Карточки для использования на фронтальных занятиях в старшей группе компенсирующей направленности по Гомзяк.
материал по логопедии (старшая группа)

Крамарь Елена Александровна

Предлагаются вашему вниманию карточки для удобного использования на фронтальных занятиях в помощь молодому специалисту, кто работает по Гомзяк О.С. "Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие № 1.                             Развитие общей моторики. 

Солнце скрылось за домами,

«Солнышко» над головой

Покидаем детский сад.

Шаги на месте.

Я рассказываю маме

Показывают на себя, потом на воображаемую маму.

Про себя и про ребят

Показывают на себя, потом на других ребят

Как мы хором песни пели,

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду

Далее движения по тексту.

Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я друзей считать:

Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.

Ваня, Катя, Ангелина,

Вот Василий и Полина.

Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца.

Будем пальчики сгибать,

И опять начнём считать.

Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.

Массаж лица.

Солнышко проснулось,

Проводим поглаживание:

- от середины лба к вискам;

Лобика коснулось,

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Лучиками провело,

- по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

И погладило, и погладило

Т.Куликовская

- от середины подбородка к ушам.

Физкультминутка.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём

И бегаем кругом.

Занятие № 2            Развитие общей моторики. «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Скачут на воображаемой лошадке

Причешу её шёрстку гладко,

Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу

Гребешком приглажу хвостик

«Гладят хвостик»

И верхом поеду в гости.

А.Барто

Скачут на воображаемой лошадке

Развитие мелкой моторики. «Барабан»

Левой! Правой!

Левой! Правой!

Стучат по столу левой, затем правой рукой.

На парад

Идёт отряд.

«Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.

На парад

Идёт отряд.

«Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд!

А.Барто

Ритмично стучат кулачками по столу.

Физкультминутка.

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево – раз! Направо – раз!

Мы тоже можем так!

С.Михалков

Занятие № 3               Развитие общей моторики. «Осенью»

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Изображают рупор.

Дождик моросит

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели

                          В тёплые края.      А.Плещеев

Изображают улетающих птичек.

Развитие мелкой моторики. «Дождь»

Кто там топает на крыше?

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

- Топ-топ-топ.

Удары по столу ладонями.

Чьи шаги всю ночь я слышу? - Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли-  Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?  - Топ-топ-топ.  

 Ж.Давитьянц

Далее – такие же движения по тексту.

Массаж лица.

Дождик, дождик веселей

От середины лба к вискам.

Капай, капай, не жалей!

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Только нас не замочи!

- по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

               Зря в окошко не стучи! Т.Куликовская

- от середины подбородка к ушам.

Развитие мимических мышц. «Осень»

Осень наступила,

Высохли цветы.

От середины лба к вискам.

И глядят уныло

Голые кусты.

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

- по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

Только зеленеет

                          Оземь на полях.      А.Плещеев

- от середины подбородка к ушам.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать.

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать.

Занятие № 4            Развитие общей моторики. «Огород»

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород

Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

«Сажают»

Лето всё она толстела,

Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь.

Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой,

Руки разведены в стороны.

                  Говорит – посторонись!    Е.Стюарт

Отталкивающие движения руками.

Развитие мелкой моторики. «Купите лук…»

Купите лук, зелёный лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Не нужен нам зелёный лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

Шотландская песня, пер.И.Токмаковой

Разгибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Массаж лица.

Ходит пальчик по дорожке:

От середины лба к вискам.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Будут розовыми щёчки:

- по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

        Вверх-вниз, вверх-вниз.   Т.Куликовская

- от середины подбородка к ушам.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Занятие № 5               Развитие общей моторики. «Яблоня»

В саду фруктовом яблоня

Машут руками над головой.

Посажена была.

«Сажают» яблоню.

Она цветами белыми

Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок.

Весною расцвела.

Цветок распускает лепестки.

Следил наш старый дедушка,

Известный садовод.

Изображают старого дедушку с палочкой.

Чтоб наливала яблоня

Машут руками над головой.

Румяный сладкий плод.

Пощипывают щёки.

Развитие мелкой моторики. «Апельсин»

Мы делили апельсин.

