя | Диагностика |
Коррекционные задачи:
1. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звуко-слогового анализа и синтеза
а) Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
б) Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков (а при необходимости — свистящих и шипящих звуков), автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
в) Работа над слоговой структурой слова
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех, четырех слогов и пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (динозавр, температура, градусник)
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
г) Формирование произносительной стороны речи.
Уточнять у детей произношение сохранных звуков.
Вызывать отсутствующие звуки и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений и в связной речи.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов, доступного звуко – слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.
Формировать правильное произношение звуков: шипящих, свистящих, сонорных звуков, аффрикат.
Автоматизация правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.
Совершенствовать навыки по дифференциации звуков по участию голоса (с-з), по твердости – мягкости (л-ль), по месту образования (с-ш).
д) Овладение элементарными навыками письма и чтения.
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить выделять звук в словах (в начале, середине, конце).
Учить выделять звук и ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов и в словах.
Учить выделять ударный звук в слове.
Учить преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак –лик).
Учить навыкам звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов (мак, лук; мама, деда, липа).
Учить составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов. Упражнять в составлении графических схем предложений.
2. Развитие словаря
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. Учить употреблять существительные с увеличительным значением (голосище, носище, домище).
Объяснять значение слов с опорой на словообразовательную структуру (мебельщик – рабочий, который изготавливает и ремонтирует мебель).
Упражнять в подборе и практическом употреблении синонимов в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый).
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (бодрее, добрее, злее).
Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений (широкая душа, сгореть от стыда).
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе, развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с уменьшительно- ласкательным значением.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов мужского и женского рода по временам.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.
Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец-танцевать-танцовщик-танцовщица-танцующий).
Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги (из-за, из-под).
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа предложения из двух-трех-четырех слов (с предлогом и без предлога).
4. Развитие связной речи и речевого общения
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, загадки-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картинок, рассказы по предложенному плану педагогом или коллективно составленному плану, по демонстрации действий, из личного опыта.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Развивать и совершенствовать навыки диалогической и монологической форм речи.
2.4. Тематическое планирование
2.4.1. Тематическое планирование занятий
по развитию лексико-грамматических категорий
№ п\п | Тема | Кол-во занятий | Содержание |
1 | Деревья осенью. Понятие слова «ряд» | 1 | Уточнить и закрепить понятия «ряд», «начало ряда», «середина ряда», «конец ряда»; развивать слуховое и зрительное внимание, память, умение ориентироваться в схеме своего тела. Активизировать и обогащать словарь детей. |
2 | Овощи. Слова-предметы. | 1 | Познакомить с понятиями «слово», «слово-предмет», формировать понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Формировать умения понимать и дифференцированно употреблять вопросы «Кто это?», «Что это?». Закрепить понятие «ряд»; развивать внимание, память, зрительно-пространственную ориентировку. |
3 | Фрукты. Слова-действия. | 1 | Уточнить и расширить глагольный словарь; формировать понятие «слово-действие». Формировать умение задавать вопросы к словам-действиям. Формировать умение отвечать на поставленный вопрос одним словом. Образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени от существительных. |
4 | Ягоды, грибы. Слова-признаки | 1 | Расширять и обогащать словарь относительными и качественными прилагательными. Формировать понятие «слова-признаки». Закрепить согласование прилагательных с существительными. Формировать умение задавать вопросы к словам-признакам. |
5 | Продукты. Относительные прилагательные. | 1 | Совершенствовать навыки словообразования, учить детей включать в предложения относительные прилагательные. Активизировать и обогащать словарь детей. |
