Логоритмические упражнения для детей 5-6 лет
материал по логопедии (старшая группа)

Целью логоритмических упражнений является преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические упражнения для детей 5-6 лет

Целью логоритмических упражнений является преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

ЗАНЯТИЕ 1 .

«ОСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ»

1. КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ «ПОГРЕЕМСЯ»

Сильный мороз вдох через нос, шумный выдох

Заморозил наш нос в ладошку, которой прикрыто лицо.

Носик погреем,

Подышим скорее.

Отогрели нос, глубокий вдох ч/нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю

А подбородок замерз. длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.

Ладошки погреем выдох на ладошки, произнося слог «фа»

Дышим веселее!

Мерзнут ножки наши? дети выполняют приседания, произнося слог «ух».

Весело попляшем!

2. ПЕСНЯ «ЛИСТОЧКИ»

Листья осени тихо кружатся, Качают руками над головой вправо, влево;

Листья под ноги нам тихо ложатся. Приседают;

И под ногами шуршат, шелестят, водят руками по полу вправо, влево;

Будто опять закружиться хотят.

И под ногами шуршат, шелестят, Встают, водят руками ↑и↓по очереди и

глазами следят за движением;

будто опять закружиться хотят. Кружатся.

На проигрыш бегут по кругу и в конце «собираются в букет».

3. РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА «КАПЛИ»

Капля раз, капля два, Дети хлопают по коленям целыми длительностями

Капли медленно сперва. Хлопают в ладоши половинными.

Потом стали поспевать, Ударяют пальцами по ладони другой руки

Капля каплю догонять, четвертными.

4. КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ТУЧА»

Дети бегают по залу под тихие звуки польки. Под громкую музыку дети быстро встают в круг, берутся за руки и двигаются приставным боковым шагом вправо под песню.

Туча, ты туча!

Спустись пониже!

Чем туча ниже,

Тем земля ближе.

Бах! Резко приседают.

И попрыгали из тучи

Гномы – капельки воды.

Водяные молоточки

Не забыли взять они,

Поскакали по дорожкам,

Застучали в барабан.

Скачет дождик, пляшет дождик,

Стало мокро тут и там.

ЗАНЯТИЕ 2.

«СПОР ОВОЩЕЙ»

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ « НА ОГОРОДЕ»

1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ…»

Хозяйка однажды с базара пришла, «Шагают» пальчиками по столу.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику на слово

Петрушку и свеклу. на обеих руках

Ох!.. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе — попеременные удары кулачками и ладонями

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают пальчики на обеих руках

Петрушка иль свекла?

Ох! Хлопок.

Хозяйка тем временем ножик взяла Стучат ребром каждой ладони по столу

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, загибают пальчики

Петрушку и свеклу.

Ох! Хлопок!

Накрытые крышкой, в душном горшке Ладони склад. крест-накрест на столе

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох, загибают пальчики

Петрушка и свекла.

Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался не плох!

2. РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАПЛИ»

Капля раз, капля два, Дети хлопают по коленям целыми длительностями

Капли медленно сперва. Хлопают в ладоши половинными.

Потом стали поспевать, Ударяют пальцами по ладони другой руки

Капля каплю догонять, четвертными.

3. Массаж «КАПУСТА»

Мы капусту рубим, рубим. Стучат по спине ребрами ладоней.

Мы морковку трём, трём. Гладят спину пальцами вверх-вниз

Мы капусту солим, солим. «Бегают пальчиками по спине.

Мы капусту жмём, жмём. «Жмут»

Сок капустный пьём, пьём. Гладят спину.

4. ПЕСНЯ «ЛИСТОЧКИ»

Листья осени тихо кружатся, Качают руками над головой вправо, влево;

Листья под ноги нам тихо ложатся. Приседают;

И под ногами шуршат, шелестят, водят руками по полу вправо, влево;

Будто опять закружиться хотят.

И под ногами шуршат, шелестят, Встают, водят руками ↑и↓по очереди и

глазами следят за движением;

будто опять закружиться хотят. Кружатся.

На проигрыш бегут по кругу и в конце «собираются в букет».

