Дидактические игры и упражнения для работы с неговорящими детьми
статья по логопедии

В данной статье описываются основные формы работы с неговорящими детьми. В статье предложены и описаны игры и упражнения для работы с неговорящими детьми: игры на развитие понимания речи, игры на развитие фонематического слуха, слухового внимания,игры на расширение и уточнение пассивного словаря по лексическим темам,   игры на формирование связной речи, игры на развитие психических процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры и упражнения для работы с неговорящими детьми»

Ведущая форма занятий с дошкольниками – игровая. Обязательное условие воздействия - это многократность повторения одного и того же материала.

Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори», строго исключить эти выражения из своего общения с такими детьми.

Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать…

Поэтому особенно важно установить с такими детьми тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, из-за чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания, а именно в игре, увлекающих игровых ситуациях.

Игры на развитие понимания речи.

Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагают запомнить, как называются:

их игрушки,части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос),

названия действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается т т.д.).

Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка.
Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать.

Задавайте ребенку вопросы:
— Где мама?, — Где папа?,— Где баба?,— Где дядя? И т.д.

Поиграйте с ребёнком:
(реб
ёнок показывает части тела)
Лера весело бежит к маме по дорожке,
И для этого нужны нашей Лере (ножки).
Лера ягодки бер
ёт по две – по три штучки,
И для этого нужны нашей Лере (ручки).
Лера слушает в лесу, как поют кукушки,
И для этого нужны нашей Лере (ушки).
Лера будет рисовать. Где, какие краски?
И для этого нужны нашей Лере (глазки).

Игры на развитие слухового внимания.

Игра «Кто что услышит»?

Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра « Найди игрушку».

Цель: развитие координации движений.

Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры.

Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

Игра «Где позвонили»?

Цель: определение направления звука.

Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.).

Описание игры.

Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Игры на уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим темам.

Лексическая тема: «Транспорт»

Игра «Что делает самолет?»

Цель: расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает одному из детей взять предмет (например, игрушечный самолет) в руки и показать, что может делать этот предмет, что можно делать с ним. Ребенок совершает действия, а взрослый к каждому из них задает вопрос: «Что делает самолет? Что ты делаешь с самолетом?» (самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю). При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым сначала индивидуально, а затем хором со всеми детьми подгруппы.

Игры на формирование фразовой речи.

На первом этапе отрабатываются одинаковые грамматические конструкции, в которых сменяются персонажи («Папа спит», «Мама спит», «Собака спит») и действия («Папа спит», «Папа ест», «Папа пьет»).

Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т.п.

Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.

Игра «Волшебное зеркало».

Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая её какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребёнок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Игры на развитие психических процессов.

Проводим игры соответствующие лексической теме недели.

Лексическая тема: «Дикие животные».

Игра «Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).

Цель: развитие логического мышления.

Лексическая тема: «Игрушки».

Игра «Чего не стало?» с этими игрушками.

Цель: развитие внимания.

Лексическая тема: «Транспорт».

Игра «Запомни машины».

(на столе выставлены 2-4 игрушки транспортных средств. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются в общую с другими игрушками коробку. Ребенок по памяти ставит те игрушки, которые были выставлены на столе).

Приобретение речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребёнка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нём, помогает ребёнку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Очень важно поощрять желание ребёнка говорить. Одной из форм стимуляции этой потребности является, естественно похвала взрослого, как положительное подкрепление достижений ребёнка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

В данном материале вы ознакомитесь с игровыми упражнениями по формированию речевого дыхания, понимания речи, слухового восприятия и фонематических процессов, пространственного восприятия, с прие...

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми.

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми....

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!...

Дидактические игры и упражнения для работы с неговорящими детьми

Чтобы не говорящий ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать.Поэтому особенно важно установить с такими ...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!   С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят ...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним д...

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯУПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИУПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАН...