Конспект мероприятия практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации
консультация по логопедии (старшая группа)
Рекомендации для работников ДОУ по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:
1. Основное условие при подборе конкретного содержания работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи – учет особенностей возрастного развития и индивидуальных особенностей речевого и психофизиологического развитии детей, с которыми будет проводиться работа.
2. Организовывайте взаимодействие детей со сверстниками, их участие в коллективных играх и занятиях, цель которых – всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие. Это способствует развитию и закреплению коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи. Также это создает положительный фон для регуляции речевого поведения и коррекции речевого развития детей.
3. Используйте прием игровой психокоррекции. В играх для таких детей должно быть сокращен объем вербальных заданий. Робких, застенчивых детей, которые обычно малоактивны во взаимодействии с другими детьми, стоит делать водящими в играх. Для расторможенных детей лучше подбирать более спокойные игры.
4. Проводите игры, в которых дети будут учиться учитывать мнение и интересы других детей, договариваться, уступать, проявлять сочувствие.
5. Используйте творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами, игры-драматизации и приемы игры-психодрамы. Такие игры позволяют разрешать имеющиеся у детей межличностные проблемы, улучшать их коммуникативные умения и навыки общения.
6. Используйте психогимнастические упражнения, приемы музыкотерапии. Это развивает навыки невербального общения, умения понимать невербальные сообщения собеседника и самому правильно применять невербальные средства общения, способности понимать эмоциональное состояние собеседника и адекватно выражать собственное эмоциональное состояние с помощью невербальных средств общения.
7. Используйте арт-терапию, особенно рисуночную терапию, с детьми с трудностями в сфере общения, замкнутыми и стеснительными, слабо заинтересованным в общении со сверстниками.
8. Используйте куклотерапию. Проигрывая ситуации взаимодействия, с которыми ребенок может встретиться в реальной повседневной жизни, с использованием кукол, дети учатся видеть и оценивать ситуацию общения со стороны, учатся правильно реагировать на разные ситуации общения.
9. Работайте над развитием у детей умений грамотного и активного сотрудничества. Для этого можно привлекать их к выполнению коллективных дел, подготовке в подгруппах детских проектов на интересные темы, где от ребенка потребуется проявлять активность и взаимодействовать с другими детьми. Помните, что работа, поручаемая детям, и задания должны быть доступны им в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_pedagogov.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия по презентации практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации
1. Пояснительная записка
Цель: презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Конспект мероприятия
― Здравствуйте, уважаемые педагоги! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено вопросам коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Я хотела бы сегодня рассказать вам о некоторых результатах моего исследования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также представить конкретные практические рекомендации по коррекции коммуникативных умений у таких детей.
Коммуникативные умения представляют собой комплекс сложных осознанных коммуникативных действий, позволяющих устанавливать контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, прогнозировать результаты поведения. Коммуникативные умения в то же время выступают и как способ установления взаимоотношений между людьми и как сама способность правильно строить свое поведение в процессе взаимодействия.
В дошкольном возрасте активно развиваются коммуникативные умения по всем критериям: повышается активность в общении, развиваются умения слушать и понимать речь, ясно и последовательно выражать свои мысли, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и педагогом, пользоваться формами речевого этикета.
В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития у детей коммуникативных умений. В процессе общения детей в детском саду с другими детьми и со взрослыми постепенно развиваются их коммуникативные умения. В общении ребенок приходит к пониманию того, что другие дети – в целом такие же, как и он сам, и наоборот – он сам в целом такой же, как и другие дети. Этот процесс принято называть «идентификация себя со сверстниками».
В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Общаясь со взрослыми, они обогащают свои знания и представления о людях. Общаясь со сверстниками, они учатся строить доступные возрасту личностные, деловые, оценочные отношения. Такое общение со сверстниками выступает как важный фактор и условие их социального и психологического развития.
Дошкольник уже способен воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них. Он способен обращаться к собеседнику по своей инициативе, призывая его к общению, при необходимости может перестроить или прекратить контакты. У него формируется личное отношение по отношению к каждому ребенку, которое зависит от опыта взаимодействия с ним.
Каждый ребенок в старшем дошкольном возрасте должен овладеть следующими коммуникативными умениями: активность и инициативность в общении, умение легко входить в контакт с другими детьми и взрослыми, умение поддерживать тему разговора и вести диалог, умение слушать и понимать собеседника, умение строить общение с учетом ситуации и ориентироваться на собеседника, умение ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета, адекватно использовать невербальные средства общения.
В норме дети этого возраста должны уметь слушать и понимать речь собеседника, уметь отвечать на вопросы, быть доброжелательными в общении, участвовать в разговоре, начатом по инициативе другого человека. Они знают понятия «вежливый» и «грубый», но не всегда могут соотнести их со своим собственным поведением. Не всегда адекватно используют невербальные средства общения, не всегда учитывают особенности коммуникативной ситуации. Могут пользоваться словами речевого этикета.
