Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР
картотека по логопедии (старшая группа)
Картотека методических рекомендаций позволяет закрепить материал, отработанный с детьми на занятиях в детском саду. Карточку из такой картотеки получают родители в индивидуальных рабочих тетрадях по пятницам, с тем, чтобы в выходные дни правильно, с пользой для развития организовать досуг своего ребёнка (устные задания, игры, письменные задания, художественное творчество детей и родителей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rekomendatsiy_dlya_roditeley.docx | 324.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ТНР в старшей группе комбинированной направленности
Составила:
Учитель – логопед МАДОУ
«ДС № 477 города Челябинска»
Голова Анастасия Борисовна
Об успешности коррекционно – развивающей работы в группе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи можно говорить только при наличии тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Осуществить такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более эффективным поможет данная картотека. В неё представлены еженедельные методические рекомендации родителям дошкольников с ТНР старшей группы по всем направлениям речевого развития ребёнка.
Картотека методических рекомендаций позволяет закрепить материал, отработанный с детьми на занятиях в детском саду. Карточку из такой картотеки получают родители в индивидуальных рабочих тетрадях по пятницам, с тем, чтобы в выходные дни правильно, с пользой для развития организовать досуг своего ребёнка (устные задания, игры, письменные задания, художественное творчество детей и родителей).
Картотека содержит 30 рекомендаций с разделами: «Фонетика», «Лексика», «Грамматика», «Связная речь», «Индивидуальные задания».
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 1
- Лексика: Тема: «Мой дом»
Новые слова: стена, потолок, пол, дымоход, высоко-низко, далеко-близко.
- в рабочей тетради наклеить дом со всеми его составляющими (называть). Расположить справа от дома ёлку.
2. Грамматика: «Предмет и действие»
- Называть живые и неживые предметы. Живые предметы отвечают на вопрос «Кто это?», неживые предметы – на вопрос «Что это?». Подобрать по 5 примеров.
- составить предложения из 2-х слов: предмет + действия. Например: Девочка улыбается. Картина висит.
- поиграть в игру с мячом «Один - много». Изменить предложения, которые составил ребёнок во множественном числе. Например: Девочка улыбается – Девочки улыбаются. Картина висит – Картины висят.
3. Связная речь.
Составить рассказ по плану:
- как меня зовут (имя, отчество и фамилия);
- в какой стране я живу;
- в каком городе я живу;
- мой адрес.
4. Индивидуальные занятия.
Откопировать комплексы артикуляционной гимнастики и требования к её проведению.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 2
- Лексика: Тема: «Я в мире Человек»
Новые слова: личная гигиена, ушат, корыто, лохань, ванна, баня, стоматолог, Мойдодыр, Корней Иванович Чуковский.
- Вспомнить правила личной гигиены: тела, волос, полости рта, спального места. Проговорить их вместе с детьми и нарисовать на альбомном листе средства личной гигиены.
2. Грамматика: «Живые и неживые предметы»
- Поиграть в игру «Живые-неживые»: на одушевленные предметы дети хлопают, на неодушевлённые – ладони вперёд
Аист, кубик, полотенце, пингвин, дедушка, дом, лиса, ученик, дельфин, бабушка, котёнок, собака, стол, заяц, диван, санки, карандаш, свинья, девочка, кресло, мальчик.
- Согласование предметов с числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО. К каждому предмету подобрать правильно числительное. Например, Аист один, лиса одна, кресло одно.
3. Связная речь.
Прочитать стихи К.И.Чуковского «Мойдодыр». Выучить отрывок произведения:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
А нечистым-трубочистам – стыд и срам, стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане,
В ванне, и в бане, всегда и везде вечная слава воде!
4. Индивидуальные занятия.
Выполнять ежедневно массаж языка и арт. гимнастику.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 3
- Лексика.
Тема: «Осень. Овощи».
- Новые слова: «овощ», «урожай», «грядка», «огород», «корнеплод», «на ощупь».
- Называть 5-6 овощей (Игра «Я знаю 5 названий…»)
Дать на вопросы полные ответы (предложения):
- Когда собирают урожай? («Урожай собирают осенью»)
- Где растут овощи? («Овощи растут в огороде, на грядках»)
- Как называют овощи, растущими в земле? («Овощи, которые растут в земле, называют корнеплоды»)
- Перечисли корнеплоды (Игра «Я знаю пять…»)
- Связная речь.
- Выучить загадку про репу.
Редьке она сестра, а на вкус – сладка.
Растёт лепёшкой, с жёлтой одёжкой.
- Выразительно рассказать взрослым русскую народную сказку «Репку».
- Составить описательную загадку про свой осенний плод (устно):
(каков он по форме, по цвету, по размеру, по вкусу, на ощупь и что из данного плода можно приготовить).
- Отгадку нарисовать на альбомном листе.
3. Индивидуальные занятия.
Смотреть рабочую тетрадь.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 4
- Лексика.
Тема: «Осень. Фрукты».
- Новые слова: «плоды», «сад», «деревья», «фрукт», «урожай», «витамины», «пюре», «варенье», «сок», «компот».
- Называть 5-6 фруктов. (Игра «Я знаю 5 названий…»)
Дать на вопросы полные ответы:
- Где растут овощи?
- Где растут фрукты?
- Как одним словом назвать собранные овощи
и фрукты?
- Чем отличается апельсин от мандарина?