5 КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ПИРОЖКИ»

Испекли мы пирожки Дети стоят в кругу и «лепят» пирожки

С разною начинкой:

С капустой пирог, Дети передают «пирожок» друг другу в руки, называя

С морковкой пирог, начинку, стараясь не повторяться.

Со свеклой пирог…

6. СЛУШАНИЕ. Педагог предлагает детям отдохнуть. Звучит пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года»), дети слушают ее с закрытыми глазами.

ЗАНЯТИЕ 3.

«В ГОСТЯХ У ЛЕСОВИЧКА»

Педагог загадывает детям загадку:

Я загадаю вам загадку, вы тихо мне ответите,

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем. ( Лес)

Предлагает отправиться в лес за грибами.

1. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «ПРОГУЛКА В ЛЕС»

В лес отправимся гулять, Дети маршируют

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками»

На носочки встали

И к лесу побежали. Бегут на носках

Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешаг.через «кочки»

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем. Маршируют.

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА«ГРИБОЧКИ»

Как в лесу-лесочке Руки сцеплены «в замок»

Выросли грибочки. Поднимают постепенно руки вверх.

Мы корзиночки возьмем Левая рука согнута в локте наподобие корзинки,

И грибочки соберем: правой рукой «собирают в корзинку грибы».

На лесной опушке Загибают на левой руке пальцы по одному.

Красуется волнушка,

На пеньке – опята,

Дружные ребята.

А в траве – лисички,

Рыжие сестрички.

Подбоченившись стоит

Под березкой боровик.

Ну а груздь на крепкой ножке

Так и просится в лукошко!

3.УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЕМПА И РИТМА

(под детскую польку Жилинского «Танец грибов»).

Педагог

l-я часть музыки («Выросли грибы»).

2-я часть музыки.

Повтор l-й части.

Повтор 2-й части.

Повтор l-й части («Грибы спрятались»).

Дети

На сильные доли каждого такта по

очереди поднимаются из положения на

корточках.

Кружатся топающим шагом

Взявшись за руки «лодочкой»,

покачиваются, преступая с ноги на

ногу.

Прижимаются спинами друг дpyгy,

руки опущены вниз и сцеплены,

кружатся топающим шагом.

На сильные доли каждого такта

садятся на корточки.

4. ПЕСНЯ «ЛИСТОЧКИ»

Листья осени тихо кружатся, Качают руками над головой вправо, влево;

Листья под ноги нам тихо ложатся. Приседают;

И под ногами шуршат, шелестят, водят руками по полу вправо, влево;

Будто опять закружиться хотят.

И под ногами шуршат, шелестят, Встают, водят руками ↑и↓по очереди и

глазами следят за движением;

будто опять закружиться хотят. Кружатся.

На проигрыш бегут по кругу и в конце «собираются в букет».

5. УПРАЖНЕНИЕ «ЭХО»

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).

Кричу в лесу:

— А-а-а-у-у-у! Переход от звука [а] внизу к звуку [у] вверху.

А мне в ответ:

— А-а-а-у-у-у!

Опять кричу:

— А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ:

— А-а-а-у-у-у!

Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы»

6. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВЕТЕРОК» НА РАЗВИТИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВЫДОХА

В центр зала ставится макет березки с прикрепленными на ниточках легкими желтыми листочками. Дети подходят к дереву и дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с втянутыми в трубочку губами.

ЗАНЯТИЕ 4.

«ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО»

(виды транспорта)

1. ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «САМОЛЕТ» НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ, РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Руки в стороны – в полет Дети бегут на носочках по кругу,

Отправляем самолет. —расставив руки в стороны

Правое крыло вперед, Поворот через правое плечо

Левое крыло вперед, Поворот через левое плечо

Полетел наш самолет. Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

2. ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ«ТЕПЛОХОД» НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ, РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

От зеленого причала — Шаг вперед, руки опущены

Оттолкнулся теплоход

Раз, два — Два шага назад

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед — Два шага вперед

Раз, два –

И поплыл, поплыл по речке.

Руки вытянуты вперед и сомкнуты –

Набирая полный ход. Движения по кругу мелкими шажками

3. ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «НА ШОССЕ»

По шоссе спешат машины. Дети бегут по кругу, держат в руках

— Ш-ш-ш! – шуршат спокойно шины. воображаемый руль.