6 | Посуда. Именительный падеж множ. числа сущ-х | 1 | Учить детей употреблять существительные в Именительном падеже во множественном числе, согласовывая с глаголами; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глаголов и существительных; уточнять и активизировать словарь детей, развивать фразовую речь. |
7 | Поздняя осень. Предлоги В, НА, ПОД. | 1 | Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД; учить детей выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации. |
8 | Домашние птицы. Сложносочиненное предложение с союзом А. | 1 | Учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы; уточнить понятия «слово», «предложение», «действие», «предмет»; активизировать словарь детей. |
9 | Домашние животные. Глаголы совершенного и несовершенного вида. | 1 | Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок. Активизировать и обогащать словарь детей. |
10 | Дикие животные. Притяжательные прилагательные. | 1 | Закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложения. Активизировать и обогащать словарь детей. |
11 | Зима. Приставочные глаголы. | 1 | Учить детей подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол; познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок. Активизировать и обогащать словарь детей. |
12 | Зимующие птицы. Предлоги К-ОТ. | 1 | Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами К, ОТ; учить детей выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по демонстрируемым действиям, предметным и сюжетным картинкам, развивать слуховое внимание, память, мышление. |
13 | Транспорт. Предложный падеж мн. числа сущ-х | 1 | Учить образовывать существительные в Предложном падеже во множественном числе, согласовывая их с глаголом, учить составлять предложения, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глаголов и существительных, активизировать словарь детей. |
14 | Зимние виды спорта | 1 | Формировать навык словообразования. Формировать умения понимать и объяснять незнакомые слова. Формировать навык составления сложноподчиненного предложения. Активизировать и обогащать словарь детей. |
15 | Человек. Части тела. Гигиена. Творительный падеж мн. числа сущ-х | 1 | Учить детей употреблять существительные в Творительном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глаголов и существительных; уточнять и активизировать словарь детей. |
16 | Одежда. Родительный падеж мн. числа сущ-х. | 1 | Учить детей правильно образовывать существительные в Родительном падеже во множественном числе, используя различные типы окончаний данной падежной формы; развивать память, внимание, мышление. |
17 | Обувь. Головные уборы. Предлоги В-ИЗ. | 1 | Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, ИЗ; учить детей выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по сюжетной картинке, предложенному предмету, схеме и наглядной ситуации; продолжать учить составлять схему предложения. |
18 | Семья. Сложноподчиненное предложение с союзом ЧТОБЫ. | 1 | Учить по смыслу придумывать и договаривать предложения, используя конструкцию сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»; развивать фразовую речь, мышление, операции обобщения, выделения и установления причинно-следственных связей. |
19 | День защитников Отечества. Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с сущ-ми | 1 | Учить детей различать окончания местоимений и подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения. Активизировать и обогащать словарь детей. |
20 | 8 марта. Согласование числительных и существительных в Родит.падеже | 1 | Учить детей образовывать словосочетание в Родительном падеже от словосочетания в Именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой. Активизировать и обогащать словарь детей. |
21 | Весна. Сложноподчиненное предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО. | 1 | Учить по смыслу придумывать и договаривать предложения, используя конструкцию сложноподчиненного предложения с союзом «потому что»; развивать фразовую речь, мышление, операции обобщения, выделения и установления причинно-следственных связей. |
22 | Перелетные птицы. Предлог ИЗ-ПОД | 1 | Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД, уточнить пространственное значение данного предлога, упражнять в составлении схем предложений с предлогами. Активизировать и обогащать словарь детей. |
23 | Обучение самостоятельной постановке вопросов. | 1 | Закрепить умение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу; обучать самостоятельному формулированию вопросов; совершенствовать умение грамматически правильно строить 4-5-словные предложения; развивать речевую активность детей, их память и внимание. |
24 | Животные жарких стран и севера. Предлог ЗА. | 1 | Учить детей правильно употреблять предлог ЗА с существительными в Творительном и Винительном падежах, упражнять детей в составлении предложений с данным предлогом по демонстрируемым действиям и сюжетным картинкам. Активизировать и обогащать словарь детей. |
