Логоритмические упражнения для детей 6 - 7 лет.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Логоритмика — это исключительно самостоятельное средство для воздействия на детей с определёнными расстройствами речевого характера. Специальные упражнения в рамках программы логоритмики позволят создать необходимую атмосферу для улучшения и сохранения как физического, так и психического здоровья дошкольников и младших школьников с проблемами речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика — это целая система упражнений для развития моторики в сочетании с определённым речевым материалом. Заниматься логоритмикой нужно с детьми, которые имеют проблемы с общим развитием речи, характеризующиеся плохой дикцией, отсутствием эмоциональности во время диалогов и монологов, неумением ставить речевые оттенки и пр.
Цели логоритмики
Известно, что между движениями и формированием произношения существует определённая связь. Чем активнее двигается маленький человек, тем более активной становится его речь. Между тем речевые упражнения, связанные с моторными движениями, способствуют стабилизации мышечного тонуса, помогают детям 6-7 лет стать более эмоционально и моторно раскрепощёнными, научиться управлять речью, мимической мускулатурой, сочетая движения с речью и придерживаясь единого ритма.
Логоритмика — это исключительно самостоятельное средство для воздействия на детей с определёнными расстройствами речевого характера. Специальные упражнения в рамках программы логоритмики позволят создать необходимую атмосферу для улучшения и сохранения как физического, так и психического здоровья дошкольников и младших школьников с проблемами речевого развития.
Требования к логоритмическим занятиям
Логоритмика для детей 6-7 лет должна отвечать ряду требований для того, чтобы быть действительно эффективной:
- занятия в жизни детей с нарушениями речи должны проводиться до обеда и не менее двух раз в неделю;
- продолжительность каждого занятия должна составлять от 20 до 25 минут с учётом возрастных норм;
- выбор материала происходит с учётом возможностей детей;
- материал подбирается и изменяется с учётом уровня сформированности двигательных навыков и особенностей активного словаря;
- занятия должны проводиться одним специалистом, в отдельных случаях допускается подключение музыкального руководителя к логопеду.
Работая со старшими дошкольниками с нарушениями речи, специалисты могут использовать упражнения, направленные на развитие ритма, темпа и моторики. Упражнения можно чередовать с играми.
Для реализации требований, перечисленных выше, используются двигательно-речевые и музыкально-двигательные средства.
Музыкально-двигательные средства
К этой категории музыкально-двигательных средств подходят разного типа упражнения. Самое простое из них — это ходьба. Во время ходьбы дети 6-7 лет учатся управлять руками и ногами. Это упражнение считается вводным и служит разминкой перед занятиями.
От одного урока к другому дети смогут изучать всё более сложные типы ходьбы. Это может быть ходьба одиночная, парами или даже группами, по прямой, по кругу или через препятствия, в одном ритме или с изменениями темпа.
Упражнения для регулирования мышечного тонуса позволяют освоить навыки управления мышцами, научить ребят расслаблять их и напрягать. Эти упражнения могут быть включены в программу сразу после ходьбы. Нужно учить детей варьировать мышечное напряжение в соответствии с громкостью или ритмом музыки, сопровождающей занятие.
Для развития дыхания у детей используют простое упражнение, подразумевающее собой выдох и постепенный вдох. Оно позволяет включить в работу дыхательные мышцы, стимулирующие развитие не только отдельных органов дыхания, но и сердечно-сосудистой системы в целом.
Ускорить развитие мелкой моторики у детей помогут занятия, направленные на совершенствование движений пальцев рук. Проводить упражнения нужно с использованием музыкального материала, со временем заменяя его речевым сопровождением, двигая пальцами в такт тексту.
Улучшить чувство ритма у детей помогут упражнения на основе хлопков, ударов в бубен и взмахов. Постепенно в занятия включают ходьбу и бег с постоянно изменяющимся темпом. Дети, страдающие нарушениями речи, могут работать над упражнениями, основанными на построениях и перестроениях, в том числе и в индивидуальном порядке.
Положительным образом на общую моторику в 6-7 лет повлияют занятия с элементами танцев, позволяющие ускорить развитие чувства ритма и улучшить координацию движений. Обычно такие упражнения построены на основе классических и народных танцев, но возможны и вариации.
Заключительными упражнениями в программе по логоритмике для детей 6-7 лет должны быть наиболее спокойные, позволяющие привести дыхание в норму. Это может быть простая ходьба или интересные и простые упражнения для улучшения координации и расслабления.
