Презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников
презентация по логопедии

Почуева Виктория Викторовна

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Они способны воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них, обращаться к собеседнику по своей инициативе, призывая его к общению, при необходимости – перестроить или прекратить контакты. Каждый ребенок в старшем дошкольном возрасте должен быть активным в общении, уметь слушать и понимать речь. Должен овладеть следующими коммуникативными умениями: ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, легко входить в контакт с другими детьми и взрослыми, строить общение с учетом ситуации и ориентироваться на собеседника.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации

Слайд 2

Определение Коммуникативные умения – это комплекс сложных осознанных коммуникативных действий, позволяющих устанавливать контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, прогнозировать результаты поведения. Коммуникативные умения в то же время выступают и как способ установления взаимоотношений между людьми и как сама способность правильно строить свое поведение в процессе взаимодействия.

Слайд 3

Развитие коммуникативных умений у дошкольников В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Они способны воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них, обращаться к собеседнику по своей инициативе, призывая его к общению, при необходимости – перестроить или прекратить контакты. Каждый ребенок в старшем дошкольном возрасте должен быть активным в общении, уметь слушать и понимать речь. Должен овладеть следующими коммуникативными умениями: ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, легко входить в контакт с другими детьми и взрослыми, строить общение с учетом ситуации и ориентироваться на собеседника.

Слайд 4

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи В сложной ситуации оказываются дети с общим недоразвитием речи – они не могут в полной мере использовать речь. Они крайне редко сопровождают речью свои действия, не могут нормально выразить свои мысли, наравне со здоровыми ровесниками включиться в общение. Трудности в организации собственного речевого поведения детей сильно отражается на развитии у них коммуникативных умений. Этот процесс затрудняется и нарушается. У старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма общения, которая характерна для детей двух-четырехлетнего возраста. Само общение менее длительное, чем общение здоровых детей. В игре дети предпочитают держаться в стороне, не проявляют инициативы и не вступают в словесный контакт.

Слайд 5

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи Примерно только у 10% дошкольников с речевыми нарушениями есть минимальные нарушения в области коммуникации, то есть имеются минимальные отдельные проблемы в общении. У остальных детей нарушения в сфере общения более выражены, дети склонны избегать контактов со сверстниками, могут быть замкнутыми или, наоборот, проявлять агрессию, быть конфликтными. По мере взросления социальная дистанция между детьми уменьшается, они развивают способности вступать в контакт с окружающими, их коммуникативные умения развиваются. Предпочитают общаться с теми детьми, у которых коммуникативные умения развиты лучше, чем у них самих, кто умеет слушать и понимать обращенную к ним речь, излагать понятно свои мысли, кто сам оказывается более общительным.

Слайд 6

Рекомендации по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 1. Основное условие при подборе конкретного содержания работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи – учет особенностей возрастного развития и индивидуальных особенностей речевого и психофизиологического развития детей , с которыми будет проводиться работа. 2. Организовывайте взаимодействие детей со сверстниками , их участие в коллективных играх и занятиях , цель которых – всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие. Это способствует развитию и закреплению коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи. Также это создает положительный фон для регуляции речевого поведения и коррекции речевого развития детей.

Слайд 7

Рекомендации по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3. Используйте прием игровой психокоррекции . В играх для таких детей должно быть сокращен объем вербальных заданий. Робких, застенчивых детей, которые обычно малоактивны во взаимодействии с другими детьми, стоит делать водящими в играх. Для расторможенных детей лучше подбирать более спокойные игры. 4. Проводите игры , в которых дети будут учиться учитывать мнение и интересы других детей , договариваться , уступать , проявлять сочувствие . 5. Используйте творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами, игры-драматизации и приемы игры-психодрамы . Такие игры позволяют разрешать имеющиеся у детей межличностные проблемы, улучшать их коммуникативные умения и навыки общения.

Слайд 8

Рекомендации по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 6. Используйте психогимнастические упражнения, приемы музыкотерапии . Это развивает навыки невербального общения, умения понимать невербальные сообщения собеседника и самому правильно применять невербальные средства общения, способности понимать эмоциональное состояние собеседника и адекватно выражать собственное эмоциональное состояние с помощью невербальных средств общения. 7. Используйте арт-терапию , особенно рисуночную терапию , с детьми с трудностями в сфере общения, замкнутыми и стеснительными, слабо заинтересованным в общении со сверстниками.

Слайд 9

Рекомендации по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 8. Используйте куклотерапию . Проигрывая ситуации взаимодействия, с которыми ребенок может встретиться в реальной повседневной жизни, с использованием кукол, дети учатся видеть и оценивать ситуацию общения со стороны, учатся правильно реагировать на разные ситуации общения. 9. Работайте над развитием у детей умений грамотного и активного сотрудничества . Для этого можно привлекать их к выполнению коллективных дел, подготовке в подгруппах детских проектов на интересные темы, где от ребенка потребуется проявлять активность и взаимодействовать с другими детьми. Помните, что работа, поручаемая детям, и задания должны быть доступны им в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития.

Слайд 10

Примеры игры для развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Для развития у детей умений строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми можно использовать такие игры и упражнения, как «Какое настроение?», «Поздороваемся с эмоцией», «Рукавички», «Комплименты» и др. Для повышения коммуникативной инициативы детей, развития умений слушать и понимать речь, ясно и последовательно выражать свои мысли можно использовать такие игры и упражнения, как «Попроси игрушку», «Телефон», «Кого я видел в зоопарке» и др. Для развития у детей умений пользоваться формами речевого этикета, легко входить в контакт с другими людьми можно использовать такие игры и упражнения, как «Здравствуй, Миша!», «Скажи хорошее о друге», «Кто больше?» и др.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.задачи: 1. формировать у детей потребность в сотрудничестве, познавательном и личностном раз...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Статья о  проблемах старших дошкольников с ОНР в коммуникации между сверстниками и взрослыми людьми ....

Конспект мероприятия практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации

Рекомендации для работников ДОУ по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:1.         Основное у...