Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный материал для детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_konkurs.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Вопрос о причине массовой безграмотности половины учащихся школ волнует педагогов не одно десятилетие. Сейчас, в результате многолетнего общения с сотнями неуспевающих по русскому языку учащихся, стало совершенно ясно, что основная причина школьной неуспеваемости по названному предмету заключается в том, что многие дети приходят в школу, а значит и приступают к изучению грамматических правил с недостаточно сформировавшейся устной речью. У них бедный словарный запас, они неправильно употребляют предлоги, приставки и окончания слов, дефектно произносят некоторые звуки. А поскольку письменная речь – это перенесение на бумагу речи устной, то она никак не может быть умнее и правильнее той устной речи, которой обладает каждый конкретный человек. Богатый словарный запас и точное понимание смысла слов помогают учащимся быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Дети же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова не могут, поэтому хорошо выученные правила на практике они применять не могут. Если ребёнку-дошкольнику не будет оказана необходимая помощь, в формировании его устной речи, то он не сможет овладеть грамотным письмом. При этом упущения дают о себе знать на протяжении всех лет обучения в виде хронической неуспеваемости по русскому языку.
Основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что ещё до прихода в школу у них не сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможным. Что же подразумевается под такой базой? Это достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребёнком смыслового значения слов.
Актуальность.
Известно, что наглядный метод обучения в коррекционном процессе для детей с ОНР имеет неоценимое значение. Применение принципа наглядности активизирует дошкольников, возбуждает их внимание, способствует более прочному усвоению материала. С помощью наглядного материала занятия становятся ярче, результативнее. Задача педагога – вызвать эмоции и передать суть через визуальный образ, тем самым привлекая внимание воспитанника к нужному объекту.
Инфографика создаётся педагогом для решения образовательных задач, в первую очередь – для привлечения внимания ребёнка к теме. Целью инфографики является донесение сложной информации до воспитанника быстрым и понятным способом. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет также познавательную роль, служит инструментом познания. Она способствует активизации зрительного восприятия детей, быстрому запоминанию нового материала и, что самое главное, длительному удержанию данного материала в памяти ребёнка.
Заключение.
Нами отмечено, что инфографика в значительной степени помогает ребёнку с ОНР овладеть наиболее сложным разделом логопедии как словообразование. Ребёнок получает возможность достаточно подготовиться к изучению тех грамматических правил, с которыми встретится в школе. При этом инфографика позволяет запомнить новый материал в лаконичной, но по объёму информации достаточно полной форме. Использование инфографики также доказывает свою эффективность в логопедической работе с педагогами и родителями.
Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем:
«Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».
Цель: оказание помощи воспитателям и родителям в организации словарной работы для детей с ОНР с помощью инфографики.
Задачи:
1. Расширить знания воспитателей и родителей о значении словарной работы для детей с ОНР.
2. Сформировать представление о разнообразии методов и приёмов словарной работы.
3. Дать представление об инфографике, как способе обучения детей с ОНР.
4. Обучить воспитателей и родителей приёмам словообразования с помощью инфографики.
Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, инфографика – 3 шт., куклы Незнайка, Буратино
Предварительная работа:
С педагогами:
- Семинар-практикум: «Дидактические игры для развития лексико-грамматических навыков ребёнка с ОНР»
С педагогами и родителями:
- Круглый стол: «Проблема речевого общения детей и родителей в домашних условиях»
С родителями:
- Раздача буклетов: «Дидактические игры для развития и активизации словаря детей»
- Папка – раскладушка «Взаимодействие ребёнка и взрослого при чтении книг».