- Связная речь.
- Выучить загадку про яблоко.
Круглое, румяное
С дерева упало,
Ребяткам в рот попало.
- Составить описательную загадку про свой фрукт:
(каков он по форме, по цвету, по размеру, по вкусу, на ощупь и что из данного фрукта можно приготовить).
- Отгадку нарисовать на альбомном листке.
- Грамматика: «Единственное и множественное число»
- Поиграть в игру «Один - много»: взрослый называет предмет в ед. числе, а ребёнок – во множественном числе.
Слова: дом - дома, утка - , кубик-, петух-, окно -, утёнок-, котёнок-, телёнок-, вагон-, улитка-, утюг-, ведро-, мяч-, лист-, конь-, перо-, платье-, дерево-, ветка-, корень-, дуб-.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 5
- Индивидуальные задания по звукам.
Смотреть рабочую тетрадь.
- Лексика.
Тема: «Домашние животные и их детёныши».
- Новые слова: домашние животные, морда, пасть, клыки, рога, копыта, когти, грива, пятачок, вымя.
- Знать названия 5- 6 дом. животных и их детёнышей.
3. Грамматика.
Глаголы 3-го лица ед. и мн. числа наст времени.
Дать на вопросы полные ответы и изменить во множественном числе:
- Кто мяукает? ... (Кошка мяукает. Кошки мяукают).
- Кто лает? ... (Собака лает….)
- Кто ржет? ... (Лошадь ржёт….)
- Кто блеет? ... (Овца блеет….)
- Кто мычит? ... (Корова мычит….)
- Кто хрюкает? ... (Свинья хрюкает…..)
4. Связная речь.
- Выучить загадку о кошке.
Мягкие лапки, на лапках цап-царапки.
- Составить описательный рассказ про одного домашнего животного:
(какое оно по размеру, окраске, какие части тела есть у этого животного, чем питается, где живёт, какую пользу приносит человеку).
Животного нарисовать на альбомном листке.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 6
- Индивидуальные задания по звукам.
- Лексика.
Тема: «Осень».
- Новые слова: листопад, запасы, дождливый, хмурый, сухой, коричневый, короткий, длинный, холодный, опадают, перелётные.
Вспомнить признаки осени, происходящие в неживой и живой природе.
3. Связная речь.
- Выучить загадку об осени.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Вспомнить рассказ об осени. В рассказе использовать простые распространённые предложения.
Наступила осень. Дни стали короче, а ночи длиннее. Солнце светит мало и слабо. Идут холодные дожди. Дует холодный ветер. Пролетает первый снег. Люди собирают урожай. Листья на деревьях стали жёлтые, красные, коричневые, сухие. Начинается листопад. Животные делают запасы на зиму. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди надевают тёплую одежду, потому, что на улице стало холодно.
- Нарисовать рисунок по теме: «Осень».
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 7
- Индивидуальные задания по звукам.
- Лексика.
Тема: «Одежда».
- Новые слова: майка, платье, брюки, рубашка, юбка, плащ, пальто, комбинезон, свитер, рукав, замок, пуговица, воротник, одежда, женская, мужская, детская.
- Называть 6 – 7 предметов осенней одежды.
- Грамматика.
Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ.
Устно составить предложения с данными словами
и указать мужской или женский род:
Майка – она моя – женский род – Моя майка.
Плащ – он мой – мужской род – Мой плащ.
Юбка -…, Рубашка - …., Свитер - …., Футболка - ….,
Ремень - …., Замок - …., Пуговица - …., Носок - … .
- Связная речь.
- Выучить загадку о шарфе.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
- Нарисовать или вырезать и наклеить предметы одежды для рассказа «Как я одеваюсь на улицу». В рассказе последовательно указать очерёдность надевания одежды. Использовать местоимения «мой», «моя».
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 8
1. Индивидуальные задания по звукам
2. Лексика.
Тема: «Обувь».
- Новые слова: сандалии, босоножки, туфли, сапоги, ботинки, тапочки, чешки, унты, валенки, кроссовки, сапожник.
- Знать виды обуви: мужская, женская, детская, спортивная, летняя, зимняя, демисезонная.
3. Грамматика.
Относительные прилагательные:
«меховая», «замшевая», «войлочные», «кожаные», «резиновые», «матерчатые».
(Устно) Закончи предложение:
Кроссовки из кожи – У меня кожаные кроссовки.
Унты с мехом – … . Валенки из войлока –… .
Сапоги из резины - … . Ботинки из замши - … .
Тапочки из материи - … .
4. Связная речь.
Знакомство с творчеством К.И.Чуковского «Чудо-дерево».
- Прочитать ребёнку произведение.
- Нарисовать на альбомном листке любую обувь для Чудо-дерева. Описать эту обувь: показать и рассказать из каких частей она состоит (голенище, подошва, каблук, пятка, носок, язычок, ремешки, шнурки, замок).
- Вспомнить и рассказать с движениями отрывок:
«Эй вы, ребятки, голые пятки,
Рваные сапожки, драные калошки.
Кому нужны сапоги, к чуду- дереву беги!»
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 9
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика.
Тема: «Транспорт».
- Новые слова: руль, кабина, кузов, сиденье, колёса, крылья, вагон, рельсы, салон, вёсла, пассажиры, водитель, пешеход, переход.
- Знать все виды транспорта: наземный, водный, воздушный, грузовой, пассажирский, легковой, «транспорт специального назначения».