Таким образом, у детей с нормальным развитием в старшем дошкольном возрасте на достаточном уровне развивается речь, совершенствуется способность понятно формулировать свои мысли, выражать впечатления, заинтересованность в общении, согласие с собеседником или отказ от взаимодействия, способность организовывать взаимодействие, объяснять правила игры и т.д.
В сложной ситуации оказываются дети с общим недоразвитием речи – они не могут в полной мере использовать речь. Они крайне редко сопровождают речью свои действия, не могут нормально выразить свои потребности, желания, не могут наравне со здоровыми ровесниками включиться в общение, построить диалог. Это сильно отражается на развитии у них коммуникативных умений. Этот процесс затрудняется и нарушается.
Трудности в организации собственного речевого поведения детей с общим недоразвитием речи негативно влияют на их общение с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у таких детей ведет к тому, что характерная для них бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания затрудняют полноценное общение детей. По этим причинам снижается потребность в общении, возникает несформированность форм коммуникации, отражающаяся в недостаточном развитии монологической и диалогической речи. Такие дети редко проявляют заинтересованность в межличностных контактах с окружающими, они слабо ориентируются в ситуации общения.
При этом коллектив детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи формируется по тем же принципам, что и коллектив сверстников с нормальным развитием. В процессе общения детей друг с другом устанавливаются и закрепляются социометрические статусы внутри коллектива. Уровень благоприятности взаимоотношений в обоих коллективах, как правило, устанавливается достаточный, то есть число «предпочитаемых» и «принятых» детей превышает число «непринятых» и «изолированных». Отличительной особенностью является то, что дети не могут аргументировать свои выборы в пользу других членов детского коллектива. Они слабо ориентируются на собственное личностное отношение к другому ребенку, а в большинстве ориентируются на выбор и оценку его педагогом. Это показывает, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено развитие такого коммуникативного умения, как эмоциональное отношение к собеседнику.
Внутри коллектива сверстников дети предпочитают общаться с теми детьми, у которых на более высоком уровне развиваются коммуникативные умения, кто умеет слушать и понимать обращенную к ним речь, излагать понятно свои мысли, кто в целом сам оказывается более общительным.
Реже всего внутри коллектива дети общаются с теми сверстниками, у которых слабо развиваются коммуникативные умения, которые из-за неуспеха в ситуации общения склонны проявлять агрессию, становятся вспыльчивыми.
У детей с общим недоразвитием речи коммуникативные умения заметно ограничены и по всем параметрам находятся на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. У старших дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма общения, которая характерна для детей двух-четырехлетнего возраста. У них не сформированы навыки культуры общения, нет достаточных представлений об уважительной дистанции между ребенком и взрослым, которая должна быть установлена в процессе общения.
В играх такие дети используют в основном невербальные формы общения (жесты, мимику), чаще меняют партнеров по игре. В целом их игра носит характер бессюжетных подвижных игр, в которых нет выраженных ролевых отношений и иерархии статусов.
Их общение менее длительное, чем общение здоровых детей. Из-за характерных особенностей и нарушений общей и речевой моторики, дети с нарушением речи быстро утомляются в игре. Поэтому довольно быстро снижается интенсивность общения детей. Играя со сверстниками с нормальным речевым развитием, такие дети предпочитают держаться в стороне, часто выполняют подчиненные роли, не проявляют инициативы и не вступают в словесный контакт. Это ограничивает межличностное взаимодействие детей, у них не накапливается достаточного опыта общения, что в значительной мере тормозит развитие коммуникативных умений и навыков сотрудничества.
На стремление дошкольников общаться со сверстниками и интенсивность их взаимодействия влияет не тяжесть речевого дефекта, а индивидуальные особенности ребенка, которые оказываются затронуты дефектом. К снижению интенсивности контактов с другими детьми приводит появление тревожности, заниженной самооценки, робости и неуверенности в себе, которые формируются в результате личной реакции на собственный речевой дефект.
Примерно только у 10% дошкольников с речевыми нарушениями есть минимальные нарушения в области коммуникации, то есть имеются минимальные отдельные проблемы в общении. У остальных детей нарушения в сфере общения более выражены, дети склонны избегать контактов со сверстниками, могут быть замкнутыми или, наоборот, проявлять агрессию, быть конфликтными. Но по мере взросления социальная дистанция между детьми уменьшается, они развивают способности вступать в контакт с окружающими, их коммуникативные умения развиваются.