И шипят со злом уже: Поворачиваются и бегут по кругу в

– Не спеш-ш-ши на вираже. обратную сторону.

Еж с мешком и посошком Наклоняются, чтобы спина стала круглой,

По шоссе идет пешком. левую руку кладут за спину, в правой держат

воображаемый посошок, идут медленно

по кругу .

Над ежом кружится стриж: Встают на цыпочки, машут руками, как

— Ты куда же, еж, спешишь? крыльями, бегут по кругу.

— Прямо в город, по шоссе Опять идут, изображая ежика

Тороплюсь я, как и все.

— Будь, дружок, настороже, Опять бегут в противоположную сторону,

Не спеши на вираже! изображая стрижа.

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ВЕСЕЛИТСЯ ДЕТВОРА»

Тр-р-п – машины загудели, «Заводят мотор» руками

Вж-ж-ж – колеса засвистели!

Отойди в сторонку, Грозят пальцем.

На площадке – гонки!

Обгоняет всех лисица Пальчиками прав.руки «бегут» по лев.руке

На машинке голубой,

А за нею кукла мчится, Пальчиками лев.руки «бегут» по прав.руке

Машет зрителям рукой.

Мишка в красном колпачке Стучат кулачками по коленям.

Едет на грузовичке.

Зайка тоже очень рад: Пальчиками «бегут» по телу вверх до шеи

Дали зайке самокат.

Вот и финиш. Стоп. Руки скрестили на груди, похлопали

ладошками по плечам.

Ура! Руки вверх

Веселится детвора! Хлопают в ладоши.

5. ФОНОПЕДИСКОЕ И ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ«ПАРОВОЗ ПРИВЕЗ НАС В ЛЕС»

Паровоз привез нас в лес: Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

Там полным-полно чудес. Удивленно произносить «М-м-м» на выдохе,

одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Вот идет сердитый еж: Низко наклониться, обхватив руками грудь, —

свернувшийся в клубок ежик.

Где же носик? Не поймешь. Звук и взгляд направлять соответственно по

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! Тексту

Вот веселая пчела

Детям меда принесла:

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток: Укрепление связок гортани, профилактика храпа

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок:

З-з-з! З-з-з!

Осу ослик испугал:

-Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал: Медленная ходьба, руки «крылья» поднимать на

Й-а-а-! Й-а-а! Й-а-а! вдохе, опускать со звуком.

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

— Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать, Дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

Сесть и сладко позевать.стимулируя тем самым гортанно-глоточный

аппарат и деятельность головного мозга.

6. ПЕСНЯ «МЧИТСЯ ПАРОВОЗ»

Мчится, мчится паровоз, чух-чух-чух-чух,

Слышен стук его колес, чух-чух-чух-чух,

Он колесами стучит, чух-чух-чух-чух,

И тихонечко ворчит, чух-чух-чух-чух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Основополагающий принцип проведения данных упражнений – взаимосвязь речи и движения.При выполнении логоритмических упражнений решаются следующие задачи:Развитие слухового и зрительного внимания,...

Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Речевые упражнения без музыкального сопровождения пред­ставляют особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.Такие упражнения в стихотворном варианте можно испо...

Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Речевые упражнения без музыкального сопровождения пред­ставляют особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.Такие упражнения в стихотворном варианте можно испо...

Пальчиковые логоритмические упражнения для детей 6 - 9 лет

Пальчиковые логоритмические упражнения положительно влияют на развитие речи, мелкой и общей моторики, а также развивают память, воображение и логические операции мышления.  Рекомендовано детям дл...

Логоритмические упражнения для детей дошкольного возраста.

Представлены материалы коррекционной педаггогики для работы с детьми дошкольного возраста....

Логоритмические упражнения для детей 6 - 7 лет.

Логоритмика — это исключительно самостоятельное средство для воздействия на детей с определёнными расстройствами речевого характера. Специальные упражнения в рамках программы логоритмики позволя...

«Музыкальная развивалочка» - логоритмические упражнения для детей 2-4-х лет

laquo;Музыкальная развивалочка» - логоритмические упражнения для детей 2-4-х лет Логоритмика для детей – что это такое?Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: и...