Изображают апельсин – пальчики в кулаке.

Много нас,

Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.

А он – один.

Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.

Эта долька - для ежа!

Эта долька - для чижа!

Эта долька - для утят!

Эта долька - для котят!

Эта долька - для бобра!

А для волка - кожура!

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.

Он сердит на нас – Беда!

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда…

И.Демьянов

Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

Массаж лица.

Вышли пальчики гулять,

От середины лба к вискам.

Стали яблоки срывать.

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Что за чудная картинка:

- по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

Стало полною корзинка.

- от середины подбородка к ушам.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Прыгать и скакать, прыгать и сказать.

Занятие № 6            Развитие общей моторики. «Огород»

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород

Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

«Сажают»

Лето всё она толстела,

Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь.

Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой,

Руки разведены в стороны.

                  Говорит – посторонись!      Е.Стюарт

Отталкивающие движения руками.

Развитие мелкой моторики. «Апельсин»

Мы делили апельсин.

Изображают апельсин – пальчики в кулаке.

Много нас,

Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.

А он – один.

Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.

Эта долька - для ежа!

Эта долька - для чижа!

Эта долька - для утят!

Эта долька - для котят!

Эта долька - для бобра!

А для волка - кожура!

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.

Он сердит на нас – Беда!

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда…

И.Демьянов

Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

Массаж лица.

По морям и океанам

От середины лба к вискам.

Буду плавать капитаном.

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Буду волны покорять,

- по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

Чудный остров открывать.

- от середины подбородка к ушам.

Физкультминутка.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся.

Занятие № 7              Развитие общей моторики. «Грибок»

Мы в лесок пойдём,

Мы грибок найдём.

Маршируют.

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной.

Изображают шапочку.

Ты не прячь грибок,

Закрывают лицо руками.

                   Под листок свой бок!  О.Высотская

Руки на поясе.

Развитие мелкой моторики. «По ягоды»

Мы шли-шли-шли,

Шагают пальчиками по столу.

Землянику нашли

Изображают землянику.

Раз, два, три, четыре, пять,

«Пальчики здороваются».

Мы идём искать опять.

Шагают пальчики по столу.

Массаж лица.

Солнышко проснулось, Лобика коснулось,

Лучиками провело, И погладило, и погладило.

Поглаживающие движения.

Ходит пальчик по дорожке: Вверх-вниз, вверх-вниз,

Будут розовыми щёчки: Вверх-вниз, вверх-вниз.

Зигзагообразные движения.

- Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи!

Постукивающие движения.

Солнышко проснулось, Лобика коснулось,

Лучиками провело,        И погладило, и погладило. Т.Куликовская

Поглаживающие движения.

Развитие мимических мышц. «Дуб»

Дуб дождя и ветра

вовсе не боится.

Смелое выражение лица.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Страх.

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Радость.

Значит, дуб выносливый,

                 Значит, закалённый.   И.Токмакова

Гордость.

Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Е.Алябьева

Занятие № 8              Развитие общей моторики. «Осень»

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Машут руками, как крыльями.

Листьям на деревьях

Тоже не силится.

Приседают.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Встают, идут по кругу и машут руками.

Видно тоже в Африку

Улететь хотят.        

И.Токмакова

Бегут по кругу.

Развитие мелкой моторики. «Журавли»

Летят лениво журавли.

Летят они прощаются:

Взмахи перекрещенными кистями рук.

С ёлками зелёными,

С берёзами и клёнами,

С долинами, озёрами,

С родимыми просторами.

Загибают по одному пальчики, начиная с большого.

Физкультминутка.

Мы пойдём на носках,

Мы пойдём на пятках.

Мы идём, как все ребятки.

Раз-два, раз-два!

И как мишка косолапый.

Занятие № 9               Развитие общей моторики. «Шапка»

Шапка шерстяная,

Наверху помпон,

Изображают шапку и помпон.

Круглый, словно мячик,

И пушистый он.

«Круглый мячик»

Есть ещё у шапки

Отворот цветной,

Показывают отворот «ушей» у шапки.

В этой шапке можно

Бегать зимой.

Бегут.