Называть к каждому виду по 3-5 транспортных средств
3. Грамматика.
Глаголы прошедшего времени единственного числа.
Изменить глаголы настоящего времени на прошедшее
и составить новое предложение (устно):
Грузовик едет по дороге. Такси подвозит пассажира.
Трамвай заворачивает на перекрёстке. Автомобиль заезжает в гараж. Самолёт приземляется на полосу. Ракета взлетает вверх. Катер мчится по волнам.
4. Связная речь.
- Повторить стихотворенье о лодочке с движениями рук.
Лодочка плывёт по речке,
На воде за ней колечки.
- Нарисовать рисунок любого транспортного средства и составить описательный рассказ по плану:
Что это? К какому виду транспорта относится? Какого цвета? Из каких частей состоит?
- Рассказать родителям, кто такой примерный пешеход и как надо правильно переходить дорогу.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 10
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика.
Тема: «Дикие животные».
- Новые слова: барсук, бобр, бурундук, выдра, крот, нора, дупло, логово, берлога, хатка, хищный, подшёрсток.
- Рассказать, как животные готовятся к зиме.
- Называть 6-7 диких животных, обитающих на Урале.
- Составить предложения о месте обитания животных:
Медведь живёт в берлоге.
Лиса, белка, волк, барсук, бобёр, мышка… .
- Выучить стихотворенье о животных.
Спит медведь в своей берлоге,
Спит барсук и чёрный крот.
Только волка кормят ноги,
А не то живот сведёт!!!
3. Связная речь.
Знакомство с русским народным творчеством.
Сказка «Теремок».
- Ребёнок самостоятельно рассказывает Вам сказку. Можно использовать книжку с картинками.
- Нарисовать на альбомном листке любого дикого животного и описать его, по плану: кто это, где живёт; какой он по размеру, по цвету, на ощупь; какого размера и формы у него уши и хвост; какой животный по характеру (подобрать прилагательные).
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 11
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика.
Тема: «Зима. Деревья и кустарники».
- Новые слова: ясень, дуб, берёза, рябина, липа, осина, тополь, клён, ель, пихта, сосна, высокий – низкий, ствол, ветки, плоды. - Знать 2 вида деревьев и объяснять, почему они так называются: хвойные и лиственные.
- Называть 5-6 представителей лиственных деревьев и 2-3 представителя хвойных.
- Назвать отличительные признаки деревьев и кустарников.
- Перечислить кустарники, растущие в детском саду (сирень, боярышник, шиповник).
3. Грамматика.
Родительный падеж ед. числа существительного с предлогом «у». Игра с мячом:
«Договори название деревьев с предлогом «у»».
Шишки - у сосны (ели, пихты). Жёлуди - …., пух - ….., иголки - …, серёжки - …, ягоды - …, семена - …., цветы - …., листья - …. , плоды -
4. Связная речь.
- Вспомнить рассказ о зиме. Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Дни стали короткие, а ночи длинные. Дует холодный ветер. Идет снег. На земле лежат сугробы. Деревья стоят голые. Белка и заяц поменяли шубку. Медведь, ёж, крот и барсук в спячке. Прилетели зимующие птицы. Люди надевают зимнюю одежду и обувь. Дети зимой играют в снежки, катаются с горки, на санках, на коньках, на лыжах.
- Нарисовать рисунок по теме: «Зима».
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 12
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика.
Тема: «Профессии».
- Новые слова: профессии, ремёсла, учитель, воспитатель, логопед, врач, повар, продавец, уборщица, машинист, шофёр, кондуктор, строитель, каменщик, маляр, плотник, военный, полицейский, пожарный, сапожник, парикмахер, швея.
Знать, чем занимаются люди каждой профессией: учитель – учит детей, повар – готовит еду, строитель – строит дома и т.д…
3. Грамматика.
Родственные слова.
Вспомни и подбери родственные слова к слову: «ЗИМА»
(Зимушка, зимний, зимующие, зимовать, зимовье).
Объяснить лексическое значение слова «зимовье».
4.Фонетика. Знакомство со звуком (У).
- знать артикуляцию звука (У): губы вытянуты вперёд в трубочку, зубы разжаты, кончик языка находится за нижними зубами.
- знать характеристику звука (У): звук гласный, так как во рту нет преграды и воздух свободно выходит.
- знать схему звука (У): маленький красный кружок:
- подобрать или нарисовать 2 слова, начинающиеся со звука (У), и 2 слова, где звук (У) находится в середине слова. Под каждой картинкой (рисунком) отобразить схемой звук (У).
Например, ухо рука ____
5. Связная речь.
Нарисовать рисунок на тему: «Моя будущая профессия».
Составить рассказ по плану:
- кем я буду,
- чем буду заниматься
- какие инструменты или предметы мне понадобятся в моей профессии.
Свой рассказ начать с фразы: «Когда я вырасту, я стану…»
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 13
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика.
Тема: «Продукты питания».
- Новые слова: Молоко, масло, сыр, йогурт, кефир, сметана, творог, простокваша, колбаса, мясо, котлета, ветчина, сосиска, сарделька, рыба, хлеб, булка, пирог, пирожное, компот, сок,, варенье, конфета, каша, суп, салат, винегрет, крупа, вкус, запах, аромат, витамины….
Повторить с ребёнком отделы продуктового магазина (молочный, хлебобулочный, мясной, овощной, рыбный, бакалейный) и перечислить продукты питания, которые продают в этих отделах.
3. Грамматика. (устно).
Образование относительных прилагательных
Масло из подсолнечника (какое масло?)- Подсолнечное масло. Каша из гречневой крупы (какая каша?)..... .
Пюре из ягод (какое пюре?)….. . Запеканка из творога (какая запеканка?).... . Сок из фруктов (какой сок?).... .
Крем из сливок (какое масло?).... .
4.Фонетика. Знакомство со звуком (А).
- знать артикуляцию звука (А): губы и зубы широко открыты, кончик языка находится за нижними зубами.
- знать характеристику звука (А): звук гласный, так как во рту нет преграды и воздух свободно выходит.
- знать схему звука (А): большой красный кружок:
- подобрать картинки или нарисовать в тетради 2 слова, начинающиеся со звука (А), и 2 слова, где звук (А) находится в середине слова. Под каждой картинкой отобразить схемой звук (А).
Например, арбуз ______ мак ________
- Связная речь.
Нарисовать любимое блюдо.
Составить рассказ о поэтапном его приготовлении
(из каких продуктов и какие действия мы совершаем).
Рассказ начать с фразы: «Моё любимое блюдо….»
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 14
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика. Тема: «Игрушки».
- Новые слова: Игрушки, кукла, машина, грузовик, пирамидка, мяч, юла, кубики, паровозик, матрёшка, резина. Дерево, мех, плюш, пластмасса, металл, глина.
- Перечислить действия, которые можно совершать с игрушками «Как я играю»: играть, катать, бросать, подбрасывать, крутить, вращать, нагружать, разгружать, купать, мыть, строить, надувать, разбирать, собирать, укладывать спать, кормить, качать, причёсывать, одевать, переодевать, убирать.
3. Грамматика. (устно).
Образование относительных прилагательных
Мишка из плюша – плюшевый мишка, матрёшка из дерева - …, мячик из резины - …, машинка из пластмассы - …, паровозик из металла - …, кукла из глины - …, зайчик из меха - …, самолётик из бумаги - … .
4.Фонетика. Знакомство со звуком (И).
- знать артикуляцию звука (И): губы растянуты в улыбку, кончик языка находится за нижними зубами.
- знать характеристику звука (И): звук гласный, так как во рту нет преграды и воздух свободно выходит.
- знать схему звука (И): узкая красная улыбка:
- подобрать картинки или нарисовать в тетради 2 слова, начинающиеся со звука (И), и 2 слова, где звук (И) находится в конце слова. Под каждой картинкой отобразить схемой звук (И).
Например, игла ______ носки ________
- Связная речь.
Нарисовать любимую игрушку.
Составить описательный рассказ о своей игрушке по плану:
- Название игрушки («Моя любимая игрушка …….»).
- Внешний вид (величина, цвет, форма).
- Какая на ощупь. Из какого материала сделана?
- Как с ней можно играть?
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 15
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика. Тема: «Зимние забавы».
- Новые слова: снеговик, снегурочка, сугроб, лыжи, лыжник, сани, санки, коньки, каток, снежки, ком, забавы, горка, клюшка, шайба.
- Нарисовать рисунок на тему «Как я проводил зимние каникулы» и составить рассказ из 3-4 предложений.
3. Грамматика. (устно).
Родственные слова.
Вспомни родственные слова к слову: «СНЕГ»
Снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снежный.
Объяснить лексическое значение этих слов.
4.Фонетика. Знакомство со звуками (Н) и (Нь).
- знать артикуляцию звуков (Н), (Нь): губы раскрыты, зубы зажаты, кончик языка упирается в верхние зубы. Воздух выходит через нос. При звуке (Нь) губы растягиваются в улыбочку.
- знать характеристику звуков (Н), (Нь): звуки согласные, так как во рту есть преграда (зубы сжаты, кончик языка вверху), поэтому воздух не может свободно выходить.
Звук (Н) – согласный твёрдый. На схеме обозначается синим квадратом
Звук (Нь) – согласный мягкий. На схеме обозначается зелёным квадратом
- Подобрать по 2 слова со звуками (Н), (Нь) в начале слова. Под каждой картинкой отобразить схемой первый звук. Работу выполнить в тетрадях.
Например, нос ______ Незнайка ___________
- Составить схемы слогов (зарисовать цветными карандашами).
АН ИН УН АНЬ ИНЬ УНЬ
Например, АН ИНЬ УН
5.Связная речь.
Пересказ рассказа «На горке».
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 16
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика. Тема: «Зимующие птицы».
- Новые слова: воробей, синица, ворона, сорока, дятел, сова, снегирь, голубь, кормушка, корм, кормушка, зимовка, городские, лесные, клюв, крылья, перья, пух, оперенье, чирикает, каркает, стрекочет, воркует.
- Называть 6-8 представителей зимующих птиц.
- Объяснить, почему они называются «зимующие птицы», чем питаются в холодное время.
3. Грамматика. (устно).
Словообразование. Закончи предложения:
У сороки длинный хвост – сорока (длиннохвостая).
У синицы жёлтая грудка – синица … . У сороки белые бока – сорока … . У вороны чёрные крылья – ворона … . У дятла длинный клюв – дятел … . У снегиря красная грудка – он… .
4.Фонетика. Знакомство со звуками (М) и (Мь).
- Знать артикуляцию звуков (М), (Мь): губы плотно сжаты, зубы немного раскрыты, кончик языка находится у нижних зубов. Воздух выходит через нос. При звуке (Мь) губы растягиваются в улыбочку.
- Знать характеристику звуков (М), (Мь): звуки согласные, так как во рту есть преграда (губы сжаты), поэтому воздух не может свободно выходить.
Звук (М) – согласный твёрдый. На схеме обозначается синим квадратом
Звук (Мь) – согласный мягкий. На схеме обозначается зелёным квадратом
- Подобрать по 1-2 слова со звуками (М), (Мь) в начале слова. Под каждой картинкой отобразить схемой первый звук. Работу выполнить в тетрадях.
Например, муха ______ медведь ___________
- Составить схемы слогов (зарисовать цветными карандашами).
АМ ИМ УМ АМЬ ИМЬ УМЬ
5.Связная речь.
На листе нарисовать понравившуюся зимующую птицу и составить о ней загадку – описание:
- городская или лесная зимующая птица;
- какая птица по размеру;
- по окраске частей тела;
- чем питается зимой.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 17
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика. Тема: «В гостях у сказки».
- Новые слова: сказочные герой (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Незнайка, Морозко, Иванушка– дурачок, Василиса Прекрасная…), сказка, добро - зло, радость- печаль, горе - счастье, друг - враг, чудовище – красавица, чудо, волшебство, колдунья, замок, принц, принцесса, королева, король, персонаж, амбар, сусек, завалинка, теремок.
- Вспомнить и назвать сказки, в которых персонажем является Медведь (Заяц)( Лиса)( Волк).
3 Грамматика. (устно).
- Подобрать и назвать как можно больше слов-признаков к существительным.
Например: Медведь (какой?)- (бурый, огромный, неуклюжий, лохматый, косолапый, сильный…)
Заяц (какой?)- … . Лиса (какая?)- … .Волк (какой?)… .
4.Фонетика. Знакомство со звуками (П) и (Пь).
- артикуляция звуков (П), (Пь): губы плотно сжаты, зубы разжаты, кончик языка находится внизу. Воздух резко вылетает изо рта. При звуке (Пь) губы растягиваются в улыбочку.
- Знать характеристику звуков (П), (Пь): звуки согласные, так как во рту есть преграда (губы плотно сжаты), поэтому воздух не может свободно выходить.
Звук (П) – согласный твёрдый. На схеме обозначается синим квадратом
Звук (Пь) – согласный мягкий. На схеме обозначается зелёным квадратом
3.Подобрать по 2 слова со звуками (П), (Пь) в начале слова.
Под каждой картинкой отобразить схемой первый звук.
Например, __ __________
4.Составить схемы слогов
ПА ПУ ПИ АП УПЬ ИПЬ
(зарисовать цветными карандашами).
5.Связная речь.
Знакомство с русским народным творчеством.
- Нарисовать на альбомном листке любимого сказочного героя.
Назвать имя персонажа, рассказать из какой он сказки, кто автор, какой характер у героя, во что одет, и что ты будешь делать, если этот герой придёт к тебе в гости?
Повторить выученное стихотворенье С. Егорова «Воробьи».
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как же нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 18
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Лексика. Тема: «Посуда».
- Новые слова: чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, маслёнка, солонка, хлебница, блюдце, чайник, ваза, носик, ручка, крышка, стенка, дно, стакан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар.
- Закончи предложение по образцу: «Хлеб хранят в хлебнице».
Сахар – … Перец -… Соус –… Сухари -… Кофе - …
Чай - … Соль - … Масло - … Салат – …
3 Грамматика. (устно).
- Согласование числительных 1,2 с существительными.
Например, Один чайник - два чайника.
Кастрюля, ковш, сковорода, тарелка, нож, ложка, вилка, чайник, ваза, блюдце.
4.Фонетика. Знакомство со звуками (Т) и (Ть).
- Знать характеристику звуков (Т), (Ть): звуки согласные, так как во рту есть преграда (зубы и язык), поэтому воздух не может свободно выходить.
Звук (Т) – согласный твёрдый. На схеме обозначается синим квадратом
Звук (Ть) – согласный мягкий. На схеме обозначается зелёным квадратом
3.Подобрать по 2 слова со звуками (Т), (Ть) в начале и середине слова. Под каждой картинкой указать схемой местоположения звука в слове.
4.Составить схемы слогов (зарисовать цветными
карандашами): ТА ТИ УТ ИТЬ
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 19
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Активный словарь. Тема: «Моя семья».
- Новые слова: семья, «родовое древо», родственники, родители, дети, бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра, тетя, дядя, племянник, племянница, профессия, хобби, традиции.
3 Грамматика. (устно)
- Подбор признаков к предмету.
Мама (какая?) – заботливая, трудолюбивая, красивая… .
Папа (какой?)- …, бабушка- … , дедушка- …, брат (сестра)- … .
4.Фонетика. Знакомство со звуками (К) и (Кь).
- Знать характеристику звуков (К), (Кь): звуки согласные, т. к. во рту есть преграда (корень языка), поэтому воздух не может свободно выходить.
Звук (К) – согласный твёрдый. На схеме обозначается синим квадратом
Звук (Кь) – согласный мягкий. На схеме обозначается зелёным квадратом
5.Составить в тетради звуковую схему слов: «КИТ», «ПАУК». Устно назвать каждый звук по порядку и дать характеристику.
