«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
консультация по логопедии (старшая группа)

Майер Альбина Джалиловна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями высокий. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико- грамматических категорий, недостаточном словарном запасе слов и неумении строить связные речевые высказывания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_korrektsiya_rechi.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями высокий. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико- грамматических категорий, недостаточном словарном запасе слов и неумении строить связные речевые высказывания.

Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала.

В какой же форме преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Можно с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии, можем улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.

Применяемые мною игровые технологии с детьми, в том числе с ОВЗ делают процесс обучения более интересным для детей, а, следовательно, и более эффективным.

Хотелось бы остановится на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. Это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий у нас подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

На мой взгляд, условиями успешного развития речи является:

Первое условие - это потребность общения. Создаем такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний. Это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога.

2. Второе условие - Создание предметно-развивающей речевой среды в группе детского сада.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую и проблемную ситуацию, а также сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие «приходит гость». Это может быть веселый Буратино, который очень хочет в школу; или кукла, рассказывающая детям о частях тела; динозаврик Звукоежка, который потерял звуки; и т. д. Все эти персонажи погружают детей в сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или поиграть с ними, и соответственно научиться чему-то новому. В конце занятия герои благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Динозаврику выучить его любимый звук и т. п. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

3. Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.

Можно использовать камешки Марблс в работе. Они являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

При проведении занятий по развитию связной речи использую инсценировки и этюды. Этот прием помогает реализоваться детям в театральной деятельности.

Немаловажную роль в работе играют здоровьесберегающие технологии (дыхательную, артикуляционную, пальчиковую, физкультминутки), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников.

4. Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствами разнообразных игровых технологий.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью различных игровых картинок.

5. Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы как: самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с карандашами, игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры резинками, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, и т. д. ; игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Убеждена, что использование игровых технологий для достижения цели опыта необходимо включить не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей. Для этого в группе создан речевой центр «Совунья - говорунья».

В нём имеются различные дидактические и игровые материалы, как промышленного производства, так и сделанные своими руками:

Пособия для развития мелкой моторики (игры с прищепками и шнурками, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).

Игры по развитию связной речи (мнемотаблиц по временам года, схемы для пересказа сказок и заучивания наизусть стихов, различные виды театра)

Пособия для развития дыхания (игра «Дуйбол», игра «Весёлые фрукты,» разноцветные шарики; с бумажные снежинки)

Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).

Игра «Куб-говорун» - кубик с кармашками, в которые вставляются карточки и картинки разной тематики.

Картотеки речевых игр:

- на развитие слухового внимания

- на развитие речевого слуха

- на развитие фонематического слуха

-на развитие физиологического дыхания

- на развитие речевого дыхания

-на развитие голоса.

Все эти приёмы делают мою работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей.

Я рассказала о игровых технологиях, но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологийУчитель-логопед Мятлева О.А.Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — о...

Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».Обоснование выбранной темы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ...