Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья на тему
цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
задачи: 1. формировать у детей потребность в сотрудничестве, познавательном и личностном развитии со взрослыми и сверстниками.
2. расширять знания детей об окружающем.
3. преодолевать ситуативность в общении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Сформированность коммуникативных навыков является необходимым условием для полноценного психического развития каждого ребенка, для формирования общественных качеств личности, проявления и развития начал коммуникативных взаимоотношений детей. Отсутствие основ коммуникативного взаимодействия препятствует полноценному общению с взрослыми и сверстниками, приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям и негативным формам поведения.
Развивая коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста, мы решали следующие задачи:
- формировать у детей потребность в сотрудничестве, познавательном и личностном развитии с взрослыми и сверстниками;
- расширять знания детей об окружающем мире;
- преодолевать ситуативность в общении.
Коррекция коммуникативного недоразвития детей осуществляется путем активного включения их в общение с взрослыми и сверстниками в процессе интегрированной деятельности, в такой как «Путешествие веселого карандаша», «Интервью у осеннего леса», «В гостях у Звуковичка». Моделирование различных форм общения на индивидуальных, групповых занятиях, в повседневных ситуациях побуждают ребенка решать определенные задачи общения – развивать потребность в сотрудничестве, умения обратиться за помощью, оценить свои действия и действия сверстников.
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР осуществляется по следующим принципам: равенства в сотрудничестве с детьми; принципа успеха ребенка; принципа положительного эмоционального фона; принципа единства взглядов по вопросам воспитания и общения ребенка в семье; принципа индивидуальности.
Данная деятельность осуществляется в трех направлениях:
- Взаимодействие с родителями посредством традиционных и нетрадиционных форм работы, таких как:
- круглые столы: «Учимся говорить выразительно», «Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?», «Сказки о веселом язычке»;
- экскурсии: в музей им.Мартьянова, музей-заповедник «Шушенское», на оз.Тагарское;
- целевые экскурсии по городу: «Памятники нашего города», «Мир фонтанов», «Цветочные клумбы»;
- тематические экскурсии по ознакомлению детей с трудом взрослых: «Кондитерская», «Мастерская обуви», «Почта», «Парикмахерская», «Ателье», «Пожарная часть», «На стройке», «Магазин»;
- выставки семейного творчества детей, родителей и педагогов: «Лето – это маленькая жизнь!», «Шляпных дел мастер», «Цветочный город», «Покатились санки вниз…».
- Взаимодействие с детьми на основе игр – занятий с использованием игрового нестандартного оборудования: «Путешествие в Буквоград», «Это мы знаем и умеем!», «Что удалось?», «Приключения Звуковичка».
- Повышение профессиональной компетенции работников ДОУ: изучение литературы по данному вопросу, а также возможность транслировать накопленный опыт через участие в семинарах-практикумах, педагогических советах, творческих мастерских, педагогических чтениях на темы: «Значение игр и упражнений для развития координации движений пальцев рук», «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка», «Дидактические средства обучения в условиях моделирования развивающего пространства».
Таким образом, в процессе постоянно организуемой деятельности по формированию навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в детском коллективе успешно проявляются способы активного взаимодействия и отношения равноправного партнерства ( умение проявлять инициативу, убеждать сверстников в справедливости своих предложений, принимать во внимание их интересы, стремиться к получению качественного результата).
Библиографический список:
- Бедельбаева Х.Т., Смирнова Е.О. Общение с взрослыми – основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) // Дошкольное воспитание. 1980. №2. С.32-35.
- Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2002. 96с. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Статья о проблемах старших дошкольников с ОНР в коммуникации между сверстниками и взрослыми людьми ....
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье раскрывается понятие "графомоторный навык", определяются пути и средства его развития....
Статья: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ключевым понятием в методике обучения первоначальному ...
Презентация практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников
В старшем дошкольном возрасте дети стремятся общаться и со взрослыми и со сверстниками, стремятся к взаимопониманию с ними. Они способны воспринимать воздействия собеседника и реагировать на них, обра...
Конспект мероприятия практических рекомендаций по коррекции коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для практических работников образовательной организации
Рекомендации для работников ДОУ по организации работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:1. Основное у...