ВВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ЛОГОПЕДА ВО ВРЕМЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ
статья по логопедии

В статье рассматривается необходимость успешного и эффективного взаимодействия логопеда с семьей ребенка. Так как для достижения и конструктивной помощи, коррекционная деятельность детей ОВЗ должна быть комплексной и интегративной между педагогом и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ЛОГОПЕДА ВО ВРЕМЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ.

Анотация. В статье рассматривается необходимость успешного и эффективного взаимодействия логопеда с семьей ребенка. Так как для достижения и конструктивной помощи, коррекционная деятельность детей ОВЗ должна быть комплексной и интегративной между педагогом и родителями.

Ключевые слова: логопед, дети ОВЗ, взаимодействие логопеда и родителей, коррекционный процесс с детьми ОВЗ.

Abstract. The article discusses the need for successful and effective interaction of a speech therapist with the child's family. Since in order to achieve and constructive assistance, the correctional activities of children with disabilities must be comprehensive and integrative between the teacher and parents.

Keywords: speech therapist, children with disabilities, interaction between a speech therapist and parents, correctional process with children with disabilities.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из приоритетных задач, стоящих перед дошкольным образованием, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной (адаптированной) общеобразовательной программы ДОУ.  Взаимосвязь учителя-логопеда с семьями обучающихся, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Вовлечение семей в коррекционно-образовательную деятельность способствует оптимизации коррекционно-педагогического процесса и являются важным психолого-педагогическим условием успешной реализации «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Федеральном законе «ОБ образовании в Российской Федерации» отмечается «…первыми педагогами детей являются их родители…». Помощь родителей в коррекционно-развивающем процессе необходима. Мнение родителей важно для ребёнка, кроме этого, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребёнком. Современные реалии указывают на наличие проблемы, которая заключается том, что позиции и взгляды учителя-логопеда, педагогов на речевое развитие, обучающихся разнятся, а часто вообще полярны. Родители (законные представители), в силу индивидуальных причин, отстраняются от деятельности по исправлению нарушений речи у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Высокий процент родителей (законных представителей) проявляют формальный подход к взаимодействию, малую долю инициативы в общении.  Многие родители испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома, некоторые перекладывают свои функции воспитания и обучения на педагогов, в том числе и учителя-логопеда.

Исходя из этого, очень важно тесное сотрудничество учителя-логопеда с семьями обучающихся. Очень важно создать единое пространство для развития речи детей, так как если учитель-логопед и родители не будут взаимодействовать, то стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений по преодолению речевых нарушений детей.

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс учреждения – важнейший момент решения поставленных вопросов по коррекции речевых нарушений.

Основные направления взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья детей представлены следующими категориями: познавательное, конструктивное сотрудничество, индивидуализация, информационно-аналитическое, консультативно-информационное, коррекционно-обучающее, наглядно-информационное, досуговое, интерактивное, проектная деятельность [7, с. 17].

Познавательное направление.

Вооружение родителей (законных представителей) теоретическими специализированными знаниями о развитии речи дошкольников, о дефектах речевого развития и способов коррекции нарушений.

Конструктивное сотрудничество.

Выстраивание равноправных партнерских отношений между учителем-логопедом и родителями (законными представителями.

Индивидуализация.

Учитель-логопед ориентируется дифференцированно на каждую семью, на индивидуальные семейные факторы, такие как: образовательный уровень семьи; заинтересованность в коррекции и развитии речи ребенка; стиль общения и воспитания в семье и другие.

Информационно-аналитическое направление. 

Выявление инициативности родителей (законных представителей) в сотрудничестве, аналитика отношения семьи к нарушениям речи ребенка и значимости их коррекции, анализ качества сотрудничества, определение уровня освоения родителями (законными представителями) практических приемов коррекции речи.

Консультативно-информационное направление. 

            Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами логопедического обследования и данными педагогического мониторинга. Информирование семей об этапах коррекционно-развивающей работы и состояние речи ребенка на конкретный временной период. Активизация положительной мотивации к сотрудничеству и заинтересованности в преодолении речевых нарушений. Ознакомление родителей (законных представителей) с методами и приемами коррекционно-развивающего воздействия, дидактическими играми и развивающими пособиями.

Коррекционно-обучающее направление.

         Формирование заинтересованности и участие родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающем процессе по преодолению нарушений речевого развития. Проведение родительских логопедических тренингов и мастер-классов. Обучение родителей приемам логопедической коррекции всех компонентов языковой системы. Выработка единых требований к выполнению заданий.         

Наглядно-информационное направление. 

Создание центра развития речи, в котором демонстрируется дидактический материал, тематические выставки методической и познавательной литературы литературы, информационные буклеты и памятки для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, наглядных консультативных материалов. Оформление «Уголка логопеда» с систематичным обновлением информации.