Бабушка связала

Шапку не спеша,

«Вяжут спицами»

Шапка шерстяная

Вышла хороша.        

В.Мирясова

Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку.

Развитие мелкой моторики. «Варежка»

Маша варежку надела,

Взмахи перекрещенными кистями рук.

Ой, куда я пальчик дела?

Загибают по одному пальчики, начиная с большого.

Нету пальчика – пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла,

Поглядите-ка, нашла!

Е.Благинина

Физкультминутка.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Занятие № 10     Развитие общей моторики. «Туфельки»

Туфельки нарядные,

Правая нога вперёд, на носок.

Туфельки парадные,

Левая нога вперёд, на носок.

Лаковые, с ремешком,

Правая нога вперёд, на пятку.

И подошва с каблучком.

Левая нога вперёд, на пятку.

Туфли Маше в самый раз

Можно выходить на пляс.

В.Мирясова

Руки на поясе, «пляшут»

Развитие мелкой моторики.

В магазине много есть

Показывают «домик»

Обуви хорошей.

Идут пальчиками по столу.

Есть сапожки и ботинки,

Босоножки, валенки,

Галоши.

Соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца.

Развитие мимических мышц.

Ножки, ножки

Бежали по дорожке,

Радость.

Лугом, лесочком

Прыгали по кочкам,

Удивление.

Прибежали на лужок, Потеряли сапожок.

Разочарование.

Физкультминутка.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Занятие № 11                Развитие общей моторики.

Мастера пустили в дело

Шагают на месте.

Иглы, ножницы, утюг.

«Шьют», «режут», «гладят».

За шитьё взялись умело

«Шьют»

Много быстрых, ловких рук.

Перекрёстные движения руками перед собой.

Получайте свой заказ!

Предлагают заказ.

Всё по мерке, в самый раз.

Движение руками от головы до ног.

Развитие мелкой моторики. «Напёрсток»

Вышивает, шьёт иголка,

Левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка.

Пальцу больно,

Пальцу колко.

Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

А напёрсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток.

Говорит иголке:

- Шей,

«Шьют»

А колоться ты не смей!

М.Кульская

Грозят указательным пальчиком левой руки.

Физкультминутка.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой –

Вот тогда придёшь домой.

И.Токмакова

Занятие № 12     Развитие общей моторики. «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.

Он превратится в толстый ком,

Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера.

Его улыбка так светла!

Показывают улыбку.

Два глаза, шляпа,

Нос , метла.

В.Егорова

Показывают глаза, прикрывают голову ладонью, показывают нос, встают прямо, держа воображаемую метлу.

Развитие мелкой моторики. «Пирог»

Падал снег на порог.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Кот слепил себе пирог.

Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

«бегут» пальчиками обеих рук по столу.

Пирожки себе пеки,

Но не из снега – из муки.

П.Воронько

Показывают, как пекут пирог.

Физкультминутка.

Руки подняли вразлёт –

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда

Делай раз и делай два.

Занятие № 13                Развитие общей моторики.

 

Коля, Коля, Николай,

За собой убирай!

Дети идут по кругу друг за другом.

У тебя ленивы руки:

Хлопают в ладоши.

Под столом ремень и брюки,

Приседают.

Не в шкафу рубаха,

«Рисуют» черырёхуголник.

Николай – неряха.

И.Демьянов

Грозят пальчиком и качают головой.

Развитие мелкой моторики.

В доме жалуется пол:

«До чего мой труд тяжёл:

Дети поочерёдно кладут кисти рук на стол.

Тумба, кресло и столы,

Там кровать, а тут шкафы.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

Еле-еле их терплю –

Только жалобно скриплю!»

Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Физкультминутка.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Потянитесь и проснись.

Занятие № 14      Развитие общей моторики.  «Бабушка»

Устала наша бабушка,

Дети стоят в кругу.

Присела на порог:

Приседают.

«Куда пропал,

Куда пропал,

Куда пропал внучок?»

Беруться руками за голову и раскачивают из стороны в сторону.

Подумала, поохала,

Потом тихонько встала,

Встают.

Пошла вокруг да около

Искать внучка сначала.

О.Дриз

Идут по кругу друг за другом.

Развитие мелкой моторики.

Большаку – дрова рубить.

Указке – воду носить.

Середняку – печку топить.

Сироте – обед варить,

А мальчишке песни петь,

Пальцы сжаты в кулак. Разгибают по одному, начиная с большого.

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять!

Поочерёдное сжимание – разжимание пальцев правой, левой рук.

Физкультминутка.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки растянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

Занятие № 15                Развитие общей моторики.  

Ждут красавицу колючую

Рисуют руками ёлочку.

В каждом доме в декабре.

«Дом»

На ветвях зажгут фонарики,

«Фонарики»

Искры брызнут в серебре.

Руки над головой, пальцы растопырены.

Сразу станет в доме празднично,

Закружится хоровод.

Берутся за руки и становятся в хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками – Наступает Новый год.

Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.

Развитие мелкой моторики.

Мы на ёлке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.

Ритмичные удары кулачками.

После Добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг.

Физкультминутка.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

Занятие № 16                 Развитие общей моторики.

 

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Пощипывают щёки.

Это красные фонарики

«Фонарики»

Засветили снегири.

Взмахнуть руками, как крыльями.

Чистят пёрышки пунцовые,

«Чистят пёрышки»

Воду пьют из родника.

«Пьют»

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

Л.Татьяничева

Ритмичные хлопки в ладоши.

Развитие мелкой моторики.

Летела, летела сорока

Ладони скрещиваются, большие пальцы цепляются друг за друга.

Через бабушкины ворота.

Скрещенные ладони помахивают, как крылья.

Вот она крыльями забила,

Хлопают в ладоши.

Бабушкин кисель разлила.

Руки перед собой, пальцы растопырены.

Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

Нужно потянуться!

Занятие № 17                 Развитие общей моторики.  

Вот летят, кружась, снежинки

Взмахи руками, разведёнными в стороны.

Кружевной плетут узор,

Вращательные движения рук перед собой.

На поляны, на тропинки

Показывают влево, вправо.

Ляжет сказочный ковер.

Широко разводят руки в стороны.

Кто теперь заметит зайку

В белой шубке на снегу?

Поворачиваются друг к другу лицом и показывают друг на друга.

Ну-ка, где он? Угадай-ка,

В поле или на лугу?

В.Волина

Приседают. Прячут лицо. Показывают влево, вправо.

Развитие мелкой моторики.

 

Скачет белка шалунишка,

«Бегают» пальцами по столу.

Рвёт с сосновых веток шишки,

Сжимают в щепоть пальцы на правой, затем на левой руке.

Лапками сжимает ловко

Поочерёдное сжимание в кулак пальцев на правой, затем на левой руке.

И несёт в свою кладовку.

Т.Шорыгина

«Бегают» пальцами по столу.

Физкультминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Занятие № 18                 Развитие общей моторики.

 

На скамейку я встаю

Еле ящик достаю

Поднимаются на носочки и тянуться за руками вверх.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

«Открывают»

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Приседают – встают с вытянутыми вперёд руками.

Развитие мелкой моторики.

Почтовый ящик открываем,

Сжимание и разжимание кулачков.

Сколько писем! Посчитаем?

Пальцы разжаты и сильно оттопырены.

Кате, Ване, Михаилу,

Александру и Данилу.

Загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с мизинца.

Развитие мимических мышц.

Брови вверх я поднимаю,

Очень сильно удивляюсь.

А теперь глаза прищурю,

Брови сильно я нахмурю.

Физкультминутка.

Чудеса на белом свете –

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали,

Великанами вдруг встали.

Занятие № 19                 Развитие общей моторики.   «Теплоход»

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

Шаг вперед, руки опущены.

Он назад шагнул сначала.

Два шага назад.

А потом шагнул вперёд -

Два шага вперёд.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

В.Волина

Руки вытянуты вперёд и сомкнуты – это «нос» теплохода; движения по кругу мелкими шажками.

Развитие мелкой моторики.

Хлопаем перед собой

хлопаем

Вправо можем!

Влево можем!

