Автоматизация звука «Л» в словах и в предложениях
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Топчиева Светлана Васильевна

Конспект подгруппового логопедического

занятия с дошкольниками старшей группы

Подготовила учитель-логопед Топчиева С. В.

Диагноз: ФФНР

Возраст 6 - 7 лет

Коррекционно-образовательные:

отрабатывать дикцию; учить детей внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Приучать детей к самостоятельности суждений;

Формировать умение правильно образовывать сложные существительные путём слияния двух основ при помощи соединительных гласных О ;

Совершенствовать грамматический строй речи - закреплять умение правильно употреблять в самостоятельной речи существительные множественного числа с разными формами слов (например человек-люди, лоб-лбы, туловище-туловища);

Продолжать учить различать понятия СЛОГ – СЛОВОСЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ;

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Помогать правильно строить сложносочинённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (сначала, а потом);

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать фонематический слух: находить слова со звуком [Л] в предложении; определять место звука в слове; развивать умение различать на слух звуки [Л] и [ЛЬ];

развивать зрительно-пространственные восприятия и представления;

развивать общую, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать трудолюбие, взаимопомощь;

совершенствовать внимание, память, мышление;

воспитывать интерес к различным видам словесно-дидактических игр;

формировать самостоятельность, инициативность, желание правильно произносить звуки речи;

воспитывать положительную мотивацию к учению.

Здоровьесберегающие:

способствовать укреплению физического здоровья ребенка;

способствовать снятию усталости и напряжения;

Предварительная работа: Дети рисовали свои портреты, лепили человечков из пластилина.

Форма организация обученияподгрупповая.

Интеграция областей«Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социализация».

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята, посмотрите, сегодня у нас гости! Они пришли посмотреть на вас, послушать и еще раз порадоваться вашим успехам. Скажу вам по секрету, сегодня вас ждут интересные игры и сюрпризы!

-Посмотрите, пожалуйста, на экран (первый слайд, на котором изображен идущий человек и идущие люди).

-Слева кого вы видите? Кто идет? Правильно, идет человек. А справа? Идут «человеки»? Можно так сказать? Это будет правильно? Нет? А как правильно? Исправьте меня, пожалуйста. Да, молодцы, правильно будет – идут люди.

-Послушайте, те звуки, которые я сейчас выделю в словах, одинаково будут звучать? (произношу слова «человек» и «люди», выделяя звуки [Л] и [ЛЬ]) Да, правильно, они звучат по-разному. В слове «человек» чья песенка звучит? (песенка большой лодки - [Л] - твёрдый звук) А в слове «люди»(песенка маленькой лодки – [ЛЬ] – мягкий звук) Молодцы, что вы умеете их различать.

II. Сообщение темы

-Но сегодня мы подробнее остановимся на твёрдом звуке [Л], будем продолжать учиться правильно произносить этот звук в словах и предложениях.

III. Ход занятия :

На экране следующий слайд (части тела человека). Рассматриваем с ребятами, называем части тела. Условия такие : если дети слышат в словах-названиях твёрдый звук [Л] - должны хлопнуть в ладоши. (голова, шея, нос, рот, лоб и т. д.)

-Ребята, назовите самое короткое слово с твёрдым звуком [Л]. Да, это лоб, молодцы! Сколько в этом слове слогов? А теперь назовите самое длинное слово (туловище).

Выясняем с детьми, сколько в каждом из этих слов слогов (выкладываем количество деталей конструктора по количеству слогов в словах и считаем их, место нахождения звука в словах, множественное число слов лоб, туловище.

Различение понятий «слог»«слово»

- А сейчас, ребята, играем в игру. Игра называется «Слово или слог». Я буду называть слова и слоги, а вы мне будете показывать руками, что я назвала. (Логопед называет, дети показывают. При произнесении слога дети показывают комбинацию из большого и указательного пальца в виде скобы. А при произнесении слова дети выставляют руки перед грудью на расстоянии 20-25 см, ладошками внутрь)

Автоматизация звука «Л» в словах

Приглашаю двоих детей в середину комнаты (Тимура и Диму) и говорю, что у всех людей есть глаза, лоб, уши, руки, ноги. Но люди не похожи друг на друга, а отличаются цветом волос, глаз; формой носа, ушей. Если у Тимура рыжие волосы, значит он по цвету волос какой? Как сказать, одним словом? Правильно, рыжеволосый. А у Димы волосы светлые. Он какой по цвету волос? Молодцы, светловолосый.