Досуговое направление.

Подготовка и проведение совместных досуговых мероприятий, инсценировок-драматизаций, праздников, выставок. Налаживание эмоционального контакта между учителем-логопедом и родителями (законными представителями). Данное направление подразумевает как присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом в качестве зрителей, что дает им возможность оценить и проанализировать речевые возможности своего ребенка, продумать вместе с педагогом пути и методы коррекции, так и участие родителей в подготовке досуговых мероприятий, кроме. Этого совместно с ребенком стать «героем» мероприятия. 

Интерактивное направление.

Одно из инновационных и перспективных направлений в работе учителя-логопеда с родителями подразумевает использование современных педагогических технологий, основанных на принципе взаимодействия семьи и учителя-логопеда. Данное направление позволяет создать максимально комфортные условия общения учителя-логопеда и родителей (законных представителей). Данное направление позволяет вовлечь в сотрудничество абсолютно всех родителей (законных представителей).

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяют сделать просветительскую работу логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты, создание электронной библиотеки, размещение обучающей информации, создание и размещение видеоуроков, презентаций.

Проектная деятельность.

Данное направление позволяет родителям (законным представителям), детям, учителю-логопеду увидеть результат совместной деятельности, способствует эмоциональному сближению детей, родителей и специалиста. 

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет учителем-логопедом условий семейного воспитания, а родителями (законными представителями) – условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

 Цель взаимодействия в современных условиях - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, активное включение родителей. Программа направлена на взаимодействие с родителями по направлениям: педагогическая поддержка, педагогическое образование родителей, совместная деятельность педагога и родителей.

Взаимодействие с семьями обучающихся с ОВЗ, является одной является важным компонентом работы учителя-логопеда. Для предупреждения трудностей в установлении контакта с родителями (законными представителями) обучающихся, важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач коррекции, развития и воспитания [5, с. 35].

Часто родители не уделяют должного внимания необходимости коррекции с помощью логопеда. Это связано со следующими причинами:

  • родители не слышат недостатков речи своих детей:
  • не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой:
  • родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями:
  • семьи испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и так далее.

Помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно важна.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями осуществляется через основные формы работы: коллективной, индивидуальной, наглядной (традиционные и инновационные) [2, с. 57].

Все формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей ОВЗ условно можно разделить на две группы: непосредственного воздействия и опосредованного воздействия.

Непосредственное взаимодействие подразумевает формы обмена информацией между родителями непосредственно в процессе общения:

  • родительские собрания;
  • сбор анамнеза;
  • индивидуальные консультации;
  • Программа Skype позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки;
  • практикумы, мастер-классы, конференции и тому подобное.

 Опосредованное взаимодействие:

  • информационные стенды, буклеты, памятки;
  • размещение информации на сайте, обмен информацией в мессенджерах, социальных сетях интернет, использование электронной почты;
  • копилка методических рекомендаций;
  • тематические выставки развивающих дидактических пособий;
  • образцы выполнения заданий;
  • видеоуроки и презентации по лексическим темам.
  • видеокомплексы артикуляционной гимнастики,
  • видео-занятия по автоматизации звуков,
  • программа Skype позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки;
  • групповые видеозонки WhatsApp.

В ФГОС говорится, что взаимодействие с родителями должно иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Список литературы

  1. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. [Текст] / Е.П.Арнаутова.  -М., 2017. – 156 с.
  2. Бабина, Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе. [Текст] / Е.С.  Бабина. // Логопед. - 2015. - № 5. - С. 57 – 61.
  3. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду. – 2014. – №1. – С. 70–74.
  4. Богомолкина Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями / Л. В. Богомолкина, Т. В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – №2. – С. 54–56.
  5. Вренева Е. 16 вопросов логопеду: [логопед и родители] // Здоровье детей. – 2018. – №1. – С. 35–41.
  6. Давидович Л. Р. Родители и логопед – партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №6. – С. 47–50.
  7. Заваденко Н Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2016. – 42 с.
  8. Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 45–46.
  9. Мамаева В. В. Организация совместного занятия родителей и детей в подготовительной группе: вместо традиционного открытого занятия // Дошкольная педагогика. – 2016. – №4. – С. 48–50.
  10. Михнева Е. Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2016. – №4. – С. 56–60.
  11. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед. – 2007. – №6. – С. 74–78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в процессе коррекционной работы с детьми.

Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализаци...

Консультация для родителей:" «Су-Джок терапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми с ОВЗ привлекают всё большее внимание, Су-джок - одна из них,...

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...

Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»

Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»...