Ход мастер-класса:
Учитель-логопед: Добрый день, друзья! Словарным запасом ребёнок начинает овладевать на втором году жизни, и к двум годам может иметь в запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Такие различия в цифрах объясняются тем, что накопление словарного запаса зависит от тех социальных условий, в которых растёт и развивается ребёнок. Одни дети постоянно слышат в речи взрослых много самых разнообразных слов и постепенно овладевают их значением, а другие в качестве образца для подражания имеют лишь самую примитивную и не всегда достаточно грамотную речь. Нередко встречаются родители-«молчуны», которые в силу своего характера вообще очень мало разговаривают как между собой, так и с другими людьми. Речь детей в таких семьях задерживается в своём развитии. Молчать родители могут где угодно, но если речь заходит о появлении ребёнка, родитель обязан с ним или в его присутствии достаточно много разговаривать.
Некоторые родители имеют обыкновение говорить небрежно и в ускоренном темпе, естественно, ребёнок будет подражать им и говорить также.
В период становления речи родителям очень важно не просто наблюдать за правильным или неправильным ходом его речевого развития, а занимать в этом отношении активную позицию, то есть максимально содействовать обогащению его словарного запаса.
Родителям должно быть известно, что запаздывание появления первых слов может считаться отклонением от нормы в усвоении словарного запаса. У детей с тяжёлым нарушением речи, слуха первые слова нередко появляются после 3-4 лет. На такой тревожный симптом следует обращать внимание. Плохо и то, что обогащение словарного запаса происходит только за счёт существительных, при полном отсутствии глаголов. Это свидетельствует о наличии у него серьёзных затруднений в овладении грамматическими нормами языка, что характерно для тяжёлых речевых расстройств. Такие дети обычно не могут построить в своей речи простое предложение, а просто перечисляют предметы. На все эти отклонения родители должны обратить самое серьёзное внимание.
Итак, как правило, нормальное речевое развитие формируется с самого рождения ребёнка. Я составила для вас вот такую инфографику, (См. инфографику №1: «Восприятие речи ребёнком от рождения до пяти лет»), которая поможет вам понять, какими методами нужно развивать речь ребёнка с самого рождения. Ребёнок слышит, запоминает, познаёт окружающий мир. В развитии речи основную роль играют родители. Они читают детям сказки, рассказывают о том или ином явлении в природе, предлагают ребёнку выполнять простые поручения, рассматривают с ребёнком картинки, беседуют на те или иные темы, отвечают на бесконечные вопросы ребёнка, заучивают стихотворения или потешки, играют в настольные игры. Ребёнок подрастает, сам общается со сверстниками, хорошо, если посещает музыкальные кружки. Таким образом, словарный запас постоянно пополняется.
Воспитатель: В детском саду на занятиях, в режимных моментах, в играх я уточняю и активизирую словарь детей. Для этого использую специальные дидактические игры, упражнения, а также инфографику.
С помощью инфографики я учу детей понимать и употреблять различные слова, составлять предложения, составлять рассказы. В данном случае я знакомлю детей с лесом и его обитателями (см. инфографику №2: «Лес и его обитатели»). Ориентируясь на изображения, дети с ОНР легко могут понять и рассказать, кто живёт в лесу, что растёт в лесу. При этом происходит активизация и обогащение словаря новыми словами, эпитетами. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, активно пользуются в речи предлогами, родственными словами. Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.
Фрагмент познавательного занятия по развитию речи (Видео):
«Лес и его обитатели»
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришёл Буратино. Он посмотрел на нашу «Волшебную» картинку и спрашивает: «Что она означает?» Давайте поможем разобраться в ней и рассказать, что там нарисовано.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как зовут волшебного человечка, который живёт в лесу?
Дети: Лесовичок!
1й ребёнок: В лесу живут дикие животные. (Воспитатель добивается от ребёнка полного ответа).
Воспитатель: Буратино, а ты знаешь, какие животные живут в лесу?
Буратино: Знаю! Собака, корова, овечка!
Воспитатель: Это правильно, ребята?
2й ребёнок: Нет! Эти животные живут рядом с человеком. Это домашние животные! А в лесу живут: лиса, заяц, медведь, волк.
