Основные направления деятельности учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии
Основные направления деятельности учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_uchitelya-logopeda.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления деятельности учителя-логопеда
1. Диагностическая деятельность (проведение исследований)
Диагностическая деятельность учителя-логопеда позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая деятельность учителя-логопеда предполагает:
1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
2) Стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
3)Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.
2. Коррекционно-развивающая деятельность
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка.
Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи включает:
· Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
· Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
· Совместная деятельность с воспитателями.
· Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи, общей моторики детей.
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
Фронтальные коррекционно-развивающие занятия:
· по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
· по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
· На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
3. Консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями) и педагогами
Просветительская деятельность учителя-логопеда подразумевает:
· Совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
· Пропаганду логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.
· Консультативная работа учителя-логопеда – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.
Основные направления консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями:
· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
· Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
· Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
· Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
4. Методическая деятельность
· разработка методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
· перспективное планирование;
· изучение и обобщение передового опыта;
· участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
· обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
· поиск наилучших средств коррекции речи детей;
· изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
· самообразование;
· изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
5. Аналитическая деятельность
Аналитическая работа позволяет логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
· Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
· Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
· Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Содержание деятельности учителя-логопеда в рамках районной ПМПК
Работа с детьми.
∙ Плановое и углубленное обследование речевого развития детей
С педагогами.
∙ Совместная работа по выявлению детей, которые имеют нарушения в речевом развитии.
С родителями(законными представителями).
∙ Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...
Основные направления деятельности учителя-логопеда.
Основные направления деятельности учителя-логопедаКоррекционная работа учителя - логопеда в дошкольном образовательном учреждении направлена на преодоление речевых и психофизических нарушени...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
В системе дошкольного образования в последние годы произошли существенные изменения, связанные с принятием нового Закона «Об образовании» и внедрением федерального государственного об...
Основные направления деятельности учителя-логопеда в ДОУ
Основные направления деятельности учителя-логопеда: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звуков...
Основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя
В консультации говорится о роли учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с ТНР...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Дошкольное образование, является первой ступенью образования, обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС.Совокупность требований при реализации образовательных про...
Памятка для родителей "Основные направления работы учителя-логопеда в ДОУ"
К чему приводят речевые нарушения? Чем, кроме коррекции звукопроизношения, занимается логопед в ДОУ?...