Проект ""Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий" (17.01.19)
проект по логопедии на тему

Наумова Марина Евгеньевна

Годовой проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_godovoy.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Ефимовский детский сад комбинированного вида"

Проект

для детей группы компенсирующей направленности

на тему:

"Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Составил:

учитель – логопед

 М.Е. Наумова________

Согласовано:

Зам. заведующего по УВР
Ю.Г. Шпилина_______

Ефимовский

2018

Актуальность:

Тема "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий" стала актуальна в наши дни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.

Такой формой может быть только игра:. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра: делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребенку получить собственный опыт.

Цель:  коррекция речи детей посредством игровых технологий.

Задачи:

1.        Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.

2.        Планирование работы по использованию игровых технологий.

3.        Описание форм и методов работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.

4.        Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекцию речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Участники: учитель – логопед, дети группы "Лучик", их родители (законные представители) и воспитатели.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный этап.

Ожидаемые результаты:

  1. Положительная динамика речевого развития у воспитанников.
  2. Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации.
  3. Положительная оценка деятельности ДОУ родителями.
  4. Активизация педагогического потенциала родителей.
  5. Заинтересованность детей в творчестве.

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

Сентябрь:

  1. Изучить литературу и интернет – ресурсы по данному вопросу.
  2. Подобрать методический и дидактический материал.

Основной этап:

Месяц

Тема

Правила

октябрь

Перелетные птицы

Словесная игра:"Угадай кто"

К/и: "Птенцы в беде" (Слуховая память)

Домашние животные, их детеныши

Дидактическая игра: "Найди маму"

К/и: "Мама, я тут!" (Животные и детеныши)

Дикие животные, их детеныши

Дидактическая игра: "Кто идёт"

К/и: "Не будить до весны" (Слуховое внимание)

ноябрь

Наша страна Россия

Игра: "Волшебный кубик" 

К/и: "Рюкзак туриста" (Предлоги)

Игрушки

Игра: "Магазин игрушек"

К/и: "Игрули" ( Развитие внимания)

Посуда

Дидактическая игра: "Чего не хватает?"

К/и: Бюро находок (Словарный запас)

Мебель

Дидактическая игра: "Подскажи словечко"

К/и: Будильник для бабочки" (Словарный запас)

декабрь

Зима

Дидактическая игра: "Исправь ошибку"

К/и: "Что бывает зимой?" (закрепление темы)

Дом, семья

Дидактическая игра: "Кто ушел?"

К/и: "Болтушки - хохотушки" (Скороговорки)

ПДД

Словесная игра: "Закончи предложение"

К/и: "Несчастный случай" (Связная речь)

Новый год

Игра: "Подскажи словечко"

К/и: "Новогодние прятки" (Зрительное внимание)

январь

Транспорт

Словесная игра: "Бывает ли так?"

К/и: "Дорожные работы" (Моторика)

Профессии на транспорте

Игра: "Наведи порядок, что кому?"

К/и: "Угадай профессию" (Словарный запас)

февраль

Детский сад

Игра: "Найди пару"

К/и: "Маша ест кашу" (Составление предложений)

Ателье

Игра с мячом: "Семейка слов".

К/и: Витрина магазина (сезонная одежда)

Стройка

Дидактическая игра: "Что лишнее?"

К/и: "Стройка - перестройка" (Звуковой анализ слов)"

Наша армия

Игра - соревнование: "Угадай, кто это?"

К/и: "Пират и клад"

март

Весна, приметы весны

Игра: "Диалог с весной"

К/и: "Что бывает весной?" (повторение темы весна)

Комнатные растения

Игра: "Поймай и раздели"

К/и: "Цветочный базар" (ударный гласный)

Рыбы

Игра: "Составь слово из слогов"

К/и: "Веселые рыбаки" (Дифференциация звуков)

Почта

Игра: "Чья телеграмма?"

К/и: "Срочная почта" (звуковой анализ слов)

апрель

Народная культура и традиции

Игра: "Скажи ласково".

К/и: "Восточный ковер" (зрительная память)

Космос

Игра: "Потопаем, похлопаем"

К/и: "Привет планетам" (отраженная речь)

Весенние с/х работы

Игра: "Подбери сравнение"

К/и: "Фрутогрядки" (сравнение по величине)

Откуда хлеб пришел

Игра:: "Составь предложения"

К/и: "Ветерок - озорник" (Зрительная память)

май

День победы

Игра: "Что лишнее?"