25 | Профессии. Инструменты. Дательный падеж мн. числа сущ-х | 1 | Учить детей употреблять существительные в Дательном падеже множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глаголов и существительных; уточнять и активизировать словарь детей. |
26 | День космонавтики. Родственные слова. | 1 | Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Активизировать и обогащать словарь детей. |
27 | Мебель. Предлог С/СО | 1 | Познакомить детей с пространственным значением и схемой предлога С/СО; учить детей составлять предложения и схемы к ним с этим предлогом. Активизировать и обогащать словарь детей. |
28 | Дом. Предлог ИЗ-ЗА. | 1 | Уточнить пространственное значение предлога ИЗ-ЗА, упражнять детей в правильном употреблении данного предлога, учить составлять с ним разнообразные предложения. Активизировать и обогащать словарь детей. |
29 | Мой город. ПДД | 1 | Активизировать и обогащать словарь детей, работать над сложными синтаксическими конструкциями фраз.. |
30 | Скоро в школу. Несклоняемые существительные. | 1 | Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, учить составлять предложения с этими существительными и различными предлогами. Активизировать и обогащать словарь детей. |
2.4.2. Тематическое планирование занятий по развитию связной речи
№ п\п | Тема | Кол-во занятий | Содержание |
1 | Составление описательного рассказа о дереве по схеме. (Или составление рассказа по сюжетной картине «Ранняя осень».) | 1 | Активизация словаря по теме «Деревья». Закрепление в речи употребления относительных прилагательных. Совершенствование навыка сравнения предметов, объектов. Составление рассказов-описаний о деревьях по предложенному плану. |
2 | Составление описательного рассказа об овощах по схеме. | 1 | Активизация словаря по теме «Овощи». Знакомство с многозначными словами (лук). Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки. Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану. |
3 | Пересказ рассказа «Косточка» по серии сюжетных картин. | 1 | Активизация словаря по теме «Фрукты». Обучать умению пересказывать прослушанный текст по серии картин. |
4 | Пересказ рассказа «По грибы» по серии сюжетных картин. | 1 | Активизация словаря по теме «Грибы». Упражнять в согласовании числительных с существительными. Знакомство с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка). Продолжать учить пересказывать услышанный текст. |
5 | Составление описательного рассказа о продуктах по схеме. | 1 | Активизация словаря по теме «Продукты». Совершенствование навыка сравнения предметов, объектов. Составление рассказов-описаний о продуктах по предложенному плану. |
6 | Составление описательного рассказа о посуде по схеме. | 1 | Активизация словаря по теме «Посуда». Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко). Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану. |
7 | Составление рассказа «Поздняя осень» по опорным сигналам. | 1 | Активизация словаря по теме «Осень. Осенние месяцы. Погода осенью». Учить детей подбирать слова-антонимы. Учить детей составлять рассказ по опорным предметным картинкам. |
8 | Пересказ рассказа «Барсик и цыпленок» по серии сюжетных картин. | 1 | Активизация словаря по теме «Домашние птицы». Учить составлять предложения с противительным союзом а. Учить детей продолжать рассказ с опорой на начало и сюжетные картинки. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом. |
9 | Пересказ сказки «Спор животных» по опорным картинкам. (Или составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.) | 1 | Активизация словаря по теме «Домашние животные». Продолжать учить детей связности, непрерывности, логичности высказывания. |
10 | Пересказ рассказа «Купание медвежат» по сюжетной картине и представлению. | 1 | Активизация словаря по теме «Дикие животные». Закреплять правильное употребление в речи притяжательных прилагательных. Обучать пересказывать рассказ близко к тексту. |
11 | Составление рассказа «Как ребята строили снежную горку» по серии сюжетных картин с придумыванием конца. | 1 | Развивать умение строить последовательно свое высказывание. Обучать умению расположить картинки в нужной последовательности и рассказать рассказ. |
12 | Пересказ рассказа «Воробышек» по серии сюжетных картин. | 1 | Активизация словаря по теме «Зимующие птицы». Закреплять в речи правильное употребление приставочных глаголов. Продолжать учить пересказывать по серии сюжетных картин. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом. |
13 | Составление описательного рассказа о транспорте по схеме. | 1 | Активизация словаря по теме «Транспорт». Закрепление в речи правильного употребления существительных в родительном падеже. Совершенствование навыка сравнения предметов, объектов, их описания. |
14 | Пересказ рассказа «Подготовка к Олимпиаде» по схемам. | 1 | Пополнение и активизация словаря по теме «Зимние виды спорта». Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать учить пересказывать рассказ по графическому плану. |
15 | Составление рассказа «Жадность» по сюжетной картине, с придумыванием последующих событий. | 1 | Развитие умения распознавать, показывать и называть различные эмоциональные состояния и настроения. Продолжать учить составлять рассказ с придумыванием событий. |
16 | Составление описательного рассказа об одежде по схеме. | 1 | Активизация словаря по теме «Одежда». Совершенствование навыка сравнения предметов, объектов. Упражнять в употреблении распространенных предложений. Продолжать обучать составлению описательного рассказа. |
17 | Составление описательного рассказа об обуви или головном уборе по схеме. | 1 | Активизация словаря по теме «Обувь», «Головные уборы». Знакомство с многозначным словом (язычок). Составление рассказа о различных видах обуви или головных уборах по предложенному наглядному плану. |
18 | Составление рассказа «Семья» по сюжетной картине | 1 | Активизация словаря по теме «Семья». Развитие понимания логико-грамматических конструкций. Учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. |
19 | Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин. | 1 | Активизировать и расширять словарь по теме. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом. Закреплять знания детей о военных профессиях. Воспитание патриотических чувств. |
20 | Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картинке. | 1 | Учить детей составлять рассказ по картине. Формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине. Развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам. Развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом. Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи. |
21 | Составление рассказа «Приход весны» по опорным сигналам. (Или пересказ рассказа «Тонкий лед» по серии сюжетных картин.) | 1 | Активизация словаря по теме «Весна. Приметы весны. Весенние месяцы». Продолжать учить связности, непрерывности высказываний и соблюдением логичности повествования. |
22 | Пересказ рассказа «Ласточка и орел» по опорным сигналам. | 1 | Активизация словаря по теме «Перелетные птицы». Продолжать учить составлять предложения с предлогами. Продолжать учить пересказывать текст по опорным картинкам. |
23 | Пересказ сказки «Две косы» по представлению и предметным картинкам. | 1 | Активизировать словарь по теме. Учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту. Воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд. |
24 | Пересказ рассказа «Как слон хозяина от тигра спас» по опорным картинкам. | 1 | Активизировать словарь по теме «Животные жарких стран и севера». Развивать умение строить развернутое высказывание. Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом. |
25 | Пересказ рассказа «Чья профессия важнее?» (Или пересказ рассказа «Пожарные собаки» по опорным сигналам.) | 1 | Активизировать словарь по теме «Профессии». Учить детей связно и последовательно описывать изображенные события. |
26 | Развитие диалогической формы речи по теме «Космос» | 1 | Пополнять и активизировать словарь по теме «Космос. День космонавтики». Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. |
27 | Пересказ рассказа «Солнышко на столе» по серии сюжетных картин. | 1 | Активизация словаря по теме «Мебель». учить детей связно и последовательно описывать изображенные события; |
28 | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» | 1 | учить детей связно и последовательно описывать изображенные события; |
29 | Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. | 1 | Пополнение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения». Учить составлять рассказ по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. |
30 | Составление рассказа «Почему мальчик опоздал в школу» по серии сюжетных картин. | 1 | Пополнение и активизация словаря по теме «Школа». Учить составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»). Составление рассказа по серии картинок. |
2.4.3. Тематическое планирование занятий
по подготовке к обучению грамоте
№ п\п | Тема | Кол-во занятий | Содержание |
1 | Звуки вокруг нас. Звуки речи. | 1 | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки. |
2 | Звук У, буква У | 1 | Знакомство с понятием «гласный звук». Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Различение понятий звук и буква. Знакомство с буквой У. |
3 | Звук А, буква А | 1 | Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Знакомство с буквой А. Анализ, синтез, чтение слогов АУ, УА. |
4 | Звук И, буква И | 1 | Анализ звуковых рядов: ИА, ИУА. Анализ, синтез, чтение слогов ИА, УА, ИУА. |
5 | Звуки П, П', буква П | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков П, П', анализ и синтез слогов АП, УП, ИП, знакомство с буквой П. |
6 | Звуки А, У, И, П, П’, буквы А, У, И, П. | 1 | Развитие фонематического слуха. Анализ и синтез слогов АП, УП, ИП, АПУ, УПА, ПИ. |
7 | Звуки Т, Т', буква Т | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Т, Т' в слогах, словах и фразах. Анализ и синтез слогов АТ, УТ, ИТ, ТА, ТИ. Знакомство с буквой Т. |