Хлопаем в стороны.

И крест накрест руки сложим!

И крест накрест руки сложим!

Развитие мимических мышц.

Закрываю правый глаз,

Закрываю левый глаз.

Широко глаза открою,

На округу погляжу,

А затем наморщу нос.

На кого же я похож?

Физкультминутка.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки подтянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли пятки.

Занятие № 20                             Развитие общей моторики.

 

На солнечном окошке

«Солнце» над головой

Фиалка расцвела -

«Цветочек»

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Взмахи рук снизу вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперёд,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмёт

Е.Серова

Тихонько встают.

Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я цветы считать:

Загибают пальчики на каждой руке.

Бегония, фикус, цикламен,

Сансивьера, бальзамин.

Разгибают по одному пальчику.

Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши

Щёки словно шар воздушный.

Надуть щёки.

А у Пети и у Гали –

Худенькими щёки стали.

Втянуть щёки

Рассердились Петя, Галя,

Сильно брови хмурить стали.

Нахмурить брови.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.
шесть – за столик сесть опять.

Занятие № 21                             Развитие общей моторики.

 

В пограничников играем,

Землю нашу охраняем.

Идут друг за другом, маршируя.

Мы гурьбой садимся в санки,

Мчимся вихрем в жаркий бой.

Бегут друг за другом, размахивая руками над головой воображаемым оружием.

Мы – танкисты,

Санки – танки

Враг – сугробы под горой.

Идут друг за другом, приложив руку к голове (козырьку).

Развитие мелкой моторики.

Вышли танки на парад,

«Шагают» пальчиками по столу.

Стали строем ровно в ряд.

Ладони прижаты друг к другу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Очень просто их считать:

Соединяют попарно пальцы правой и левой рук.

Развитие мимических мышц.

Помидору подражаю:

Левую щёчку надуваю.

Надуть левую щёку.

Ну и правая спешит,

Тоже круглой хочет быть.

Надуть правую щёку.

Брови – выгнулись дугой,

Словно стали радугой.

Поднять брови.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Занятие № 22                             Развитие общей моторики.  

 

Снова нет ручьям покоя –

День и ночь журчат в кустах.

Бегут по кругу друг за другом.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льёт лучи на лес и луг

Приседают – стают.

И на все цветы вокруг.

Б.Асаналис

«Цветок» над головой

Развитие мелкой моторики.

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Ходят пальчиками по столу.

Рассыпала подснежники,

Руки на столе ладонями вниз.

Посеяла траву.

Раздвигают – сдвигают пальцы.

Теперь зовёт со всех концов

Руки согнуты в локтях, пальцы открыты.

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Загибают по одному пальчику на каждой руке.

Физкультминутка.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Скок, скок, скок –

Приземляйся на носок.

Занятие № 23                             Развитие общей моторики.  

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю

 Руками «Стирают», «полоскают», встряхивают.

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Руками «подметают» и «дрова» колят

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Делают вид, что спят

Я на цыпочках хожу

И ни разу, и ни разу

Ни словечка не скажу.

З.Агранович

Ходят на цыпочках и пальчиками закрывают рот.

Развитие мелкой моторики.

Вырос красивый цветок на поляне.

Встали ровно и подняли руки вверх.

Утром весенним открыл лепестки.

Развернули руки в стороны.

Всем лепесткам красоту и питание

Из под земли дают корешки.

Ногами взмахивают в стороны.

Физкультминутка.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – всем присесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Девять, десять – встать всех просим.

Занятие № 24             Развитие общей моторики.   «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.

Правое крыло вперёд.

Поворот через правое плечо.

Левое крыло вперёд -

Поворот через левое плечо.

Полетел наш самолёт

В.Волина

Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

Развитие мелкой моторики.

Чтоб здоровыми мы были,

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Звуки все произносили,

Сжимают и разжимают пальцы, собранные в щепоть.

Кто заботится о нас?

Сжимают и разжимают ритмично кулачки.

Логопеды, воспитатели,

Массажисты, медсестра

И, конечно, доктора.

Н.Нищева

Открывают по одному пальчику на каждой руке, начиная с большого.