3й ребёнок: В лесу растут берёзы, ели, сосны, осины.
4й ребёнок: В лесу растёт малина, земляника, черника.
5й ребёнок: В лесу живёт соловей, дятел, иволга, сова…
6й ребёнок: В лесу растут травы, которыми можно лечиться. Это мать и мачеха, валериана, зверобой, одуванчик, тысячелистник.
(Дети составляют предложения, ориентируясь на инфографику)
Воспитатель: Очень хорошо вы рассказали Буратино о лесе, ребята. Видишь, Буратино, какие у нас волшебные картинки, которые очень много могут рассказать о лесе! Молодцы, ребята!
Учитель-логопед: Я знакомлю детей со сложными словами и учу самостоятельно их образовывать. Это важно делать потому, что очень многие школьники, не подготовленные в этом отношении, не понимают самого значения сложных слов и очень простой техники образования. В русском языке имеется очень большое количество сложных слов, состоящих из двух или трёх простых слов. На примере лексической темы: «Лес» продолжаю её в словарной работе с детьми. Для этого я также использую инфографику (См. инфографику №3: «Образование сложных слов из двух простых»). Данные изображения помогают ребёнку с ОНР понять, составить сложное слово из двух простых назвать его и запомнить.
Фрагмент логопедического занятия (Видео):
«Образование сложных слов»
Учитель-логопед: Ребята, скажите, как называется машина, которая возит лес? (Демонстрирую инфографику №3)
Дети: Лес возит лесовоз. (Важно добиваться полного ответа детей).
Учитель-логопед: Где пилят лес?
Дети: Лес пилят на лесопилке.
Учитель-логопед: Кто рубит лес?
Дети: Лес рубит лесоруб.
Учитель-логопед: Где сплавляют лес?
Дети: Лес сплавляют на лесосплаве.
Учитель-логопед: Как называется полоса из леса, которая проходит вдоль полей?
Дети: Полоса из леса называется лесополоса.
Учитель-логопед: Лесорубы, лесосплавы,
Лесовозы, лесосклады,
Лесники и лесопилки
Все слова возьми в копилку!
Есть у нас лесозаводы
Лес привозят лесовозы.
Хранят его на лесоскладе.
Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете, что делают на лесосплаве? На лесосплаве лес сплавляют по реке. То есть сама река «везёт» лес туда, куда нужно человеку. Повторите: «Ле-со-сплав»! (Дети повторяют вслед за логопедом).
Ребята, посмотрите, к нам пришёл Незнайка! Он посмотрел на картинку и ничего не понял. Давайте расскажем ему, что на ней изображено. И познакомим его с новыми сложными словами.
(Дети произносят вновь называют сложные слова, ориентируясь на инфографику).
Учитель-логопед: А сейчас, уважаемые педагоги и родители, давайте мы с вами поиграем в дидактическую игру: «Подбери и назови».
Цель: активизировать словарь родственных слов;
активизировать словарь сложных слов
Правила игры: Я называю ключевое слово. Вы к нему подбираете родственные слова, сложные слова. За каждое слово вы получаете фишку. В конце игры мы посчитаем фишки и определим победителя. А победителю вручим приз, изготовленный детьми.
Учитель-логопед называет ключевые слова: «Вода», «Снег», «Земля», «Дождь», «Весна», «Голова», «Рука», «Двор», «Зверь», «Голос», «Жар», «Мороз», «Победа», «Игра», «Спорт», «Трава», «Учить», «хлеб», «Холод».
Учитель-логопед: Хочется ещё раз подчеркнуть, уважаемые друзья, что проведённая в дошкольном возрасте словарная работа поможет ребёнку привести в систему весь имеющийся у него словарный запас и окажет неоценимую помощь в деле овладения им грамотным письмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"
В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...
Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...
Мастер-класс «Утренний сбор, как форма эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя».
В группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, существуют два основных направления в работе: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем пе...
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...
Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"
Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...
Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"
Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"...