К/и: "Вертолет" (Воздушная струя)

Насекомые

Дидактическая игра: "Так бывает или нет"

К/и: "Дружные гусеницы" (логика и внимание)

Лето. Полевые цветы

Игра: "Исправь ошибку"

К/и: "Чудеса на полянке" (Слуховое внимание)

Заключительный этап

Проведение диагностики, систематизация полученных данных, анализ итогов реализации проекта.

Список используемы источников:

1. https://mersibo.ru

2. https://nsportal.ru

3. http://logopeddoma.ru

4. http://logopedrunet.ru

Приложение

"Угадай кто"

Педагог загадывает птицу и называет ее перепутав слоги (ли-жу-рав и т.д.)

"Найди маму"

Дети разделяются на 2 подгруппы, у одних – карточки с изображением животных, у других – их детенышей. Найти себе пару и назвать.

"Кто идёт"

Ведущий называет животное, дети должны его изобразить (белка, медведь, волк и т. д.)

"Волшебный кубик" 

На гранях кубика схематическое изображение предлога. Бросив кубик, дети составляют предложение с соответствующим предлогом.

Игра: "Магазин игрушек"

Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, игрушек (куклы и др.).

Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку:

Расскажите про покупки! Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

Дидактическая игра: "Чего не хватает?"

- Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

Дидактическая игра: "Подскажи словечко"

Педагог загадывает загадку и показывает картинку-отгадку, а дети должны назвать вслух слово-отгадку.

Если хочет Федя спать,

Он ложится на … КРОВАТЬ

Миша в комнату вошел

И поставил сок на … СТОЛ

Даша к комнату впорхнула,

Сумку, зонт взяла со … СТУЛА

Книжку новую Ивана

Я достал из-под … ДИВАНА

Почитать хотим мы если.

То усядемся мы в … КРЕСЛЕ

Дидактическая игра: “Исправь ошибку”

Лыжнику нужны санки.

Конькобежцу нужны лыжи.

Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужны санки.

Летом дети катаются на лыжах.

Зимой дети катаются на  велосипеде и играют в мяч.

Летом дети  лепят снежную бабу.

Зимой дети  прыгают через скакалку

Летом  играют в хоккей и  футбол.

Зимой купаются и строят крепость из песка.

Летом вода в реках замерзает и покрывается льдом.

Дидактическая игра: "Кто ушел?"

Логопед выставляет картинки: "мама", "папа", "бабушка", "дедушка".

Игра: с этими картинками проводится аналогично игре "Что пропало?".

"Закончи предложение"

Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.

 - На перекрёстке случилась авария,  потому что...

 - Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что...

 - На остановке собралось много народу, потому что...

 - Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что...

 - У светофора все машины затормозили, потому что...

 - Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что...

 - Дети долго не могли перейти дорогу, потому что...

 - Водитель сигналил мальчику, потому что...

Игра: "Подскажи словечко"

Педагог читает стихотворение, дети   слушают и договаривают последнее слово.

Он и добрый, он и строгий,

Бородою весь зарос,

К нам спешит сейчас на праздник,

Кто же это? ... {Дед Мороз)

Если лес укрыт снегами.

Если пахнет пирогами.

Если ёлка в дом идет,

Что за праздник? ... (Новый год)

Ей не нужна горячая печурка,

Мороз и холод — всё ей нипочём.

Привет всем шлет веселая ... (снегурка).

Её мы тоже к нам на праздник ждем.

Зимой, в часы веселья

Вишу на яркой ели я.

Стреляю, точно пушка,

Зовут меня... (хлопушка).

Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? ... (Коньки)

Появился во дворе

Он в холодном декабре!

 Неуклюжий и смешной.

У катка стоит с метлой.

| К ветру зимнему привык

 Наш приятель... (снеговик)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я?

Стал мне спорт родней и ближе

Кто помог мне в этом? ...

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки,

 Дайте снег! Готовы... (санки)

Игра: "Бывает ли так?"

Сяду я на самолёт —

У него мотор ревёт.

Он помчится под землёй,

Покатает нас с тобой.

Самолёт летит легко

Выше туч и облаков,

Выше дач, деревьев выше,

И садится он на крыши.

Игра: "Наведи порядок, что кому?"

Берем картинки с представителями разных профессий. Даем ребенку картинки с инструментами и предлагаем раздать их тем людям, которым они нужны для работы. Например, иголку-портнихе, шприц-медсестре, жезл-инспектору ГАИ, пистолет-миллиционеру, указку-учителю и т.д.