Двигательно-речевые средства логоритмики
Удачный вариант — это упражнения для развития фонационного дыхания. Такие упражнения помогают детям научиться правильно вырабатывать сильное и продолжительное дыхание с медленным выдохом. Здесь целью ставится научить детей произносить слова, а со временем даже предложения именно на выдохе.
Для развития голоса можно использовать специальные упражнения, влияющие на развитие диапазона и силы голоса. Для этого с детьми работают над произношением звуков на выдохе. Учиться контролировать силу голоса дети смогут, упражняясь с громкостью произношения гласных в соответствии с музыкальным сопровождением. Научить детей говорить с соблюдением интонаций можно будет с помощью непродолжительных музыкально-речевых фраз.
Для развития артикуляции и дикции подойдут специальные упражнения, способствующие совершенствованию артикуляционной моторики. Дети начинают выполнение упражнений с произнесения гласных шёпотом, после чего со временем подключают голос и руки для выполнения ряда движений.
Для развития координации и речи используются упражнения, не требующие от педагогов владения музыкальными инструментами. Такие упражнения хорошо впишутся не только в логоритмические занятия, но и смогут заполнить собой паузы во время занятий с логопедом. Речевой материал для работы с детьми 6-7 лет в этом случае подбирают с учётом поставленной цели.
Развивать речевое внимание также можно с помощью специальных упражнений. Обычно такие упражнения помогают детям в возрасте 6-7 лет научиться вслушиваться в инструкцию, действовать в соответствии с её пунктами. Именно слово в этом случае будет служить для детей сигналом начинать действия.
Развивать координацию слуха и голоса можно с помощью пения. Подбирая песенные упражнения для детей, нужно учитывать их голосовой диапазон. Обычно у ребят 6-7 лет — это от ре первой октавы до до второй октавы.
Развитие мелкой моторики
Известно, что речевые навыки напрямую связаны с качеством развития мелкой моторики рук у детей. Именно поэтому, работая над развитием речи у старших дошкольников и младших школьников, нужно выделить упражнения, стимулирующие развитие моторики. Это могут быть упражнения с мелкими предметами, а также с красками, мелками, глиной и мозаикой.
Занятия с предметами детям 6-7 лет с задержкой речевого развития даются не так просто. Наибольшего эффекта можно добиться, если соединить движения с речью, экспериментируя с темпом произношения.
Главный принцип задействования средств в логоритмике заключается в музыкальном сопровождении движений с правильной подборкой речевого материала. Как музыке, так и слову здесь выделяется особая роль.
Музыка влияет на эмоциональное состояние детей, помогает им разнообразить привычные упражнения и движения. В свою очередь слово позволяет работать над выполнением упражнений в стихотворной форме, что позволяет усовершенствовать ритмичность движений.
Программа логопедической ритмики в работе с детьми 6-7 лет разделяется на несколько основных этапов, каждый из которых имеет свои задачи и подразумевает использование определенного материала с особым содержанием.на старте .
По мере развития детей число упражнений, предназначенных для улучшения координации слов и движений под музыку, увеличивается. С ребятами работают, используя потешки, чистоговорки, музыкальные инструменты, позволяющие развивать творческий потенциал.
В завершение курса по логоритмике проводятся занятия для совершенствования ранее изученных музыкально-двигательных умений. Обязательно делают акцент на занятиях, позволяющих проверить уровень речевых умений. Задания на этом этапе могут быть как в игровой форме, так и с музыкальным сопровождением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
Основополагающий принцип проведения данных упражнений – взаимосвязь речи и движения.При выполнении логоритмических упражнений решаются следующие задачи:Развитие слухового и зрительного внимания,...
Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.Такие упражнения в стихотворном варианте можно испо...
Логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей, не владеющих музыкальными инструментами.Такие упражнения в стихотворном варианте можно испо...
Пальчиковые логоритмические упражнения для детей 6 - 9 лет
Пальчиковые логоритмические упражнения положительно влияют на развитие речи, мелкой и общей моторики, а также развивают память, воображение и логические операции мышления. Рекомендовано детям дл...
Логоритмические упражнения для детей дошкольного возраста.
Представлены материалы коррекционной педаггогики для работы с детьми дошкольного возраста....
«Музыкальная развивалочка» - логоритмические упражнения для детей 2-4-х лет
laquo;Музыкальная развивалочка» - логоритмические упражнения для детей 2-4-х лет Логоритмика для детей – что это такое?Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: и...
Картотека логоритмических упражнений для детей 5-7 лет с ОНР
Упражнения по логоритмике развивают фонематический слух, чёткость и правильность речи. Это система двигательных упражнений, в которых ребёнок сочетает движение с произнесением специального речевого ма...