«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
консультация по логопедии (старшая группа)
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями высокий. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико- грамматических категорий, недостаточном словарном запасе слов и неумении строить связные речевые высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_korrektsiya_rechi.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями высокий. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико- грамматических категорий, недостаточном словарном запасе слов и неумении строить связные речевые высказывания.
Работая с современными детьми, сталкиваясь с проблемой недостаточно развитой речи детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала.
В какой же форме преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Можно с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии, можем улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.
Применяемые мною игровые технологии с детьми, в том числе с ОВЗ делают процесс обучения более интересным для детей, а, следовательно, и более эффективным.
Хотелось бы остановится на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. Это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий у нас подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
На мой взгляд, условиями успешного развития речи является:
Первое условие - это потребность общения. Создаем такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний. Это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога.
2. Второе условие - Создание предметно-развивающей речевой среды в группе детского сада.
Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую и проблемную ситуацию, а также сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие «приходит гость». Это может быть веселый Буратино, который очень хочет в школу; или кукла, рассказывающая детям о частях тела; динозаврик Звукоежка, который потерял звуки; и т. д. Все эти персонажи погружают детей в сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или поиграть с ними, и соответственно научиться чему-то новому. В конце занятия герои благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Динозаврику выучить его любимый звук и т. п. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
3. Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.
Можно использовать камешки Марблс в работе. Они являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
При проведении занятий по развитию связной речи использую инсценировки и этюды. Этот прием помогает реализоваться детям в театральной деятельности.
Немаловажную роль в работе играют здоровьесберегающие технологии (дыхательную, артикуляционную, пальчиковую, физкультминутки), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников.
4. Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствами разнообразных игровых технологий.
Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью различных игровых картинок.
5. Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы как: самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с карандашами, игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры резинками, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, и т. д. ; игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.
Убеждена, что использование игровых технологий для достижения цели опыта необходимо включить не только в образовательную деятельность, но и в свободную деятельность детей. Для этого в группе создан речевой центр «Совунья - говорунья».
В нём имеются различные дидактические и игровые материалы, как промышленного производства, так и сделанные своими руками:
Пособия для развития мелкой моторики (игры с прищепками и шнурками, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв).
Игры по развитию связной речи (мнемотаблиц по временам года, схемы для пересказа сказок и заучивания наизусть стихов, различные виды театра)
Пособия для развития дыхания (игра «Дуйбол», игра «Весёлые фрукты,» разноцветные шарики; с бумажные снежинки)
Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки).
Игра «Куб-говорун» - кубик с кармашками, в которые вставляются карточки и картинки разной тематики.
Картотеки речевых игр:
- на развитие слухового внимания
- на развитие речевого слуха
- на развитие фонематического слуха
-на развитие физиологического дыхания
- на развитие речевого дыхания
-на развитие голоса.
Все эти приёмы делают мою работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей.
Я рассказала о игровых технологиях, но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием. Поэтому очень важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.
«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект ""Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий" (17.01.19)
Годовой проект...
План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...
Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологийУчитель-логопед Мятлева О.А.Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — о...
Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"
Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...
План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».Обоснование выбранной темы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...
План работы учителя-логопеда Зюляевой М. С. над темой самообразования: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» на 2021 – 2022 учебный год
Цель: Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям....
План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ...