ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР
статья по логопедии

Воблова  Светлана

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТНР

 

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

А.С. Макаренко

 

 

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико- грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей данной категории детей является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, деревьев, профессий и т.д. В речи преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи у детей с ТНР происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Дети затрудняются при словоизменении (число, род, падеж), при словообразовании (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных), при употреблении предлогов.

Эффективным средством при обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование игровых технологий.

Игровые технологии - это составная часть педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики ненова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского дошкольного образования. Ведь данный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль

игры в развитии и обучении детей. Использование игровых технологий в формировании лексико-грамматических компонентов речи у дошкольников оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным. Дети более осмысленно подходят к заданиям, легче выявляют языковые закономерности, повышается речевая активность, развивается оперативная память, логическое мышление. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, но и здоровьесбережения, социализации.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности: сюжетно- ролевые, подвижные игры, театрализованные игры, игры с предметами, дидактические, словесные.

В сюжетно-ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Развитие сюжетно-ролевой игры с неизбежностью ведет к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится связной.

 

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Игры – драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Но ведущим средством развития речи детей с ТНР являются дидактические игры, только они используются для решения всех задач речевого развития.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактическая игра - эффективное средство закрепления грамматических навыков изменения и образования слов, т.к. дает возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ благодаря своей динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:

1.            Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача.

2.            Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.

3.            Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на:

•             Игры с предметами;

•             Настольно-печатные;

•             Словесные.

Предметные игры – это игры с игрушками, мозаикой, прищепками, природным материалом. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, паззлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с по- тешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, (игры-загадки «Какое это время года?», игры-предположения «Что было бы, если бы.?», игры-дополнения и т.д.)

В настоящее время в продаже имеется большое количество дидактических игр для формирования лексико-грамматических компонентов речи. Они всем нам хорошо знакомы. Это игры, направленные:

•             на описание предметов, называние действий, признаков;

•             на словоизменение (число, род, падеж);

•             на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных;

•             на употребление предлогов.

Для расширения словаря прилагательных по лексическим темам «Фрукты», «Овощи»,

«Ягоды» очень хорошо использовать тематическое лото Л. Н. Филипповой, Н. В. Панфёровой из серии «Самые нужные игры».

В серии «Игротека речевых игр» представлены многоцелевые дидактические игры для развития речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам. Игры способствует: пополнению и активизации словаря детей, совершенствованию грамматического строя речи, развитию памяти, внимания и словесно-логического мышления.

Как известно, для того, чтобы ребёнок усвоил нужную грамматическую категорию, необходимо неоднократно упражнять его в повторении нужной словоформы. Чтобы этот процесс был для ребёнка интересен, неоднообразен, приходится искать вариативные пути решения.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания я использую в своей работе.

Пособие «Солнышко речистое»

Цель: образование относительных и притяжательных прилагательных; согласование существительного и прилагательного; согласование существительного и числительного; употребление местоимений «он, она, они, оно».

•             Игры «Приготовим сок», «Какой? Какое?» (пюре, компот, варенье, суп, салат, пирог и т.д.)

•             «Из чего сделано?» (стеклянная ваза, стол, посуда, стакан и т.д.)

•             «Он, она, они, оно»

•             «Сколько?»

•             «Чья голова?» (лапа, шея, чей хвост, чьё туловище и т.д.).

 

 

Пособие «Солнышко» (с прищепками)

Способствует расширению и активизации словаря существительных.

Для игры потребуются набор карточек- заданий и прищепки разного цвета. Карточка- задание — это круг, разделенный на шесть- восемь секторов. В каждом секторе изображена картинка. В центре круга находится основной символ, который определяет тему игры. Символ помогает детям понять задание без помощи взрослого. Например, если в центре изображена капелька, ребенок должен найти животных, для которых вода является «домом», местом обитания. Выполняя задания, ребенок отмечает нужные (то есть относящиеся к данной теме) сектора, к примеру, синими прищепками, а не относящиеся к ней— красными.