Игра: "Найди пару

Попросить детей составить пары из картинок, выложенных на наборном полотне (медсестра-шприц, музыкальный руководитель-пианино, воспитатель по физкультуре -мяч, повар-кастрюля и т.д.), и составить по ним предложения. Например: "Шприц нужен медсестре, чтобы делать прививки".

Игра с мячом "Семейка слов".

Логопед берет в руки мяч.

Логопед. A теперь давайте образуем слова из одной семейки со словом шьет. Я буду начинать предложение и бросать мяч одному из вис. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение.

Швея пуговицы к платью...

1-й ребенок. Пришивает

Логопед. Швея цветы на блузке?

2-й ребенок.Вышивает.

Логопед. Швея юбку...

3-й ребенок.Подшивает.

Логопед. Швея аппликацию на рубашку…

4-й ребенок. Нашивает.

Д/и "Что лишнее?" (развивать логическое мышление)

Пила, кисть, кукла, грабли.

Молоток, гармонь, лопата, кисть.

Молоток, пила, ножницы, отвертка.

Игра-соревнование "Угадай, кто это?"

Логопед. Хотите стать участниками соревнования? Сейчас и буду загадывать вам название профессии, Тот, кто первым его отгадает, получит фишку. Победит ребенок, который наберет наибольшее количество фишек. Слушайте внимательно. Это название профессии начинается со звука [к], а заканчивается звуком [н]. Кто это?

1-й ребенок.Это капитан

Логопед. Правильно. Получи фишку. Слушайте следующую загадку. В середине этого названия профессии есть звук [т], а заканчивается слово звуком [к]. Кто это?

2-й        ребенок.Это летчик

Логопед. Верно. Получи фишку. Следующая загадка вот такая. Это название профессии начинается со звука [т] и им же заканчивается. Кто это?

3-й        ребенок. Это танкист.

Логопед. Отлично. Вот тебе фишка. И последняя загадка. Это название профессии начинается со звука [п], а заканчивается звуком [к]. Кто это?

4-й        ребенок. Это пограничник.

Подвести итоги игры.

"Диалог с весной"

— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.

— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.

Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!

Игра: "Поймай и раздели"

Ход   игры.  Дети   встают   в   круг.   Воспитатель   бросает   мяч одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Игра: "Составь слово из слогов".

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова "размыло морской водой" и остались  только слоги.  Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.

Игра: "Чья телеграмма?"

– Эта телеграмма для Оли. Это чья телеграмма? (Это Олина телеграмма.)

– Эта телеграмма для Коли. Это чья телеграмма? (Это Колина телеграмма.)

– Эта телеграмма для Жени. Это чья телеграмма? (Это Женина телеграмма.)

Игра: "Скажи ласково".

Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.

Упражнение "Потопаем, похлопаем"

Логопед раздаёт детям индивидуальные дидактические карточки: космонавт, солнце, планета, звёзды

– Лунтик принёс картинки. Я картиночки беру и ребятам раздаю. Назовите картинки, разделите слова на части, отхлопав их.

Игра: "Подбери сравнение"

Синий лед похож на (стекло…)

Густой туман - …

Пушистые облака - …

Сосулька - …

Игра:: "Составь предложения"

Логопед: У меня есть карточки, на них наборы слов, попрошу вас составить предложения.

Посадили, землю, в, зерно.

Пшеница, в, выросла, поле.

Урожай, хлеборобы, убрали.

Муку, из, смолол, зерна, мельник.

Хлеб, испекли, муки, из.

Упражнение на развитие речевого слуха. Игра: "Что лишнее?".

Логопед. – Ребята, а теперь послушайте и определите, какое слово лишнее

1.Войн, воинский, воет, война.

2. Рана, раненый, охрана, ранение.

3. Генерал, майор, автомат, полковник.

4.Снайпер, сапёр, танкист, артист.

Дидактическая игра: "Так бывает или нет".

Дети полным предложением отвечают на вопросы, заданные педагогом.

Бабочка клюет зернышки? Бабочка красиво порхает? У бабочки есть рожки? У бабочки одна ножка?

"Исправь ошибку"

Логопед: Сейчас я буду называть приметы. А вы скажите бывает это летом или нет:

- Летом холодно.

- Летом листья желтые.

-  Летом медведь спит.

- Летом ходят в шубах.

- Летом катаются на санках?

- Летом купаются и загорают.

- Летом земля покрыта снегом.

- Летом много цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологийУчитель-логопед Мятлева О.А.Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — о...

Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».Обоснование выбранной темы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ...

Проект "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Проект "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...