Например, К И Т_
1-й звук – К. 2-й звук - И. 3-й звук – Т.
6.Связная речь.
Составить рассказ о членах своей семьи, предлагая называть имя и отчество, профессию и любимое занятие каждого члена семьи. Рассказать о ваших семейных традициях.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 20
1.Индивидуальные задания по звукам.
2.Фонетика. Знакомство со звуками (Х).
- знать артикуляцию и характеристику звука (Х).
* Подобрать слова со звуками (Х) в начале и середине слова.
* Составить схемы слогов и слова:
ХИ, УХ, АХ, МУХА.
* Посчитать количество звуков и называть их по порядку в словах МОХ, ХОБОТ.
Зарисовать в тетради кружочками. Устно пояснять.
Например, М О Х
(Устно проговаривать): «В слове МОХ 3 звука.
1-й звук – М, 2-й звук – О, 3-й звук- Х».
3.Грамматика.(устно)
Антонимы.
- Назвать слова, противоположные по смыслу.
Напр., большой – маленький
длинный - … худой - … весёлый - …
толстый - … умный - … здоровый - …
высокий - … жидкий - … грязный - …
широкий - … острый - … старый - …
4.Связная речь.
Вспомнить и рассказать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Зарисовать понравившийся отрывок сказки. Вспомнить, в каких сказках есть герои: лиса, заяц.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 21
1.Индивидуальные задания по звукам.
2.Фонетика. Дифференциация звуков «Х» и «К».
- знать, чем похоже звуки «Х» и «К» (характеристикой: оба согласные, твёрдые звуки) и в чём их различие (артикуляцией: корень языка у звука «Х» не смыкается с верхним нёбом).
* Игра «Закончи слово». Произнести слово, подставляя в конце звук «Х» или «К».
Ма…, ме…, пу…, песо…, вени…, возду…, носо…, пету…, вено…, мо…, гама…, вдо…, охотни…, выдо…. .
* Составить звуковые схемы слов (в тетради):
ПУХ МАКИ
* Посчитать количество звуков и называть их по порядку в слове МУКА
Зарисовать в тетради кружочками
- Лексика. Тема: «Наши защитники».
- Вспомнить и назвать рода войск (пехота, танкисты, ракетчики, пограничники, артиллеристы, лётчики, моряки, десантники) и виды военной техники.
4.Связная речь.
Рассказать стихотворение «Солдатик». Следить за правильным произношением всех звуков.
Учим стихи к весеннему празднику. Следим за правильным произношением звуков: «с», «сь», «з», «зь», «ш», «ж», «л», «ль».
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 22
- Индивидуальные задания по звукам.
- Фонетика. Знакомство со звуком (О)
- знать артикуляцию и характеристику звука (О): звук гласный, так как во рту нет преграды, и воздух свободно выходит.
- знать схему звука (О): красный овал
- Подобрать слова, где звук (О) находится в начале, в середине и в конце слова. Под каждой картинкой отобразить схемы гласных изученных звуков (А), (У), (О), (И). Нарисовать картинки этих слов.
Например, очки _______ пальто __________
дом ________
4. Составить звуковую схему слов: КОТ, ОКНА.
5. Грамматика (устно)
Согласование числительных с существительными.
Игра «Посчитай до 5»:
«дом», «окно», «гнездо», «яйцо», «овца».
Например: 1 дом, 2 дома, 3 дома, 4 дома, 5 домов.
- Лексика и Связная речь.
Тема: «Женские профессии».
Нарисовать портрет мамы и составить рассказ по плану:
- Как зовут мою маму (имя и отчество);
- Кем работает моя мама (профессия);
- Что делает на работе;
- Описать внешность мамы по портрету (цвет и длина волос, цвет глаз);
- Что любит делать моя мама в свободное время;
- Как я помогаю своей маме дома по хозяйству.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 23
1.Индивидуальные задания по звукам.
2.Фонетика. Знакомство со звуком «С».
- Знать характеристику звука (С): звук согласный, так как во рту есть преграда (зубы почти сомкнуты), поэтому воздух не может свободно выходить.
Звук (С) – согласный твёрдый. На схеме обозначается синим квадратом
3.Подобрать слова со звуком (С) в начале, середине и конце слова.. Под каждой картинкой указать схемой местоположения звука в слове.
4.Составить схемы слов (зарисовать цветными карандашами):
ОСА НОСКИ
5. Лексика. Тема: «Весна шагает по планете».
Новые слова: (объяснять их значение) оттепель, слякоть, капель, лужи, ручьи, сосульки, наводнение, половодье, почки, проталины, околоствольные круги, первоцветы.
- Подобрать родственные слова к слову: «ВЕСНА», «СОЛНЦЕ».
- Вспомнить рассказ о весне и её признаках. Нарисовать рисунок по рассказу: Наступила весна. Солнце стало греть ярче и сильнее. Рыхлый снег потемнел и растаял, на земле кое-где появились проталины. Выглядывают первые подснежники. Побежали весёлые ручейки. Деревья ещё стоят голые, но на ветках набухли почки. Из спячки вышли насекомые и звери. Прилетели перелётные птицы. Мы любим весну.
Вспомнить стихотворенье И. Токмаковой «Весна». Проговариваем точно и чётко все подчёркнутые звуки.
