ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Данная статья об агрессивном поведении детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А. Сажина
студентка 4 курса, Специальное дошкольное образование,
научный руководитель – Н.И. Валеева,
заведующий практикой отделения коррекционной и развивающей педагогики, преподаватель,
(ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им.И.А. Куратова»)
ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справиться с их поведением. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Бабай и тебя заберет!»), до прямых оскорблений и угроз («Ты – уродина», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются стремление привлечь к себе внимание сверстников, стремление получить желанный результат, стремление быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, заниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.
Поведенческая сторона у детей с общим недоразвитием речи является особой проблемой, так как это затрудняет процесс коррекции имеющихся у них нарушений, создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Речевые нарушения являются достаточно распространенными среди различных отклонений в развитии личности. Наиболее часто встречающимся нарушением является общее недоразвитие речи. Наличие общего недоразвития речи у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей. Такие дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
Актуальность данной проблемы обусловлена недостаточной разработанностью вопросов, касающихся особенностей поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, способов коррекции имеющихся у них нарушений, создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Говоря об особенностях поведения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, следует отметить, что их поведение носит агрессивный характер. В то же время выявлено, что такие дети боятся агрессии, у них имеется потребность в защите. Практически у всех детей с ОНР наблюдается наличие высокой потребности (возможно, неудовлетворенной) в общении. Поведение детей часто носит гиперактивный характер, имеется двигательная расторможенность, импульсивность, сниженный уровень самоконтроля, общая тревожность. Некоторые дети прибывают в состоянии эмоциональной напряженности, которая зачастую является ситуативной.
Таким образом, в поведении детей дошкольного возраста вследствие ограниченных возможностей психо-речевого развития отмечается ряд особенностей: конфликтность, агрессивность, вспыльчивость либо пассивность и замкнутость [].
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными путями. такими, как: игротерапия; тематическая беседа; проигрывание ситуаций с последующим их анализом; метод рисунка; песочная терапия; сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей; работа с мягким материалом; использование воды.
Игротерапия будет являться эффективной, если ребенок получает практические знания в межличностных отношениях во время игры, как со взрослыми, так и с другими детьми. Таким образом, взамен агрессии и принуждения формируются отношения свободы и сотрудничества, что приводит к позитивному педагогическому эффекту. Можно использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т.д. Также развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой, которые можно включать в игротерапию [].
Важно осуществлять просветительскую и профилактическую работу с родителями и педагогами, которая будет направлена на снятие или предупреждение провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. Психологическое просвещение родителей осуществляется в разнообразных видах виде лекций, бесед, теоретических и практических семинаров, круглых столов, совместных детско-родительских занятий, ток-шоу «Есть мнение» и т.д.
Таким образом, детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает. Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы. Игротерапия всесторонне положительно может влиять на личность ребенка. Необходимость подчиняться установленным правилам и соответствующим способом реагировать на сигнал, постоянно меняющиеся ситуации организуют и дисциплинируют детей, приучают их контролировать свое поведение, помогают справляться с негативными эмоциями, учат выплескивать эти эмоции и гнев приемлемыми способами, а также развивают двигательную инициативу и самостоятельность ребенка. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагогов, психолога и самих родителей.
Библиографический список
- Валявко, С.М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд / С.М. Валявко, Ю.Ю. Аксенова // Специальное образование. – 2015. – №2. – С.17-26.
- Евстратова, Ю.Г., Удодов А.Г. Особенности изучения агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.Г. Евстратова, А.Г. Удодов // Научный альманах. – 2018. – №4. – С.214-217.
- Шурухина, А.А. Игротерапия как способ коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних / А.А. Шурухина // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – №3. – С.724-726.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Сборник игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактическая игра как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...
Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна
Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....
Игра как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последст...
Презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников
В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Они способны воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них, обра...
Конспект мероприятия практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации
Рекомендации для работников ДОУ по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:1. Основное у...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Материал из опыта работы по проекту...