8 | Звуки К, К', буква К | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков К, К' в слогах, словах и фразах. Развитие фонематического восприятия: игры «Угадай слово», «Измени слово». Знакомство с буквой К. Анализ и синтез слогов АК, УК, ИК, КА, КУ, КИ. |
9 | Звуки П, П', Т, Т’, К, К’, буквы П, Т, К. | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков П, П', Т, Т', К, К' в слогах, словах и фразах. Учить выделять первый и последний звук в слове. Анализ и синтез слогов с пройденными буквами. |
10 | Звуки Х, Х', буква Х | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Х, Х'. Обучение выделять звук Х в начале, середине, конце слова. Игра «Прочитай по первым звукам». Знакомство с буквой Х. Чтение слогов. |
11 | Звуки К-Х | 1 | Закрепить навык различения и произношения звуков К и Х. Развитие фонематического восприятия: игры «Измени слово», «Доскажи словечко». Анализ, синтез, чтение, печатание слогов под диктовку АК, АХ, УК, УХ, ИК, ИХ, КА, ХА, КУ, ХУ, КИ, ХИ. |
12 | Звук О, буква О | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звука О. Развивать фонематический слух, учить выделять звук О в начале, середине, конце слова. Знакомство с буквой О. Чтение, печатание слогов. |
13 | Звуки М, М', буква М | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков М, М'. Развивать фонематический слух. Игры «Придумай слово» и «Наоборот». Знакомство с буквой М, анализ, синтез, печатание слогов. |
14 | Звук Ы, буква Ы | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звука Ы. Развивать фонематическое восприятие. Знакомство с буквой Ы. Чтение слогов. Игра «Допиши стертые буквы» |
15 | Звуки и буквы А, У, И, О, Ы | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков А, У, И, О, Ы. Развивать фонематическое восприятие: игры «Услышишь звук – покажи букву», «Чем отличаются слова». |
16 | Звуки Н, Н', буква Н | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Н, Н'. Учить выделять заданные звуки в начале, середине, конце слов. Работа с предложением. Знакомство с буквой Н. Выкладывание и преобразование слогов и слов: АН-НА-НАМ, НО-НОТЫ-НОТА-НАТА. |
17 | Звуки Н-М | 1 | Закрепить навык различения и произношения звуков Н и М в слогах, словах и предложениях. Развитие фонематического слуха и восприятия. Составление и чтение слогов. Звуко-слоговой анализ слов КИНО, МУХА. Выделение ударного слога. Синтез слов. |
18 | Звуки С, С’, буква С | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков С, С' в слогах, словах и фразах. Развивать фонематический слух и восприятие: определение положения данных звуков в слове, Игра «Измени слово». Познакомить с понятие «слог», учить определять количество слогов. Работа над звуковым анализом слов СУП, СОК, УСЫ, ГУСЬ. Звуковой синтез слов: игра «Прочитай по первым звукам». Знакомство с буквой С. Анализ и синтез слогов и слов. |
19 | Звуки З, З’, буква З | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков З, З' в слогах, словах и фразах. Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Учить определять позицию звуков в слове. Использовать игры «Измени слово», «Прочитай по первому слогу». Знакомство с буквой З. Игра «Буквы потерялись». |
20 | Звуки С, С’, З, З’ | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков С, С', З, З' в слогах, словах и фразах. Развивать фонематический слух и восприятие. Игры «Отгадай слово по первым звукам», «Прочитай слова, написанные по-разному». Составление звуковых схем слов СУП, КОСЫ, ЗИМА, ГУСИ. |
21 | Звуки Б, Б’, буква Б | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Б, Б' в слогах, словах и фразах. Развивать фонематическое восприятие: игра «Звук заблудился», учить выделять 1-й, 2-й слоги в словах, закрепить навык преобразования слов. Познакомить с буквой Б. Игра «Поменяй буквы, расшифруй слова». |
22 | Звуки Б, Б’, П, П’ | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Б, Б', П, П' в слогах, словах и фразах. Учить определять второй слог в словах, развивать фонематический слух: игры «Измени звук», «Подбери слова к схемам». Чтение слов, предложений. Знакомство со схемой предложения. |
23 | Звуки Д, Д’, буква Д | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Д, Д', в слогах, словах и фразах, учить называть 1-й, 3-й слоги в словах, работать над предложением. Развивать фонематическое восприятие. Знакомство с буквой Д. Игры «Ребусы». Звуко-слоговой анализ слов ДОМ, САДИК. Преобразование слов путем изменения одной буквы. Печатание слов ДОМ, ДЫНИ, ДИМА, ДУБЫ. Чтение предложений и подбор слов-действий в «сломанные предложения»: Дима…суп. Мама…Дину. Зина…дым. Вадим…окно. |
24 | Звуки Т, Т’, Д, Д’ | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Т, Т', Д, Д' в слогах, словах и фразах. Учить делению слова на слоги, подбору слов к схемам. Закрепить навыки чтения и печатания слов и предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление |
25 | Звук Ш, буква Ш | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звука Ш в слогах, словах и фразах. Учить звуко-слоговому анализу слов, развивать фонематический слух, учить подбирать слова к схемам. Познакомить с буквой Ш. Развивать навык чтения с помощью игровых приемов: «Прочитай по первым звукам», «Ребусы», «Поменяй слоги местами», «Буквы перепутались». Учить преобразованию слов: КАШКА-КОШКА-МОШКА-МЫШКА-ПЫШКА-ПУШКА-СУШКА-МУШКА-МУКА |
26 | Звуки С-Ш | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков С, Ш в слогах, словах и фразах. Развивать фонематическое восприятие: игры «Измени слово», «Вставь пропущенную букву», «Прочитай по первым звукам», анализ и синтез слов, работать над слоговой структурой слов. |
27 | Звуки Л, Л’, буква Л | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Л, Л’ в слогах, словах и фразах. Развивать фонематическое восприятие: определять позицию заданного звука в слове, игры «Измени слово», «Расставь буквы по порядку», «Ребусы», анализ и синтез слов, работать над слоговой структурой слов. Знакомство с буквой Л. Печатание слов под диктовку: ЛУК, ЛОТО, ЛИСА, ЛАМПА, ЛОДКА, ЛАСТИК. |
28 | Звук Ж, буква Ж | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звука Ж в слогах, словах и фразах. Познакомить с правилами правописания слогов ШИ и ЖИ. Развивать фонематическое восприятие, навыки чтения в простой и игровой форме. Игры «Поменяй звук», «Слово рассыпалось». Знакомство с буквой Ж. |
29 | Звуки Ш-Ж | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Ж, Ш в слогах, словах и фразах. Развивать фонематический слух: учить определять позицию заданного звука в слове, игра «Измени звук». Учить делить слова на слоги. Игра «Потерялись слоги». Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Работа по развитию пространственной ориентировки и развитию графических навыков: игры «Почини буквы», «Допиши спрятавшиеся слова» |
30 | Звуки Р, Р’, буква Р | 1 | Закрепление навыка выделения, различения и четкого произношения звуков Р, Р’ в слогах, словах и фразах. Развивать фонематическое восприятие: определять позицию заданного звука в слове, игры «Составь слово», «Измени звук», «Расставь буквы по порядку», «Ребусы», анализ и синтез слов РЫБА, РЫБАК, РИС, работать над слоговой структурой слов. Знакомство с буквой Р. Печатание слов и коротких предложений под диктовку. |
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение
осуществления логопедической деятельности
Оборудование логопедического кабинета
- Стол детский – 1 шт.
- Стулья детские – 6 шт.
- Стул – 1 шт.
- Стол – 1 шт.
- Стеллаж – 2 шт.
- Дидактический стол с зеркалом – 1 шт.
- Доска магнитная – 1 шт.
- Постановочные зонды, шпатели одноразовые.
- Спиртовые антисептические одноразовые салфетки или 0,05% раствор хлоргексидина биглюконат для обработки инструментов, вата.
- Компьютер.
- Принтер.
Методическое обеспечение:
• Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: 2006.
• Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, 2005.
• Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. М.: Скрипторий, 2017.
• Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. - М.: Скрипторий, 2014.
• Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. - М.: 2008.
• Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. - М.: 2014.
• Безрукова О.А. Грамматика русской речи. В 2 ч. - М.: 2013.
• Безрукова О.А. Слова родного языка. - М.: 2013.
• Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. Каро, 2004 г.
• Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников, - М.: 2007.
• Гомзяк О.С. учебно-методический комплект пособий «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников «Говорим правильно в 6-7 лет», Гном, 2007.
• Граб Л.М. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР. - М.: 2020.
• Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: 2015.
• Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. - М.: 2020.
• Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: 2003.
• Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. ч.5 - М.: 2019.
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей. - М.: 2006 (4 альбома)
• Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи, 2010.
• Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
• Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
• Косинова Е.М. Логопедический букварь. - М.: 2017.
• Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом. - М.: 2020.
• Комарова Л.А. Альбом дошкольника. Автоматизация звука в игровых упражнениях. - М.: 2009. (10 альбомов)
• Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. - СПб.: 2011.
• Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: 2000.
• Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников. Планы-конспекты занятий и альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. М.: 2008.
• Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [текст]: учебное пособие/ Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003.
• Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика»
• Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. Рабочая тетрадь- М.: 2008.
• Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.
• Ткаченко Т.А. Формирование описательной речи у дошкольников 5-7 лет. Рабочая тетрадь. - М.: 2008.
• Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, в 4-х альбомах, Гном, 2016.
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
• Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет/ Сост. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева. - М.: 2022.
• Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах — М.: 2006.
• Наглядный материал «Буквы», объёмные буквы, алфавит, разрезная азбука, демонстрационный материал по формированию навыка чтения.
• Демонстрационный и раздаточный картинный материал по все лексическим темам.
• Картинный материал по формированию грамматической стороны речи.
• Артикуляция звуков в графическом изображении.
• Картинки на развитие воздушной струи.
Дидактические игры
- «4-й лишний»
- «Волшебные картинки» (папка дошкольника)
- «Большой – маленький»
- «Собираем урожай»
- «Определи по контуру»
- «Узнай и назови»
- «Мои любимые сказки»
- «Осень, зима, весна, лето»
- «Картинка в картинке»
- «Кто есть кто?»
- «Кто где живёт?»
- «Кто что ест?»
- Кубики: Овощи, Игрушки, Фрукты, Сказочные герои, Транспорт и пр.
- Логопедическое лото
- Силуэты животных
- Разрезные картинки
- Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, шарики су-джок, грецкие орехи).
Цифровые образовательно-воспитательные ресурсы
№ п\п | Тема | Ресурсы |
1 | Диагностический блок | http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy |
2 | Развитие всех компонентов речи | https://maam.ru https://window.edu.ru https://prosv.ru https://urok.1sept.ru https://defectologiya.pro |
3 | Профессиональное самоопределение | http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/metodicheskie-materialy.html |
3.2. Организация предметно-пространственной
развивающей образовательной среды
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта.
Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
В логопедическом кабинете организовали развивающую среду и наполнили необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков содержат по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей). Игрушки и оборудование стали более разнообразными и сложными (массажер Су - Джок и другие игрушки-головоломки).
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются дидактический стол с зеркалом, два стула. Над зеркалом стенд с основными артикуляционными упражнениями. На столе игры для развития дыхания, игрушка для проведения артикуляционной гимнастики, звуковые дорожки. На стене - азбука в картинках.
Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудована учебным столом, стульями, стендом для наглядности, магнитной доской.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена стеллажами и содержит следующие разделы:
- материалы по обследованию речи детей;
- материалы по коррекции звукопроизношения;
- материалы по преодолению лексико-грамматических нарушений;
- материалы по развитию фонематических процессов;
- материалы по развитию связной речи;
- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
Информационная зона для родителей расположена в приемной групп и содержит доступные консультации о развитии и коррекции речи детей.
Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает почувствовать уверенность в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Аннотация к рабочей программе
Название учебного курса, предмета | Коррекция нарушений речи |
Место учебного предмета в структуре ООП (указание на классы\группы, в которых используется программа, количество часов) | Подготовительная к школе возрастная группа (6-7 лет) Количество фронтально-подгрупповых занятий в неделю 3 Количество индивидуальных занятий в неделю 2 Количество форм промежуточной аттестации 3 |
Указание на примерную программу, на основании которой составлена рабочая программа | Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. и др.; Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В., Примерная Адаптированная Основная Образовательная Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи - под редакцией проф. Л. В. Лопатиной. |
Основные цели учебного предмета, курса | 1. Уточнение и расширение словарного запаса. 2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования. 3. Развитие диалогической и монологической речи. 4. Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференциаций. 5. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. 6. Овладение элементами грамоты. |
Используемые технологии | 1. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, су-джок терапия, массаж и самомассаж, динамические паузы). 2. Игровые технологии. 3. Технологии дифференцированного обучения. 4. Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. 5. Технологии развития связной речи. 6. Технологии коррекции звукопроизношения. 7. Технологии обследования. 8. Информационно-компьютерные технологии. |
Методы и формы оценки результатов | Первичный (сентябрь), промежуточный (декабрь), итоговый (май) мониторинг освоения программы (оформление ИОМ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)
Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи: · Развитие речевого слуха, образного мышления.· Развитие у...
Рабочая программа учителя -логопеда для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа....
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.
Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...
Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...
Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда для воспитанников с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи) подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: "Цветы"
Занятие по развитию речи с элементами грамоты для воспитанников с ОВЗ подготовительной группы. Увлекательная проблемно-игровая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий создала поло...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда в соответствии с АООП ДОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (средняя группа)
Данная Рабочая программа учителя-логопеда составлена на основе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Ту...