Весна.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На снегу видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны!
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 24
- Индивидуальные задания по звукам.
- Фонетика. Знакомство со звуком (Ы)
- знать артикуляцию и характеристику звука (Ы).
- знать схему звука (Ы): красный горизонтальный овал
Подобрать слова, где звук (Ы) находится в середине и в конце слова. Под каждой картинкой отобразить схемы гласных изученных звуков (А), (У), (О), (И), (Ы) Нарисовать картинки этих слов.
Составить звуковую схему слов: ДЫМ, КИТЫ.
3. Грамматика (устно)
Согласование числительных «один (одна, одно)», «два(две)», «пять» с существительными.
Например : Один мяч, два мяча, пять мячей.
Скакалка, обруч, кегля, флажок, соревнование, клюшка, свисток, упражнение, спортсмен, судья, шайба, чемпион
4. Лексика. Тема: «Быть здоровыми хотим».
- Дать полные (не односложные) ответы по вопросам:
- Что нужно, чтобы вырасти сильными, здоровыми?
- Как называются люди, занимающиеся физкультурой?
- Как называются люди, занимающиеся спортом?
- Чем отличается спортсмен от физкультурника?
- Какие виды спорта ты знаешь?
- Где занимаются спортсмены?
- Какие спортивные принадлежности и оборудование ты знаешь?
- Нарисовать спортсмена любимого вида спорта и рассказать о нём (каким видом спорта он занимается и какое оборудование ему необходимо для тренировки).
Повторить наизусть отрывок
стихотворенья Фёдора Ивановича Тютчева.
Произносим правильно все звуки !!!
Зима недаром злится...
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 25
- Индивидуальные задания по звукам.
- Фонетика. Знакомство со звуком (Ль)
- знать артикуляцию и характеристику звука (Ль): согласный, мягкий звук.
- Подобрать слова, где звук (Ль) находится в начале и середине слова. Под каждой картинкой отобразить схемы гласных изученных звуков (А), (У), (О), (И), (Ы).
- Составить полную звуковую схему слов: ЛЬВЫ, ПЛИТА.
- Подсчитать количество звуков в слове МАЛИНА.
Зарисовать кружочками.
3. Грамматика (устно)
Игра с мячом «Скажи правильно»:
Согласование прилагательного «ЛИЛОВЫЙ» с существителными в роде и числе.
Линейка, лифт, туфли, крыша, забор, пальто, клетка, бинокль, сапоги, карандаш, лента.
4.Связная речь.
Рассказ «Зайка и морковка» по серии сюжетных картинок – вспомнить, пересказать и заштриховать аккуратно раскраску.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 26
- Индивидуальные задания по звукам.
- Фонетика. Знакомство со звуком Й.
- знать артикуляцию и характеристику звука (Й): согласный, мягкий звук.
- Подобрать слова, где звук (Й) находится в начале, середине и конце слова.
- Составить полную звуковую схему слова: ЙОД.
- Подсчитать количество звуков в слове МАЙКА и назвать все по порядку. Зарисовать кружочками.
3. Лексика. Тема: «Перелётные птицы».
Новые слова: кукушка, ласточка, грач, соловей, журавль, цапля, жаворонок, скворец, дикая утка, лебедь, дикие гуси, перья, пух, крыло, клюв, стая, гнездо, птенцы, клин, курлыкать, скворечник.
Называть перелётных птиц. Объяснить, почему они называются перелётными.
4. Грамматика (устно)
Подобрать родственные слова к слову «СКВОРЕЦ»: скворчата, скворчонок, скворчиха, скворушка, скворечник.
5. Связная речь.
- Вспомнить рассказ «Скворечник»(серия сюжетных картин). Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР.
- Рассказать загадку о скворце.
На шесте висит дворец.
Во дворце живёт певец,
А зовут его …. (скворец).
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 27
- Индивидуальные задания по звукам.
- Фонетика. Знакомство со звуком (Э).
- знать характеристику звука (Э): звук гласный, так как во рту нет преграды, и воздух свободно выходит.
- знать схему звука (Э): широкая красная улыбочка .
Подобрать 4 слова, начинающиеся со звука (Э). Под каждой картинкой составить схемы всех гласных изученных звуков.
- Составить полную звуковую схему слов: ЭХО, ЭСКИМО.
- Слоговая структура слова (устно).
Проговаривать чётко на выдохе под хлопки многосложные слова. Посчитать количество слогов каждого слова:
ЭК-СКА-ВА-ТОР, Э-КРАН, ЭС-КА-ЛА-ТОР, Э-ЛЕ-ВА-ТОР, ЭС-КИ-МО, Э-ЛЕК-ТРИЧ-КА, Э-ТАЖ, Э-ЛЕК-ТРИ-ЧЕС-ТВО.
Уметь объяснять их лексическое значение.
4. Грамматика (устно)
Образование существительных среднего рода множественного числа.
Ухо - уши Яблоко – … Пальто – … Кресло -…
Седло – … Дерево - … Весло – … Перо -…
Лото –… Окно -… Облако - … Дно - …
* Не изменяются слова : лото, пальто, дно
5. Лексика и Связная речь. Тема: «Космос».
Вспомнить и рассказать стихотворенье А.Хайта
«По порядку все планеты».