Физкультминутка.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Занятие № 25                 Развитие общей моторики.   «Покупаем продукты»

Сумку в руки мы берём,

Наклоняются и берут воображаемую сумку.

В магазин с тобой идём.

Шагают на месте.

В магазине же на полках

Не шарфы и не футболки.

Поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой.

Вкусно пахнет здесь всегда,

Поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха.

В доме – вкусная еда.

«Дом» над головой.

Развитие мелкой моторики.

У метро – стеклянный дом.

Изображают «дом»

Покупаем в доме том

«Шагают» пальчиками по столу.

Сыр, сметану и печенье,

Колбасу и вкусное варенье.

На каждый продукт соединяют пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

Развитие мимических мышц.

Закрываю правый глаз,

Закрываю левый глаз.

Широко глаза открою,

На округу погляжу,

А затем наморщу нос.

На кого же я похож?

Физкультминутка.

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

                                                                                                                         С.Михалков

Занятие № 26                 Развитие общей моторики.

 

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода -

Наклоняются и берут воображаемую сумку.

Побежит за трактористом

К синей речке борозда

Шагают на месте.

В магазине же на полках

Не шарфы и не футболки.

Поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой.

Вкусно пахнет здесь всегда,

Поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха.

Развитие мелкой моторики.

Пекарь, пекарь,

Хлопают в ладоши.

Из муки испеки нам колобки,

Пекут колобки.

Да сушки – Ванюшке,

Соединяют большие и указательные пальцы.

Да баранки – Танюшке,

Соединяют большие и средние пальцы.

Да бублики – Гришке,

Соединяют большие и безымянные пальцы.

Да крендель – Маришке.

Соединяют большие и мизинцы.

Развитие мимических мышц.

Мама сыну говорит:

«Хватит щёки надувать,

Брови хмурить, поднимать.

Лучше в магазин сходи,

Булочку сестре купи».

Физкультминутка.

Ножками топаем, топаем,

Ручками хлопаем, хлопаем,

Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям физкультпривет.

Занятие № 27                 Развитие общей моторики.

 

К самовару гости прибежали,

Дети стоят в кругу, один посередине.

Дружно чашки наполняли:

Идут к середине круга, здороваются.

Вкусный чай у самовара,

Расходятся.

Он с ромашковым отваром.

Идут по кругу друг за другом.

Развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре,

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Мы посуду перемыли:

Ладони прижаты друг к другу.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Открывают по одному пальчику, начиная с мизинца.

Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем

И кружимся потом.

Занятие № 28                 Развитие общей моторики.

 

Если на улице дождик идёт,

Взмахи руками перед собой.

Если метелица злая метёт,

Взмахи руками перед собой из стороны в сторону.

В доме под крышей укроемся мы,

«Крыша» над головой.

Дождик и снег нам тогда не страшны!

К.Нефёдова

На месте топают ногами.

Развитие мелкой моторики.

Живым существам очень трудно без дома!

«Дом»

Жильё нужно птицам, зверям, насекомым…

Загибают три пальца.

Для шустрых и быстрых

Лесных муравьёв

И ещё два пальца.

В большом муравейнике

Пища и кров.

К.Нефёдова

«Дом»

Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

Занятие № 29                             Развитие общей моторики.  «Котик»

Вот какая кошка,

Идут «кошачьим» шагом.

Круглая мордашка,

Гладят лицо.

А на каждой лапке

Коготки-царапки.

Изображают когти.

Все для ней игрушки -

Кубик и катушка.

Прыжки на месте.

Кошка, словно мячик,

По квартире скачет.

Прыгают друг за другом по кругу.

Развитие мелкой моторики.

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку - на донышке.

Показывают, как доят корову.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Делают «мордочки» из пальчиков.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простокваши,

Молочка да каши.

Чешская народная песенка

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Развитие мимических мышц. «Пугливая овечка»

Ходит по полю овечка,

Шуба белая, в колечках,

Овечка красивая,

Изобразить гордость.

Но робкая, пугливая.

Всего она боится: И грома, и грозы.

Изобразить трусливую овечку.