 

«Грамматические бродилки»

Грамматические бродилки помогают в игровой форме отрабатывать:

•             употребление сущ. в именительном и косвенных падежах ед. и мн. числа;

•             употребление предлогов;

•             употребление притяжательных местоимений «мой, моя, мои»;

•             согласование прилагательных с существительными;

•             согласование существительных с числительным;

•             употребление сущ. с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

Чтобы этот процесс был увлекательным и эффективным для ребёнка рекомендуется использовать мелкие игрушки (например от «Киндер сюрпризов»).

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку выбрать игрушку и прогуляться с ней по игровому полю, и даёт инструкцию, исходя из цели игры.

Игра: «Кто живёт в лесу?»

Варианты игр, инструкция:

-Назови, кто живет в лесу.

-Кого встретили в лесу?

-Кому улыбнулись в лесу?

-Кого испугались в лесу?

-От кого убежали?

-С кем подружились в лесу?

-Чем зверей мы угостим?

-Кого встретил, назови ласково.

Игра: «Мои животные» Варианты игр, инструкция:

-Кто гуляет во дворе?

-              Кого мы увидели?

-              Кто с кем гуляет во дворе?

-С кем поздороваемся?

-Кого будем угощать?

-Чем будем угощать?

-Чьи это животные?

-Какие животные?

-Кого встретил, назови ласково.

Игра: «В зоопарке»

Варианты игр, инструкция:

-Кто живет в зоопарке?

-На кого пришел посмотреть?

-С кем подружится?

-Сколько зверей в зоопарке?

-Кого будем угощать?

-Чем будем угощать зверей в зоопарке?

-Чьи это звери?

-Это звери добрые, назови их ласково.

Ещё одно универсальное дидактическое пособие, которое можно многопланово использовать при формировании лексико- грамматических компонентов речи (и не только), это Кольца (Круги) Луллия. Данное пособие можно использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях и в самостоятельной игровой деятельности детей. Универсальность игрового пособия в том, что, используя лишь несколько кругов, можно получить разные варианты игры. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания. Для игры в одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается при прокручивании второго кольца. В таких играх одной картинке первого кольца обязательно должна соответствовать одна картинка второго кольца.

 

Кольца Луллия помогают в игровой форме:

•             расширять и обогащать словарный запас;

•             отрабатывать   употребление сущ.      в именительном и косвенных падежах;

•             образовывать относительные и притяжательные прилагательные;

•             согласовывать существительное          с числительным;

•             согласовывать существительные и глаголы в числе и роде;

•             соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями «он, она, они, оно»;

•             образовывать сложные слова;

•             употреблять предлоги и т.д. Предлагаю вашему вниманию свои вари-

анты игровых упражнений.

•             «Найди, где кто живет»;

•             «Что делал, что делала, что делали?»;

•             «Образуй слово»;

•             «Чьи ноги?»;

•             «Весёлый счёт»;

•             «Маленькие слова» («Подбери к пред- логу картинку»);

•             «Назови детеныша»;

•             «С чьей ветки детки?»;

•             «Кому что нужно?» и др.

 

 

Таким образом, использование игровых технологий является наиболее эффективным методом в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции активизируют мыслительную деятельность, позволяют:

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.            Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

2.            Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.

3.            Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996.

4.            Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c.

5.            Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2014. – 40 с.

6.            Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1987.

7.            Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр при формировании лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют и...

Использование наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Применение универсальных игр на основе наглядного моделирования, которые возможно использовать в рамках любой лексической темы ...

Методическая разработка для педагогов и родителей «Использование игровых приёмов в формировании лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Формирование грамматического строя речи -это длительный и трудоёмкий процесс.В играх можно помочь ребёнку усвоить разные грамматические категории. Занятия проходят более эффективно и это помогает...

Использованию метода синквейн в формировании лексико – грамматической стороны речи у детей c общим недоразвитием речи.

Презентация практических  достиженийпрофессиональной деятельности(личного вклада в развитие образования)...

Технология использования игровых методов в формирования лексико-грамматических компонентов речи и навыков самостоятельного высказывания у дошкольников с ОНР

Данная технология применяется в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...