Потом приглашаю девочек (Наташу и Настю) и провожу с ними аналогичную работу.

Различение понятий «слова» и «предложения»

-А сейчас поиграем еще в одну игру. Игра называется «слово или предложение». Называю предложения или словадети показывают руками:

(Лампа, пила, кошка лакает молоко, молоток, стол, на столе лежит пенал) Дети выкладывают схему предложения «На столе лежит пенал»,считают сколько слов. Далее логопед называет предложение «Пенал лежит на столе» и просит детей подумать, подходит ли схема, которую они выложили, для этого предложения. Что не так? Что нужно изменить? Дети меняют схему предложения.

-А сейчас мы поиграем в игру «Летает-плавает-надевают-едят», внимание на экран.

Необходимо разделить предметы, изображенные на экране, на 4 группы и назвать, что? (кто) летает, плавает. Что надевают, что едят? Дети по очереди называют словосочетаниялогопед контролирует произношение звука «Л» в словах.

Автоматизация звука «Л» в предложениях

Следующий слайд - почтальон.

- Ребята, вы когда-нибудь получали письма? Нет, наверное, никто из вас писем не получал. А сегодня вы все получите письма (показываю конверты) Эти конверты необычные, адреса на них нет, видите? Но эти письма нашли своих получателей, потому что почтальоны использовали в качестве адреса ваши портреты, которые вы когда-то рисовали. И вы без труда сможете отыскать свое письмо. Ищите свои письма (дети находят, берут свои конверты и держат их в руках. Пока конверты не вскрыты, логопед объясняет детям, что раньше люди писали друг другу письма, отправляли поздравления по почте, а сейчас все это уже в прошлом, потому что есть электронная почта, и люди не пишут письма друг другу, в этом нет уже такой необходимости. А как приятно получить такое красивое письмо, и посмотреть, что написал друг или родственник. И вот сегодня мы с вами поучимся вскрывать конвертики и мы посмотрим что вам прислали.) Дети вскрывают конверты, достают оттуда картинки. Дети составляют предложения по картинкам. Приятно вам было? Сюрприз понравился? Вот эти письма вы заберете себе домой, и покажете своим родителям.

Развитие логического мышления;

Игра «Что было раньше, что было потом»

У каждого ребенка на столе лежат карточки с изображением этапов взросления человека (от грудного ребёнка до человека пожилого возраста).

Дети стрелками указывают последовательность этих этапов.

Cоставление сложносочинённого предложения, используя языковые средства для соединения их частей (сначала, а потом);

Работа с пластилином:

У детей на столах под салфетками лежат поделки, изготовленные ими заранее.

Логопед предлагает детям подойти к компьютеру и выбрать себе предмет, который они будут лепить. После этого дети садятся за столы и приступают к работе.

По окончании работы, логопед предлагает каждому ребёнку рассказать о том, что он сделал раньше, а что потом.

IV. Организация окончания занятия.

В конце занятия поощряю детей, спрашиваю, чем занимались, какие звуки учились различать, о чём говорили.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomaiztsiya_zvuka_l.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука «Л» в словах и в предложениях Учитель-логопед МДОУ детский сад №5 г. Хвалынска Топчиева Светлана Васильевна

Слайд 3

Части тела

Слайд 4

Летает Плавает Надевают Едят

Слайд 7

Игра «Исправь ошибку» Халат надел маму. На белке сидела елка. Флажок махал Павлом. Стол поставили на лампу. Стул укатился под клубок. У голубого платья есть кукла. Ладони вымыли Аллу мылом. Шёлковый галстук купил Володю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях".

Конспект рассчитан на возраст детей 6-7 лет с нарушением произношения отдельных звуков. Выполнен с использованием авторской презентации "В гостях у робота Ромы"....

«Автоматизация звука «Л» в словах, чистоговорках и предложениях» для детей подготовительной к школе группе с ЗПР.

Цель.  Закрепить правильное произношение звука. ЗадачиКоррекционно-образовательные.Автоматизация правильного произношения звука [Л] в словах,  чистоговорках  и предложе­ниях.Ут...

Автоматизация звука [Т] в словах, словосочетаниях и предложениях

Презентация «Автоматизация звука [Т] в словах, словосочетаниях и предложениях». Такие презентации мы делали еще в университете. Предложите ребенку помочь коту Тому поздравить мышонка ...