Использованию метода синквейн в формировании лексико – грамматической стороны речи у детей c общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Панкратова Людмила Александровна

Презентация практических  достижений
профессиональной деятельности
(личного вклада в развитие образования)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moy_sikveyn.ppt1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙНА В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ C ОНР ». Выполнила учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Панкратова Л.А. Балахна 2019 г. Презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования)

Слайд 2

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСЛОВИЯ: Поисково – исследовательская деятельность в области научных исследований методов овладения детьми лексико-грамматическим строем в группе компенсирующей направленности как вида деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций (На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ефименкова Л.Н., Жукова Н.С., Спирова Л.Ф. Акименко В.М. и др.). МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: Изучение современных методик развития лексико-грамматического строя детей с ОНР ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: Размещение результатов деятельности в сети интернет Представление опыта работы в рамках РМО

Слайд 3

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗУЧАЯ РОДНОЙ ЯЗЫК, РЕБЕНОК УСВАИВАЕТ НЕ ТОЛЬКО СЛОВА, НО И МНОЖЕСТВО ПОНЯТИЙ, МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ…» К.Д.УШИНСКИЙ ИНТЕРЕС К СЛОВУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕЧИ РАЗЛИЧНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ (Н. В. НИЩЕВА) БОЛЬШОЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ СОДЕРЖАНИЕМ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА (Л. С. ВЫГОТСКИЙ, А. В. ЗАПОРОЖЕЦ)

Слайд 4

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что новый метод: открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу учителя –логопеда; гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК; не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность; способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий; является диагностическим инструментом; даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала; носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Слайд 5

ЦЕЛЬ Создание условий для формирования лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР дошкольного возраста ЗАДАЧИ Сформировать навык у детей находить в информационном материале наиболее существенные, главные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, высказывать свое мнение. • Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. СИНКВЕЙН гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Слайд 6

Совместная деятельность на занятиях Взаимодействие с родителями Самостоятельная деятельность детей

Слайд 7

Основная адаптированная программа МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 16» Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2015 Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. –СПб.:ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2014.-704 с. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2010.-64с. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.-109с

Слайд 8

Синквейн — это пять нерифмованных строк, имеющих форму стихотворения. Слова в строках подчиняются определённым правилам. Правила составления дидактического синквейна: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Слайд 9

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ I ЭТАП При обучении составления синквейна1. уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета» тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. I I ЭТАП На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы. I I I ЭТАП Появление нового продукта -построения синквейна - мини-сочинения, где сконцентрированы знания, чувства и выражена позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.

Слайд 10

I ЭТАП Создание волшебных коробочек Совместные речевые игры:« Подбери определения», «Кто больше»«Скажи какой? какая? какое?», «Кто в домике живет?», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого»

Слайд 11

I I ЭТАП « Распространение предложений» «Снежный ком» «подбери схему к предложению», «придумай предложение по схеме» «нравиться-не нравиться» «подбери пословицу» «четвертый лишний», «назови одним словом», «расставь вещи на полки»

Слайд 12

Составление синквейна подгруппами-командами Создание своих схем-моделей для составления синквейна Составление синквейна используя схемы «Синквейн – загадка» «Синквейн наоборот»

Слайд 13

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Мастер – класс «Мой синквейн». Круглый стол «Применение дидактического синквейна в коррекции и развитии речи детей с ОНР» Создание стендовой консультации для родителей Создание выставок из созданных дома синквейнов по теме недели Помощь в создании библиотеки сочинений Игровой практикум« Развиваемся с игрой» Призентация авторских синквейнов

Слайд 14

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Составление схем к предложению друга дидактические игры Создание своих схем-моделей для составления синквейна Печатание своего синквейна

Слайд 15

ЛИТЕРАТУРА: Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2015 г. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. –СПб.:ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2014. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2010. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №4 2005г. Электронные ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-sinkvein-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov.html doshkolnik.ru/razvitie-rechi/18485.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье даются понятия о том, что такое лексика,грамматика, лексическое значение слова, грамматическое значение слова.Раскрываются этапы формирования лексики и грамматики у детей.Говорится о взаимосв...

Консультация для родителей: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Здесь представлены рекомендации родителям по формированию лексико-грамматических категорий у ребёнка старшего дошкольного возраста , а также игровые упражнения....

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...