«Играю, вижу, говорю» в работе с неговорящими детьми»
консультация по логопедии

Семочкина Наталья Александровна

В консультации говорится, что проблема неговорящих детей – одна из самых острых в современном образовании. Наше структурное подразделение  посещают неговорящие дети с ЗПР, РАС, ТНР. Многие из них - это безречевые дети. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._semochkina_n.a.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация из опыта работы «Играю, вижу, говорю» в работе с неговорящими детьми»

Семочкина Наталья Александровна, учитель-логопед

СП «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4 г.о.Сызрань

        В настоящее время значительно увеличилось количество неговорящих детей. Проблема неговорящих детей – одна из самых острых в современном образовании. Наше структурное подразделение  посещают неговорящие дети с ЗПР, РАС, ТНР. Многие из них - это безречевые дети. Малыши  в анамнезе имеют такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена лепетной речью. Работа педагогов с данными детьми затруднена, так как возникают сложности в коммуникации.Взрослому трудно понять что хочет ребенок, и что конкретно вызывает у него положительный или отрицательные эмоции.

Работа с такими детьми подвела нас к поиску новых путей  запуска речи. Нами было разработано и реализуется  дидактическое пособие «Играю, вижу, говорю». В нем используется графические изображения, которые мотивируют ребенка к общению, дают возможность выражать свои мысли и желания, участвовать в коммуникативных ситуациях.Введение в игру графических символов, в свою очередь, не только благоприятно сказывается на развитие речи неговорящего ребенка, но и развивает мыслительные способности, улучшает память.

Целью данного пособия является формирование у неговорящего ребенка умение использовать средства альтернативной коммуникации, что способствует взаимодействию с окружающим миром и повышает качества общения со сверстниками и взрослыми.                                                

        Графические изображения обозначают предметы, действия и признаки по изучаемым лексическим темам. При объединение изображений в единую цепочку можно выстроить короткую фразу.

Работа с ребенком строится по четкому алгоритму, позволяющему ему неоднократно закреплять полученные знания.

        На первом этапе ребенка знакомим с простыми общеупотребительными жестами (указательного жеста, Привет! Пока! Спать. Дай мне. Еще. Пить. Есть), и их графическими изображениями, которые сочетаются со словесной инструкцией.

На втором этапе содержание жестов, графических изображений зависит от лексической темы, изучаемой на занятии. Детям предлагаются следующие упражнения:

- выполнение действий по невербальной инструкции;

- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;

- выбор графического изображения жеста по просьбе взрослого;

- дополнение фразы жестом или графическим изображением.

        В ходе изучения лексических тем дети знакомятся с изображениями предметов, действий, признаков. Таким образом, происходит накопления пассивного словаря по наиболее значимым для малышей направлениям («Игрушки», «Мое тело», «Мой день» и т.д.). В каждой лексической теме отрабатывается формы единственного и множественного числа существительных и глаголов. В ходе дидактической игры ребенок учится взаимодействовать со взрослым и учится отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?», «С чем играешь?» и др. (с использованием графических изображений или слов).

        Для повышения заинтересованности детей мы разместили графические изображения на диски с отверстиями, которые можно нанизывать на шнурок (веревку). Это помогает не только научить детей составлять элементарную фразу, но и развить мелкую моторику рук.

         Для обеспечения непрерывности коррекционно-развивающей работы мы предлагаем родителям использовать данное пособие в домашних условиях для закрепления изученной лексической темы и самостоятельных игр по выбору ребенка дома.

В условиях специально организованного образовательного процесса с применением  дидактического пособия «Играю, вижу, говорю» в работе неговорящие дети:

- приобретают навыки невербального общения;

- повышается мотивация к общению;

- начинают гораздо легче выражать свои желания и мысли;

- развивается мышление, внимание, воображение, память.

Литература:

  1. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. —М.: Просвещение, 1972.
  2. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. —

М.: Школа-Пресс, 1999.

  1. Волкова Л. С. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.
  2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к работе с неговорящими детьми

У неговорящих детей, как правило, еще нет потребности подражать слову взрослого.  В   активном  словаре не более 10-20 слов.   Уровень  понимания   речи мо...

Работа с неговорящими детьми

Материал содержит самые простые рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить....

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

Презентация опыта работы по теме " Личный речевой альбом как форма работы с неговорящими детьми"

Данный опыт работы представлен на районном методическом объединении по образовательной области "Речевое развитие"...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Дидактические игры и упражнения для работы с неговорящими детьми

Чтобы не говорящий ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать.Поэтому особенно важно установить с такими ...

Дидактические игры и упражнения для работы с неговорящими детьми

В данной статье описываются основные формы работы с неговорящими детьми. В статье предложены и описаны игры и упражнения для работы с неговорящими детьми: игры на развитие понимания речи, игры на разв...