Таким образом, можно сделать выводы, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наличие речевых расстройств приводит к нарушениям в сфере общения, затрудняет установление полноценных коммуникативных связей с другими людьми. Это приводит к снижению потребности к общению, неумению ориентироваться в ситуации общения, несформированности форм коммуникации. У них практически не формируется личностного эмоционального отношения к своим сверстникам, они больше ориентируются на оценку, которую дает детям педагог. У них низкая коммуникативная инициатива, они практически не проявляют стремления к взаимодействию, игре с другими детьми. Предпочитают общаться с теми детьми, у которых коммуникативные умения развиты лучше, чем у них самих, кто умеет слушать и понимать обращенную к ним речь, излагать понятно свои мысли, кто сам оказывается более общительным.
На основе результатов проведенного анализа специальной литературы и проведенной коррекционно-развивающей работы были сформулированы рекомендации по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. И теперь я хотела бы представить вам их в виде конкретных рекомендации к коррекционно-развивающей работе с детьми.
Рекомендации для работников ДОУ по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:
1. Основное условие при подборе конкретного содержания работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи – учет особенностей возрастного развития и индивидуальных особенностей речевого и психофизиологического развитии детей, с которыми будет проводиться работа.
2. Организовывайте взаимодействие детей со сверстниками, их участие в коллективных играх и занятиях, цель которых – всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие. Это способствует развитию и закреплению коммуникативных умений детей с общим недоразвитием речи. Также это создает положительный фон для регуляции речевого поведения и коррекции речевого развития детей.
3. Используйте прием игровой психокоррекции. В играх для таких детей должно быть сокращен объем вербальных заданий. Робких, застенчивых детей, которые обычно малоактивны во взаимодействии с другими детьми, стоит делать водящими в играх. Для расторможенных детей лучше подбирать более спокойные игры.
4. Проводите игры, в которых дети будут учиться учитывать мнение и интересы других детей, договариваться, уступать, проявлять сочувствие.
5. Используйте творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами, игры-драматизации и приемы игры-психодрамы. Такие игры позволяют разрешать имеющиеся у детей межличностные проблемы, улучшать их коммуникативные умения и навыки общения.
6. Используйте психогимнастические упражнения, приемы музыкотерапии. Это развивает навыки невербального общения, умения понимать невербальные сообщения собеседника и самому правильно применять невербальные средства общения, способности понимать эмоциональное состояние собеседника и адекватно выражать собственное эмоциональное состояние с помощью невербальных средств общения.
7. Используйте арт-терапию, особенно рисуночную терапию, с детьми с трудностями в сфере общения, замкнутыми и стеснительными, слабо заинтересованным в общении со сверстниками.
8. Используйте куклотерапию. Проигрывая ситуации взаимодействия, с которыми ребенок может встретиться в реальной повседневной жизни, с использованием кукол, дети учатся видеть и оценивать ситуацию общения со стороны, учатся правильно реагировать на разные ситуации общения.
9. Работайте над развитием у детей умений грамотного и активного сотрудничества. Для этого можно привлекать их к выполнению коллективных дел, подготовке в подгруппах детских проектов на интересные темы, где от ребенка потребуется проявлять активность и взаимодействовать с другими детьми. Помните, что работа, поручаемая детям, и задания должны быть доступны им в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития.
Для развития коммуникативных умений у детей можно использовать материалы, игры и упражнения из следующих источников: «Денисова О. А. Детская логопсихология: Учебное пособие. М.: Владос, 2008. 175 с.», «Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. М.: Академия, 2014. 190 с.», «Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. М.: В. Секачев, 2005. 128 с.» и др.
Для развития у детей умений строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми можно использовать такие игры и упражнения, как «Какое настроение?», «Поздороваемся с эмоцией», «Рукавички», «Комплименты» и др., в которых дети учатся адекватно воспринимать воздействие партнеров по общению и реагировать на них соответствующим образом.
Для повышения коммуникативной инициативы детей, развития умений слушать и понимать речь, ясно и последовательно выражать свои мысли можно использовать такие игры и упражнения, как «Попроси игрушку», «Телефон», «Кого я видел в зоопарке» и др., в которых дети учатся обращаться к другому человеку по своей инициативе, побуждать его к общению, управлять ситуацией общения и прекращать его.
Для развития у детей умений пользоваться формами речевого этикета, легко входить в контакт с другими людьми можно использовать такие игры и упражнения, как «Здравствуй, Миша!», «Скажи хорошее о друге», «Кто больше?» и др.
Надеюсь, что каждый из вас найдет в сегодняшнем материале что-то важное и полезное для себя. Благодарю за внимание. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации по развитию мнестических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.задачи: 1. формировать у детей потребность в сотрудничестве, познавательном и личностном раз...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Статья о проблемах старших дошкольников с ОНР в коммуникации между сверстниками и взрослыми людьми ....
ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Данная статья об агрессивном поведении детей дошкольного возраста...
Презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников
В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Они способны воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них, обра...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал из опыта работы по проекту...