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 28
- Фонетика. Знакомство со звуками (В), ( Вь)
- знать артикуляцию и характеристику звуков:
(В) - согласный, твёрдый звук, звонкий.
(Вь) – согласный, мягкий звук, звонкий.
- Подобрать слова, где звуки (В) и (Вь )находится в начале слова. Под каждой картинкой отобразить схемы этих согласных.
- Составить полную звуковую схему слов: ВЕСЫ, СОВА.
- Подсчитать количество звуков в слове ДИВАН.
Зарисовать кружочками.
- Грамматика (устно)
Образование сложных слов.
Сам + летает = САМОЛЁТ
Пыль + сосёт =… Сам + ходит = … Сам + катается =… На пару + ходит =… На пару + возит =… Сам + сваливает =…
На пару + ходит =… Лес + рубит =… Рыбу + ловит =…
- Лексика.
Тема: «Тайна воды».
Новые слова: рыба: окунь, лещ, щука, ёрш, сом, мальки, икринки, уха, водоросли, хищники, рыбалка, крючок, аквариум, океан, море, река, озеро, уха.
- Назвать части тела рыбы (голова, туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя).
- Подобрать родственные слова к слову ВОДА
( водичка, водица, водопад, водный, подводный, водолаз,
водоросли..).
4. Связная речь.
- Чётко и правильно проговаривать чистоговорку:
Варит сам – самовар,
Катит сам – самокат,
Ходит сам – самоход,
Сам летает – самолёт.
- Устное изложение текста.
Вспомнить и пересказать рассказ «Рыбалка».
Ребёнок рассказывает текст, а родители проверяют правильность изложения текста.
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку.
Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь, ёрш и щука.
Мама сварила Илюше вкусную уху.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома № 29
1. Индивидуальные задания по звукам.
2. Фонетика. Знакомство со звуками (Ф), (Фь)
- знать артикуляцию и характеристику звуков:
(Ф) - согласный, твёрдый, глухой звук,
(Фь) – согласный, мягкий, глухой звук.
- Подобрать слова, где звуки (Ф) и (Фь) находится в начале слова. Под каждой картинкой отобразить схемы этих согласных.
- Составить полную звуковую схему слов: ШКАФ, ФИНИК.
- Подсчитать количество звуков в слове ФОКУСЫ.
Зарисовать кружочками.
3. Грамматика (устно)
- Повторить и закрепить сведения о жилищах диких и домашних животных, а также названия детёнышей животных.
Барсук живёт в норе с барсучихой и барсучатами.
Лошадь живёт в конюшне с конём и жеребятами.
- Игра «Чей хвост?». Притяжательные прилагательные.
У лисы лисий хвост. У зайца …, у коровы…, у медведя…,
у свиньи…, у лошади…, у барсука…, у волка…, у овцы… .
- Лексика . Тема: «Труд людей весной».
Новые слова: ранняя и поздняя весна, субботник, мир, труд, саженцы, рассада, инструменты, грабли, лопата, носилки.
- Связная речь
Вспомнить рассказ « Мы планету бережём» по плану:
- Какое время года наступило?
- Что делают дети?
- Для чего они это делают?
- Какую пользу приносят дети своим трудом?
- Как я тружусь весной.
Рекомендации логопеда для занятий с детьми дома №30
- Фонетика. Знакомство со звуками (З), (Зь)
- знать артикуляцию и характеристику звуков:
(З) - согласный, твёрдый, звонкий звук,
(Зь) – согласный, мягкий, звонкий звук.
- Подобрать слова, где звуки (З) и (Зь) находится в начале слова. Под каждой картинкой отобразить начальный звук схемой.
- Провести полный звуковой анализ слов (зарисовать схемы):
ЗУБЫ ЗМЕИ
- Нарисовать 2 картинки со словом-омонимом «ЗМЕЙ»:
«ЗМЕЙ» - пресмыкающее животное;
«ЗМЕЙ» - игрушка, которую запускают в воздух.
Составить с каждым словом предложение.
- Цепочка слов.
Составить цепочку слов: последний звук слова является начальным звуком последующего слова ( цепочка по 5-6 слов).
ЗОНТ-
- Чистоговорка.
Проговаривать чистоговорку медленно, четко произнося все звуки:
Змея змеилась,
Змея смеялась.
Смеясь, змеилась,
Змеясь, смеялась.
4. Лексика. Тема: «Насекомые».
- Новые слова: насекомые, оса, пчела, шмель, жук, муравей, кузнечик, муха, комар, бабочка, личинка, кокон, стрекоза, крыло, жало, лапка, усики, рой, улей, гнездо, муравейник, яйца, сачок, паутина.
- Выучить загадку про любого насекомого.
Нарисовать его на листке.
5.Связная речь.
- Вспомнить рассказ «МУРАВЬИ» по серии сюжетных картинок (Картотека Каше Г.А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...
Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения...
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников в старшей группе комбинированной направленности «Письмо для жителей Гендерляндии»
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников в старшей группе комбинированной направленности«Письмо для жителей Гендерляндии»...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников в старшей группе комбинированной направленности Волшебство поступков»
с детьми старшего дошкольного возрастана тему: «Волшебство поступков»...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие с элементами игры для детей средней и старшей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Кто? Что? Зачем? И почему?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящему дню. Расширить, уточнить и актуализировать словарный запас по теме: «Медицинский работник».Задачи:Формировать у дошкольников представлен...