Смелости учиться

Изобразить смелость.

Ей надо у козы.

Показать «козу»

Физкультминутка.

Жили-были две подружки:

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Занятие № 30                             Развитие общей моторики.

Нет на свете Родины красивей -

Дети шагают на месте.

Боевой страны богатырей.

Изображают богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.

А.Прокофьев

Шагают на месте и широко разводят руки.

Развитие мелкой моторики.

Раз, два - Москва.

Два хлопка в ладоши.

Три, четыре - мы в Сибири.

То же

Раз, два, три, четыре, пять -

Соединяют пальцы, начиная с большого.

Выходить в Москве опять.

«Шагают» по столу.

Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши

Щёки словно шар воздушный.

Надуть щёки.

А у Пети и у Гали –

Худенькими щёки стали.

Втянуть щёки

Рассердились Петя, Галя,

Сильно брови хмурить стали.

Нахмурить брови.

Физкультминутка.

Руки вверх мы поднимаем -

Раз, примерно, целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать из вниз опять.

Поворачиваем тело

То направо, то налево.

Занятие № 31                 Развитие общей моторики.  

 

Ах ты, девочка чумазая,

Качают головой.

Где ты носик так измазала?

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Кончик носа чёрный,

Будто закопчённый.

Качают головой.

- Я на солнышке лежала,

Руки над головой, пальцы растопырены.

Нос к верху держала,

Вот он и загорел.

А.Барто

Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу.

Развитие мелкой моторики.

Все капризы у Оксанки

Поочерёдно соединяют пальцы правой и левой рук.

Соберём в большие санки.

Потирают ладони друг о друга.

И оставим возле ёлки.

Скрещивание оттопыренных пальцев рук.

Пусть едят их злые волки.

З.Мошковская

Пальцы полусогнуты и напряжены.

Физкультминутка.

Я и прямо,

Я и боком,

С поворотом

И с прискоком,

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами вместе.

                                                                                                                                            А.Барто

Занятие № 32                 Развитие общей моторики.  

Я шагаю по лужайке -

Шагают

Сверху ясно мне видна

Вся зелёная страна.

Руку прикладывают ко лбу и поворачивают со стороны в сторону

Вот улитка - добрый гномик -

На себе таскает домик.

Сложили полукругом руки над головой.

Вот стоит высотный дом -

Муравьи хлопочут в нём.

Е.Серова

Сложили руки над головой треугольной крышей.

Развитие мелкой моторики.

Прилетела к нам вчера

Взмахи перекрещенными кистями рук.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Жук-жучок и стрекоза.

На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца.

Как фонарики, глаза.

«Колечки» - указательные и большие пальцы соединены.

Пожужжали, полетали,

Взмахи перекрещенными кистями рук.

От усталости упали.

Н.Нищева

Тихо кладут руки на стол.

Физкультминутка.

Встали дети - потянулись,

Раз - нагнулись,

Два - нагнулись,

Чтоб до неба нам достать,

Нужно на носочки встать.

Занятие № 33                 Развитие общей моторики.  

По дороге мы идём,

Путь далёк, далёк наш дом.

Дети шагают на месте.

Жаркий день, сядем в тень,

Мы под дубом посидим,

Садятся на корточки.

Мы под дубом полежим.

Кладут голову на ладони.

Потом дальше пойдём.

Русская народная потешка

Встают и идут дальше.

Развитие мелкой моторики. «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Соединяют поочерёдно пальцы правой и левой рук.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал,

Ребром правой ладони «режут» левую и наоборот

И перестал.

И.Токмакова

Тихо кладут кисти рук на стол.

Физкультминутка.

Чтобы было всё в порядке,

Делай каждый день зарядку:

Руки вверх поднимай,

Их опускать не забывай.

На носочки становись

И до неба дотянись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР. Звук Т-Ть,буква Т

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению в старшей группе с ТНР по теме:"Звук и буква Т"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Всё об обуви мы знаем и Незнайке помогаем»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьмифронтальное занятие в старшей группекомпенсирующей направленности для детей с ТНР«Всё об обуви мы знаем и Незнайке помогаем»...